Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17768/2014) ООО "УК Мастер" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.06.2014 по делу N А21-3687/2014 (судья Иванов С.А.), принятое
по заявлению ООО "УК Мастер"
к Административно-технической инспекции (служба) КО
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мастер" (далее - ООО "УК "Мастер", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Административно-технической инспекции (службы) Калининградской области (далее - инспекция, служба, административный орган, заинтересованное лицо) о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 1150 от 10 апреля 2014 года.
Решением суда первой инстанции от 02.06.2014 заявление удовлетворено частично: постановление Административно-технической инспекции (службы) Калининградской области о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 1150 от 10 апреля 2014 года Признать признано незаконным и отменено в части назначения обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Мастер" наказания в виде административного штрафа в размере, превышающем 150 000 руб.; в удовлетворении остальной части заявленных требований - отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение и недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
Инспекцией представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором она просит оставить решение без изменения.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 26 марта 2014 г. в период с 10 час. 00 мин. по 12 час. 24 мин. в ходе осмотра объектов - многоквартирных домов и контейнерных площадок, находящихся на обслуживании в ООО УК "МАСТЕР" было выявлено, что ООО "УК "МАСТЕР" по ул. Бульвар Л.Шевцовой, д. 17-25 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити); по ул. Бульвар Л.Шевцовой, д. 13-15 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити); по ул. У.Громовой, д. 11-13 "А" не установило урны у входа в подъезды; по ул. Бульвар Л.Шевцовой, д. 7 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити), придомовая территория содержится в ненадлежащем санитарном состоянии (наличие бытового мусора, веток, бутылок между гаражами), на придомовой территории допустило установку объекта малой архитектурной формы - ограждения (металлический забор) без разрешения комитета архитектуры и строительства администрации ГО "Город Калининград", на придомовой территории своевременно не произвело ремонт объектов малых архитектурных форм, их окраска (искусственные архитектурно-объемные элементы - металлические гаражи); по ул. Бульвар Л.Шевцовой, д. 5 не установило урны у входа в подъезды, на придомовой территории своевременно не произвело ремонт объектов малых архитектурных форм, их окраска (искусственные архитектурно-объемные элементы - металлические гаражи); по ул. Бульвар Л.Шевцовой, д. 41 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити); по ул. Бульвар Л.Шевцовой, д. 37-39 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити), придомовая территория содержится в ненадлежащем санитарном состоянии (наличие бытового и крупногабаритного мусора); по ул. Бульвар Л.Шевцовой, д. 44-54 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити); по ул. Бульвар Л.Шевцовой, д. 62-66 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити), на придомовой территории допустило установку объекта малой архитектурной формы - ограждения (металлический забор) без разрешения комитета архитектуры и строительства администрации ГО "Город Калининград"; по ул. Интернациональная, д. 53-57 не установило урны у входа в подъезды; по ул. Интернациональная, д. 27-31 не установило урны у входа в подъезды, придомовая территория содержится в ненадлежащем санитарном состоянии (наличие строительного мусора, отходов); по ул. У.Громовой, д. 27-37 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити); по ул. У.Громовой, д. 45-57 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити); по ул. У.Громовой, 59 "А" не обеспечило надлежащее санитарное состояние контейнерной площадки (наличие крупногабаритного и бытового мусора); по ул. У.Громовой, д. 69-75 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити), придомовая территория содержится в ненадлежащем санитарном состоянии (наличие бытового мусора стекла на детской площадке), на придомовой территории допустило установку объекта малой архитектурной формы - ограждения (металлический забор) без разрешения комитета архитектуры и строительства администрации ГО "Город Калининград"; по У.Громовой, д. 95-97 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечили бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити); по ул. Бульвар Южный, д. 2-8 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити); по ул. Бульвар Южный, д. 9-15 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити), придомовая территория содержится в ненадлежащем санитарном состоянии (наличие бытового мусора), своевременно после обрезки деревьев не организовало уборку порубочных остатков; по ул. Бульвар Южный, д. 1-7 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити); по ул. Интернациональная, д. 32-34 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити), придомовая территория содержится в ненадлежащем санитарном состоянии (наличие крупногабаритного мусора); по ул. Интернациональная, д. 3 8-40 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити), придомовая территория содержится в ненадлежащем санитарном состоянии (наличие бытового мусора); по ул. У. Громовой, д. 113 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити), придомовая территория содержится в ненадлежащем санитарном состоянии (наличие строительного мусора на зеленой зоне); по ул. У.