Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мироновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7270/2014) Государственной жилищной инспекции Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 06.06.2014 по делу N А46-4461/2014 (судья Крещановская Л.А.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Сибирский Коммунальник" (ОГРН 1045511001337 ИНН 5506054120) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ИНН 5503036669, ОГРН 1025500747161) о признании недействительным предписания от 04.03.2014 N 03-02-03/54,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Втюриной Ирины Ивановны,
при участии в судебном заседании:
- от Государственной жилищной инспекции Омской области - Кривошеина Т.А. по доверенности N 238/ю от 07.04.2014 сроком действия до 31.12.2014, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
- от закрытого акционерного общества "Сибирский Коммунальник" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
- Втюрина Ирина Ивановна, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
- установил:
закрытое акционерное общество "Сибирский Коммунальник" (далее - заявитель, ЗАО "Сибирский Коммунальник") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ Омской области, Инспекция) о признании недействительным предписания от 04.03.2014 N 03-02-03/54.
По инициативе арбитражного суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Втюрина Ирина Ивановна, проживающая по адресу: 644041, г. Омск, проживающей по адресу: 644041, г. Омск, ул. 4-я Транспортная, д. 32, кв. 75.
Решением от 06.06.2014 по делу N А46-4461/2014 Арбитражный суд Омской области заявленное ЗАО "Сибирский Коммунальник" требование удовлетворил, признав недействительным предписание от 04.03.2014 N 03-02-03/54.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что отопительный прибор в отдельно взятой квартире не является общим имуществом многоквартирного дома, а также отсутствия у ЗАО "Сибирский Коммунальник" установленной законом обязанности обеспечить исправное состояние приборов отопления, принадлежащих жильцам и не входящих в состав общей системы отопления многоквартирного дома.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ГЖИ Омской области обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ГЖИ Омской области указало на то, что радиатор отопления в квартире N 75 многоквартирного дома N 32 по ул. 4-я Транспортная является общим имуществом многоквартирного дома, проводящим тепло не только в одну квартиру, следовательно, обязанность по его обслуживанию, содержанию и ремонту возлагается на ЗАО "Сибирский Коммунальник".
В судебном заседании представитель ГЖИ Омской области поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
В устном выступлении Втюрина И.И. согласилась с доводами ГЖИ Омской области, изложенными в апелляционной жалобе, просила решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
ЗАО "Сибирский Коммунальник", надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанного лица в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
04.03.2014 на основании Распоряжения Госжилинспекции Омской области N 982 от 03.03.2014 государственным жилищным инспектором Сергеевой Л.П. проведено внеплановая выездная проверка в отношении ЗАО "Сибирский Коммунальник". В ходе проверки было обследовано техническое состояние многоквартирного дома N 32 по ул. 4-я Транспортная в г. Омске, и выявлен факт невыполнения ранее выданного предписания N 03-02-09/2 от 15.01.2014, в частности не обеспечено исправное состояние трубопроводов внутридомовых инженерных систем в квартире N 75, а именно: к трубопроводу системы отопления не подключен отопительный прибор (отсекающее устройство отсутствует).
По итогам проверки составлен акт от 04.03.2014 N 03-03-03/57 и Обществу выдано предписание от 04.03.2014 N 03-02-03/54 с требованием устранить до 07.04.2014 нарушения законодательства, а именно: обеспечить исправное состояние внутридомовой системы отопления в квартире N 75 в доме N 32 по ул. 4-я Транспортная в г. Омске.
Полагая, что предписание от 04.03.2014 N 03-02-03/54 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ЗАО "Сибирский Коммунальник", последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
06.06.2014 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Деятельность Инспекции осуществляется на основании Положения Государственной жилищной инспекции Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 N 2.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 Положения Государственной жилищной инспекции Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 N 2 "О реорганизации Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области" Инспекция осуществляет функции жилищного надзора, а именно: предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Инспекция для осуществления своих функций имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (подпункт 4 пункта 11 Положения Государственной жилищной инспекции Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 N 2 "О реорганизации Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области").
При проведении проверок заинтересованное лицо также руководствуется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Исходя из положений статей 12, 17 Закона N 94-ФЗ ГЖИ Омской области, как орган государственной власти области, вправе выдавать предписания юридическим лицам в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09..2003 N 170 (далее Правила N 170).
