Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 05.02.2015 ПО ДЕЛУ N А14-13652/2013

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2015 г. по делу N А14-13652/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 03.02.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 05.02.2015
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Толкачевой И.Ю.
судей Егоровой С.Г., Козелкина И.И.
при участии в заседании:
- от истца не явился, извещен надлежаще;
- от ответчика Фроловой И.Ю. (дов. от 20.12.2013);
- от третьего лица не явился, извещен надлежаще;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО Управляющая компания "Дон", г. Воронеж, на решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.06.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 по делу N А14-13652/2013,

установил:

Открытое акционерное общество "Квадра - Генерирующая компания" (далее - ОАО "Квадра", истец), ОГРН 1056882304489, обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Дон" (далее - ООО УК "Дон"), г. Воронеж, ОГРН 1113668050968, о взыскании 1 780 916 руб. 79 коп. убытков (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "АСТУР".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 18.06.2014 (судья Росляков Е.И.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 (судьи Колянчикова Л.А., Афонина Н.П., Маховая Е.В.) решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.06.2014 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ООО УК "Дон" подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители истца и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения в связи с нижеизложенным.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ООО УК "Дон" осуществляет функции управляющей компании в отношении многоквартирных жилых домов по адресам: ул. Б. Победы, д. 12, д. 22, ул. 60 Армии, д. 29, д. 31, ул. В. Невского, 46, 1/2 г. Воронежа.
Поскольку собственниками помещений указанных многоквартирных домов не были приняты решения об установке общедомовых узлов учета тепловой энергии, с целью проектирования и установки приборов учета тепловой энергии между ОАО "Квадра" (заказчик) и ООО "АСТУР" (подрядчик) 28.05.2012 был заключен договор подряда N 530/12-378 на выполнение строительно-монтажных работ по установке приборов учета тепловой энергии на границах балансовых разграничений между ТС и потребителями.
В соответствии с приложением N 4 к договору подряда N 530/12-378 от 28.05.2012 в список жилых домов на установку приборов учета в 2012 году были включены и дома по адресам: г. Воронеж, ул. Б. Победы, д. 12, д. 22; ул. 60 Армии, д. 29, 3, 4 подъезды, 1, 2 подъезды, 5-8 подъезды, д. 31, 4, 5 подъезды, 1, 2, 3 подъезды, ул. В. Невского, 46, 1/2.
Приборы учета были установлены, составлены акты первичного допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у потребителя, подписанные представителем ООО УК "Дон".
Ссылаясь на то, что общая стоимость работ по устройству узлов учета тепловой энергии в спорных жилых домах составила 1 780 916 руб. 79 коп., однако ответчиком оплата указанных работ не произведена, ОАО "Квадра" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно подпунктам "з", "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт; проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета и т.д.).
В пункте 6 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, являющегося приложением к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, указано, что установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
В силу части 2.3. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
В материалах дела имеется письмо истца от 23.09.2010 N НР-501/2232, адресованное ответчику, в котором последнему предлагалось заключить договор на установку приборов учета.
В ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 9 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с ч. 12 ст. 13 указанного Федерального закона до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Допуск работников организации, устанавливающей приборы учета, в спорные многоквартирные дома в настоящем случае был обеспечен, приборы учета установлены, составлены акты первичного допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у потребителя, которые подписаны представителем ООО УК "Дон".
Оплата работ по установке приборов учета ООО УК "Дон" не произведена.
При этом оплата потребленного коммунального ресурса в соответствии с показаниями приборов учета свидетельствует о соответствии действий истца воле собственников, от имени которых выступает управляющая компания, на обеспечение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, согласно которым передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Суды, системно истолковав положения законодательства, регулирующего порядок установки и ввода в эксплуатацию в жилых домах приборов учета коммунальных ресурсов, сделали вывод о том, что в случае выбора собственниками помещений многоквартирного дома способа управления силами управляющей организации оплата установки общедомовых приборов учета возлагается на управляющую организацию, выступающую в отношениях с ресурсоснабжающими организациями от имени собственников помещений и осуществляющую управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, суды пришли к обоснованному выводу о том, что поскольку действия истца по установке общедомовых приборов учета, которые используются по назначению, не противоречат воле собственников, в данном случае имеются основания для взыскания стоимости работ по установке общедомовых приборов учета с ответчика, ООО УК "Дон", являющегося ответственным за содержание многоквартирных домов и выполнение требований законодательства об энергосбережении. Положения ч. 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ не могут толковаться как освобождающие управляющую организацию от оплаты расходов истца по фактической установке приборов учета.
Довод заявителя кассационной жалобы о необходимости получения ресурсоснабжающей организацией согласия собственников на установку общедомовых приборов учета, был известен суду апелляционной инстанции, оценивался им и отклонен со ссылкой на положения части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, предусматривающие обязанность ресурсоснабжающих организаций вне зависимости от волеизъявления собственников помещений многоквартирных домов оснастить многоквартирные дома общедомовыми приборами учета, если в срок, указанный в законе, собственники не приняли мер к их установке.
Довод кассационной жалобы о том, что истец должен был доказать, что на момент установки им общедомовых приборов учета в многоквартирном доме N 46 по ул. Вл.Невского г. Воронежа общедомовой прибор учета там еще не был установлен, апелляционным судом также оценивался и признан несостоятельным. Доказательств наличия общедомовых приборов учета в указанном доме и принятия их в эксплуатацию до выполнения работ истцом, не представлено. При этом, в акте от 24.07.2012 первичного допуска в эксплуатацию узлов учета, установленных в доме N 46 по ул. Вл.Невского, подписанном представителем ответчика, не содержится отметок последнего о том, что имеются установленные ранее общедомовые приборы учета.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм процессуального права или материального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, кассационной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и доводы сторон, в том числе приведенные в кассационной жалобе ответчика, были предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.06.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 по делу N А14-13652/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА

Судьи
С.Г.ЕГОРОВА
И.И.КОЗЕЛКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)