Судебные решения, арбитраж
Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Гариповой Ф.Г., Гатауллиной Л.Р.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Тагировой Д.С.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Астраханской области представителей:
заявителя - Чагаровой А.Ш., по доверенности,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ТТК", г. Астрахань,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 23.09.2013 (судья Бочарникова Г.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Акимова М.А., Веряскина С.Г.)
по делу N А06-4883/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ТТК", г. Астрахань (ИНН 3445192973, ОГРН 1093460001095) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 21.06.2013 о наложении штрафа по делу об административной правонарушении N 46-А-03-13,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ТТК" (далее - общество, ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - антимонопольный орган) о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 21.06.2013 N 46-А-03-13.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 23.09.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя общества, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 01.07.2009 между товариществом собственников жилья "Элита" (далее - ТСЖ "Элита") и ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" заключен договор энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде N 50083.
ТСЖ "Элита" 22.05.2012 и 05.06.2012 направило в адрес общества письма за N 6, 7, в которых просило открыть лицевые счета по оплате услуг горячего водоснабжения и отопления на каждого собственника помещений многоквартирных жилых домов.
В ответе ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" от 21.06.2012 N 03-03-1-04/1464 сообщило, что между ним и ТСЖ "Элита" был заключен договор энергоснабжения от 01.07.2009, согласно которому товарищество обязано оплачивать тепловую энергию и горячую воду в соответствии с начислениями, производимыми ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" по ТСЖ "Элита" в целом.
Данный отказ заявителя открыть лицевые счета по оплате услуг горячего водоснабжения и отопления на каждого собственника помещений многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Астрахань, ул. Аксакова, д. 14, к. 1; г. Астрахань, ул. Аксакова, д. 14, к. 2; г. Астрахань, ул. Аксакова, д. 12, послужил основанием для обращения ТСЖ "Элита" в антимонопольный орган.
Решением комиссии управления от 31.07.2012 по делу N 19-К-03-12 бездействие ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", выразившееся в не выставлении счетов для оплаты услуг энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде собственникам помещений жилых домов, было признано нарушающим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), результатом которого явилось ущемление интересов указанных лиц.
Данное решение антимонопольного органа было обжаловано в арбитражный суд в рамках дела N А06-6122/2012.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 20.12.2012 ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" было отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа от 31.07.2012 по делу N 19-К-03-12.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.06.2013 решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.12.2012 по делу N А06-6122/2012 оставлено без изменения.
21.06.2013 возбуждено административное производство N 46-А-03-13 и вынесено постановление, которым ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему наложен штраф в размере 562 500 руб.
Посчитав вынесенное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В статье 10 Закона о защите конкуренции содержится запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
Приказом антимонопольного органа от 04.08.2011 N 194-п ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе "оказание услуг по теплоснабжению" в границах города Астрахани с долей более 50 процентов и в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на данном рынке.
Факт нарушения обществом запрета, установленного пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, подтверждается материалами дела, в том числе решением комиссии управления от 31.07.2012, законность которого подтверждена решением Арбитражного суда Астраханской области от 20.12.2012 по делу N А06-6122/2012, оставленного без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013 и Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.06.2013.
Судебные акты по данному делу не оспорены, вступили в законную силу и имеет преюдициальное значение в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для рассматриваемого дела.
Статьей 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса.
Антимонопольным органом вынесено постановление, которым ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 14.31 КоАП РФ и ему с учетом норм статей 14.31, 14.31.1, 14.31.2, 14.33, в том числе статьи 4.2 КоАП РФ наложен штраф в размере 562 500 руб.
В жалобе общество указывает, что применяемый антимонопольным органом размер штрафа является не законным, поскольку в силу статьи 3.5 КоАП РФ для расчета штрафа управление должно было запросить сумму выручки общества от реализации товара (работы, услуги) на рынке которого совершено правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение, либо за предшествующую дате выявления правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарному году (далее - сумма выручки от реализации товара) либо в фиксированном размере.
Как следует из материалов дела общество привлечено по статье 14.31 КоАП РФ, которой (в действующей редакции) предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
При этом правил о расчете размера штрафа в зависимости от выручки общества указанная санкция не содержит.
