Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Базановой Т.С.,
при участии:
- от заявителя ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания": Митряев О.Е., паспорт, доверенность от 06.02.2014;
- от заинтересованного лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в г. Глазове: не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в г. Глазове
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики,
принятое в порядке упрощенного производства, от 26 сентября 2014 года
по делу N А71-8731/2014, принятое судьей Кудрявцевым М.Н.,
по заявлению ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (ОГРН 1051802500023, ИНН 1835062930)
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в г. Глазове (ОГРН 1051802206389, ИНН 1835064045)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Открытое акционерное общество "Удмуртская энергосбытовая компания" г. Ижевск (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в гор. Глазове (далее - Управление) по делу об административном правонарушении от 09.07.2014 N 338. по ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 сентября 2014 года заявленные требования удовлетворены, постановление административного органа по делу об административном правонарушении от 09.07.2014 N 338 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Управление указывает на то, что собственниками многоквартирного дома выбран способ управления - управляющая организация МУП "ЖКУ МО г. Глазов", с которым расторгнут договор энергоснабжения, следовательно, заявитель нарушает требования п. 20 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, по принятию на обслуживание потребителей и предоставлению им установленной данной нормой информации, что является административным нарушением и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ.
Общество письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Присутствовавший в судебном заседании представитель общества против доводов апелляционной жалобы возражал, настаивал на законности решения суда первой инстанции, просил оставить решение в силе.
Обществом заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (ИНН 1835062930) на правопреемника ОАО "Энергосбыт Плюс" в лице Удмуртского филиала ОАО "Энергосбыт Плюс" (ИНН 5612042824).
Суд апелляционной инстанции рассмотрел ходатайство и в порядке ст. 48 АПК РФ определил ходатайство удовлетворить, произвести замену заявителя ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" на правопреемника ОАО "Энергосбыт Плюс" в лице Удмуртского филиала ОАО "Энергосбыт Плюс".
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, жители дома 1 по ул. Первомайская гор. Глазова обратились в ТО Управления Роспотребнадзора с коллективным заявлением, в котором указали, что плата за электроэнергию, потребляемую в местах общего пользования, составляет 150-200 руб. в месяц на 1 квартиру, а по их расчетам должна быть 30-40 руб. 1 кв. в месяц. Жители просили проверить правильность расчета платы за электроэнергию МОП, приложив показания общедомовых приборов учета, счета-квитанции на оплату электроэнергии, выписанные ОАО "УЭСК".
На основании счетов-извещений административным органом установлено, что при начислении платы за электроэнергию на общедомовые нужды ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" допустило нарушение требований ч. 7.1. ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По факту нарушений 19.06.2014 Управлением Роспотребнадзора по УР в отношении ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.7 КоАП РФ.
09.07.2014 по результатам рассмотрения материалов административного дела Управлением Роспотребнадзора по УР вынесено постановление N 338 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 14.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 21 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 сентября 2014 года заявленные требования удовлетворены, постановление административного органа по делу об административном правонарушении от 09.07.2014 N 338 признано незаконным и отменено.
Апелляционный суд, не усматривая оснований для изменения и отмены судебного акта, исходит из следующих мотивов.
В соответствии со ст. 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги), введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10 и частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, или иной обман потребителей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, нарушение которой вменяется вину заявителю, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Судом первой инстанции установлено, что договор между ресурсоснабжающей компанией (заявителем) и управляющей компанией расторгнут в соответствии с п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков функционирования электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.
На основании чего судом первой инстанции сделан вывод, что ОАО "УЭСК" является исполнителем коммунальной услуги электроснабжения.
Суд первой инстанции, анализируя содержание постановления, установил, что обществу в вину вменено только то, что оно выставляет счета на оплату электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН) непосредственно собственникам жилых помещений, минуя управляющую компанию, и из описания обстоятельств правонарушения не следует, что общество завышало плату путем завышения количества потребленной электроэнергии или неправильного распределения объема между потребителями, или иным способом.
