Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самовичем А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6753/2014) Товарищества собственников жилья "Минский" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.05.2014 по делу N А70-1905/2014 (судья Безиков О.А.)
по заявлению Товарищества собственников жилья "Минский" (ОГРН 1027200805983, ИНН 7202068156)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 2
об оспаривании решения N 176 от 31.01.2014
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Товарищество собственников жилья "Минский" (далее - заявитель, ТСЖ "Минский", товарищество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 2 (далее - Инспекция, налоговый орган) об оспаривании решения об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 31.01.2014 N 176 (далее - решение N 176 от 31.01.2014).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 12.05.2014 по делу N А70-1905/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что наличие статуса некоммерческой организации законодательно не предусматривает освобождения организации от налогообложения по земельному налогу.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Минский" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Податель жалобы со ссылкой на Решение Тюменской городской думы от 25.11.2005 N 259 "О положении о местных налогах города Тюмени" указал, что освобожден от налогообложения по уплате земельного налога. В связи с чем, утверждает, что уплаченный земельный налог за период 2008-2012 годов в сумме 161 142 руб. подлежит возврату, как излишне уплаченный.
До начала судебного заседания от Инспекции поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления ТСЖ "Минский", который приобщен к материалам дела.
Также от Инспекции поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не заявивших ходатайств об его отложении.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 22.01.2014 ТСЖ "Минский" обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате земельного налога излишне уплаченного за период 2008-2012 годов (л.д. 25-26).
В указанном заявлении налогоплательщик со ссылками на Решение Тюменской городской думы от 25.11.2005 N 259 "О положении о местных налогах города Тюмени" указал, что освобожден от налогообложения по уплате земельного налога. В связи с чем, просит возвратить уплаченный земельный налог за период 2008-2012 годы в сумме 161 142 руб.
Решением N 176 от 31.01.2014 Инспекцией было отказано в осуществлении возврата суммы налога в размере 161 142 руб., по причине того, что по состоянию на 29.01.2014 в карточке лицевого счета по земельному налогу отсутствует переплата. Уточненные декларации по земельному налогу (с уточнением кода льготы) не представлены (л.д. 27).
Дополнительно в указанном решении сообщалось о том, что согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Кроме того, в решении Инспекция указала заявителю о возможности проведения сверки по начисленным и перечисленным суммам налогов, сборов, пени и штрафов, а также получении акта совместной сверки расчетов.
Полагая, что решение Инспекции N 176 от 31.01.2014 не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, ТСЖ "Минский" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
12.05.2014 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано товариществом в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 вышеуказанной статьи решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункта 3 статьи 79 НК РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.
В соответствии с пунктом 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, принятие решения о возврате налога возможно только в случае наличия переплаты по налогу, пени, штрафу.
В обоснование своих требований о наличии переплаты, ТСЖ "Минский" указывает на наличие у него льготы по земельному налогу за период 2008-2012 годы, в то время как налог был фактически уплачен в полном объеме.
Однако, согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом статьи 388 НК РФ (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
В силу пункта 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В статье 395 НК РФ определены категории налогоплательщиков, которые освобождаются от налогообложения.
Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ (пункт 10 статьи 396 НК РФ).
Решением Тюменской городской Думы от 25.11.2005 N 259 (с изменениями) утверждено "Положение о местных налогах города Тюмени" (далее - Положение N 259).
Указанное Положение устанавливает местные налоги города Тюмени, определяет ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы, основания и порядок их применения, определяет порядок и сроки предоставления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на льготу и уменьшение налоговой базы по налогу, определяет порядок установления и предоставления льгот дополнительным категориям налогоплательщиков на территории города Тюмени.
В дополнение к льготам, установленным НК РФ, в статье 4 Положения N 259 также определены категории налогоплательщиков, которые освобождаются от налогообложения.
Как следует из материалов дела, в обоснование требований ТСЖ "Минский" ссылается на подпункт "д" пункта 5.1 Положения N 259, в соответствии с которым полагает, что имеет право на налоговую льготу по земельному налогу за спорные налоговые периоды.
Указанный довод подателя жалобы, судом апелляционной инстанции отклоняется, в связи со следующим.
Согласно пункту 2 Положения N 259 указанное положение о местных налогах города Тюмени введено в действие с 01.01.2006.
Подпункт "д" пункта 5.1 Положения N 259, на который ссылается заявитель, распространялся на правоотношения в ранее действующей редакции Положения N 259 до 01.01.2011.
