Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 24.03.2015 N Ф06-20836/2013 ПО ДЕЛУ N А55-4553/2014

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2015 г. N Ф06-20836/2013

Дело N А55-4553/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Филимонова С.А.,
при участии представителей:
- истца - Ивановой О.А. (доверенность от 12.01.2015 б/н);
- ответчика: мэрии городского округа Тольятти - Финагеева И.С. (доверенность от 11.02.2015 N 1033/1);
- третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы" - Воробьевой И.С. (доверенность от 14.08.2014 N 28),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования городского округа Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.09.2014 (судья Ануфриева А.Э.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2014 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Балакирева Е.М., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-4553/2014
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 3" городского округа Тольятти (ИНН 6323109895, ОГРН 1086320019048) к муниципальному образованию городского округа Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти (ИНН 6315800393, ОГРН 1036301078054), Правительству Самарской области, г. Самара (ИНН 6315800925, ОГРН 1066315026800) о взыскании 1 168 547 руб. 79 коп. убытков, с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы", г. Тольятти, Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 3" г.о. Тольятти (далее - ООО "УК N 3", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию (далее - МО) городской округ (далее - г.о. Тольятти), в лице мэрии г.о. Тольятти о взыскании 1 168 547 руб. 79 коп. убытков, образовавшихся в результате неполного возмещения истцу недополученных доходов в связи с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в период с 01.07.2012 по 30.06.2013.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.09.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2014, принят отказ истца от иска в части требований к Правительству Самарской области. Производство по делу в этой части прекращено. С МО г.о. Тольятти Самарской области в лице мэрии г.о. Тольятти за счет казны МО г.о. Тольятти в пользу ООО "УК N 3" взыскано 1 168 547 руб. 79 коп. убытков, а также 24 685 руб. 48 коп. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятыми судебными актами, мэрия г.о. Тольятти обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, настаивая на том, что предъявленные истцом убытки должны возмещаться за счет средств областного бюджета.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, ООО "УК N 3" по итогам проведенного конкурса по отбору управляющей организации осуществляет управление многоквартирными домами в МО г.о. Тольятти.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, ООО "УК N 3" оказывало услуги теплоснабжения гражданам, проживающим в управляемых истцом многоквартирных домах на основании договора от 03.10.2008 N 0557 с ООО "Волжские коммунальные системы" в период 2012 - июнь 2013 года.
Согласно частям 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Кодекса, рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно частям 2, 3 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Органы регулирования субъектов Российской Федерации и органы регулирования муниципальных образований в рамках соответствующих предельных индексов в соответствии с пунктом 13 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса не менее чем за 1 месяц до даты окончания текущего периода их действия.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 25.11.2011 N 152 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Самарской области" (приложение N 24) для ООО "Волжские коммунальные системы" установлен тариф в размере 1298 руб. с учетом НДС за 1 Гкал на период с 01.07.2012 по 31.08.2012, а с 01.09.2012 по 31.12 2013 в размере 1368 руб. 80 коп. с учетом НДС за 1 Гкал.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 22.11.2012 N 336 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Самарской области" для ООО "Волжские коммунальные системы" установлен тариф в размере 1368 руб. 80 коп. с учетом НДС за 1 Гкал на период с 01.01.2013 по 30.06.2013.
Объемы потребленной тепловой энергии и ее стоимость, рассчитанная по указанным тарифам, подтверждаются актами на пользование тепловой энергией за период июль 2012 года - июнь 2013 года, подписанными со стороны ресурсоснабжающей организации и управляющей организации.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 4 Закона N 210-ФЗ федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок по решению Правительства Российской Федерации, а также в определяемые им сроки устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона N 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, устанавливают предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в среднем по муниципальным образованиям.
Указанные предельные индексы и тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, должны соответствовать предельным индексам, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок.
В целях ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с Основами формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 N 708, предельный индекс устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении каждого муниципального образования на территории субъекта Российской Федерации.
В целях ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги постановлением Правительства Самарской области от 19.12.2011 N 813 "Об установлении предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям Самарской области на 2012 год" (далее - постановление Правительства Самарской области N 813) установлен предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области на 2012 год в размере I 15,0% (с 01.07.2012 по 31.12.2012).
Мэрией г.о. Тольятти принято постановление от 27.02.2012 N 545-п/1 "О введении на 2012 год ограничения на тариф по тепловой энергии, применяемый для расчета платы граждан за услуги по отоплению", которым предусмотрено управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным и иным специализированным потребительским кооперативам в 2012 году производить расчеты с населением за коммунальные услуги с соблюдением предельного индекса роста платежей граждан, установленного для г.о. Тольятти постановлением Правительства Самарской области N 813.
В случае превышения предельного индекса роста платежей граждан за коммунальные услуги в целях приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами ввести ограничения на тариф по тепловой энергии, применяемый для расчета платы граждан за услуги по отоплению, установив его в размере 895 руб. 50 коп. за 1 Гкал (с учетом НДС) (с 01.01.2012 по 30.06.2012).