Громовой, д. 109 не установило урны у входа в подъезды, на придомовой территории допустило установку объектов малых архитектурных форм - ограждения (металлические столбики), шлагбаума без разрешения комитета архитектуры и строительства администрации ГО "Город Калининград"; по ул. О.Кошевого, д. 36-40 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити); по ул. О.Кошевого, д. 28 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило своевременный вывоз ТБО с контейнеров для сбора ТБО (контейнера переполнены), не обеспечило надлежащее санитарное состояние территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камер мусоросборников; по ул. О.Кошевого, д. 20 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило своевременный вывоз ТБО с контейнеров для сбора ТБО (контейнера переполнены), не обеспечило надлежащее санитарное состояние территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камер мусоросборников, не обеспечило надлежащее санитарное состояние мусоропровода (шахта мусоропровода забита твердыми бытовыми отходами), чем нарушило требования пунктов 2.35, 3.6.1, 3.6.3, 3.6.3.6, 3.6.3.7, 3.6.6, 3.6.7, 3.6.7.2, 3.6.8, 3.6.8.1, 4.2, 4.2.2, 4.4, 4.10, 6.3, 6.14, 6.14.1, 7.1, 7.2, 10.1 Правил санитарного содержания и благоустройства территории ГО "город Калининград", утвержденных решением окружного Совета депутатов ГО "город Калининград" N 346 от 24 декабря 2008 года.
По данным фактам 26.03.2014 службой составлен акт фиксации выявленного административного правонарушения.
28.03.2014 в отношении Общества в отсутствие законного представителя ООО "УК МАСТЕР", извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола, был составлен протокол об административном правонарушении N 1150 по части 4 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (далее - ККоАП)
10.04.2014 должностным лицом службы вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 1150, которым ООО "УК "Мастер" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 73 ККоАП и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 350 000 рублей.
ООО "УК "Мастер", не согласившись с данным постановлением, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Решением окружного Совета депутатов ГО "город Калининград" N 346 от 24 декабря 2008 года утверждены Правила санитарного содержания и благоустройства территории ГО "город Калининград" (далее Правила), являющиеся нормативным правовым актом, устанавливающим единый порядок благоустройства, обеспечения чистоты и порядка, санитарного содержания, охраны зеленых насаждений на территории ГО "город Калининград", и обязательные для всех предприятий, объединений, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с Правилами, Уборка городских территорий осуществляется ежедневно. Уборка в летний период должна заканчиваться к 07:00 часам при соблюдении санитарных норм по уровню шума. Кроме того, выполняются работы по дополнительной уборке городских территорий (п. 3.6.1).
Уборка и содержание объектов благоустройства, расположенных на основных территориях, производятся собственными силами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо по договору со специализированными организациями (п. 3.6.2).
В соответствии с п. п. 3.6.3, 3.6.3.7 Правил на основных и прилегающих территориях юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны производить своевременно уборку, сгребание листвы, окос газонов (дернины), уборку скошенной травы. Уборку листвы и скошенной травы производить ежедневно после окончания работ.
Согласно пп. 7 п. 3.6.8.1, п. п. 6.14, 6.14.1 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны содержать придомовые территории в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, а также настоящими Правилами, в том числе обеспечивать: установку урн для мусора у входов в подъезды и у скамеек, их своевременную очистку. На территории зеленых насаждений, в т.ч. газонах (дернине), запрещается складировать любые материалы, грунт, мусор, снег, сколы льда, скошенную траву, древесину и порубочные остатки.
- Ответственными за уборку территории и содержание объектов благоустройства, расположенных на основных территориях, являются юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, в том числе (п. 3.6.7.2): на придомовых территориях - управляющие организации, товарищества собственников жилья, либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, либо собственники помещений в многоквартирных домах при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- Юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане обязаны установить на контейнерной площадке контейнеры в достаточном количестве, обеспечивающем норму накопления ТБО. Ответственность за техническое и санитарное состояние контейнеров, контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий несет их пользователь (п. п. 4.2, 4.2.2).
