Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: В рамках реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда ответчикам была предоставлена квартира, однако ответчики не переселились в данную квартиру, чем препятствуют проведению работ по сносу дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мухаметовой Н.М.,
судей Михляевой Г.А.,
Милютина В.Н.,
с участием прокурора Крупновой А.И.,
при секретаре И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан - Х., представителя Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан - Г., апелляционному представлению прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы С. на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 16 ноября 2014 года, которым постановлено:
- в удовлетворении первоначальных исковых требований Администрации городского округа город Уфа к А.Р.А., А.И.Р., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей А., А., Я., А.В.А., А.И.Т. о выселении из жилого помещения с предоставлением иного жилого помещения по договору социального найма, отказать за необоснованностью;
- встречный иск А.Р.А., А.И.Р., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей А., А., Я., А.В.А., А.И.Т. к Администрации городского округа город Уфа, Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа о признании права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязании восстановить их на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязании предоставить им вне очереди жилые помещения по договорам социального найма согласно норме предоставления, удовлетворить частично;
- признать, право за А.Р.А., А.И.Р., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей А., А., Я., А.Р.А., А.И.Т. состоять на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма;
- обязать Администрацию Орджоникидзевского района городского округа город Уфа восстановить их на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
- обязать Администрацию городского округа город Уфа предоставить А.Р.А., А.И.Р. и ее несовершеннолетним детям А., А., а также Я., А.В.А., А.И.Т. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям но норме предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи;
- в удовлетворении остальной части встречных требований А.Р.А., А.И.Р., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей А., А., Я., А.В.А., А.И.Т. к Администрации городского округа город Уфа, Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа, отказать за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Милютина В.Н., судебная коллегия
установила:
Администрация ГО г. Уфы Республики Башкортостан обратилась в суд с иском к А.Р.А., А.И.Р., А., А. (интересы которых представляет их законный представитель А.И.Р.), Я., А.И.Т. о выселении ответчиков из комнаты, находящейся в муниципальной собственности и расположенной по адресу: адрес комнату, находящуюся в муниципальной собственности и расположенную по адресу: адрес.
Требования мотивированы тем, что ответчики занимают комнату, площадью 18.8 кв. м, по адресу: адрес, на условиях социального найма. В рамках реализации Постановления Правительства Республики Башкортостан N 5 от 19 января 2012 года "Об адресных программах Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2012-2013 годы", ответчикам была предоставлена комната площадью 18.9 кв. м, находящаяся в муниципальной собственности и расположенная по адресу: адрес.
Однако ответчики не переселились в вышеуказанную квартиру, предоставленную им по Программе, чем препятствуют проведению работ по сносу дома по адресу: адрес.
А.Р.А., А.В.А., Я., А.И.Т., А.И.Р., несовершеннолетние А., А. (интересы которых представляет их законный представитель А.И.Р.) обратились в суд со встречным иском к Администрации ГО адрес о признании права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, обязании предоставить вне очереди А.Р.А., А.В.А. однокомнатную квартиру, А.И.Р., А.И.Т., А.В.Т. трехкомнатную квартиру, Я. однокомнатную квартиру.
Требования мотивированы тем, что они на условиях договора социального найма занимают комнату, площадью 18.8 кв. м, по адресу: адрес. Иного жилого помещения они не имеют, а в данном помещении они обеспечены жилой площадью ниже установленной нормы, кроме того они являются малоимущими. В связи с чем они состояли на учете по месту жительства на улучшение жилищных условий, но в дата были сняты с учета ввиду утраты оснований дающих право состоять на данном учете. О программе переселения и о том, что жилой адрес, является аварийным, от них Администрацией тщательно скрывалось.
Ссылаясь на данные обстоятельства и п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, просили удовлетворить их требования.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционных жалобах представителя Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан - Х., представителя Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан - Г., апелляционном представлении прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы С. ставиться вопрос об отмене решения как постановленного с нарушением норм материального права. Указывается, что судом не было учтено, что обеспечение граждан, переселяемых из непригодных для проживания помещений, носит компенсационный характер и не является улучшением их жилищных условий по количественным показателям.