Указанный подпункт гласил, что в дополнение к льготам, установленным НК РФ, от налогообложения освобождаются автономные некоммерческие организации, реорганизованные из учреждений, финансирование которых производилось из областного бюджета и (или) бюджета города Тюмени, а также автономные некоммерческие организации, вновь созданные органами местного самоуправления и (или) государственной власти Тюменской области, осуществляющие деятельность в сфере искусства, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, - в отношении земельных участков, занятых объектами, используемыми для оказания услуг в сфере искусства, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения.
Решением Тюменской городской Думы от 25.02.2011 N 603 подпункт "д" пункта 5.1 Положения N 259 изложен в новой редакции, действие которой распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2011, и который предусматривал налоговую льготу для автономных некоммерческих организаций государственной власти Тюменской области.
Впоследствии подпункт "д" пункта 5.1 Положения N 259 был дополнен в части освобождения от налогообложения автономные некоммерческие организации, учредителями которых выступают органы государственной власти Тюменской области и (или) органы местного самоуправления городского округа город Тюмень, являющиеся исполнителями государственного заказа Тюменской области и (или) муниципального заказа.
В действующей редакции Положения N 259 пункт 5.1 отсутствует, а налоговые льготы предусмотрены статьей 4 Положения N 259.
В пункте 1 статьи 4 Положения N 259 определены следующие категории налогоплательщиков, освобождаемых от налогообложения:
- - физические лица - в отношении земельных участков, затапливаемых паводковыми и (или) грунтовыми водами (на основании актов обследования уполномоченного отраслевого (функционального), территориального органа Администрации города Тюмени);
- - садоводческие некоммерческие объединения граждан, а также индивидуальные гаражи, гаражные кооперативы, гаражно-строительные кооперативы - в отношении земельных участков, затапливаемых паводковыми и (или) грунтовыми водами (на основании актов обследования уполномоченного отраслевого (функционального), территориального органа Администрации города Тюмени);
- - органы государственной власти Тюменской области и органы местного самоуправления;
- - автономные, бюджетные и казенные учреждения, созданные Тюменской областью и (или) муниципальным образованием городской округ город Тюмень;
- - автономные некоммерческие организации, учредителями которых выступают органы государственной власти Тюменской области и (или) органы местного самоуправления городского округа город Тюмень, являющиеся исполнителями государственного заказа Тюменской области и (или) муниципального заказа;
- - организации за земельные участки под имуществом, используемым для оказания услуг дошкольного образования;
- - организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, в отношении земельных участков под объектами жилищного фонда, находящимися на балансе данных организаций;
- - ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны.
Таким образом, Положение N 259 также предусматривает, что налогоплательщикам, имеющим в соответствии с настоящим Положением право на льготы по нескольким основаниям, льгота предоставляется только по одному из оснований по выбору налогоплательщика, согласно его письменному заявлению. Документы, подтверждающие право на льготу, включая уменьшение налоговой базы, представляются налогоплательщиками в налоговые органы по месту нахождения земельного участка в срок до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункты 7, 9 Положения N 259).
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, ТСЖ "Минский" зарегистрировано 17.06.1996 Распоряжением начальника Территориального управления Администрации города Тюмени по Центральному Административному округу N 23у (пункт 1.1. Устава ТСЖ "Минский") (л.д. 41-51).
Из Устава ТСЖ "Минский", зарегистрированного Приказом Регистрационной палаты города Тюмени N 106 от 16.06.1999, следует, что товарищество является некоммерческой организацией, объединяющей домовладельцев-собственников помещений в кондоминиуме, расположенном по адресу: г. Тюмень, ул. Харьковская, д. 59, корпус 2, ул. Харьковская, д. 57, корпус 2 и корпус 3.
Новая редакция Устава ТСЖ "Минский", утвержденного 13.06.2012 общим собранием членов товарищества, также гласит о том, что товарищество является некоммерческой организацией.
Согласно свидетельству о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия ТСЖ "Минский" форма собственности товарищества - частная, основной вид деятельности - эксплуатация жилого фонда, что соответствует коду по ОКВЭД 70.32.1, указанного в выписке из единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 5, 11-16).
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, ТСЖ "Минский" является некоммерческой организацией, которая, в силу закона, не имеет основной цели по извлечению прибыли и ее распределению между участниками товарищества.
