Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.09.2015 ПО ДЕЛУ N А66-17780/2014

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2015 г. по делу N А66-17780/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 1 сентября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Виноградовой Т.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
при участии от заявителя Препакова С.А. по доверенности от 22.06.2015, от ответчика Шмычковой Е.В. по доверенности 22.06.2014, Колосовой Е.А. по доверенности от 09.04.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Московского района города Твери" на решение Арбитражного суда Тверской области от 20 апреля 2015 года по делу N А66-17780/2014 (судья Рощина С.Е.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Московского района города Твери" (ОГРН 1086952003930, ИНН 6950077210; место нахождения: 170000, город Тверь, проспект Победы, дом 45/28; далее - общество, ООО "УК Московского района города Твери") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области (ОГРН 1066901031812, ИНН 6950000017; место нахождения: 170043, город Тверь, проспект Октябрьский, дом 26; далее - инспекция, налоговый орган, МИФНС N 10) о признании недействительным решения от 27.06.2014 N 19 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части эпизода с субсидиями, излишним возмещением из бюджета налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 11 299 955 руб. 20 коп., неуплаты этого налога в размере 27 057 646 руб. 18 коп. и начисления 15 164 039 руб. 10 коп. пеней.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 20 апреля 2015 года по делу N А66-17780/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "УК Московского района города Твери" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Полагает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, содержащиеся в статьях 154 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и статьях 39, 154, 171, 172, 173 и 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Налоговый орган в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки деятельности общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) ряда налогов, в том числе НДС за период с 01.01.2009 по 31.12.2012, инспекцией составлен акт от 27.02.2014 N 33, а также принято решение от 27.06.2014 N 19 (том 1, листы 28 - 52) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением отказано в привлечении общества в налоговой ответственности в связи с тем, что ООО "УК Московского района г. Твери" решением Арбитражного суда Тверской области от 19.03.2013 по делу N А66-7378/2013 признано несостоятельным (банкротом). В отношении его введено внешнее управление.
В отношении Общества введена процедура внешнего управления, а с 30.06.2014 года - конкурсного производства (решение Арбитражного суда Тверской области от 30.06.2014 по делу N А66-7378/2013).
Обществу предложено уплатить среди прочего 38 357 601 руб. 38 коп. НДС, а также 15 164 039 руб. 10 коп. пеней по НДС.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 01.09.2014 N 08-11/188 (том 1, листы 63 - 74) апелляционная жалоба общества на указанное решение налогового органа в полном объеме оставлена без изменения.
Не согласившись с решением инспекции от 27.06.2014 N 19, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Положения части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ возлагают на налоговый орган обязанность по доказыванию факта налогового правонарушения, что предполагает необходимость установления в ходе налоговой проверки конкретных обстоятельств, подтвержденных документально и свидетельствующих о совершении налогоплательщиком вменяемого ему налогового правонарушения.
В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу и отразил в своем решении (пункт 2.1), что общество в нарушение пункта 1 статьи 146 НК РФ не исчисляло НДС с суммы дохода (оплаты услуг из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджета субъекта и бюджета г. Твери), чем занизило налоговую базу по НДС за 2009 год на 213 097 785 руб. 58 коп.
Основанием для доначисления НДС явились выводы проверяющих о неправомерном освобождении от налогообложения НДС стоимости выполненных подрядчиками работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.
В материалах дела усматривается, что обществом в 2009 году проводился капитальный ремонт многоквартирных домов, находящихся в его управлении. Все работы выполнялись подрядными организациями, с которыми обществом заключались договоры с указанием в них адреса дома, наименования работы и суммы по договору.
Подрядчиками в адрес налогоплательщика за ремонт выставлялись счета-фактуры с выделением НДС. Оплата услуг по ремонту производилась за счет средств населения (5%) и средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджета Тверской области, бюджетом муниципального образования (95%), выделенных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ), региональной адресной программой о проведении капитального ремонта многоквартирных домов.