Иных доводов, которые могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не содержится.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Нормы материального права судами первой и апелляционной инстанций применены правильно; нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебных актов, не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 23.09.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 по делу N А06-4883/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Р.Р.МУХАМЕТШИН
Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 16.04.2014 ПО ДЕЛУ N А06-4883/2013
Разделы:Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2014 г. по делу N А06-4883/2013
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Гариповой Ф.Г., Гатауллиной Л.Р.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Тагировой Д.С.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Астраханской области представителей:
заявителя - Чагаровой А.Ш., по доверенности,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ТТК", г. Астрахань,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 23.09.2013 (судья Бочарникова Г.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Акимова М.А., Веряскина С.Г.)
по делу N А06-4883/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ТТК", г. Астрахань (ИНН 3445192973, ОГРН 1093460001095) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 21.06.2013 о наложении штрафа по делу об административной правонарушении N 46-А-03-13,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ТТК" (далее - общество, ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - антимонопольный орган) о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 21.06.2013 N 46-А-03-13.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 23.09.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя общества, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 01.07.2009 между товариществом собственников жилья "Элита" (далее - ТСЖ "Элита") и ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" заключен договор энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде N 50083.
ТСЖ "Элита" 22.05.2012 и 05.06.2012 направило в адрес общества письма за N 6, 7, в которых просило открыть лицевые счета по оплате услуг горячего водоснабжения и отопления на каждого собственника помещений многоквартирных жилых домов.
В ответе ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" от 21.06.2012 N 03-03-1-04/1464 сообщило, что между ним и ТСЖ "Элита" был заключен договор энергоснабжения от 01.07.2009, согласно которому товарищество обязано оплачивать тепловую энергию и горячую воду в соответствии с начислениями, производимыми ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" по ТСЖ "Элита" в целом.
Данный отказ заявителя открыть лицевые счета по оплате услуг горячего водоснабжения и отопления на каждого собственника помещений многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Астрахань, ул. Аксакова, д. 14, к. 1; г. Астрахань, ул. Аксакова, д. 14, к. 2; г. Астрахань, ул. Аксакова, д. 12, послужил основанием для обращения ТСЖ "Элита" в антимонопольный орган.
Решением комиссии управления от 31.07.2012 по делу N 19-К-03-12 бездействие ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", выразившееся в не выставлении счетов для оплаты услуг энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде собственникам помещений жилых домов, было признано нарушающим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), результатом которого явилось ущемление интересов указанных лиц.
Данное решение антимонопольного органа было обжаловано в арбитражный суд в рамках дела N А06-6122/2012.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 20.12.2012 ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" было отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа от 31.07.2012 по делу N 19-К-03-12.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.06.2013 решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.12.2012 по делу N А06-6122/2012 оставлено без изменения.
21.06.2013 возбуждено административное производство N 46-А-03-13 и вынесено постановление, которым ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему наложен штраф в размере 562 500 руб.
Посчитав вынесенное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В статье 10 Закона о защите конкуренции содержится запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
Приказом антимонопольного органа от 04.08.2011 N 194-п ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе "оказание услуг по теплоснабжению" в границах города Астрахани с долей более 50 процентов и в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на данном рынке.
Факт нарушения обществом запрета, установленного пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, подтверждается материалами дела, в том числе решением комиссии управления от 31.07.2012, законность которого подтверждена решением Арбитражного суда Астраханской области от 20.12.2012 по делу N А06-6122/2012, оставленного без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013 и Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.06.2013.
Судебные акты по данному делу не оспорены, вступили в законную силу и имеет преюдициальное значение в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для рассматриваемого дела.
Статьей 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса.
Антимонопольным органом вынесено постановление, которым ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 14.31 КоАП РФ и ему с учетом норм статей 14.31, 14.31.1, 14.31.2, 14.33, в том числе статьи 4.2 КоАП РФ наложен штраф в размере 562 500 руб.
В жалобе общество указывает, что применяемый антимонопольным органом размер штрафа является не законным, поскольку в силу статьи 3.5 КоАП РФ для расчета штрафа управление должно было запросить сумму выручки общества от реализации товара (работы, услуги) на рынке которого совершено правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение, либо за предшествующую дате выявления правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарному году (далее - сумма выручки от реализации товара) либо в фиксированном размере.
Как следует из материалов дела общество привлечено по статье 14.31 КоАП РФ, которой (в действующей редакции) предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
При этом правил о расчете размера штрафа в зависимости от выручки общества указанная санкция не содержит.
Иных доводов, которые могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не содержится.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Нормы материального права судами первой и апелляционной инстанций применены правильно; нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебных актов, не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 23.09.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 по делу N А06-4883/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Р.Р.МУХАМЕТШИН
Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)