Товарищество представляет собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме (домах) для совместного управления общим имуществом. Руководство деятельностью такого товарищества осуществляется его правлением, то есть общим собранием его членов.
А наличие только статуса некоммерческой организации, законодательно не предусматривает освобождения от налогообложения по земельному налогу.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что из анализа имеющихся в материалах дела документов, не усматривается то, что ТСЖ "Минский" являлось ранее либо является в настоящий момент автономной некоммерческой организацией, либо иным учреждением, на которых распространяется льгота по уплате земельного налога.
Доказательств того, что ТСЖ "Минский" относится к категории налогоплательщиков, перечисленных в НК РФ или Положении N 259 и освобожденных от налогообложения по земельному налогу, заявителем в материалы дела не представлено.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что льгота по уплате земельного налога не распространяется на некоммерческую организацию, осуществляющую деятельность в сфере эксплуатации жилого фонда.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции находит необоснованным довод ТСЖ "Минский" о том, что в силу норм Положения N 259, заявитель освобожден от налогообложения по земельному налогу в спорные налоговые периоды.
Поскольку материалами дела подтверждена обязанность ТСЖ "Минский" по исчислению и уплате земельного налога, следовательно, отсутствуют какие-либо основания для удовлетворения доводов заявителя.
В соответствии со статьями 65 и 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Данное положение не освобождает налогоплательщика от обязанности доказывания тех обстоятельств, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений.
Однако, доводы ТСЖ "Минский" документально не опровергают позиции налогового органа, следовательно, не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
С учетом изложенного, а также совокупности всех установленных обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отказе ТСЖ "Минский" в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Поскольку материалами дела подтверждена обязанность ТСЖ "Минский" по исчислению и уплате земельного налога, следовательно, отсутствуют какие-либо основания для удовлетворения доводов заявителя.
Доводы апелляционной жалобы являются аналогичными доводами заявления и верно оценены судом первой инстанции.
Таким образом, отказ налогового органа в осуществлении возврата суммы налога в размере 161 142 руб., в рассматриваемой ситуации является правомерным.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба ТСЖ "Минский" удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ТСЖ "Минский".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Минский" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.05.2014 по делу N А70-1905/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.10.2014 N 08АП-6753/2014 ПО ДЕЛУ N А70-1905/2014
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья); Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2014 г. N 08АП-6753/2014
Дело N А70-1905/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самовичем А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6753/2014) Товарищества собственников жилья "Минский" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.05.2014 по делу N А70-1905/2014 (судья Безиков О.А.)
по заявлению Товарищества собственников жилья "Минский" (ОГРН 1027200805983, ИНН 7202068156)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 2
об оспаривании решения N 176 от 31.01.2014
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Товарищество собственников жилья "Минский" (далее - заявитель, ТСЖ "Минский", товарищество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 2 (далее - Инспекция, налоговый орган) об оспаривании решения об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 31.01.2014 N 176 (далее - решение N 176 от 31.01.2014).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 12.05.2014 по делу N А70-1905/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что наличие статуса некоммерческой организации законодательно не предусматривает освобождения организации от налогообложения по земельному налогу.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Минский" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Податель жалобы со ссылкой на Решение Тюменской городской думы от 25.11.2005 N 259 "О положении о местных налогах города Тюмени" указал, что освобожден от налогообложения по уплате земельного налога. В связи с чем, утверждает, что уплаченный земельный налог за период 2008-2012 годов в сумме 161 142 руб. подлежит возврату, как излишне уплаченный.
До начала судебного заседания от Инспекции поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления ТСЖ "Минский", который приобщен к материалам дела.
Также от Инспекции поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не заявивших ходатайств об его отложении.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 22.01.2014 ТСЖ "Минский" обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате земельного налога излишне уплаченного за период 2008-2012 годов (л.д. 25-26).
В указанном заявлении налогоплательщик со ссылками на Решение Тюменской городской думы от 25.11.2005 N 259 "О положении о местных налогах города Тюмени" указал, что освобожден от налогообложения по уплате земельного налога. В связи с чем, просит возвратить уплаченный земельный налог за период 2008-2012 годы в сумме 161 142 руб.
Решением N 176 от 31.01.2014 Инспекцией было отказано в осуществлении возврата суммы налога в размере 161 142 руб., по причине того, что по состоянию на 29.01.2014 в карточке лицевого счета по земельному налогу отсутствует переплата. Уточненные декларации по земельному налогу (с уточнением кода льготы) не представлены (л.д. 27).
