Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.03.2015 N 11АП-1947/2015 ПО ДЕЛУ N А49-9793/2014

Разделы:
Перевод жилого помещения в нежилое; Жилищное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2015 г. по делу N А49-9793/2014


Резолютивная часть постановления объявлена: 11 марта 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 18 марта 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Корнилова А.Б., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Гусев О.Л., доверенность от 13 августа 2014 г.,
от ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Савинкова Дмитрия Вадимовича на решение Арбитражного суда Пензенской области от 30 декабря 2014 г. по делу N А49-9793/2014 (судья Голованова Н.В.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Савинкова Дмитрия Вадимовича (ИНН 583500307135, ОГРН 314583523000079), г. Пенза
к администрации города Пензы, г. Пенза,
о признании незаконными решения и бездействия,

установил:

Индивидуальный предприниматель Савинков Дмитрий Вадимович (далее заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением, с уточнениями предмета заявленного требования, принятого судом первой инстанции) к Администрации г. Пензы (далее ответчик) о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в несоставлении и невыдаче заявителю акта приемочной комиссии о завершении работ по переустройству нежилого помещения квартиры N 1 в жилом доме N 8 по проспекту Строителей в аптечный пункт; о признании незаконным отказа ответчика в утверждении акта приемочной комиссии, выраженного в письме от 19.06.2014 г. N 2-04р-437; о возложении на ответчика обязанности составить и утвердить акт приемочной комиссии о завершении работ по переустройству нежилого помещения квартиры N 1 в жилом доме N 8 по Проспекту Строителей в аптечный пункт.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 30 декабря 2014 г. по делу N А49-9793/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Савинков Дмитрий Вадимович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 18.08.2014 г., о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером 314583523000079, что подтверждается свидетельством серии 58 N 002081264 и выпиской из ЕГРИП.
Как следует из материалов дела, Савинкову Д.В. принадлежит на праве собственности квартира N 1, состоящая из двух жилых комнат, общей площадью 51,4 кв. м, расположенная на первом этаже жилого дома N 8 по проспекту Строителей в городе Пензе, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.07.2002 серии 58 КТ N 139059 и выпиской из ЕГРП от 24.04.2014 г.
Являясь собственником вышеуказанной квартиры, Савинков Д.В. 03.06.2014 г. обратился в Администрацию города Пензы с заявлением об утверждении акта приемочной комиссии о завершении переустройства и перепланировки, и иных работ переводимого помещения по адресу: г. Пенза, проспект Строителей, д. 8, кв. 1 с приложенными согласно описи документами. Указанное заявление зарегистрировано в Администрации города Пензы 03.06.2014 за N 2-04Р-437.
Письмом Администрации города Пензы от 19.06.2014 г. N 2-04Р-437 на обращение заявителя по вопросу об утверждении акта приемочной комиссии о завершении переустройства и перепланировки, и иных работ переводимого помещения было сообщено, что к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 14 Положения о порядке перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые на территории г. Пензы, утвержденного постановлением Администрации города Пензы от 09.03.2010 г. N 214. В частности, было указано, что в приложенном пакете документов отсутствуют решение о переводе в отношении собственника переводимого помещения, акт приемочной комиссии, подписанный всеми членами за исключением председателя и заместителя председателя комиссии. Руководствуясь пунктом 16 вышеназванного Положения заявителю отказано в утверждении акта приемочной комиссии о завершении переустройства и/или перепланировки и/или иных работ переводимого помещения, расположенного по адресу: г. Пенза, проспект Строителей, д. 8, кв. 1.
Данное письмо подписано Рыжовым Е.А., исполняющим обязанности первого заместителя главы администрации на основании распоряжения главы администрации города от 17.06.2014 г. N 142р.
В силу положений статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.
Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
Нормами главы 3 ст. ст. 22 - 24 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены условия, порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и случаи, при которых допускается отказ в переводе жилого помещения в нежилое.
В соответствии с положениями статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1).
