Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сухотиной В.М.,
судей: Афанасьевой Е.В., Стасюк Т.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лупак Т.Н.
при участии: без участия
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента финансов Администрации города Томска (рег. N 07АП-12871/14)
на решение Арбитражного суда Томской области от 21 ноября 2014 года по делу N А67-5673/2014 (судья М.О. Попилов)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской домостроительной компании" (ИНН 7017065961, ОГРН 1037000103513)
к муниципальному образованию "Город Томск" в лице Администрации Города Томска (ИНН 7017004461, ОГРН 1037000087706), Департамента финансов администрации Города Томска, Администрации Октябрьского района Города Томска
о взыскании 138 998,41 руб.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской домостроительной компании" (далее - ООО "Жилсервис ТДСК") обратилось в Арбитражный суд Томской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "Город Томск" в лице администрации Города Томска о взыскании части задолженности за период с 23.01.2012 по 04.03.2013 по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 1/17, в размере 50 000 руб.
Определением арбитражного суда от 19.09.2014 привлечен к участию в деле в качестве второго представителя муниципального образования "Город Томск" департамент финансов администрации города Томска.
Определением арбитражного суда от 20.10.2014 привлечен к участию в деле в качестве третьего представителя муниципального образования "Город Томск" привлечена администрация Октябрьского района Города Томска.
До разрешения спора по существу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, просил взыскать 138 998,41 руб., исключив стоимость установки домофонов (л.д. 10 т. 4).
Решением Арбитражного суда Томской области от 21 ноября 2014 года по делу N А67-5673/2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не соглашаясь с принятым по делу решением суда, Департамент в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование к отмене судебного акта суда первой инстанции ответчик указывает, что истцом в материалы дела не представлено надлежащих доказательств того, что жилищно-коммунальные услуги были оказаны в спорный период (акты, подтверждающие выполнение работ на заявленную сумму), наличие упущенной выгоды, не доказан факт неосновательного приобретения или сбережения имущества (неосновательного обогащения) муниципальным образованием "Город Томск" за счет ООО "Жилсервис ТДСК". Вышеуказанные доводы департамента финансов администрации Города Томска судом первой инстанции не были приняты во внимание и оценены должным образом.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Из материалов дела следует, что на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 1/17, от 23.01.2012 в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, обслуживающей компанией выбрано ООО "Жилсервис ТДСК" (л.д. 27 - 28 т. 1).
В соответствии с указанным протоколом общим собранием утвержден тариф на содержание имущества в многоквартирном доме, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 1/17, в размере 15,71 руб./кв. м.
В соответствии с муниципальным контрактом на участие в долевом строительстве многоквартирного дома в г. Томске в рамках реализации на территории муниципального образования "Город Томск" Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2011 - 2012 годах от 13.09.2011 N 2011.30074 ОАО "ТДС" передало муниципальному образованию "Город Томск" в собственность недвижимое имущество, расположенное в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 1/17, а именно квартиры под номерами N N 2, 3, 4, 7, 8, 9, 13, 17, 18, 24, 27, 29, 31, 32, 33, 37, 43, 44, 47, 48, 49, 52, 53, 54, 57, 63, 64, 67, 72, 73, 74, 78, 79, 80, 81, 83, 86, 90, 95, 98, 102, 106, 109, 114, 115, 117, 119, 121, 122, 123, 126, 128, 130, 131, 134, 135, 136, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 146, 147, 148, 149, 150, 151, 154, 155, 161, 162, 163, 164, 165, 166, 167, 171, 172, 175, 176, 178, 179, 180, 181, 182, 185, 186, 187, 188, 191, 192, 194, 195, что подтверждается актом приема-передачи от 05.12.2011 N 2 (л.д. 28 - 32 т. 2).
Факт принадлежности перечисленных квартир на праве собственности муниципальному образованию "Город Томск" и входят в состав муниципального жилищного фонда, находящегося в муниципальной имущественной казне г. Томска, подтверждается также письмом администрации Октябрьского района города Томска от 13.11.2013 N 2366 (л.д. 34 т. 1).
В дальнейшем в отношении указанных квартир администрацией Октябрьского района города Томска заключены договоры социального найма жилого помещения (л.д. 53 - 121 т. 1)
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 1/17, осуществляет непосредственное управление данным домом, делегировав при этом полномочия по представлению интересов собственников многоквартирного дома перед энерго/ресурсо/снабжающими организациями и органами местного самоуправления ООО "Жилсервис ТДСК".