Дополнительно в указанном решении сообщалось о том, что согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Кроме того, в решении Инспекция указала заявителю о возможности проведения сверки по начисленным и перечисленным суммам налогов, сборов, пени и штрафов, а также получении акта совместной сверки расчетов.
Полагая, что решение Инспекции N 176 от 31.01.2014 не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, ТСЖ "Минский" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
12.05.2014 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано товариществом в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 вышеуказанной статьи решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункта 3 статьи 79 НК РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.
В соответствии с пунктом 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, принятие решения о возврате налога возможно только в случае наличия переплаты по налогу, пени, штрафу.
В обоснование своих требований о наличии переплаты, ТСЖ "Минский" указывает на наличие у него льготы по земельному налогу за период 2008-2012 годы, в то время как налог был фактически уплачен в полном объеме.
Однако, согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом статьи 388 НК РФ (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
В силу пункта 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В статье 395 НК РФ определены категории налогоплательщиков, которые освобождаются от налогообложения.
Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ (пункт 10 статьи 396 НК РФ).
Решением Тюменской городской Думы от 25.11.2005 N 259 (с изменениями) утверждено "Положение о местных налогах города Тюмени" (далее - Положение N 259).
Указанное Положение устанавливает местные налоги города Тюмени, определяет ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы, основания и порядок их применения, определяет порядок и сроки предоставления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на льготу и уменьшение налоговой базы по налогу, определяет порядок установления и предоставления льгот дополнительным категориям налогоплательщиков на территории города Тюмени.
В дополнение к льготам, установленным НК РФ, в статье 4 Положения N 259 также определены категории налогоплательщиков, которые освобождаются от налогообложения.
Как следует из материалов дела, в обоснование требований ТСЖ "Минский" ссылается на подпункт "д" пункта 5.1 Положения N 259, в соответствии с которым полагает, что имеет право на налоговую льготу по земельному налогу за спорные налоговые периоды.
Указанный довод подателя жалобы, судом апелляционной инстанции отклоняется, в связи со следующим.
Согласно пункту 2 Положения N 259 указанное положение о местных налогах города Тюмени введено в действие с 01.01.2006.
Подпункт "д" пункта 5.1 Положения N 259, на который ссылается заявитель, распространялся на правоотношения в ранее действующей редакции Положения N 259 до 01.01.2011.
Указанный подпункт гласил, что в дополнение к льготам, установленным НК РФ, от налогообложения освобождаются автономные некоммерческие организации, реорганизованные из учреждений, финансирование которых производилось из областного бюджета и (или) бюджета города Тюмени, а также автономные некоммерческие организации, вновь созданные органами местного самоуправления и (или) государственной власти Тюменской области, осуществляющие деятельность в сфере искусства, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, - в отношении земельных участков, занятых объектами, используемыми для оказания услуг в сфере искусства, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения.
Решением Тюменской городской Думы от 25.02.2011 N 603 подпункт "д" пункта 5.1 Положения N 259 изложен в новой редакции, действие которой распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2011, и который предусматривал налоговую льготу для автономных некоммерческих организаций государственной власти Тюменской области.
Впоследствии подпункт "д" пункта 5.1 Положения N 259 был дополнен в части освобождения от налогообложения автономные некоммерческие организации, учредителями которых выступают органы государственной власти Тюменской области и (или) органы местного самоуправления городского округа город Тюмень, являющиеся исполнителями государственного заказа Тюменской области и (или) муниципального заказа.
В действующей редакции Положения N 259 пункт 5.1 отсутствует, а налоговые льготы предусмотрены статьей 4 Положения N 259.
В пункте 1 статьи 4 Положения N 259 определены следующие категории налогоплательщиков, освобождаемых от налогообложения:
- - физические лица - в отношении земельных участков, затапливаемых паводковыми и (или) грунтовыми водами (на основании актов обследования уполномоченного отраслевого (функционального), территориального органа Администрации города Тюмени);
- - садоводческие некоммерческие объединения граждан, а также индивидуальные гаражи, гаражные кооперативы, гаражно-строительные кооперативы - в отношении земельных участков, затапливаемых паводковыми и (или) грунтовыми водами (на основании актов обследования уполномоченного отраслевого (функционального), территориального органа Администрации города Тюмени);
- - органы государственной власти Тюменской области и органы местного самоуправления;
- - автономные, бюджетные и казенные учреждения, созданные Тюменской областью и (или) муниципальным образованием городской округ город Тюмень;
- - автономные некоммерческие организации, учредителями которых выступают органы государственной власти Тюменской области и (или) органы местного самоуправления городского округа город Тюмень, являющиеся исполнителями государственного заказа Тюменской области и (или) муниципального заказа;
- - организации за земельные участки под имуществом, используемым для оказания услуг дошкольного образования;
- - организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, в отношении земельных участков под объектами жилищного фонда, находящимися на балансе данных организаций;
- - ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны.