Проверив материалы дела в пределах доводы апелляционных жалоб и представления, выслушав представителей Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан - Х., представителя Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан - Г., поддержавших свои жалобы, прокурора Крупнову А.И., поддержавшую представление, представителей МУП ИСК ГО г. Уфа - П.М., П.П., согласившимися с доводами жалоб и представления, А.И.Р., А.И.Т., А.Р.А. и ее представителя Н., полагавших решение законным, обсудив доводы жалоб и представления, судебная находит судебное постановление незаконным и подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего дела судом было допущено нарушение норм материального права, выразившиеся в следующем.
Установлено, что А.Р.А., А.И.Р., А., А. (интересы которых представляет их законный представитель А.И.Р.), Я., А.И.Т., зарегистрированы по месту жительства по адресу: адрес (л.д....).
Данная квартира находится в муниципальной собственности ГО адрес Республики Башкортостан (л.д....).
А.Р.А., А.И.Р., А., А. Я., А.И.Т., занимают в данной квартире комнату, площадью. 18.8 кв. м, по договору социального найма от дата. Нанимателем указана А.Р.А., а членами ее семьи указаны А.В.А., А.И.Р., А.И.Т., А., А.., Я. (л.д....).
А.Р.А. состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с дата, а дата, на основании распоряжения главы адрес ГО адрес N... - р снята с данного учета, в связи с утратой оснований дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (л.д....).
Жилой дом по адресу: адрес, был признан аварийным и включен Адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2015 годы, утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 156 от 15 апреля 2013 года.
В рамках вышеуказанной адресной программы А.Р.А., А.И.Р., А., А. (интересы которых представляет их законный представитель А.И.Р.), Я., А.И.Т. предоставлена комната, площадью 18.9 кв. м, расположенная по адресу: адрес, от заселения в которую они отказались (л.д....).
Отказывая Администрации ГО г. Уфы в удовлетворении иска о выселении А.Р.А. и членов ее семьи из комнаты в адрес, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предоставляемое жилое помещение не отвечает требованиям закона, поскольку ответчики состояли ранее на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем должны быть обеспечены жилой площадью по нормам предоставления.
Данные выводы суда нельзя признать законными, исходя из следующего.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, Федеральный закон N 185-ФЗ от 21 июля 2007 года "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного Федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 11 части 1 статьи 14, статья 16 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007 г. "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").
Согласно приведенной выше "Адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Республики Башкортостан, на 2013-2015 годы", целями и задачами этой программы являются: улучшение условий проживания граждан, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного в соответствии с Федеральным законом в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, ликвидация существующего аварийного жилищного фонда.
Указанной Программой установлен срок переселения жильцов адрес - апрель 2012 г года (л.д....).
Частью 3 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007 г. "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Федеральный закон от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не относится к числу законов, на которые указывает отсылочная норма части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Как было указано выше, жилое помещение по адресу: адрес предоставлено А.Р.А. и членам ее семьи в связи с расселением аварийного дома, а не в связи с улучшением жилищных условий в порядке части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах отказ суда в иске Администрации ГО г. Уфа и удовлетворение исковых требований А.Р.А. и членов ее семьи о предоставлении жилого помещения по норме предоставления, по мотиву необходимости обеспечения ответчиков жильем по нормам предоставления, противоречит вышеуказанным нормам закона.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции нельзя признать законным, оно подлежит отмене и учитывая, что предоставляемое А.Р.А. и членам ее семьи жилое помещение в рамках реализации Республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, является равноценным занимаемому ими ранее, судебная коллегия принимает решение об удовлетворении исковых требований Администрации ГО г. Уфы и об отказе в удовлетворении исковых требований А.Р.А. и членов ее семьи в обязании Администрации ГО г. Уфы предоставлении жилого помещения по нормам предоставления.
Также, по мнению судебной коллегии, надлежит отказать в удовлетворении исковых требований А.Р.А. и членов ее семьи и о признании права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договору социального найма, поскольку по своей сути данными требованиями они обжалуют распоряжение главы Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфы N 981-р от 2 августа 2013 года о снятии их с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договору социального найма
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В соответствии с пп. 3 п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Как следует из содержания искового заявления А.Р.А. и членов ее семьи, и письма Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфы от 9 августа 2013 года дела, о нарушении своего права они узнали в августе 2013 года, а в суд с иском обратились 28 мая 2014 года.