ООО "Жилсервис ТДСК" в рамках делегированных полномочий заключил соответствующие договоры на обслуживание дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 1/17, а именно договор на техническое обслуживание лифтов от 01.07.2009 N К7-169/09, в редакции дополнительного соглашения от 01.01.2012, с ООО "Томская лифтовая компания", договор оказания услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов от 01.01.2012 N 0022-УК, в редакции дополнительного соглашения от 24.01.2012, с ООО "Чистый Двор", договор на установку домофона от 24.01.2012 N N 64/01/2012, 65/01/2012, 66/01/2012 с ООО "Сервисный центр "Визит", договор на техническое обслуживание системы пожарной сигнализации (АПС) и исполнительных устройств для системы дымоудаления 01.12.2011 N 20/ПС/2011, в редакции соглашения от 01.12.2011 N 1 и дополнительного соглашения от 11.05.2012 N 3, с ООО ЧОО "Правопорядок-Т" (л.д. 35 - 51 т. 1, л.д. 45 - 49 т. 3).
Факт оказания услуг и выполнения работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 1/17, ООО "Жилсервис ТДСК" подтверждается договором от 12.02.2012 (л.д. 66 - 77 т. 2) и сторонами не оспаривается.
ООО "Жилсервис ТДСК" обратилось в адрес администрации города Томска с требованием об оплате счетов за коммунальные услуги жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 1/17.
Письмом от 19.07.2013 N 3464 администрация Города Томска сообщила о подготовке соответствующего распоряжения о выделении средств из фонда непредвиденных расходов на указанные цели (л.д. 29 - 30 т. 1).
Основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском послужило неисполнение ответчиком обязанности по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 1/17.
Удовлетворение исковых требований послужило поводом для подачи ответчиком апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учел следующие обстоятельства.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с положением о департаменте финансов администрации города Томска, утвержденным Решением Думы города Томска от 15.09.2005 N 1001, департамент финансов является финансовым органом администрации города Томка, обеспечивает проведение на территории города единой бюджетной и налоговой политики и координирует деятельность в этой сфере иных органов местного самоуправления (пункт 1.2 положения). Департамент финансов имеет право выступать в пределах своей компетенции от имени администрации г. Томска и муниципального образования "Город Томск" (пункт 1.6 положения). Согласно пунктам 3.57, 3.58 департамент финансов составляет и ведет реестр расходных обязательств г. Томска, представляет интересы муниципального образования "Город Томск" по искам к муниципальному образованию в случае отсутствия главного распорядителя бюджетных средств, к ведомственной принадлежности которого относятся спорные правоотношения, и при отсутствии иного органа, обладающего необходимыми полномочиями.
Факт принадлежности в спорный период недвижимого имущества (квартир) в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 1/17, общей площадью 4 107 кв. м на праве собственности муниципальному образованию "Город Томск" документально подтвержден и ответчиком не опровергнут (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: 1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; 2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды; 3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора; 4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом; 5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно части 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника и пропорциональна размеру общей площади принадлежащего ему имущества.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
В силу статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле, путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
По смыслу приведенных выше норм права, обязанность при наличии соответствующих обстоятельств, возникает у собственников общего имущества в силу закона, вне зависимости от того, достигнуто ли между ними соответствующее соглашение о распределении расходов на содержание общего имущества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 1 статьи 164 Жилищного кодекса при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
Материалами дела подтверждается, между ООО "Жилсервис ТДСК" и муниципальным образованием "Город Томск" письменный договор на содержание и ремонт общего имущества не заключался.
Вместе с тем, отсутствие письменного договора заключенного между истцом и собственником помещений в многоквартирном доме не освобождает собственника от обязанности в силу закона нести расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 155 Жилищного кодекса граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются за исключением случаев, предусмотренных законом.
За период с 23.01.2012 по 04.03.2013 размер задолженности составил 138 998,41 руб.
Расчет задолженности, произведенный истцом, проверен судом и является верным.
Ответчик сумму задолженности за жилищно-коммунальные услуги не оспорил, контррасчет не представил.
Ссылка апеллянта на отсутствие доказательств, подтверждающих факт осуществления каких-либо услуг (работ) в отношении общего имущества многоквартирного дома, не может быть принята во внимание. Поскольку в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов ООО "Жилсервис ТДСК" и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, истец не должен доказывать размер фактических расходов, возникших у него в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно счел подлежащими удовлетворению требование ООО "Жилсервис ТДСК".
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу заявленных требований, в материалы дела не представлено. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов, изложенных в судебном акте, а выражают несогласие с ним, в связи с чем, не могут служить основаниями к отмене обжалуемого судебного акта.
Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 21 ноября 2014 года по делу N А67-5673/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий
В.М.СУХОТИНА
Судьи
Е.В.АФАНАСЬЕВА
Т.Е.СТАСЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.02.2015 N 07АП-12871/14 ПО ДЕЛУ N А67-5673/2014
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2015 г. по делу N А67-5673/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сухотиной В.М.,
судей: Афанасьевой Е.В., Стасюк Т.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лупак Т.Н.
