Судебные решения, арбитраж
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Дмитриева Е.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Лазаревой М.А.
судей - Никоновой О.И. и Сивохина Д.А.
при секретаре - Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом на решение Ленинского районного суда г. Самары от 25 декабря 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Г.В. - удовлетворить.
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Г.В. с составом семьи 1 человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в границах городского округа Самара в соответствии с действующим законодательством не менее ранее занимаемого жилого помещения".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
установила:
Г.В. обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении благоустроенного жилого помещения мотивируя свои требования тем, что он является нанимателем однокомнатной квартиры площадью 19,8 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>. Многоквартирный дом, в котором расположена квартира, в которой он проживает в ДД.ММ.ГГГГ был признан аварийным и подлежащим сносу, а на Департамент возложена обязанность по предоставлению гражданам, занимающим жилые помещения по договором социального найма, другие жилые помещения в соответствии с жилищным законодательством. В данной части в распоряжение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу неоднократно вносились изменения, в последней редакции на Департамент была возложена обязанность предоставить другие жилые помещения до ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени другое жилое помещение ему не предоставлено, он является инвалидом третьей группы (по слуху) бессрочно, другого жилого помещения, в котором возможно проживать он не имеет, истец просит суд обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить ему на состав семьи 1 человек благоустроенное жилое помещение взамен аварийного жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель заместитель руководителя Департамента управления имуществом г.о. Самара Е. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении исковых требований.
В заседании суда апелляционной инстанции истец с участием специалиста-сурдопереводчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил, документов, подтверждающих уважительность причины неявки, не представил, об отложении дела не просил.
В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что истец является нанимателем жилого помещения, состоящего из одной комнаты, жилой площадью 19,8 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, данное обстоятельство не оспаривается сторонами и подтверждается договором социального найма.
Из копии Распоряжения Первого заместителя главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу и Департаменту управления имуществом рекомендовано предоставить в течение 3 месяцев с даты подписания настоящего распоряжения гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, другие благоустроенные жилые помещения.
Распоряжением Первого заместителя г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ за N в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения, а именно: распоряжение было дополнено пунктами 3 и 4 в соответствии с которыми Департаменту управления имуществом рекомендовано предоставить гражданам. Занимающим жилые помещения по договором социального найма, другие благоустроенные помещения в соответствии с жилищным законодательством до конца ДД.ММ.ГГГГ. Отселение физических лиц завершить до конца ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ за N в п. 3 распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ за N были внесены изменения в соответствии с которыми на Департамент возложена обязанность предоставить до ДД.ММ.ГГГГ другие жилые помещения в соответствии с жилищным законодательством гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма.
Установлено, что из пояснений представителя Департамента управления имуществом и ответа Департамента управления имуществом на имя Г.В. следует, что дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в областную адресную программу "Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области" на 2013-2015 годы.
Согласно справки Г.В., зарегистрирован и проживает один с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Судом установлено, что Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом <данные изъяты>, получает пенсию по старости и инвалидности, жилого помещения в собственности не имеет.
В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жилище.
В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 Жилищного Кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, высказанной в Определении от 5 марта 2009 года N 376-0-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Право на предоставление жилья в данном случае не должно ставиться в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения, а не в порядке какой-либо очереди.
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 2 квартал 2009 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке, учитывая то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно указал, что жилье истца в установленном законом порядке признано непригодным для проживания и подлежащим сносу, сам истец не может самостоятельно обеспечить себя жильем, учитывая, что законом на органы местного самоуправления г.о. Самары (в данном случае уполномоченным органом является Департамент управления имуществом г.о. Самара), возложена обязанность по предоставлению жилого помещения, однако данная обязанность в отношении Г.В. не исполняется в течение длительного времени.
Оценив представленные доказательства, суд сделал правильный вывод о том, что требования истца подлежат удовлетворению, поскольку проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья истца.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования при рассмотрении дела судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку с изложением соответствующих мотивов.