Доказательств уважительности причин пропуска указанного срока А.Р.А. и членами ее семьи суду не было представлено.
При таких обстоятельствах, А.Р.А. и члены ее семьи, при наличии оснований, вправе вновь обратится в Администрацию по месту своего жительства с заявлением о постановке их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу положений ч. 1 статьи 103 ГПК РФ с А.Р.А., А.В.А., Я., А.И.Т., А.И.Р. подлежит взысканию государственная пошлина, размер которой пропорционально удовлетворенным исковым требованиям с учетом положений статьи 333.19 НК РФ составит по... руб. с каждого.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда адрес Республики Башкортостан от 16 ноября 2014 года отменить и принять по делу новое решение, которым:
- исковые требования Администрации ГО г. Уфы Республики Башкортостан удовлетворить, выселить А.Р.А., А.И.Р., А., А., Я., А.В.А., А.И.Т. из жилого помещения площадью 18.8. кв. м, расположенного по адресу: адрес предоставлением по договору социального найма комнаты, площадью 18.9 кв. м, расположенной по адресу: адрес;
- в удовлетворении исковых требований А.Р.А., А.И.Р., А., А. (интересы которых представляет их законный представитель А.И.Р.), Я., А.И.Т. к Администрации ГО г. Уфы Республики Башкортостан, Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфы Республики Башкортостан о признании права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, о предоставлении жилых помещений по норме предоставления, отказать.
Взыскать с А.Р.А., А.В.А., Я., А.И.Т., А.И.Р. в доход местного бюджета государственную пошлину по... руб. с каждого.
Председательствующий
Н.М.МУХАМЕТОВА
Судьи
Г.А.МИХЛЯЕВА
В.Н.МИЛЮТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 26.02.2015 ПО ДЕЛУ N 33-3051/2015
Требование: О выселении из жилого помещения с предоставлением иного жилого помещения по договору социального найма.Разделы:
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: В рамках реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда ответчикам была предоставлена квартира, однако ответчики не переселились в данную квартиру, чем препятствуют проведению работ по сносу дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 февраля 2015 г. по делу N 33-3051/2015
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мухаметовой Н.М.,
судей Михляевой Г.А.,
Милютина В.Н.,
с участием прокурора Крупновой А.И.,
при секретаре И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан - Х., представителя Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан - Г., апелляционному представлению прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы С. на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 16 ноября 2014 года, которым постановлено:
- в удовлетворении первоначальных исковых требований Администрации городского округа город Уфа к А.Р.А., А.И.Р., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей А., А., Я., А.В.А., А.И.Т. о выселении из жилого помещения с предоставлением иного жилого помещения по договору социального найма, отказать за необоснованностью;
- встречный иск А.Р.А., А.И.Р., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей А., А., Я., А.В.А., А.И.Т. к Администрации городского округа город Уфа, Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа о признании права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязании восстановить их на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязании предоставить им вне очереди жилые помещения по договорам социального найма согласно норме предоставления, удовлетворить частично;
- признать, право за А.Р.А., А.И.Р., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей А., А., Я., А.Р.А., А.И.Т. состоять на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма;
- обязать Администрацию Орджоникидзевского района городского округа город Уфа восстановить их на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
- обязать Администрацию городского округа город Уфа предоставить А.Р.А., А.И.Р. и ее несовершеннолетним детям А., А., а также Я., А.В.А., А.И.Т. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям но норме предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи;
- в удовлетворении остальной части встречных требований А.Р.А., А.И.Р., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей А., А., Я., А.В.А., А.И.Т. к Администрации городского округа город Уфа, Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа, отказать за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Милютина В.Н., судебная коллегия
установила:
Администрация ГО г. Уфы Республики Башкортостан обратилась в суд с иском к А.Р.А., А.И.Р., А., А. (интересы которых представляет их законный представитель А.И.Р.), Я., А.И.Т. о выселении ответчиков из комнаты, находящейся в муниципальной собственности и расположенной по адресу: адрес комнату, находящуюся в муниципальной собственности и расположенную по адресу: адрес.