В целях соблюдения предельного индекса роста платежей граждан за коммунальные услуги, установленного постановлением Правительства Самарской области N 813, исполнения постановления Правительства Самарской области от 24.10.2010 N 608 "Об утверждении порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области" (далее - постановление Правительства Самарской области N 608) и полномочий мэрии по вопросам организации в границах г.о. Тольятти электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, в соответствии с Уставом г.о. Тольятти, мэрией г.о. Тольятти принято постановление от 06.03.2013 N 686-п/1 "Об установлении предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2013 год", которым установлен предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальную услугу отопления по г.о. Тольятти с 01.01.2013 по 30.06.2013 в размере 100%.
В обоснование исковых требований истец указал, что исходя из данных величин (тарифов), с учетом предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги производил во втором полугодии 2012 года и первом полугодии 2013 года начисление населению платы за теплоснабжение. Истец не мог применить при расчете платы граждан тарифы на теплоснабжение (отопление) установленные регулирующим органом - Министерством энергетики и ЖКХ Самарской области для ООО "Волжские коммунальные системы".
С учетом обстоятельств дела и руководствуясь положениями статей 15, 1064, 126, 215, 125, 1069, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), обосновано удовлетворил заявленные исковые требования и взыскал сумму убытков в размере 1 168 547 руб. 79 коп., исходя из следующего.
Довод ответчика об отсутствии подтвержденного расчета опровергается материалами дела, поскольку при начислении и взимании платы с населения за услуги теплоснабжения во втором полугодии 2012 года истец руководствовался льготными тарифами, установленными для населения постановлением мэрии г.о.Тольятти от 27.02.2012 N 545-п/1, а в первом полугодии в постановлении от 06.03.2013 N 686-п/1 с учетом предельного индекса, установленного постановлением Правительства Самарской области N 813, что подтверждено ведомостями начисления, корректировочными ведомостями по предельному начислению за коммунальную услугу отдельно по каждому жилому дому и каждой квартире. При этом объем потребленного энергоресурса определен по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленным постановлением мэра г.о. Тольятти от 28.11.2007 N 3815-1/п.
При этом, как установлено судами, разница в тарифах на теплоснабжение, установленных Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области для ООО Волжские коммунальные системы", и платой за коммунальные услуги, утвержденной для населения, за второе полугодие 2012 года составляет 682 120 руб. 50 коп., за 1 полугодие 2013 года - 778 804 руб. 93 коп., а всего за период июль 2012 года - июнь 2013 года составляет 1 470 925 руб. 43 коп.
Указанную сумму межтарифной разницы между экономически обоснованными тарифами на теплоснабжение, установленными для ресурсоснабжающей организации регулирующим органом, и тарифами (ставками платы) на данную коммунальную услугу, начисляемыми истцом населению по тарифам, утвержденным ответчиком, истец считает своими убытками.
При этом, как указывает истец, при определении цены иска в размере 1 168 547 руб. 79 коп., им учтена экономия по другим видам коммунальных услуг, в связи с чем заявленная цена иска меньше, чем собственно недополученные доходы в связи с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на теплоснабжение, и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Учитывая, что арбитражный суд не может выйти за рамки заявленных требований, суд правомерно рассмотрел иск в заявленных пределах.
В соответствии с подпунктами 1, 6 и 7 пункта 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи, в частности: определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей; устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Порядок пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области был установлен в Самарской области постановлением Правительства Самарской области N 608, в соответствии с которым пересмотр размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований, если фактический рост размера платы граждан за коммунальные услуги превышает установленный предельный индекс для соответствующего муниципального образования.
Согласно пунктам 4.1, 4.2 постановления Правительства Самарской области N 608 формирование средств на компенсацию расходов в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами производится за счет средств местных бюджетов.
Разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной в соответствии со статьей 157 ЖК РФ, и платой, приведенной органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствие с установленными предельными индексами, возмещается в виде субсидий товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям органом местного самоуправления муниципального образования.
Доводы ответчика о том, что истец не должен был применять предельные размеры платы, с учетом предельного индекса за коммунальную услугу, поскольку постановление мэрии г.о. Тольятти от 06.03.2013 N 686-п/1 принято с нарушением компетенции и является недействительным, правомерно не приняты судами.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 24.05.2013 по делу N 2-2457/13 по иску прокурора г. Тольятти о признании противоречащим Федеральному закону постановления мэрии г.о. Тольятти от 06.03.2013 N 686-п/1, в иске отказано.
Названным судебным решением, имеющим преюдициальное значение в силу статьи 69 АПК РФ, дана правовая оценка постановлению мэрии г.о. Тольятти от 06.03.2013 N 686-п/1 "Об установлении предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2013 год", и установлено, установлено, что данное постановление принято в соответствии с пунктом 5 статьи 20 Закона N 131-ФЗ, а именно в рамках реализации права органов местного самоуправления на предоставление отдельным категориям граждан дополнительных мер социальной поддержки, вне зависимости от наличия данного права в федеральных законах.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно указал, что поскольку нормативными актами муниципального образования в пределах своей компетенции установлен предельный размер платы за коммунальную услугу для населения, обязанность возместить потери управляющей организации в виде межтарифной разницы, должна быть возложена на орган местного самоуправления.
В соответствии со статьями 84, 85, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования возникают, в том числе в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, муниципальных правовых актов.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в силу прямого указания нормативных правовых актов орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа был обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" также разъяснено, что по общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 15.09.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2014 по делу N А55-4553/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА

Судьи
Г.Н.МАХМУТОВА
С.А.ФИЛИМОНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)