при участии: без участия
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента финансов Администрации города Томска (рег. N 07АП-12871/14)
на решение Арбитражного суда Томской области от 21 ноября 2014 года по делу N А67-5673/2014 (судья М.О. Попилов)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской домостроительной компании" (ИНН 7017065961, ОГРН 1037000103513)
к муниципальному образованию "Город Томск" в лице Администрации Города Томска (ИНН 7017004461, ОГРН 1037000087706), Департамента финансов администрации Города Томска, Администрации Октябрьского района Города Томска
о взыскании 138 998,41 руб.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской домостроительной компании" (далее - ООО "Жилсервис ТДСК") обратилось в Арбитражный суд Томской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "Город Томск" в лице администрации Города Томска о взыскании части задолженности за период с 23.01.2012 по 04.03.2013 по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 1/17, в размере 50 000 руб.
Определением арбитражного суда от 19.09.2014 привлечен к участию в деле в качестве второго представителя муниципального образования "Город Томск" департамент финансов администрации города Томска.
Определением арбитражного суда от 20.10.2014 привлечен к участию в деле в качестве третьего представителя муниципального образования "Город Томск" привлечена администрация Октябрьского района Города Томска.
До разрешения спора по существу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, просил взыскать 138 998,41 руб., исключив стоимость установки домофонов (л.д. 10 т. 4).
Решением Арбитражного суда Томской области от 21 ноября 2014 года по делу N А67-5673/2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не соглашаясь с принятым по делу решением суда, Департамент в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование к отмене судебного акта суда первой инстанции ответчик указывает, что истцом в материалы дела не представлено надлежащих доказательств того, что жилищно-коммунальные услуги были оказаны в спорный период (акты, подтверждающие выполнение работ на заявленную сумму), наличие упущенной выгоды, не доказан факт неосновательного приобретения или сбережения имущества (неосновательного обогащения) муниципальным образованием "Город Томск" за счет ООО "Жилсервис ТДСК". Вышеуказанные доводы департамента финансов администрации Города Томска судом первой инстанции не были приняты во внимание и оценены должным образом.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Из материалов дела следует, что на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 1/17, от 23.01.2012 в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, обслуживающей компанией выбрано ООО "Жилсервис ТДСК" (л.д. 27 - 28 т. 1).
В соответствии с указанным протоколом общим собранием утвержден тариф на содержание имущества в многоквартирном доме, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 1/17, в размере 15,71 руб./кв. м.
В соответствии с муниципальным контрактом на участие в долевом строительстве многоквартирного дома в г. Томске в рамках реализации на территории муниципального образования "Город Томск" Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2011 - 2012 годах от 13.09.2011 N 2011.30074 ОАО "ТДС" передало муниципальному образованию "Город Томск" в собственность недвижимое имущество, расположенное в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 1/17, а именно квартиры под номерами N N 2, 3, 4, 7, 8, 9, 13, 17, 18, 24, 27, 29, 31, 32, 33, 37, 43, 44, 47, 48, 49, 52, 53, 54, 57, 63, 64, 67, 72, 73, 74, 78, 79, 80, 81, 83, 86, 90, 95, 98, 102, 106, 109, 114, 115, 117, 119, 121, 122, 123, 126, 128, 130, 131, 134, 135, 136, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 146, 147, 148, 149, 150, 151, 154, 155, 161, 162, 163, 164, 165, 166, 167, 171, 172, 175, 176, 178, 179, 180, 181, 182, 185, 186, 187, 188, 191, 192, 194, 195, что подтверждается актом приема-передачи от 05.12.2011 N 2 (л.д. 28 - 32 т. 2).
Факт принадлежности перечисленных квартир на праве собственности муниципальному образованию "Город Томск" и входят в состав муниципального жилищного фонда, находящегося в муниципальной имущественной казне г. Томска, подтверждается также письмом администрации Октябрьского района города Томска от 13.11.2013 N 2366 (л.д. 34 т. 1).
В дальнейшем в отношении указанных квартир администрацией Октябрьского района города Томска заключены договоры социального найма жилого помещения (л.д. 53 - 121 т. 1)
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 1/17, осуществляет непосредственное управление данным домом, делегировав при этом полномочия по представлению интересов собственников многоквартирного дома перед энерго/ресурсо/снабжающими организациями и органами местного самоуправления ООО "Жилсервис ТДСК".