Таким образом, Положение N 259 также предусматривает, что налогоплательщикам, имеющим в соответствии с настоящим Положением право на льготы по нескольким основаниям, льгота предоставляется только по одному из оснований по выбору налогоплательщика, согласно его письменному заявлению. Документы, подтверждающие право на льготу, включая уменьшение налоговой базы, представляются налогоплательщиками в налоговые органы по месту нахождения земельного участка в срок до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункты 7, 9 Положения N 259).
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, ТСЖ "Минский" зарегистрировано 17.06.1996 Распоряжением начальника Территориального управления Администрации города Тюмени по Центральному Административному округу N 23у (пункт 1.1. Устава ТСЖ "Минский") (л.д. 41-51).
Из Устава ТСЖ "Минский", зарегистрированного Приказом Регистрационной палаты города Тюмени N 106 от 16.06.1999, следует, что товарищество является некоммерческой организацией, объединяющей домовладельцев-собственников помещений в кондоминиуме, расположенном по адресу: г. Тюмень, ул. Харьковская, д. 59, корпус 2, ул. Харьковская, д. 57, корпус 2 и корпус 3.
Новая редакция Устава ТСЖ "Минский", утвержденного 13.06.2012 общим собранием членов товарищества, также гласит о том, что товарищество является некоммерческой организацией.
Согласно свидетельству о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия ТСЖ "Минский" форма собственности товарищества - частная, основной вид деятельности - эксплуатация жилого фонда, что соответствует коду по ОКВЭД 70.32.1, указанного в выписке из единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 5, 11-16).
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, ТСЖ "Минский" является некоммерческой организацией, которая, в силу закона, не имеет основной цели по извлечению прибыли и ее распределению между участниками товарищества.
Товарищество представляет собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме (домах) для совместного управления общим имуществом. Руководство деятельностью такого товарищества осуществляется его правлением, то есть общим собранием его членов.
А наличие только статуса некоммерческой организации, законодательно не предусматривает освобождения от налогообложения по земельному налогу.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что из анализа имеющихся в материалах дела документов, не усматривается то, что ТСЖ "Минский" являлось ранее либо является в настоящий момент автономной некоммерческой организацией, либо иным учреждением, на которых распространяется льгота по уплате земельного налога.
Доказательств того, что ТСЖ "Минский" относится к категории налогоплательщиков, перечисленных в НК РФ или Положении N 259 и освобожденных от налогообложения по земельному налогу, заявителем в материалы дела не представлено.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что льгота по уплате земельного налога не распространяется на некоммерческую организацию, осуществляющую деятельность в сфере эксплуатации жилого фонда.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции находит необоснованным довод ТСЖ "Минский" о том, что в силу норм Положения N 259, заявитель освобожден от налогообложения по земельному налогу в спорные налоговые периоды.
Поскольку материалами дела подтверждена обязанность ТСЖ "Минский" по исчислению и уплате земельного налога, следовательно, отсутствуют какие-либо основания для удовлетворения доводов заявителя.
В соответствии со статьями 65 и 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Данное положение не освобождает налогоплательщика от обязанности доказывания тех обстоятельств, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений.
Однако, доводы ТСЖ "Минский" документально не опровергают позиции налогового органа, следовательно, не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
С учетом изложенного, а также совокупности всех установленных обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отказе ТСЖ "Минский" в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Поскольку материалами дела подтверждена обязанность ТСЖ "Минский" по исчислению и уплате земельного налога, следовательно, отсутствуют какие-либо основания для удовлетворения доводов заявителя.
Доводы апелляционной жалобы являются аналогичными доводами заявления и верно оценены судом первой инстанции.
Таким образом, отказ налогового органа в осуществлении возврата суммы налога в размере 161 142 руб., в рассматриваемой ситуации является правомерным.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба ТСЖ "Минский" удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ТСЖ "Минский".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Минский" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.05.2014 по делу N А70-1905/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)