После выполнения подрядчиками работ по капитальному ремонту общество включило в налоговую базу 2009 года только сумму ремонта, уплаченную собственниками помещений (5%); остальная стоимость выполненных работ при определении налоговой базы по НДС не учтена. Вычет с сумм "входного" НДС, предъявленного подрядными организациями, заявлен в полном размере.
Общество ссылается на то, рассматриваемая финансовая поддержка является льготой, которой оно вправе воспользоваться, поскольку подрядные организации выполняли работы по поручению общества в рамках оказания им услуг по управлению многоквартирными домами.
Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что у ООО "УК Московского района г. Твери" не имелось оснований для применения пункта 2 статьи 154 НК РФ и исключения из налоговой базы по НДС сумм бюджетного финансирования, полученного в порядке и на основании Закона N 185-ФЗ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В силу пункта 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 названного Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Абзацем вторым пункта 2 статьи 154 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, согласно положениям указанной нормы в налоговую базу по НДС не включаются только те субсидии, которые предоставляются налогоплательщику бюджетом в связи с применением таким лицом государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям для целей покрытия соответствующего убытка.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено выделение субсидий и субвенций из местных бюджетов в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Законом N 185-ФЗ в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет его средств создан Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Реализация указанных целей достигается фондом, в частности, путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок. Получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 статьи 20 Закона N 185-ФЗ, муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном данной статьей, в местные бюджеты, которые, в свою очередь, принимают решения о распределении полученных средств и предусмотренных в местном бюджете средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов между многоквартирными домами.
Из изложенных выше положений следует, что Законом N 185-ФЗ установлены особенности участия управляющих компаний, не предусматривающие возможности получения ими денежных средств на иные цели, не установленные данным Законом.
Средства финансовой поддержки, предоставляемые в рамках Закона N 185-ФЗ организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах (пункт 5 статьи 20 Закона N 185-ФЗ) для реализации указанных выше целей, к числу которых отнесены и управляющие организации, нельзя рассматривать в качестве субсидий, предоставляемых в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен.
Назначение указанных средств - не финансирование деятельности управляющих компаний, а проведение капитального ремонта многоквартирных домов в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
Следовательно, целевое назначение выделяемой финансовой поддержки не предполагает предоставление никаких преимуществ отдельным потребителям (по отношению к другим), все дома, предусмотренные региональной адресной программой, ремонтируются на равных условиях, без каких-либо преимуществ.
Перечисление денежных средств управляющим организациям производится для расчетов с подрядными организациями (статья 15 Закона N 185-ФЗ), а не в связи с несением управляющими компаниями тех или иных убытков.
При таких обстоятельствах у общества не имелось оснований для применения пункта 2 статьи 154 НК РФ и исключения из налоговой базы по НДС сумм бюджетного финансирования, полученного в порядке и на основании Закона N 185-ФЗ.
В силу статьи 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 названного Кодекса, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Поскольку получаемые обществом денежные средства связаны с расчетами по проведению им капитального ремонта, налогоплательщик должен учитывать в налоговой базе по НДС в качестве платы за ремонт средства, полученные им на основании Закона N 185-ФЗ, наряду со средствами собственников помещений в многоквартирных домах, также поступающими в распоряжение управляющих компаний.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как не опровергают правомерность его выводов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Как следует из материалов дела, обществом при подаче жалобы заявлено ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 июля 2015 года по делу N А66-17780/2014 жалоба ООО "УК Московского района города Твери" принята к производству, ходатайство удовлетворено и обществу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
На основании подпунктов 4, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел государственная пошлина уплачивается в размере 1500 рублей.
В связи с тем, что на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции уплата государственной пошлины ООО "УК Московского района города Твери" не произведена и в удовлетворении апелляционной жалобы заявителю отказано, в соответствии со статьей 102 АПК РФ с ООО "УК Московского района города Твери" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 20 апреля 2015 года по делу N А66-17780/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Московского района города Твери" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Московского района города Твери" (ОГРН 1086952003930, ИНН 6950077210; место нахождения: 170000, город Тверь, проспект Победы, дом 45/28) в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Н.Н.ОСОКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)