В соответствии с п. 4.10 Правил ответственность за содержание мусоропровода, камеры мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несут предприятия (организации), управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, в управлении которых находится многоквартирный дом, а также собственники помещений многоквартирных домов при непосредственном управлении многоквартирным домом.
Правилами определено (п. п. 7.1 и 7.2), что установка (размещение) объектов малых архитектурных форм, элементов внешнего благоустройства допускается лишь с разрешения комитета архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград" и по проектам, согласованным в установленном порядке. Помимо предоставленных эскизных проектов объектов малых архитектурных форм, в состав проекта должен быть включен генеральный план земельного участка с указанием границ обязательного благоустройства и санитарного содержания данного участка. Уровень суммарной засветки окон жилых домов и учреждений социального обеспечения, лечебно-профилактических учреждений от наружной рекламы и наружных световых приборов не должен превышать гигиенических нормативов. Юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели обязаны содержать в надлежащем порядке все объекты малых архитектурных форм, производить их ремонт и окраску в соответствии с требованиями, установленными комитетом архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград".
В силу пункта 10.1 Правил собственники или их уполномоченные лица, а также арендаторы и пользователи объектов капитального строительства обязаны:
- - бережно относиться к фасадам объектов капитального строительства, в том числе при производстве строительных работ в процессе переустройства и перепланировки жилых помещений в части размещения дополнительного оборудования на фасаде;
- - выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования;
- - своевременно производить ремонтные работы;
- - иметь паспорт фасада, а также выполнять требования Положения о содержании фасадов объектов капитального строительства на территории Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области N 448 от 22.06.2006.
Как установлено судом, и подтверждается материалами дела, Общество нарушило требования пунктов 2.35, 3.6.1, 3.6.3, 3.6.3.6, 3.6.3.7, 3.6.6, 3.6.7, 3.6.7.2, 3.6.8, 3.6.8.1, 4.2, 4.2.2, 4.4, 4.10, 6.3, 6.14, 6.14.1, 7.1, 7.2, 10.1 Правил.
Факт осуществления управления вышеуказанными домами и наличие перечисленных нарушений подтверждается материалами дела: договорами на предоставление услуг и работ по управления, техническому обслуживанию и санитарному содержанию, Уставом общества, протоколом N 1150 об административном правонарушении, Актом фиксации выявленного административного правонарушения от 26.03.2014, а также фототаблицей.
Доводы Общества о проведении уборки территорий в соответствии с графиком, были правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку согласно пункту 3.6.8 Правил, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны содержать придомовые территории в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, а также настоящими Правилами.
Аналогичные доводы приведены Обществом и относительно ненадлежащего содержания фасадов домов, находящихся в управлении Общества (на фасадах имеются рисунки, надписи, граффити - нарушение п. 10.1. Правил благоустройства).
Наличие у Общества графиков на выполнение работ по уборке территорий и по устранению граффити не снимает с управляющей компании обязанности по соблюдению требований Правил благоустройства.
Довод Общества о том, что ООО УК "МАСТЕР" выполняет работы и оказывает услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в соответствии с договором управления, которым не предусмотрено выполнение работ по установке урн, ремонту объектов малых архитектурных форм апелляционным судом отклонен в связи со следующим.
Согласно Правилам благоустройства, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны устанавливать урны для мусора у подъездов многоквартирных домов (пункт 3.6.6. п.п. "а" Правил), обеспечивать установку урн для мусора у входов в подъезды и у скамеек, их своевременную очистку (пункт 3.6.8., пп. 5, 7 Правил). В соответствии с п. 3.6.7., 3.6.7.2. Правил, ответственными за уборку территории и содержание объектов благоустройства, расположенных на придомовых территориях, являются управляющие организации. Каких-либо исключений Правила благоустройства не предусматривают. Из материалов дела усматривается, что урны у входов в подъезды многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении Общества, не установлены, не выполнены работы по ремонту объектов малых архитектурных форм, включая их окраску.
При этом, непринятие на общем собрании собственниками квартир решений о строительстве или закупке новых объектов благоустройства, их финансировании, не является основанием для игнорирования Обществом требований Правил благоустройства городского округа "Город Калининград".