В силу части 1 статьи 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно статьям 19, 29, пункту 1.26 статьи 33 Устава города Пензы, принятого Решением Пензенской городской Думы N 130-12/4 от 30.06.2005 г., Администрация города Пензы является органом местного самоуправления, в компетенцию которого входит осуществление перевода жилых помещений в нежилые.
В соответствии с Уставом города Пензы (подпункт 1 пункта 2 статьи 32.1) и Положением о порядке перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения на территории г. Пензы, утвержденного постановлением Администрации N 214 от 09.03.2010 г., решение о переводе жилого помещения в нежилое помещение или об отказе в переводе принимается в виде приказа первого заместителя главы администрации по земельным и градостроительным вопросам.
В силу части 2 статья 23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Согласно части 3 названной нормы ЖК РФ орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 23 ЖК РФ решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя.
Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений (часть 5 статьи 23 ЖК РФ).
Согласно части 6 названной нормы ЖК РФ в случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ (часть 7 статьи 23 ЖК РФ).
В силу части 8 статьи 23 ЖК РФ если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе.
В соответствии с частью 9 статьи 23 ЖК РФ завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.
Аналогичные требования установлены разделом 2 Положения о порядке перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые на территории г. Пензы, утвержденного постановлением Администрации города Пензы от 9 марта 2010 года N 214.
Заявитель полагает, что на основании части 9 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, он имеет право на получение акта приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений, так как принадлежащая ему на праве собственности квартира ранее уже была переведена из жилого помещения в нежилое согласно постановлению Правительства Пензенской области от 31.07.2003 N 331-пП.
В соответствии с ранее действовавшим постановлением Губернатора - Председателя Правительства Пензенской области от 13.07.1998 N 166 "О порядке перевода жилых домов и жилых помещений в нежилые" перевод жилых домов и жилых помещений в нежилые на всей территории Пензенской области, независимо от видов жилищного фонда, кроме муниципального, осуществлялся по решению Правительства Пензенской области (пункт 1). Вышеназванным постановлением утверждено Положение о порядке перевода жилых домов и жилых помещений в нежилые (далее-ПоложениеN 166).
Согласно пункту 2.1 Положения N 166 граждане или юридические лица, независимо от организационно-правовой формы собственности, желающие по обоснованным причинам использовать принадлежащие им жилых домов или жилые помещения по иному функциональному назначению, обращаются с заявлением к главам администраций административно-территориальных образований, на территории которых находятся указанные жилые дома или нежилые помещения.
К заявлению, содержащему обоснованную просьбу рассмотреть возможность перевода жилого дома или жилого помещения в нежилое, прилагается пакет основных документов, необходимых для принятия предварительного решения: правоустанавливающие документы на жилой дом или жилое помещение и документы, подтверждающие наличие жилья у семьи заявителя; схема перепланировки помещений и изменений генплана участка, прилегающего к жилому дому или жилому помещению; технический паспорт жилого дома или жилого помещения; согласование с балансодержателем и нотариально заверенные согласия жильцов сопредельных квартир (помещений); техническое заключение о состоянии несущих конструкций, составленное организацией или физическими лицами, имеющими соответствующие лицензии на данный вид деятельности; пояснительная записка о намерениях использования помещения с описанием характера деятельности.
Межведомственная комиссия вправе дополнить объем материалов, входящих в пакет документов, исходя из достаточности его для принятия обоснованного решения.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения N 166 глава администрации рассматривает заявление и направляет его с пакетом документов в соответствующую межведомственную комиссию для подготовки сводного технического заключения и акта о возможности (невозможности) перевода жилого дома или жилого помещения в нежилое.
Председатель межведомственной комиссии дает поручение соответствующему органу архитектуры и градостроительства города (района области) на основе заключений, предложений, мнений членов комиссии подготовить сводное заключение межведомственной комиссии с оформлением акта.
Сводное техническое заключение и акт межведомственной комиссии о возможности перевода жилого дома или жилого помещения в нежилое утверждается главой администрации, при которой создана межведомственная комиссия (п. 2.3).
