Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.03.2013 ПО ДЕЛУ N А55-30096/2012

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2013 г. по делу N А55-30096/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2013 года,
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2013 года,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Администрации городского округа Сызрань - Кириенко Е.В., доверенность от 11.02.2013 года N 02-269/631,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Найдовский П.Е., доверенность от 28.12.2012 года N 12-9366,
от Межрайонной ИФНС N 3 по Самарской области - Куракина О.М., доверенность от 03.02.2012 года N 04-23/2,
от Территориального управления Росимущества в Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Сызрань на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 января 2013 года по делу N А55-30096/2012 (судья Бойко С.А.),
по заявлению Администрации городского округа Сызрань, Самарская область, г. Сызрань,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
с участием третьих лиц:
1. Межрайонной ИФНС N 3 по Самарской области, Самарская область, г. Сызрань,
2. Территориального управления Росимущества в Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа в постановке на учет бесхозяйного имущества,

установил:

Администрация городского округа Сызрань обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в постановке на учет бесхозяйного имущества - нежилое помещение в нежилом здании, состоящее из комнат 1 этажа N N 29, 30, 34; 2-ого этажа N N 1 - 29, подвала N N 6 - 20, 22 - 25, общей площадью 1040,10 кв. м, по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Кирова, 40, содержащегося в сообщении N 08/031/2012-323 от 11 октября 2012 года.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек к участию в деле Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области и Территориальное управление Росимущества в Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.01.2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Администрации городского округа Сызрань подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что суд вышел за рамки заявленных требований и фактически рассматривал по существу возможности приобретения спорного имущества в муниципальную собственность.
По мнению подателя жалобы, статья 218 ГК РФ не подлежит применению при рассмотрении данного спора.
Податель жалобы ссылается на то, что в качестве документа, подтверждающего отсутствие объекта, заявленного к регистрации в муниципальной собственности, было представлено решение Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2011 года по делу N А55-12299/2011, которым Администрации городского округа Сызрань в иске о признании права собственности на объект, заявленный к регистрации о постановке на учет бесхозяйного имущества, было отказано.
Податель жалобы считает, что данным решением суда правопритязания со стороны Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области признаны незаконными и необоснованными.
Податель жалобы ссылается на то, что законом отделены процессы: постановка на учет бесхозяйной вещи и признание права собственности на нее. Не всякая вещь, поставленная на учет как бесхозяйная, может поступить в муниципальную собственность.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа Сызрань доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области и Межрайонной ИФНС N 3 по Самарской области считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в возражениях и отзыве.
Представитель Территориального управления Росимущества в Самарской области, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Территориального управления Росимущества в Самарской области.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Администрация городского округа Сызрань обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества - нежилое помещение в нежилом здании, состоящее из комнат 1 этажа N N 29, 30, 34; 2-ого этажа N N 1 - 29, подвала N N 6 - 20, 22 - 25, общей площадью 1040,10 кв. м, по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Кирова, 40.
Сообщением N 08/031/2012-323 от 11 октября 2012 года регистрирующий орган отказал заявителю в совершении вышеназванных регистрационных действий.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных Администрацией требований о принятии указанного отказа в государственной регистрации незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих оснований.
В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Частью 3 названной статьи предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Заявителем на государственную регистрацию было представлено решение Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2011 по делу N А55-12299 2011 г., согласно которому часть нежилого помещения, в отношении которого было подано заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйного, а именно: подвал поз. N 7. N 11. 12. 13. 24, следует рассматривать в качестве общего имущества данного нежилого здания. При анализе данной ситуации кассационная инстанция по делу N А55-12299/2011 ссылается, в том числе, на п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания". Согласно указанному постановлению общее имущество в нежилом здании по аналогии с общим имуществом многоквартирного жилого дома находится в общей долевой собственности собственников помещений данного здания. Следует отметить, что право собственности на часть помещений в здании по адресу): г. Сызрань. ул. Кирова. 40 зарегистрировано на праве собственности за, РФ и на праве оперативного управления за федеральными учреждениями, и, соответственно, РФ как собственник помещений имеет право общей долевой собственности на помещение подвал поз. N 7. N 11. 12. 13. 24 как на общее имущество здания.
Кроме того, в рамках дела N А55-12299/2011 было установлено, что Российская Федерация (в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области) фактически пользуется данным общим имуществом.
Часть 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Способ приобретения права муниципальной собственности, предусмотренный статьями 218 и 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, возможен тогда, когда отсутствуют правопритязания на объект либо имущество находится в фактическом владении у кого-либо.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12.07.2012 N А57-5559/2011.