Нельзя признать обоснованным и доводы о том, что отсутствуют основания для привлечения Общества по факту установки ограждений и шлагбаума по адресу: г. Калининград, ул. Громовой, д. 109, в связи с наличием решения собственников.
Согласно пункту 7.1 Правил, установка (размещение) объектов малых архитектурных форм, элементов внешнего благоустройства допускается лишь с разрешения комитета архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград" и по проектам, согласованным в установленном порядке.
По смыслу Правил, объекты малых архитектурных форм (к коим относятся ограждения (металлические столбики) и шлагбаум) допускается устанавливать при наличии разрешения комитета архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград", каких-либо исключений Правила не предусматривают. Таким образом, Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 109 по ул. Громовой в г. Калининграде от 10.01.2014 г., представленный в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, не дает право на установку объектов малых архитектурных форм.
Частью 1 статьи 73 ККоАП предусмотрено, что невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления по организации уборки и содержанию территорий, порядку сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста до трехсот тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 73 ККоАП, действия, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания за указанное нарушение, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Из материалов дела следует, что ООО "УК "Мастер" постановлением N 2399 от 07.08.2013 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 73 ККоАП за нарушение Обществом Правил санитарного содержания и благоустройства территории ГО "город Калининград". Решением Арбитражного суда Калининградской области от 14.11.2013 г. по делу N А21-8104/2013, вступившим в законную силу 29.11.2013 г., постановление Службы было изменено, размер административного штрафа был снижен до 50 000 руб.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы Общества о неправильной квалификации его действий по части 4 статьи 73 ККоАП.
Вместе с тем, суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, руководствуясь правовой позицией, приведенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, обоснованно пришел к выводу о возможности снижения суммы штрафа ниже низшего предела - до 150 000 руб. Апелляционная инстанция соглашается с позицией суда о том, что указанный размер штрафа является справедливым и соразмерным характеру совершенного обществом правонарушения.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства дела и принял решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.06.2014 по делу N А21-3687/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.А.СОМОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
А.Б.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.10.2014 ПО ДЕЛУ N А21-3687/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2014 г. по делу N А21-3687/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17768/2014) ООО "УК Мастер" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.06.2014 по делу N А21-3687/2014 (судья Иванов С.А.), принятое
по заявлению ООО "УК Мастер"
к Административно-технической инспекции (служба) КО
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мастер" (далее - ООО "УК "Мастер", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Административно-технической инспекции (службы) Калининградской области (далее - инспекция, служба, административный орган, заинтересованное лицо) о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 1150 от 10 апреля 2014 года.
Решением суда первой инстанции от 02.06.2014 заявление удовлетворено частично: постановление Административно-технической инспекции (службы) Калининградской области о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 1150 от 10 апреля 2014 года Признать признано незаконным и отменено в части назначения обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Мастер" наказания в виде административного штрафа в размере, превышающем 150 000 руб.; в удовлетворении остальной части заявленных требований - отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение и недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
Инспекцией представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором она просит оставить решение без изменения.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 26 марта 2014 г. в период с 10 час. 00 мин. по 12 час. 24 мин. в ходе осмотра объектов - многоквартирных домов и контейнерных площадок, находящихся на обслуживании в ООО УК "МАСТЕР" было выявлено, что ООО "УК "МАСТЕР" по ул. Бульвар Л.Шевцовой, д. 17-25 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити); по ул. Бульвар Л.Шевцовой, д. 13-15 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити); по ул. У.Громовой, д. 11-13 "А" не установило урны у входа в подъезды; по ул. Бульвар Л.Шевцовой, д. 7 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити), придомовая территория содержится в ненадлежащем санитарном состоянии (наличие бытового мусора, веток, бутылок между гаражами), на придомовой территории допустило установку объекта малой архитектурной формы - ограждения (металлический забор) без разрешения комитета архитектуры и строительства администрации ГО "Город Калининград", на придомовой территории своевременно не произвело ремонт объектов малых архитектурных форм, их окраска (искусственные архитектурно-объемные элементы - металлические гаражи); по ул. Бульвар Л.