ООО "Жилсервис ТДСК" в рамках делегированных полномочий заключил соответствующие договоры на обслуживание дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 1/17, а именно договор на техническое обслуживание лифтов от 01.07.2009 N К7-169/09, в редакции дополнительного соглашения от 01.01.2012, с ООО "Томская лифтовая компания", договор оказания услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов от 01.01.2012 N 0022-УК, в редакции дополнительного соглашения от 24.01.2012, с ООО "Чистый Двор", договор на установку домофона от 24.01.2012 N N 64/01/2012, 65/01/2012, 66/01/2012 с ООО "Сервисный центр "Визит", договор на техническое обслуживание системы пожарной сигнализации (АПС) и исполнительных устройств для системы дымоудаления 01.12.2011 N 20/ПС/2011, в редакции соглашения от 01.12.2011 N 1 и дополнительного соглашения от 11.05.2012 N 3, с ООО ЧОО "Правопорядок-Т" (л.д. 35 - 51 т. 1, л.д. 45 - 49 т. 3).
Факт оказания услуг и выполнения работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 1/17, ООО "Жилсервис ТДСК" подтверждается договором от 12.02.2012 (л.д. 66 - 77 т. 2) и сторонами не оспаривается.
ООО "Жилсервис ТДСК" обратилось в адрес администрации города Томска с требованием об оплате счетов за коммунальные услуги жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 1/17.
Письмом от 19.07.2013 N 3464 администрация Города Томска сообщила о подготовке соответствующего распоряжения о выделении средств из фонда непредвиденных расходов на указанные цели (л.д. 29 - 30 т. 1).
Основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском послужило неисполнение ответчиком обязанности по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 1/17.
Удовлетворение исковых требований послужило поводом для подачи ответчиком апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учел следующие обстоятельства.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с положением о департаменте финансов администрации города Томска, утвержденным Решением Думы города Томска от 15.09.2005 N 1001, департамент финансов является финансовым органом администрации города Томка, обеспечивает проведение на территории города единой бюджетной и налоговой политики и координирует деятельность в этой сфере иных органов местного самоуправления (пункт 1.2 положения). Департамент финансов имеет право выступать в пределах своей компетенции от имени администрации г. Томска и муниципального образования "Город Томск" (пункт 1.6 положения). Согласно пунктам 3.57, 3.58 департамент финансов составляет и ведет реестр расходных обязательств г. Томска, представляет интересы муниципального образования "Город Томск" по искам к муниципальному образованию в случае отсутствия главного распорядителя бюджетных средств, к ведомственной принадлежности которого относятся спорные правоотношения, и при отсутствии иного органа, обладающего необходимыми полномочиями.
Факт принадлежности в спорный период недвижимого имущества (квартир) в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 1/17, общей площадью 4 107 кв. м на праве собственности муниципальному образованию "Город Томск" документально подтвержден и ответчиком не опровергнут (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: 1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; 2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды; 3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора; 4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом; 5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно части 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника и пропорциональна размеру общей площади принадлежащего ему имущества.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
В силу статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле, путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
По смыслу приведенных выше норм права, обязанность при наличии соответствующих обстоятельств, возникает у собственников общего имущества в силу закона, вне зависимости от того, достигнуто ли между ними соответствующее соглашение о распределении расходов на содержание общего имущества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 1 статьи 164 Жилищного кодекса при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
Материалами дела подтверждается, между ООО "Жилсервис ТДСК" и муниципальным образованием "Город Томск" письменный договор на содержание и ремонт общего имущества не заключался.
Вместе с тем, отсутствие письменного договора заключенного между истцом и собственником помещений в многоквартирном доме не освобождает собственника от обязанности в силу закона нести расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 155 Жилищного кодекса граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются за исключением случаев, предусмотренных законом.
За период с 23.01.2012 по 04.03.2013 размер задолженности составил 138 998,41 руб.
Расчет задолженности, произведенный истцом, проверен судом и является верным.
Ответчик сумму задолженности за жилищно-коммунальные услуги не оспорил, контррасчет не представил.
Ссылка апеллянта на отсутствие доказательств, подтверждающих факт осуществления каких-либо услуг (работ) в отношении общего имущества многоквартирного дома, не может быть принята во внимание. Поскольку в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов ООО "Жилсервис ТДСК" и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, истец не должен доказывать размер фактических расходов, возникших у него в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно счел подлежащими удовлетворению требование ООО "Жилсервис ТДСК".
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу заявленных требований, в материалы дела не представлено. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов, изложенных в судебном акте, а выражают несогласие с ним, в связи с чем, не могут служить основаниями к отмене обжалуемого судебного акта.
Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 21 ноября 2014 года по делу N А67-5673/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий
В.М.СУХОТИНА
Судьи
Е.В.АФАНАСЬЕВА
Т.Е.СТАСЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)