Согласно пунктам 2.4, 2.5, 2.6 Положения N 166 глава администрации на основе утвержденного положительного заключения межведомственной комиссии и акта дает поручение органу архитектуры и градостроительства подготовить обращение в Правительство Пензенской области о переводе жилого дома или жилого помещения в нежилое. Обращение, со всеми документами, заключениями и согласованиями, связанными с переводом жилого помещения (дома) в нежилое, направляется в Главное управление архитектуры и градостроительства Правительства Пензенской области для рассмотрения на предмет соответствия принятых решений требованиям действующего законодательства в области архитектуры и градостроительства. При отсутствии замечаний Главное управление архитектуры и градостроительства области готовит проект постановления Губернатора - Председателя Правительства Пензенской области о разрешении перевода жилого дома или жилого помещения в нежилое.
Как следует из материалов дела, согласно пункту 1 постановления Правительства Пензенской области от 31.07.2003 N 331-пП "О переводе жилых помещений в нежилые" Правительство Пензенской области в соответствии с Законом Пензенской области от 03.06.2003 N 487-ЗПО постановило: перевести жилые помещения в нежилые, а именно: жилую квартиру N 1 жилого дома N 8 по пр.Строителей в г. Пензе, принадлежащую Савинкову Дмитрию Вадимовичу, в нежилой фонд для реконструкции ее в помещение аптечного пункта согласно представленным документам (приложение N 2 на 18 листах).
При этом в пункте 2 названного постановления перечислены действия, которые необходимо совершить собственникам помещений, указанным в пункте 1 настоящего постановления: обратиться в орган архитектуры соответствующего муниципального образования, на территории которого находится объект, с заявлением о подготовке архитектурно-планировочного задания (далее-АПЗ) на реконструкцию жилого дома или жилой квартиры под указанное в настоящем постановлении функциональное назначение; заказать в соответствии с АПЗ, утвержденным начальником Главного управления архитектуры и градостроительства Пензенской области, проектную документацию, согласовать ее и утвердить в установленном порядке; получить на основании согласованной и утвержденной проектной документации разрешение на производство строительно-монтажных работ в инспекции государственного архитектурно-строительного надзора Главного управления архитектуры и градостроительства Пензенской области; сдать объект реконструкции в эксплуатацию в установленном порядке; зарегистрировать право на недвижимое имущество с указанием измененного функционального назначения помещения, разрешенного настоящим постановлением.
Как усматривается из материалов дела, все документы, необходимые для подготовки проекта постановления Губернатора - Председателя Правительства Пензенской области о разрешении перевода жилого помещения в нежилое, были представлены Савинковым Д.В. в соответствии с Положением о порядке перевода жилых домов и жилых помещений в нежилые, утвержденным постановлением Губернатора - Председателя Правительства Пензенской области от 13.07.1998 N 166.
Вместе с тем, на момент издания постановления Правительства Пензенской области от 31.07.2003 N 331-пП "О переводе жилых помещений в нежилые" постановление Губернатора - Председателя Правительства Пензенской области от 13.07.1998 N 166 утратило силу в связи с изданием постановления Губернатора - Председателя Правительства Пензенской области от 17.02.2003 N 67.
На момент издания постановления Правительства Пензенской области от 31.07.2003 N 331-пП "О переводе жилых помещений в нежилые" действовал Закон Пензенской области от 03.06.2003 N 487-ЗПО "О порядке перевода жилых домов и жилых помещений в нежилые на территории Пензенской области", в силу статьи 1 которого, действие названного закона распространяется на отношения, возникающие при осуществлении перевода в нежилой фонд жилых домов и жилых помещений, находящихся в частной, государственной и муниципальной собственности на территории Пензенской области.
Согласно требованиям статьи 5 Закона Пензенской области 03.06.2003 N 487-ЗПО на основании постановления Правительства Пензенской области о переводе жилого дома или жилого помещения в нежилое орган архитектуры и градостроительства соответствующего муниципального образования, на территории которого находится объект, по заявлению собственника помещения в месячный срок готовит архитектурно-планировочное задание (далее - АПЗ) на реконструкцию жилого дома (жилого помещения) под определенное функциональное назначение. В соответствии с АПЗ, которое утверждается начальником Главного управления архитектуры и градостроительства Пензенской области, разрабатывается, согласовывается и утверждается проектная документация.