Шевцовой, д. 5 не установило урны у входа в подъезды, на придомовой территории своевременно не произвело ремонт объектов малых архитектурных форм, их окраска (искусственные архитектурно-объемные элементы - металлические гаражи); по ул. Бульвар Л.Шевцовой, д. 41 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити); по ул. Бульвар Л.Шевцовой, д. 37-39 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити), придомовая территория содержится в ненадлежащем санитарном состоянии (наличие бытового и крупногабаритного мусора); по ул. Бульвар Л.Шевцовой, д. 44-54 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити); по ул. Бульвар Л.Шевцовой, д. 62-66 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити), на придомовой территории допустило установку объекта малой архитектурной формы - ограждения (металлический забор) без разрешения комитета архитектуры и строительства администрации ГО "Город Калининград"; по ул. Интернациональная, д. 53-57 не установило урны у входа в подъезды; по ул. Интернациональная, д. 27-31 не установило урны у входа в подъезды, придомовая территория содержится в ненадлежащем санитарном состоянии (наличие строительного мусора, отходов); по ул. У.Громовой, д. 27-37 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити); по ул. У.Громовой, д. 45-57 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити); по ул. У.Громовой, 59 "А" не обеспечило надлежащее санитарное состояние контейнерной площадки (наличие крупногабаритного и бытового мусора); по ул. У.Громовой, д. 69-75 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити), придомовая территория содержится в ненадлежащем санитарном состоянии (наличие бытового мусора стекла на детской площадке), на придомовой территории допустило установку объекта малой архитектурной формы - ограждения (металлический забор) без разрешения комитета архитектуры и строительства администрации ГО "Город Калининград"; по У.Громовой, д. 95-97 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечили бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити); по ул. Бульвар Южный, д. 2-8 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити); по ул. Бульвар Южный, д. 9-15 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити), придомовая территория содержится в ненадлежащем санитарном состоянии (наличие бытового мусора), своевременно после обрезки деревьев не организовало уборку порубочных остатков; по ул. Бульвар Южный, д. 1-7 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити); по ул. Интернациональная, д. 32-34 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити), придомовая территория содержится в ненадлежащем санитарном состоянии (наличие крупногабаритного мусора); по ул. Интернациональная, д. 3 8-40 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити), придомовая территория содержится в ненадлежащем санитарном состоянии (наличие бытового мусора); по ул. У. Громовой, д. 113 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити), придомовая территория содержится в ненадлежащем санитарном состоянии (наличие строительного мусора на зеленой зоне); по ул. У.Громовой, д. 109 не установило урны у входа в подъезды, на придомовой территории допустило установку объектов малых архитектурных форм - ограждения (металлические столбики), шлагбаума без разрешения комитета архитектуры и строительства администрации ГО "Город Калининград"; по ул. О.Кошевого, д. 36-40 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило бережное отношение к фасаду здания (наличие надписей, рисунков, граффити); по ул. О.Кошевого, д. 28 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило своевременный вывоз ТБО с контейнеров для сбора ТБО (контейнера переполнены), не обеспечило надлежащее санитарное состояние территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камер мусоросборников; по ул. О.Кошевого, д. 20 не установило урны у входа в подъезды, не обеспечило своевременный вывоз ТБО с контейнеров для сбора ТБО (контейнера переполнены), не обеспечило надлежащее санитарное состояние территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камер мусоросборников, не обеспечило надлежащее санитарное состояние мусоропровода (шахта мусоропровода забита твердыми бытовыми отходами), чем нарушило требования пунктов 2.35, 3.6.1, 3.6.3, 3.6.3.6, 3.6.3.7, 3.6.6, 3.6.7, 3.6.7.2, 3.6.8, 3.6.8.1, 4.2, 4.2.2, 4.4, 4.10, 6.3, 6.14, 6.14.1, 7.1, 7.2, 10.1 Правил санитарного содержания и благоустройства территории ГО "город Калининград", утвержденных решением окружного Совета депутатов ГО "город Калининград" N 346 от 24 декабря 2008 года.
По данным фактам 26.03.2014 службой составлен акт фиксации выявленного административного правонарушения.
28.03.2014 в отношении Общества в отсутствие законного представителя ООО "УК МАСТЕР", извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола, был составлен протокол об административном правонарушении N 1150 по части 4 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (далее - ККоАП)
10.04.2014 должностным лицом службы вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 1150, которым ООО "УК "Мастер" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 73 ККоАП и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 350 000 рублей.