Требования мотивированы тем, что ответчики занимают комнату, площадью 18.8 кв. м, по адресу: адрес, на условиях социального найма. В рамках реализации Постановления Правительства Республики Башкортостан N 5 от 19 января 2012 года "Об адресных программах Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2012-2013 годы", ответчикам была предоставлена комната площадью 18.9 кв. м, находящаяся в муниципальной собственности и расположенная по адресу: адрес.
Однако ответчики не переселились в вышеуказанную квартиру, предоставленную им по Программе, чем препятствуют проведению работ по сносу дома по адресу: адрес.
А.Р.А., А.В.А., Я., А.И.Т., А.И.Р., несовершеннолетние А., А. (интересы которых представляет их законный представитель А.И.Р.) обратились в суд со встречным иском к Администрации ГО адрес о признании права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, обязании предоставить вне очереди А.Р.А., А.В.А. однокомнатную квартиру, А.И.Р., А.И.Т., А.В.Т. трехкомнатную квартиру, Я. однокомнатную квартиру.
Требования мотивированы тем, что они на условиях договора социального найма занимают комнату, площадью 18.8 кв. м, по адресу: адрес. Иного жилого помещения они не имеют, а в данном помещении они обеспечены жилой площадью ниже установленной нормы, кроме того они являются малоимущими. В связи с чем они состояли на учете по месту жительства на улучшение жилищных условий, но в дата были сняты с учета ввиду утраты оснований дающих право состоять на данном учете. О программе переселения и о том, что жилой адрес, является аварийным, от них Администрацией тщательно скрывалось.
Ссылаясь на данные обстоятельства и п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, просили удовлетворить их требования.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционных жалобах представителя Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан - Х., представителя Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан - Г., апелляционном представлении прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы С. ставиться вопрос об отмене решения как постановленного с нарушением норм материального права. Указывается, что судом не было учтено, что обеспечение граждан, переселяемых из непригодных для проживания помещений, носит компенсационный характер и не является улучшением их жилищных условий по количественным показателям.
Проверив материалы дела в пределах доводы апелляционных жалоб и представления, выслушав представителей Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан - Х., представителя Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан - Г., поддержавших свои жалобы, прокурора Крупнову А.И., поддержавшую представление, представителей МУП ИСК ГО г. Уфа - П.М., П.П., согласившимися с доводами жалоб и представления, А.И.Р., А.И.Т., А.Р.А. и ее представителя Н., полагавших решение законным, обсудив доводы жалоб и представления, судебная находит судебное постановление незаконным и подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего дела судом было допущено нарушение норм материального права, выразившиеся в следующем.
Установлено, что А.Р.А., А.И.Р., А., А. (интересы которых представляет их законный представитель А.И.Р.), Я., А.И.Т., зарегистрированы по месту жительства по адресу: адрес (л.д....).
Данная квартира находится в муниципальной собственности ГО адрес Республики Башкортостан (л.д....).
А.Р.А., А.И.Р., А., А. Я., А.И.Т., занимают в данной квартире комнату, площадью. 18.8 кв. м, по договору социального найма от дата. Нанимателем указана А.Р.А., а членами ее семьи указаны А.В.А., А.И.Р., А.И.Т., А., А.., Я. (л.д....).
А.Р.А. состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с дата, а дата, на основании распоряжения главы адрес ГО адрес N... - р снята с данного учета, в связи с утратой оснований дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (л.д....).
Жилой дом по адресу: адрес, был признан аварийным и включен Адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2015 годы, утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 156 от 15 апреля 2013 года.
В рамках вышеуказанной адресной программы А.Р.А., А.И.Р., А., А. (интересы которых представляет их законный представитель А.И.Р.), Я., А.И.Т. предоставлена комната, площадью 18.9 кв. м, расположенная по адресу: адрес, от заселения в которую они отказались (л.д....).