ГЖИ Омской области в ходе проверки было установлено нарушение Обществом требований пунктов 5.2.1, 5.2.4, 5.8.3 Правил N 170, а именно не обеспечено исправное состояние внутридомовой системы отопления в квартире N 75 дома N 32 по ул. 4-я Транспортная в Октябрьском административном округе г. Омска, в связи с чем оспариваемым предписанием на ЗАО "Сибирский Коммунальник" была возложена обязанность установить в квартире третьего лица радиатор отопления.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о недоказанности Инспекцией нарушения Обществом пунктов 5.2.1, 5.2.4, 5.8.3 Правил N 170, и отсутствии оснований для выдачи оспариваемого предписания, в силу чего оно было правомерно и обоснованно признано судом первой инстанции недействительным. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механической, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
По смыслу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в состав общего имущества включается техническое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно подпункту "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и(или) нежилого помещения в этом доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и(или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В состав общего имущества многоквартирного дома включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и(или) нежилого помещения (подпункт "д" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме. Содержание общего имущества среди прочего включает в себя его осмотры, текущий и капитальные ремонты (пункт 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 04.09.2007 N 16273-СК/07, по смыслу пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме обогревающие элементы (радиаторы), находящиеся внутри квартир, входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Вместе с тем, Верховным Судом Российской Федерации в решении от 22.09.2009 по делу N ГКПИ09-725 по заявлению о признании частично недействующим пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме дано следующее толкование названного положения Правил.
По смыслу пункта 6 Правил во взаимосвязи с подпунктом "д" пункта 2 и пунктом 5 Правил в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.).
Таким образом, к общему имуществу собственников многоквартирного дома могут быть отнесены лишь те радиаторы отопления, которые предназначены для функционирования системы отопления в целом и являются ее неотъемлемым элементов, без которого данная система не может функционировать.
В связи с тем, что материалы дела не содержат доказательств того, что радиатор отопления, расположенный внутри квартиры N 75 дома N 32 по ул. 4-я Транспортная в Октябрьском административном округе г. Омска, предназначен для функционирования системы отопления в целом и является ее неотъемлемым элементов, без которого данная система не может функционировать, спорный радиатор отопления не может быть безусловно отнесен к общему имуществу собственников многоквартирного дома, за обслуживание которого отвечает ЗАО "Сибирский Коммунальник".
При этом Инспекцией не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что ЗАО "Сибирский Коммунальник" как управляющая компания приняла на себя обязательства ремонта приборов отопления, принадлежащих жильцам и не входящим в состав общей системы отопления.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Неправильного применения норм материального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы ГЖИ Омской области в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате Инспекцией, но от уплаты которой она в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена, распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 06.06.2014 по делу N А46-4461/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2014 N 08АП-7270/2014 ПО ДЕЛУ N А46-4461/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2014 г. N 08АП-7270/2014
Дело N А46-4461/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мироновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7270/2014) Государственной жилищной инспекции Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 06.06.2014 по делу N А46-4461/2014 (судья Крещановская Л.А.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Сибирский Коммунальник" (ОГРН 1045511001337 ИНН 5506054120) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ИНН 5503036669, ОГРН 1025500747161) о признании недействительным предписания от 04.03.2014 N 03-02-03/54,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Втюриной Ирины Ивановны,
при участии в судебном заседании:
- от Государственной жилищной инспекции Омской области - Кривошеина Т.А. по доверенности N 238/ю от 07.04.2014 сроком действия до 31.12.2014, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
- от закрытого акционерного общества "Сибирский Коммунальник" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
- Втюрина Ирина Ивановна, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
- установил:
закрытое акционерное общество "Сибирский Коммунальник" (далее - заявитель, ЗАО "Сибирский Коммунальник") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ Омской области, Инспекция) о признании недействительным предписания от 04.03.2014 N 03-02-03/54.
По инициативе арбитражного суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Втюрина Ирина Ивановна, проживающая по адресу: 644041, г. Омск, проживающей по адресу: 644041, г. Омск, ул. 4-я Транспортная, д. 32, кв. 75.
Решением от 06.06.2014 по делу N А46-4461/2014 Арбитражный суд Омской области заявленное ЗАО "Сибирский Коммунальник" требование удовлетворил, признав недействительным предписание от 04.03.2014 N 03-02-03/54.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что отопительный прибор в отдельно взятой квартире не является общим имуществом многоквартирного дома, а также отсутствия у ЗАО "Сибирский Коммунальник" установленной законом обязанности обеспечить исправное состояние приборов отопления, принадлежащих жильцам и не входящих в состав общей системы отопления многоквартирного дома.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ГЖИ Омской области обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ГЖИ Омской области указало на то, что радиатор отопления в квартире N 75 многоквартирного дома N 32 по ул. 4-я Транспортная является общим имуществом многоквартирного дома, проводящим тепло не только в одну квартиру, следовательно, обязанность по его обслуживанию, содержанию и ремонту возлагается на ЗАО "Сибирский Коммунальник".