ООО "УК "Мастер", не согласившись с данным постановлением, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Решением окружного Совета депутатов ГО "город Калининград" N 346 от 24 декабря 2008 года утверждены Правила санитарного содержания и благоустройства территории ГО "город Калининград" (далее Правила), являющиеся нормативным правовым актом, устанавливающим единый порядок благоустройства, обеспечения чистоты и порядка, санитарного содержания, охраны зеленых насаждений на территории ГО "город Калининград", и обязательные для всех предприятий, объединений, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с Правилами, Уборка городских территорий осуществляется ежедневно. Уборка в летний период должна заканчиваться к 07:00 часам при соблюдении санитарных норм по уровню шума. Кроме того, выполняются работы по дополнительной уборке городских территорий (п. 3.6.1).
Уборка и содержание объектов благоустройства, расположенных на основных территориях, производятся собственными силами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо по договору со специализированными организациями (п. 3.6.2).
В соответствии с п. п. 3.6.3, 3.6.3.7 Правил на основных и прилегающих территориях юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны производить своевременно уборку, сгребание листвы, окос газонов (дернины), уборку скошенной травы. Уборку листвы и скошенной травы производить ежедневно после окончания работ.
Согласно пп. 7 п. 3.6.8.1, п. п. 6.14, 6.14.1 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны содержать придомовые территории в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, а также настоящими Правилами, в том числе обеспечивать: установку урн для мусора у входов в подъезды и у скамеек, их своевременную очистку. На территории зеленых насаждений, в т.ч. газонах (дернине), запрещается складировать любые материалы, грунт, мусор, снег, сколы льда, скошенную траву, древесину и порубочные остатки.
- Ответственными за уборку территории и содержание объектов благоустройства, расположенных на основных территориях, являются юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, в том числе (п. 3.6.7.2): на придомовых территориях - управляющие организации, товарищества собственников жилья, либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, либо собственники помещений в многоквартирных домах при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- Юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане обязаны установить на контейнерной площадке контейнеры в достаточном количестве, обеспечивающем норму накопления ТБО. Ответственность за техническое и санитарное состояние контейнеров, контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий несет их пользователь (п. п. 4.2, 4.2.2).
В соответствии с п. 4.10 Правил ответственность за содержание мусоропровода, камеры мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несут предприятия (организации), управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, в управлении которых находится многоквартирный дом, а также собственники помещений многоквартирных домов при непосредственном управлении многоквартирным домом.
Правилами определено (п. п. 7.1 и 7.2), что установка (размещение) объектов малых архитектурных форм, элементов внешнего благоустройства допускается лишь с разрешения комитета архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград" и по проектам, согласованным в установленном порядке. Помимо предоставленных эскизных проектов объектов малых архитектурных форм, в состав проекта должен быть включен генеральный план земельного участка с указанием границ обязательного благоустройства и санитарного содержания данного участка. Уровень суммарной засветки окон жилых домов и учреждений социального обеспечения, лечебно-профилактических учреждений от наружной рекламы и наружных световых приборов не должен превышать гигиенических нормативов. Юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели обязаны содержать в надлежащем порядке все объекты малых архитектурных форм, производить их ремонт и окраску в соответствии с требованиями, установленными комитетом архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград".
В силу пункта 10.1 Правил собственники или их уполномоченные лица, а также арендаторы и пользователи объектов капитального строительства обязаны:
- - бережно относиться к фасадам объектов капитального строительства, в том числе при производстве строительных работ в процессе переустройства и перепланировки жилых помещений в части размещения дополнительного оборудования на фасаде;
- - выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования;
- - своевременно производить ремонтные работы;
- - иметь паспорт фасада, а также выполнять требования Положения о содержании фасадов объектов капитального строительства на территории Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области N 448 от 22.06.2006.
Как установлено судом, и подтверждается материалами дела, Общество нарушило требования пунктов 2.35, 3.6.1, 3.6.3, 3.6.3.6, 3.6.3.7, 3.6.6, 3.6.7, 3.6.7.2, 3.6.8, 3.6.8.1, 4.2, 4.2.2, 4.4, 4.10, 6.3, 6.14, 6.14.1, 7.1, 7.2, 10.1 Правил.
