Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Администрация отказала управляющей компании в установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Кустова А.А. и Михайловской Е.А., рассмотрев 11.03.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.08.2014 (судья Беляева Л.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2014 (судьи Зотеева Л.В., Есипова О.И., Протас Н.И.) по делу N А42-3264/2014,
установил:
Открытое акционерное общество "Славянка", место нахождения: 129110, г. Москва, Суворовская пл., д. 2 стр. 3, ОГРН 1097746264219, ИНН 7702707386 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области, место нахождения: 184355, Мурманская обл., пгт. Мурмаши, ул. Мира, д. 10, ОГРН 1025100587720, ИНН 5105020660 (далее - Администрация), в установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда (отказ изложен в письме от 05.03.2014 N 717).
Решением суда первой инстанции от 01.08.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.12.2014, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Администрация, считая обжалуемые судебные акты незаконными, принятыми с нарушением норм материального права, просит их отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Податель жалобы обращает внимание, что собственником спорных жилых помещений принято решение о выборе способа управления многоквартирными домами в виде управления управляющей организацией. Отмечает, что постановлением администрации города Мурманска от 26.01.2011 N 89 установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирных жилых домах, собственники которых выбрали способ управления, принимается равным размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, принятому собственниками помещений в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и договором управления многоквартирным домом.
Податель жалобы полагает, что собственник жилого фонда, в нарушение требований статьи 162 ЖК РФ, при заключении договора управления многоквартирным домом не определил его цену, не установил размер платы за содержание и ремонт жилого помещения и размер платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, что в силу норм действующего законодательства является прямой обязанностью собственника. Считает, что указанное обстоятельство влечет ничтожность договора управления многоквартирным домом.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Общество и Администрация о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 02.08.2010 между Обществом (управляющей компанией) и Российской Федерацией в лице Министерства обороны Российской Федерации (заказчиком) по результатам закрытого конкурса заключен договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Минобороны России N 1-УЖСФ (далее - Договор) с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в специализированном жилищном фонде военных городков.
В перечень объектов специализированного жилищного фонда военных городков, переданных в управление Общества, включены также многоквартирные дома, расположенные по адресам: Мурманская обл., Кольский р-н, гп. Мурмаши, ул. Зеленый городок, дома 3, 5, 6, 106; Московская ул., дом 18.
Согласно пункту 4.1 Договора Общество обязуется осуществлять расчеты и сбор платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на основании размеров платы, устанавливаемых органами местного самоуправления.
Общество 23.01.2014 обратилось к Администрации с письмом N 335 об утверждении обоснованных тарифов, рассчитанных в соответствии с региональными стандартами, на содержание и текущий ремонт государственного жилого фонда (жилого фонда Министерства обороны Российской Федерации), находящегося на территории муниципального образования, с приложением необходимых материалов по расчету в отношении спорных многоквартирных жилых домов.
Письмом от 05.03.2014 N 717 Администрация отказала в установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирных домах государственного жилищного фонда, расположенных на территории муниципального образования, указав, что вопрос установления размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в домах жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, не относится к компетенции органов местного самоуправления муниципального образования городское поселение Мурмаши.
Полагая отказ Администрации незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, признав его обоснованным по праву.
Проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления, закрепляет правовые основы компетенции муниципальных образований, включая установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
В соответствии со статьей 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения, в числе других, отнесено обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно статье 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Согласно статье 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Как следует из пункта 3 статьи 156 ЖК РФ, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Судами установлено и следует из материалов дела, что Общество обращалось к Администрации с заявлением об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования городского поселения Мурмаши.
Как правомерно указали суды, принадлежность упомянутого жилого фонда Министерству обороны Российской Федерации не исключает его статус как государственного жилого фонда и обязанность Администрации совершить требуемые управляющей компанией действия.
С учетом изложенного суды сделали обоснованный вывод о том, что обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда возложена законом на органы местного самоуправления.
В данном случае спорные объекты государственного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации расположены на территории, которая входит в состав муниципального образования городское поселение Мурмаши, в связи с чем обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений по договорам найма жилых помещений в этом государственном жилищном фонде возложена на Администрацию.
Довод подателя жалобы о том, что в соответствии со статьями 166 - 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 162 ЖК РФ Договор является ничтожным, подлежит отклонению, поскольку согласно указанной норме Жилищного кодекса в договоре управления должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы. В Договоре указан такой порядок, а именно: плата за пользование жилым помещением (платы за наем), плата за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда рассчитывается на основании размеров платы, устанавливаемых органами местного самоуправления.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.08.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2014 по делу N А42-3264/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши - без удовлетворения.