Отказывая Администрации ГО г. Уфы в удовлетворении иска о выселении А.Р.А. и членов ее семьи из комнаты в адрес, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предоставляемое жилое помещение не отвечает требованиям закона, поскольку ответчики состояли ранее на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем должны быть обеспечены жилой площадью по нормам предоставления.
Данные выводы суда нельзя признать законными, исходя из следующего.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, Федеральный закон N 185-ФЗ от 21 июля 2007 года "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного Федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 11 части 1 статьи 14, статья 16 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007 г. "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").
Согласно приведенной выше "Адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Республики Башкортостан, на 2013-2015 годы", целями и задачами этой программы являются: улучшение условий проживания граждан, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного в соответствии с Федеральным законом в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, ликвидация существующего аварийного жилищного фонда.
Указанной Программой установлен срок переселения жильцов адрес - апрель 2012 г года (л.д....).
Частью 3 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007 г. "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Федеральный закон от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не относится к числу законов, на которые указывает отсылочная норма части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Как было указано выше, жилое помещение по адресу: адрес предоставлено А.Р.А. и членам ее семьи в связи с расселением аварийного дома, а не в связи с улучшением жилищных условий в порядке части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах отказ суда в иске Администрации ГО г. Уфа и удовлетворение исковых требований А.Р.А. и членов ее семьи о предоставлении жилого помещения по норме предоставления, по мотиву необходимости обеспечения ответчиков жильем по нормам предоставления, противоречит вышеуказанным нормам закона.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции нельзя признать законным, оно подлежит отмене и учитывая, что предоставляемое А.Р.А. и членам ее семьи жилое помещение в рамках реализации Республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, является равноценным занимаемому ими ранее, судебная коллегия принимает решение об удовлетворении исковых требований Администрации ГО г. Уфы и об отказе в удовлетворении исковых требований А.Р.А. и членов ее семьи в обязании Администрации ГО г. Уфы предоставлении жилого помещения по нормам предоставления.
Также, по мнению судебной коллегии, надлежит отказать в удовлетворении исковых требований А.Р.А. и членов ее семьи и о признании права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договору социального найма, поскольку по своей сути данными требованиями они обжалуют распоряжение главы Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфы N 981-р от 2 августа 2013 года о снятии их с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договору социального найма
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В соответствии с пп. 3 п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Как следует из содержания искового заявления А.Р.А. и членов ее семьи, и письма Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфы от 9 августа 2013 года дела, о нарушении своего права они узнали в августе 2013 года, а в суд с иском обратились 28 мая 2014 года.
Доказательств уважительности причин пропуска указанного срока А.Р.А. и членами ее семьи суду не было представлено.
При таких обстоятельствах, А.Р.А. и члены ее семьи, при наличии оснований, вправе вновь обратится в Администрацию по месту своего жительства с заявлением о постановке их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу положений ч. 1 статьи 103 ГПК РФ с А.Р.А., А.В.А., Я., А.И.Т., А.И.Р. подлежит взысканию государственная пошлина, размер которой пропорционально удовлетворенным исковым требованиям с учетом положений статьи 333.19 НК РФ составит по... руб. с каждого.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда адрес Республики Башкортостан от 16 ноября 2014 года отменить и принять по делу новое решение, которым:
- исковые требования Администрации ГО г. Уфы Республики Башкортостан удовлетворить, выселить А.Р.А., А.И.Р., А., А., Я., А.В.А., А.И.Т. из жилого помещения площадью 18.8. кв. м, расположенного по адресу: адрес предоставлением по договору социального найма комнаты, площадью 18.9 кв. м, расположенной по адресу: адрес;
- в удовлетворении исковых требований А.Р.А., А.И.Р., А., А. (интересы которых представляет их законный представитель А.И.Р.), Я., А.И.Т. к Администрации ГО г. Уфы Республики Башкортостан, Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфы Республики Башкортостан о признании права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, о предоставлении жилых помещений по норме предоставления, отказать.
Взыскать с А.Р.А., А.В.А., Я., А.И.Т., А.И.Р. в доход местного бюджета государственную пошлину по... руб. с каждого.
Председательствующий
Н.М.МУХАМЕТОВА
Судьи
Г.А.МИХЛЯЕВА
В.Н.МИЛЮТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)