Факт осуществления управления вышеуказанными домами и наличие перечисленных нарушений подтверждается материалами дела: договорами на предоставление услуг и работ по управления, техническому обслуживанию и санитарному содержанию, Уставом общества, протоколом N 1150 об административном правонарушении, Актом фиксации выявленного административного правонарушения от 26.03.2014, а также фототаблицей.
Доводы Общества о проведении уборки территорий в соответствии с графиком, были правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку согласно пункту 3.6.8 Правил, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны содержать придомовые территории в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, а также настоящими Правилами.
Аналогичные доводы приведены Обществом и относительно ненадлежащего содержания фасадов домов, находящихся в управлении Общества (на фасадах имеются рисунки, надписи, граффити - нарушение п. 10.1. Правил благоустройства).
Наличие у Общества графиков на выполнение работ по уборке территорий и по устранению граффити не снимает с управляющей компании обязанности по соблюдению требований Правил благоустройства.
Довод Общества о том, что ООО УК "МАСТЕР" выполняет работы и оказывает услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в соответствии с договором управления, которым не предусмотрено выполнение работ по установке урн, ремонту объектов малых архитектурных форм апелляционным судом отклонен в связи со следующим.
Согласно Правилам благоустройства, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны устанавливать урны для мусора у подъездов многоквартирных домов (пункт 3.6.6. п.п. "а" Правил), обеспечивать установку урн для мусора у входов в подъезды и у скамеек, их своевременную очистку (пункт 3.6.8., пп. 5, 7 Правил). В соответствии с п. 3.6.7., 3.6.7.2. Правил, ответственными за уборку территории и содержание объектов благоустройства, расположенных на придомовых территориях, являются управляющие организации. Каких-либо исключений Правила благоустройства не предусматривают. Из материалов дела усматривается, что урны у входов в подъезды многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении Общества, не установлены, не выполнены работы по ремонту объектов малых архитектурных форм, включая их окраску.
При этом, непринятие на общем собрании собственниками квартир решений о строительстве или закупке новых объектов благоустройства, их финансировании, не является основанием для игнорирования Обществом требований Правил благоустройства городского округа "Город Калининград".
Нельзя признать обоснованным и доводы о том, что отсутствуют основания для привлечения Общества по факту установки ограждений и шлагбаума по адресу: г. Калининград, ул. Громовой, д. 109, в связи с наличием решения собственников.
Согласно пункту 7.1 Правил, установка (размещение) объектов малых архитектурных форм, элементов внешнего благоустройства допускается лишь с разрешения комитета архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград" и по проектам, согласованным в установленном порядке.
По смыслу Правил, объекты малых архитектурных форм (к коим относятся ограждения (металлические столбики) и шлагбаум) допускается устанавливать при наличии разрешения комитета архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград", каких-либо исключений Правила не предусматривают. Таким образом, Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 109 по ул. Громовой в г. Калининграде от 10.01.2014 г., представленный в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, не дает право на установку объектов малых архитектурных форм.
Частью 1 статьи 73 ККоАП предусмотрено, что невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления по организации уборки и содержанию территорий, порядку сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста до трехсот тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 73 ККоАП, действия, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания за указанное нарушение, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Из материалов дела следует, что ООО "УК "Мастер" постановлением N 2399 от 07.08.2013 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 73 ККоАП за нарушение Обществом Правил санитарного содержания и благоустройства территории ГО "город Калининград". Решением Арбитражного суда Калининградской области от 14.11.2013 г. по делу N А21-8104/2013, вступившим в законную силу 29.11.2013 г., постановление Службы было изменено, размер административного штрафа был снижен до 50 000 руб.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы Общества о неправильной квалификации его действий по части 4 статьи 73 ККоАП.
Вместе с тем, суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, руководствуясь правовой позицией, приведенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, обоснованно пришел к выводу о возможности снижения суммы штрафа ниже низшего предела - до 150 000 руб. Апелляционная инстанция соглашается с позицией суда о том, что указанный размер штрафа является справедливым и соразмерным характеру совершенного обществом правонарушения.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства дела и принял решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.06.2014 по делу N А21-3687/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.А.СОМОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
А.Б.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)