Основания для переоценки выводов суда отсутствуют.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 25 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.02.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1778/2014
Разделы:Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 февраля 2014 г. по делу N 33-1778/2014
Судья: Дмитриева Е.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Лазаревой М.А.
судей - Никоновой О.И. и Сивохина Д.А.
при секретаре - Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом на решение Ленинского районного суда г. Самары от 25 декабря 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Г.В. - удовлетворить.
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Г.В. с составом семьи 1 человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в границах городского округа Самара в соответствии с действующим законодательством не менее ранее занимаемого жилого помещения".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
установила:
Г.В. обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении благоустроенного жилого помещения мотивируя свои требования тем, что он является нанимателем однокомнатной квартиры площадью 19,8 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>. Многоквартирный дом, в котором расположена квартира, в которой он проживает в ДД.ММ.ГГГГ был признан аварийным и подлежащим сносу, а на Департамент возложена обязанность по предоставлению гражданам, занимающим жилые помещения по договором социального найма, другие жилые помещения в соответствии с жилищным законодательством. В данной части в распоряжение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу неоднократно вносились изменения, в последней редакции на Департамент была возложена обязанность предоставить другие жилые помещения до ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени другое жилое помещение ему не предоставлено, он является инвалидом третьей группы (по слуху) бессрочно, другого жилого помещения, в котором возможно проживать он не имеет, истец просит суд обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить ему на состав семьи 1 человек благоустроенное жилое помещение взамен аварийного жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель заместитель руководителя Департамента управления имуществом г.о. Самара Е. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении исковых требований.
В заседании суда апелляционной инстанции истец с участием специалиста-сурдопереводчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил, документов, подтверждающих уважительность причины неявки, не представил, об отложении дела не просил.
В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что истец является нанимателем жилого помещения, состоящего из одной комнаты, жилой площадью 19,8 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, данное обстоятельство не оспаривается сторонами и подтверждается договором социального найма.
Из копии Распоряжения Первого заместителя главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу и Департаменту управления имуществом рекомендовано предоставить в течение 3 месяцев с даты подписания настоящего распоряжения гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, другие благоустроенные жилые помещения.
Распоряжением Первого заместителя г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ за N в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения, а именно: распоряжение было дополнено пунктами 3 и 4 в соответствии с которыми Департаменту управления имуществом рекомендовано предоставить гражданам. Занимающим жилые помещения по договором социального найма, другие благоустроенные помещения в соответствии с жилищным законодательством до конца ДД.ММ.ГГГГ. Отселение физических лиц завершить до конца ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ за N в п. 3 распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ за N были внесены изменения в соответствии с которыми на Департамент возложена обязанность предоставить до ДД.ММ.ГГГГ другие жилые помещения в соответствии с жилищным законодательством гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма.
Установлено, что из пояснений представителя Департамента управления имуществом и ответа Департамента управления имуществом на имя Г.В. следует, что дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в областную адресную программу "Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области" на 2013-2015 годы.
Согласно справки Г.В., зарегистрирован и проживает один с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Судом установлено, что Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом <данные изъяты>, получает пенсию по старости и инвалидности, жилого помещения в собственности не имеет.
В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жилище.
В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 Жилищного Кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, высказанной в Определении от 5 марта 2009 года N 376-0-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Право на предоставление жилья в данном случае не должно ставиться в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения, а не в порядке какой-либо очереди.
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 2 квартал 2009 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке, учитывая то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно указал, что жилье истца в установленном законом порядке признано непригодным для проживания и подлежащим сносу, сам истец не может самостоятельно обеспечить себя жильем, учитывая, что законом на органы местного самоуправления г.о. Самары (в данном случае уполномоченным органом является Департамент управления имуществом г.о. Самара), возложена обязанность по предоставлению жилого помещения, однако данная обязанность в отношении Г.В. не исполняется в течение длительного времени.
Оценив представленные доказательства, суд сделал правильный вывод о том, что требования истца подлежат удовлетворению, поскольку проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья истца.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования при рассмотрении дела судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку с изложением соответствующих мотивов.
Основания для переоценки выводов суда отсутствуют.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 25 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)