Из чего судом сделан вывод, что административным органом не установлен сам факт обмана (обсчета) потребителей, которым известно, что исполнителем данной коммунальной услуги является общество; введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств товара также не установлено в постановлении.
Признавая постановление незаконным, суд первой инстанции исходил из недоказанности административным органом вины юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ, и наличия неустранимых сомнений в виновности общества, поскольку административный орган не доказал, что у заявителя имелась возможность взимать плату за электроэнергию на ОДН через управляющую компанию.
Суд апелляционной инстанции, оценив материалы дела и представленные в дело доказательства, считает выводы суда о незаконности постановления правомерными на следующих основаниях.
Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 данных Правил, т.е. как управляющая, так и ресурсоснабжающая организации. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил.
В силу пункта 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно подпункту "б" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 Правил.
В постановлении указано, что общество производит начисление и взимание платы с жильцов за электроэнергию в местах общего пользования, что не соответствует положениям ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ; в нарушение законодательно установленного порядка общество, не являясь исполнителем коммунальных услуг, необоснованно предъявляет плату за электроэнергию в местах общего пользования собственникам жилых помещений, тем самым вводит потребителей в заблуждение. В постановлении также указано на нарушение обществом пункта 48 Правил N 354.
Именно из указанных обстоятельств Управлением сделан вывод о совершении обществом правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о недоказанности состава правонарушения, поскольку описание объективной стороны правонарушения в постановлении не свидетельствует о совершении обществом таких противоправных действий, которые указаны в диспозиции ст. 14.7 КоАП РФ.
В постановлении не указано, относительно каких обстоятельств общество вводит потребителей в заблуждение, в то время как ст. 14.7 КоАП РФ предусматривает ответственность за введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги).
Как правильно отметил суд первой инстанции, иные составляющие объективной стороны правонарушения (обмеривание, обсчет, обвешивание потребителей) административным органом в оспариваемом постановлении не вменяются в вину заявителю.
В чем конкретно выразилось нарушение обществом пункта 48 Правил N 354, который предусматривает порядок расчета платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета, в постановлении не указано.
Вывод административного органа о том, что общество не является исполнителем коммунальной услуги "электроснабжение" не мотивирован в постановлении и сделан без учета положений пунктов 8, 14, подп. "б" п. 17 Правил N 354, а также без учета обстоятельств расторжения договора между заявителем и управляющей компанией.
Факт включения обществом в платежные документы платы за потребленную электроэнергию на ОДН, без исследования указанных обстоятельств, сам по себе, не образует объективную сторону правонарушения, если не доказано, что при этом произведен обман потребителей, выраженный в обмеривании, обвешивании, обсчете либо во введении потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги).
Апелляционный суд полагает, что административным органом не доказан состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ, в действиях общества по выставлению счетов за электроэнергию на ОДН.
Отсутствие (недоказанность) события, состава административного правонарушения в силу пунктов 1, 2 ч. 1 ст. 24.65 КоАП РФ являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно признал постановление от 09.07.2014 N 338 незаконным и отменил его.
Доводы Управления, изложенные в апелляционной жалобе о наличии в действиях общества состава административного правонарушения в связи с нарушением им требований п. 20 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442), апелляционный суд отклоняет, поскольку нарушение указанной нормы в вину обществу в оспариваемом постановлении не вменялось и в нем не обосновано, каким образом данное нарушение образует состав правонарушения по ст. 14.7 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 48, 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Произвести замену заявителя ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (ОГРН 1051802500023, ИНН 1835062930) на правопреемника ОАО "Энергосбыт Плюс" в лице Удмуртского филиала ОАО "Энергосбыт Плюс" (ОГРН 1055612021981, ИНН 5612042824).