Судом со ссылкой на судебные акты по делу N А55-12299/2011 правильно установлено, что на спорные помещения имеются правопритязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области.
Решениями Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2011 года по делу А55-12299/2011, от 11 мая 2012 года по делу N А55-10016/2011, от 27 июня 2012 года по делу А55-12330/2011 установлено, что указанным спорным объектом с 2001 года открыто владеет и пользуется налоговая инспекция.
Указанными судебными актами установлено, что Государственной налоговой инспекцией по г. Сызрани был заключен договор о долевом участии в строительстве и передачи помещений в собственность N 85 от 16.02.1995.
15.07.1999 Государственная налоговая инспекция по городу Сызрань была преобразована в соответствии с приказом Управления Министерства Российской Федерации от 02.08.1999 г. N 05/69 в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сызрань.
В соответствии с приказом Управления Министерства Российской Федерации от 13.11.2001 г. N 05/227 с 14.11.2001 г. были реорганизованы инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сызрани, инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Октябрьску, инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сызранскому району, инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Шигонскому району в форме слияния с образованием Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Самарской области.
Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области N 05/353 от 26.11.2004 г. Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Самарской области была преобразована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области (Межрайонную ИФНС России N 3 по Самарской области).
Согласно договору N 85 от 16.02.1995 Управление капитального строительства администрации г. Сызрани обязано было в соответствии с проектно-сметной документацией осуществить строительство здания по ул. Кирова, 40 и по окончании строительства передать в собственность Государственной налоговой инспекцией по г. Сызрани служебные помещения, коридоры, лестничные клетки, подсобные помещения, расположенные на 3 и 4 этажах общей площадью 1113 кв. метров, а также технические помещения, расположенные в техническом этаже здания (подвал). Общая площадь технических помещений 75 кв. метров. Итоговая площадь передаваемых налоговой инспекции помещений - 1188 кв. м.
Целью заключения договора на долевое строительство являлось приобретение сторонами вещных прав на имущество, созданное в процессе совместной деятельности, при этом каждая из сторон приобретала право на часть имущества, соответствующую стоимости ее вклада.
Управление капитального строительства администрации г. Сызрани передало площади 3 и 4 этажей здания КБО в количестве 1113 кв. м и вспомогательную площадь в подвале и лестничных маршей в количестве 75 кв. м, что подтверждается актом приема-передачи части площадей КБО по ул. Кирова, 40 от 10.01.1996.
Постановлением Администрации города Сызрани от 08.04.96 г. N 323 Управлению капитального строительства Администрации было поручено передать часть законченного строительством нежилого помещения по адресу: г. Сызрань, ул. Кирова, 40 Государственной налоговой инспекции по г. Сызрани.
Вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.09.2008 г. по делу N А55-4591/2008 признано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области на объект недвижимости - нежилые помещения общей площадью 1181,8 кв. м, в том числе: площадь нежилого помещения третьего этажа 575,9 кв. м, площадь нежилого помещения четвертого этажа 592,8 кв. м, комнату N 21 на первом этаже площадью 13,1 кв. м, расположенных по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Кирова, д. 40. Право оперативного управления на данный объект зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем подтверждает свидетельство о государственной регистрации права от 12.05.2009.
Вместе с тем, из объяснений налоговой инспекции следует, что спорные помещения находятся в ее фактическом владении и пользовании.
Отсутствие государственной регистрации прав Российской Федерации или Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области на спорный объект недвижимости не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
Согласно п. 7 указанного Положения документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества: выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.
Из обжалуемого заявителем документа "Сообщение об отказе в государственной регистрации от 11.10.2012 т. N 08/031/2012-323 следует, что Администрацией г.о. Сызрань 06.05.2011 г.. при регистрации права собственности муниципального образования городского округа Сызрань, представлена выписка, согласно которой, на основании Постановления от 28.10.1994 в реестр муниципальной собственности были включены нежилые помещения: этаж N 1 поз. 29. 30. 34; этаж N 2 поз. 1 - 29; подвал поз. 6 - 20. 22 - 25. общей площадью 1040.1 кв. м по адресу: Самарская обл. г. Сызрань, ул. Кирова, д. 40. Данное обстоятельство подтверждается также Решением Арбитражного суда от 27.06.2012 по делу N А55-12330/2011.
Ссылку подателя жалобы на то, что статья 218 ГК РФ не подлежит применению при рассмотрении данного спора апелляционный суд считает необоснованной, поскольку постановка имущества на учет в качестве бесхозяйного является этапом процедуры приобретения права собственности на такое имущество со стороны муниципалитета, соответственно, судебная практика, на которую ссылается суд первой инстанции, применена к данным правоотношениям вполне обоснованно.
Кроме того аналогичным образом складывается судебная практика и при непосредственном обжаловании отказов в государственной регистрации принятия на учет бесхозяйного имущества (например, постановление ФАС Поволжского округа от 2 апреля 2012 г. по делу N А06-1749/2011).
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Администрацией городского округа Сызрань в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 января 2013 года по делу N А55-30096/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
П.В.БАЖАН
В.В.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)