Председательствующий
В.К.СЕРОВА
Судьи
А.А.КУСТОВ
Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 17.03.2015 N Ф07-481/2015 ПО ДЕЛУ N А42-3264/2014
Требование: Об оспаривании отказа администрации муниципального образования в утверждении тарифов на содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирных домах государственного жилищного фонда.Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Администрация отказала управляющей компании в установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2015 г. по делу N А42-3264/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Кустова А.А. и Михайловской Е.А., рассмотрев 11.03.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.08.2014 (судья Беляева Л.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2014 (судьи Зотеева Л.В., Есипова О.И., Протас Н.И.) по делу N А42-3264/2014,
установил:
Открытое акционерное общество "Славянка", место нахождения: 129110, г. Москва, Суворовская пл., д. 2 стр. 3, ОГРН 1097746264219, ИНН 7702707386 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области, место нахождения: 184355, Мурманская обл., пгт. Мурмаши, ул. Мира, д. 10, ОГРН 1025100587720, ИНН 5105020660 (далее - Администрация), в установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда (отказ изложен в письме от 05.03.2014 N 717).
Решением суда первой инстанции от 01.08.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.12.2014, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Администрация, считая обжалуемые судебные акты незаконными, принятыми с нарушением норм материального права, просит их отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Податель жалобы обращает внимание, что собственником спорных жилых помещений принято решение о выборе способа управления многоквартирными домами в виде управления управляющей организацией. Отмечает, что постановлением администрации города Мурманска от 26.01.2011 N 89 установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирных жилых домах, собственники которых выбрали способ управления, принимается равным размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, принятому собственниками помещений в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и договором управления многоквартирным домом.
Податель жалобы полагает, что собственник жилого фонда, в нарушение требований статьи 162 ЖК РФ, при заключении договора управления многоквартирным домом не определил его цену, не установил размер платы за содержание и ремонт жилого помещения и размер платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, что в силу норм действующего законодательства является прямой обязанностью собственника. Считает, что указанное обстоятельство влечет ничтожность договора управления многоквартирным домом.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Общество и Администрация о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 02.08.2010 между Обществом (управляющей компанией) и Российской Федерацией в лице Министерства обороны Российской Федерации (заказчиком) по результатам закрытого конкурса заключен договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Минобороны России N 1-УЖСФ (далее - Договор) с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в специализированном жилищном фонде военных городков.
В перечень объектов специализированного жилищного фонда военных городков, переданных в управление Общества, включены также многоквартирные дома, расположенные по адресам: Мурманская обл., Кольский р-н, гп. Мурмаши, ул. Зеленый городок, дома 3, 5, 6, 106; Московская ул., дом 18.
Согласно пункту 4.1 Договора Общество обязуется осуществлять расчеты и сбор платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на основании размеров платы, устанавливаемых органами местного самоуправления.
Общество 23.01.2014 обратилось к Администрации с письмом N 335 об утверждении обоснованных тарифов, рассчитанных в соответствии с региональными стандартами, на содержание и текущий ремонт государственного жилого фонда (жилого фонда Министерства обороны Российской Федерации), находящегося на территории муниципального образования, с приложением необходимых материалов по расчету в отношении спорных многоквартирных жилых домов.
Письмом от 05.03.2014 N 717 Администрация отказала в установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирных домах государственного жилищного фонда, расположенных на территории муниципального образования, указав, что вопрос установления размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в домах жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, не относится к компетенции органов местного самоуправления муниципального образования городское поселение Мурмаши.
Полагая отказ Администрации незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, признав его обоснованным по праву.
Проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления, закрепляет правовые основы компетенции муниципальных образований, включая установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
В соответствии со статьей 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения, в числе других, отнесено обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно статье 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Согласно статье 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Как следует из пункта 3 статьи 156 ЖК РФ, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Судами установлено и следует из материалов дела, что Общество обращалось к Администрации с заявлением об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования городского поселения Мурмаши.
Как правомерно указали суды, принадлежность упомянутого жилого фонда Министерству обороны Российской Федерации не исключает его статус как государственного жилого фонда и обязанность Администрации совершить требуемые управляющей компанией действия.
С учетом изложенного суды сделали обоснованный вывод о том, что обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда возложена законом на органы местного самоуправления.
В данном случае спорные объекты государственного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации расположены на территории, которая входит в состав муниципального образования городское поселение Мурмаши, в связи с чем обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений по договорам найма жилых помещений в этом государственном жилищном фонде возложена на Администрацию.
Довод подателя жалобы о том, что в соответствии со статьями 166 - 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 162 ЖК РФ Договор является ничтожным, подлежит отклонению, поскольку согласно указанной норме Жилищного кодекса в договоре управления должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы. В Договоре указан такой порядок, а именно: плата за пользование жилым помещением (платы за наем), плата за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда рассчитывается на основании размеров платы, устанавливаемых органами местного самоуправления.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.08.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2014 по делу N А42-3264/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши - без удовлетворения.
Председательствующий
В.К.СЕРОВА
Судьи
А.А.КУСТОВ
Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)