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятое в порядке упрощенного производства, от 26 сентября 2014 года по делу N А71-8731/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.12.2014 N 17АП-15139/2014-АКУ ПО ДЕЛУ N А71-8731/2014
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2014 г. N 17АП-15139/2014-АКу
Дело N А71-8731/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Базановой Т.С.,
при участии:
- от заявителя ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания": Митряев О.Е., паспорт, доверенность от 06.02.2014;
- от заинтересованного лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в г. Глазове: не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в г. Глазове
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики,
принятое в порядке упрощенного производства, от 26 сентября 2014 года
по делу N А71-8731/2014, принятое судьей Кудрявцевым М.Н.,
по заявлению ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (ОГРН 1051802500023, ИНН 1835062930)
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в г. Глазове (ОГРН 1051802206389, ИНН 1835064045)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Открытое акционерное общество "Удмуртская энергосбытовая компания" г. Ижевск (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в гор. Глазове (далее - Управление) по делу об административном правонарушении от 09.07.2014 N 338. по ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 сентября 2014 года заявленные требования удовлетворены, постановление административного органа по делу об административном правонарушении от 09.07.2014 N 338 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Управление указывает на то, что собственниками многоквартирного дома выбран способ управления - управляющая организация МУП "ЖКУ МО г. Глазов", с которым расторгнут договор энергоснабжения, следовательно, заявитель нарушает требования п. 20 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, по принятию на обслуживание потребителей и предоставлению им установленной данной нормой информации, что является административным нарушением и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ.
Общество письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Присутствовавший в судебном заседании представитель общества против доводов апелляционной жалобы возражал, настаивал на законности решения суда первой инстанции, просил оставить решение в силе.
Обществом заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (ИНН 1835062930) на правопреемника ОАО "Энергосбыт Плюс" в лице Удмуртского филиала ОАО "Энергосбыт Плюс" (ИНН 5612042824).
Суд апелляционной инстанции рассмотрел ходатайство и в порядке ст. 48 АПК РФ определил ходатайство удовлетворить, произвести замену заявителя ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" на правопреемника ОАО "Энергосбыт Плюс" в лице Удмуртского филиала ОАО "Энергосбыт Плюс".
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, жители дома 1 по ул. Первомайская гор. Глазова обратились в ТО Управления Роспотребнадзора с коллективным заявлением, в котором указали, что плата за электроэнергию, потребляемую в местах общего пользования, составляет 150-200 руб. в месяц на 1 квартиру, а по их расчетам должна быть 30-40 руб. 1 кв. в месяц. Жители просили проверить правильность расчета платы за электроэнергию МОП, приложив показания общедомовых приборов учета, счета-квитанции на оплату электроэнергии, выписанные ОАО "УЭСК".
На основании счетов-извещений административным органом установлено, что при начислении платы за электроэнергию на общедомовые нужды ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" допустило нарушение требований ч. 7.1. ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По факту нарушений 19.06.2014 Управлением Роспотребнадзора по УР в отношении ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.7 КоАП РФ.
09.07.2014 по результатам рассмотрения материалов административного дела Управлением Роспотребнадзора по УР вынесено постановление N 338 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 14.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 21 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 сентября 2014 года заявленные требования удовлетворены, постановление административного органа по делу об административном правонарушении от 09.07.2014 N 338 признано незаконным и отменено.
Апелляционный суд, не усматривая оснований для изменения и отмены судебного акта, исходит из следующих мотивов.
В соответствии со ст. 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги), введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10 и частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, или иной обман потребителей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, нарушение которой вменяется вину заявителю, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Судом первой инстанции установлено, что договор между ресурсоснабжающей компанией (заявителем) и управляющей компанией расторгнут в соответствии с п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков функционирования электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.
На основании чего судом первой инстанции сделан вывод, что ОАО "УЭСК" является исполнителем коммунальной услуги электроснабжения.
Суд первой инстанции, анализируя содержание постановления, установил, что обществу в вину вменено только то, что оно выставляет счета на оплату электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН) непосредственно собственникам жилых помещений, минуя управляющую компанию, и из описания обстоятельств правонарушения не следует, что общество завышало плату путем завышения количества потребленной электроэнергии или неправильного распределения объема между потребителями, или иным способом.
