Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 02.09.2015 N Ф07-5064/2015 ПО ДЕЛУ N А05-8581/2014

Требование: О признании незаконным бездействия мэрии города, выразившегося в непринятии мер по обращению в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В результате несовершения мэрией действий по постановке сети теплоснабжения и наружной канализации многоквартирного жилого дома на учет в качестве бесхозяйного имущества учреждение несет расходы по содержанию объектов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2015 г. по делу N А05-8581/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 02 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Кустова А.А., Старченковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 по делу N А05-8581/2014 (судьи Ралько О.Б., Осокина Н.Н., Смирнов В.И.),

установил:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Архангельской области "Техникум строительства и городского хозяйства" (место нахождения: гор. Архангельск, ул. Воронина, д. 30, ОГРН 1022900542500, ИНН 2901061796; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным бездействия мэрии города Архангельска (место нахождения: гор. Архангельск, пл. В.И. Ленина, д. 5, ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; далее - Мэрия), выразившегося в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление Росреестра) с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества и об обязании Мэрии обратиться в Управление Росреестра с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйных сетей теплоснабжения, наружной канализации жилого дома по адресу: г. Архангельск, ул. Комсомольская, д. 52 (с учетом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - ОАО "ТГК N 2"), муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" (далее - МУП "Водоканал").
Решением от 25.12.2014 (судья Бунькова Е.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.04.2015 решение от 25.12.2014 отменено. Бездействие Мэрии, выразившееся в не обращении в Управление Росреестра с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества: сеть теплоснабжения (теплотрасса): способ прокладки: подземный; материал: сталь, условный диаметр: 50 мм, протяженность: 5 метров, местоположение: от наружной проекции стенки камеры ТК-206б-1 до стены жилого дома N 52 по ул. Комсомольской в г. Архангельске; наружную сеть канализации, состоящую из 6 колодцев, заложенных на глубину в пределах 2 погонных метров в землю, выполненных из кирпича, чугунных труб; протяженностью 75 погонных метров, диаметром 100 мм, местоположение: от проезжей части по ул. Комсомольской до жилого дома N 52 признано незаконным. На Мэрию возложена обязанность в течение месяца обратиться в Управление Росреестра с заявлением о принятии на учет вышеуказанного бесхозяйного недвижимого имущества.
В кассационной жалобе МУП "Водоканал" просит отменить постановление апелляционной инстанции от 06.04.2015, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, а решение от 25.12.2014 оставить в силе.
Привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, за Учреждением зарегистрировано право оперативного управления (собственность федеральная) на жилой дом N 52 общей площадью 565,9 кв. м, расположенный по ул. Комсомольской в гор. Архангельске (свидетельство о государственной регистрации права от 17.06.2002). Собственниками жилых помещений в доме являются Архангельская область и граждане. Учреждение занимается обслуживанием инженерных коммуникаций в доме и несет расходы по содержанию наружных сетей теплоснабжения и канализации до границы жилого дома. Наружные сети в собственности Архангельской области, или муниципального образования "Город Архангельск", или в ведении третьих лиц не находятся.
В заявлении Учреждение просило Мэрию обратиться в Управление Росреестра с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйных сети теплоснабжения и наружной канализации жилого дома по адресу: гор. Архангельск, ул. Комсомольская, д. 52, а по истечении года со дня постановки на учет - обратиться в суд с требованием о признании на эти сети права муниципальной собственности.
Поскольку Мэрия требуемых от нее действий не предприняла, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Учреждение считает, что в результате несовершения Мэрией действий по постановке спорных сетей на учет в качестве бесхозяйного имущества, нарушаются его права и законные интересы, поскольку оно несет финансовые и материальные затраты на содержание объектов в технически исправном состоянии.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания бездействия Мэрии незаконным и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция, придя к выводу об обоснованности доводов Учреждения, удовлетворила заявленные им требования.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отнесено к компетенции федерального органа в области государственной регистрации.
В силу части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Расходы организации, осуществляющей горячее, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными правительством Российской Федерации (часть 6 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Спорные наружные сети общим имуществом собственников помещений многоквартирного жилого дома в силу статьи 290 ГК РФ и положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 не являются. В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Довод Мэрии о том, что спорные сети находятся на земельном участке, принадлежащем собственникам помещений многоквартирного дома, и, следовательно, относятся к общему имуществу собственников его помещений, противоречит вышеприведенным нормам.
Документы, свидетельствующие о принадлежности Учреждению сетей теплоснабжения и наружной канализации, от указанных Учреждением границ до границы наружной стены многоквартирного дома на каком-либо вещном праве или ином законном основании в дело не представлены.
В муниципальную собственность спорные сети не принимались. Учреждение их правообладателем не является. Доказательства обязанности Учреждения нести бремя содержания названных инженерных коммуникаций в дело не представлены.
При таком положении кассационная инстанция считает правильным вывод суда о наличии в данном случае со стороны Мэрии бездействия, выразившегося в длительном непринятии необходимых мер, связанных с обращением в регистрирующий орган, равно как и вывод об обязании Мэрии в течение месяца обратиться в Управление Росреестра с заявлением о принятии на учет вышеуказанного бесхозяйного имущества с целью устранения нарушенных прав заявителя. Непринятие этих мер препятствует передаче спорного имущества лицу, способного надлежащим образом обеспечить его эксплуатацию, и ставит заявителя, вынужденного нести дополнительные расходы по содержанию наружных сетей, в неблагоприятное положение,
Таким образом, не усматривая при принятии обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:
































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)