В соответствии со статьей 6 Закона Пензенской области 03.06.2003 N 487-ЗПО на основе согласованной и утвержденной проектной документации по заявлению собственника объекта инспекция государственного архитектурно-строительного надзора Главного управления архитектуры и градостроительства Пензенской области выдает разрешение на производство строительно-монтажных работ по изменению функционального назначения помещения.
Приемка объекта реконструкции в эксплуатацию, государственная регистрация права на недвижимое имущество осуществляются в порядке, установленном действующим законодательством.
Жилое помещение считается переведенным в нежилое с момента государственной регистрации права на недвижимое имущество как нежилого помещения.
Осуществление определенного вида деятельности в реконструируемом помещении до приемки объекта в эксплуатацию не допускается.
Исходя из содержания вышеперечисленных правовых норм, суд считает, что в данном случае заявителем в материалы дела не представлено каких-либо доказательств того, что им были соблюдены и выполнены требования статей 5 и 6 Закона Пензенской области 03.06.2003 N 487-ЗПО, а также требования пункта 2 постановления Правительства Пензенской области от 31.07.2003 N 331-пП "О переводе жилых помещений в нежилые".
При таких обстоятельствах суд считает, перевод жилой квартиры N 1 жилого дома N 8 по проспекту Строителей в г. Пензе, принадлежащей Савинкову Д.В., в нежилой фонд для реконструкции ее в помещение аптечного пункта на условиях, содержащихся в постановлении Правительства Пензенской области от 31.07.2003 N 331-пП, завершен не был. Обратного заявителем не доказано. Более того, представитель заявителя в тексте дополнения к заявлению указывает, что в связи с длительными командировками и отсутствием денежных средств до 2006 года Савинков Д.В. действий по получению разрешительной документации не предпринимал, перепланировкой квартиры не занимался.
С учетом изложенного довод заявителя о том, что он на основании части 9 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, имеет право на получение акта приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений, так как принадлежащая ему на праве собственности квартира ранее уже была переведена из жилого помещения в нежилое согласно постановлению Правительства Пензенской области от 31.07.2003 N 331-пП, обосновано отклонен судом первой инстанции, поскольку не подтвержден материалами дела.
Как установлено судом и не отрицалось представителем заявителя, Савинков Д.В. с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое помещение в порядке, предусмотренном нормами главы 3 Жилищного кодекса Российской Федерации и Положением о порядке перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые на территории г. Пензы, утвержденным постановлением Администрации города Пензы от 09.03.2010 N 214, не обращался. Соответственно решение о переводе спорного жилого помещения в нежилое помещение, Администрацией г. Пензы не принималось.
В этой связи, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в оспариваемом отказе Администрации города Пензы в утверждении акта приемочной комиссии, выраженном в письме от 19.06.2014 N 2-04р-437, правомерно указано на отсутствие в приложенном пакете документов решения о переводе в отношении собственника переводимого помещения.
При таких обстоятельствах у Администрации г. Пензы не возникла предусмотренная пунктом 9 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по утверждении акта приемочной комиссии о завершении переустройства и перепланировки, и иных работ переводимого помещения.
Следовательно, в данном случае права заявителя оспариваемым отказом Администрации г. Пензы, не могут быть признаны нарушенными, поскольку право на утверждение акта приемочной комиссии у заявителя объективно отсутствовало по вышеперечисленным основаниям.
Соответственно отсутствует и бездействие Администрации г. Пензы, выразившееся в несоставлении и невыдаче заявителю акта приемочной комиссии о завершении работ по переустройству нежилого помещения квартиры N 1 в жилом доме N 8 по проспекту Строителей в аптечный пункт.
В силу положений части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего спора судом не установлено совокупности таких обстоятельств, в связи с чем, не имеется законных оснований для удовлетворения заявленных требований.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 30 декабря 2014 г. по делу N А49-9793/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)