Из чего судом сделан вывод, что административным органом не установлен сам факт обмана (обсчета) потребителей, которым известно, что исполнителем данной коммунальной услуги является общество; введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств товара также не установлено в постановлении.
Признавая постановление незаконным, суд первой инстанции исходил из недоказанности административным органом вины юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ, и наличия неустранимых сомнений в виновности общества, поскольку административный орган не доказал, что у заявителя имелась возможность взимать плату за электроэнергию на ОДН через управляющую компанию.
Суд апелляционной инстанции, оценив материалы дела и представленные в дело доказательства, считает выводы суда о незаконности постановления правомерными на следующих основаниях.
Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 данных Правил, т.е. как управляющая, так и ресурсоснабжающая организации. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил.
В силу пункта 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно подпункту "б" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 Правил.
В постановлении указано, что общество производит начисление и взимание платы с жильцов за электроэнергию в местах общего пользования, что не соответствует положениям ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ; в нарушение законодательно установленного порядка общество, не являясь исполнителем коммунальных услуг, необоснованно предъявляет плату за электроэнергию в местах общего пользования собственникам жилых помещений, тем самым вводит потребителей в заблуждение. В постановлении также указано на нарушение обществом пункта 48 Правил N 354.
Именно из указанных обстоятельств Управлением сделан вывод о совершении обществом правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о недоказанности состава правонарушения, поскольку описание объективной стороны правонарушения в постановлении не свидетельствует о совершении обществом таких противоправных действий, которые указаны в диспозиции ст. 14.7 КоАП РФ.
В постановлении не указано, относительно каких обстоятельств общество вводит потребителей в заблуждение, в то время как ст. 14.7 КоАП РФ предусматривает ответственность за введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги).
Как правильно отметил суд первой инстанции, иные составляющие объективной стороны правонарушения (обмеривание, обсчет, обвешивание потребителей) административным органом в оспариваемом постановлении не вменяются в вину заявителю.
В чем конкретно выразилось нарушение обществом пункта 48 Правил N 354, который предусматривает порядок расчета платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета, в постановлении не указано.
Вывод административного органа о том, что общество не является исполнителем коммунальной услуги "электроснабжение" не мотивирован в постановлении и сделан без учета положений пунктов 8, 14, подп. "б" п. 17 Правил N 354, а также без учета обстоятельств расторжения договора между заявителем и управляющей компанией.
Факт включения обществом в платежные документы платы за потребленную электроэнергию на ОДН, без исследования указанных обстоятельств, сам по себе, не образует объективную сторону правонарушения, если не доказано, что при этом произведен обман потребителей, выраженный в обмеривании, обвешивании, обсчете либо во введении потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги).
Апелляционный суд полагает, что административным органом не доказан состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ, в действиях общества по выставлению счетов за электроэнергию на ОДН.
Отсутствие (недоказанность) события, состава административного правонарушения в силу пунктов 1, 2 ч. 1 ст. 24.65 КоАП РФ являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно признал постановление от 09.07.2014 N 338 незаконным и отменил его.
Доводы Управления, изложенные в апелляционной жалобе о наличии в действиях общества состава административного правонарушения в связи с нарушением им требований п. 20 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442), апелляционный суд отклоняет, поскольку нарушение указанной нормы в вину обществу в оспариваемом постановлении не вменялось и в нем не обосновано, каким образом данное нарушение образует состав правонарушения по ст. 14.7 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 48, 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Произвести замену заявителя ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (ОГРН 1051802500023, ИНН 1835062930) на правопреемника ОАО "Энергосбыт Плюс" в лице Удмуртского филиала ОАО "Энергосбыт Плюс" (ОГРН 1055612021981, ИНН 5612042824).
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятое в порядке упрощенного производства, от 26 сентября 2014 года по делу N А71-8731/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)