В судебном заседании представитель ГЖИ Омской области поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
В устном выступлении Втюрина И.И. согласилась с доводами ГЖИ Омской области, изложенными в апелляционной жалобе, просила решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
ЗАО "Сибирский Коммунальник", надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанного лица в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
04.03.2014 на основании Распоряжения Госжилинспекции Омской области N 982 от 03.03.2014 государственным жилищным инспектором Сергеевой Л.П. проведено внеплановая выездная проверка в отношении ЗАО "Сибирский Коммунальник". В ходе проверки было обследовано техническое состояние многоквартирного дома N 32 по ул. 4-я Транспортная в г. Омске, и выявлен факт невыполнения ранее выданного предписания N 03-02-09/2 от 15.01.2014, в частности не обеспечено исправное состояние трубопроводов внутридомовых инженерных систем в квартире N 75, а именно: к трубопроводу системы отопления не подключен отопительный прибор (отсекающее устройство отсутствует).
По итогам проверки составлен акт от 04.03.2014 N 03-03-03/57 и Обществу выдано предписание от 04.03.2014 N 03-02-03/54 с требованием устранить до 07.04.2014 нарушения законодательства, а именно: обеспечить исправное состояние внутридомовой системы отопления в квартире N 75 в доме N 32 по ул. 4-я Транспортная в г. Омске.
Полагая, что предписание от 04.03.2014 N 03-02-03/54 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ЗАО "Сибирский Коммунальник", последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
06.06.2014 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Деятельность Инспекции осуществляется на основании Положения Государственной жилищной инспекции Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 N 2.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 Положения Государственной жилищной инспекции Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 N 2 "О реорганизации Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области" Инспекция осуществляет функции жилищного надзора, а именно: предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Инспекция для осуществления своих функций имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (подпункт 4 пункта 11 Положения Государственной жилищной инспекции Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 N 2 "О реорганизации Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области").
При проведении проверок заинтересованное лицо также руководствуется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Исходя из положений статей 12, 17 Закона N 94-ФЗ ГЖИ Омской области, как орган государственной власти области, вправе выдавать предписания юридическим лицам в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09..2003 N 170 (далее Правила N 170).
ГЖИ Омской области в ходе проверки было установлено нарушение Обществом требований пунктов 5.2.1, 5.2.4, 5.8.3 Правил N 170, а именно не обеспечено исправное состояние внутридомовой системы отопления в квартире N 75 дома N 32 по ул. 4-я Транспортная в Октябрьском административном округе г. Омска, в связи с чем оспариваемым предписанием на ЗАО "Сибирский Коммунальник" была возложена обязанность установить в квартире третьего лица радиатор отопления.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о недоказанности Инспекцией нарушения Обществом пунктов 5.2.1, 5.2.4, 5.8.3 Правил N 170, и отсутствии оснований для выдачи оспариваемого предписания, в силу чего оно было правомерно и обоснованно признано судом первой инстанции недействительным. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механической, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
По смыслу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в состав общего имущества включается техническое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно подпункту "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и(или) нежилого помещения в этом доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и(или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В состав общего имущества многоквартирного дома включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и(или) нежилого помещения (подпункт "д" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме. Содержание общего имущества среди прочего включает в себя его осмотры, текущий и капитальные ремонты (пункт 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 04.09.2007 N 16273-СК/07, по смыслу пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме обогревающие элементы (радиаторы), находящиеся внутри квартир, входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Вместе с тем, Верховным Судом Российской Федерации в решении от 22.09.2009 по делу N ГКПИ09-725 по заявлению о признании частично недействующим пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме дано следующее толкование названного положения Правил.
По смыслу пункта 6 Правил во взаимосвязи с подпунктом "д" пункта 2 и пунктом 5 Правил в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.).
Таким образом, к общему имуществу собственников многоквартирного дома могут быть отнесены лишь те радиаторы отопления, которые предназначены для функционирования системы отопления в целом и являются ее неотъемлемым элементов, без которого данная система не может функционировать.
В связи с тем, что материалы дела не содержат доказательств того, что радиатор отопления, расположенный внутри квартиры N 75 дома N 32 по ул. 4-я Транспортная в Октябрьском административном округе г. Омска, предназначен для функционирования системы отопления в целом и является ее неотъемлемым элементов, без которого данная система не может функционировать, спорный радиатор отопления не может быть безусловно отнесен к общему имуществу собственников многоквартирного дома, за обслуживание которого отвечает ЗАО "Сибирский Коммунальник".
При этом Инспекцией не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что ЗАО "Сибирский Коммунальник" как управляющая компания приняла на себя обязательства ремонта приборов отопления, принадлежащих жильцам и не входящим в состав общей системы отопления.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Неправильного применения норм материального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы ГЖИ Омской области в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате Инспекцией, но от уплаты которой она в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена, распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 06.06.2014 по делу N А46-4461/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)