Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления от 23 июля 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2009 года
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Карасева В.Ф.
Судей: Михайловой А.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М.В.
при участии в судебном заседании:
от Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края: Поляков Виталий Николаевич, по доверенности от 30.12.2008 N 1-17/3722
от общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - служба заказчика": не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - служба заказчика"
на решение от 08.06.2009
по делу N А73-5599/2009
арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривал судья Зверева А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - служба заказчика"
к Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края
о признании незаконным и отмене постановления от 27.02.2009 3281/09-ю о привлечении к административной ответственности
Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - служба заказчика" (далее - ООО "Городская управляющая компания", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 27.02.2009 N 281/09-ю Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края (далее - административный орган, жилищная инспекция) о привлечении общества к административной ответственности предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 08.06.2009 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
ООО "Городская управляющая компания", не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить. По мнению заявителя апелляционной жалобы, ООО "Городская управляющая компания" не является организацией обслуживающей жилищной фонд, выполняющей ремонтные работы. Считает, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления и не распространяются на общество. Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указывает на представление в арбитражный суд доказательств своей невиновности в совершении вменяемого правонарушения (проведены осмотры, выявлена необходимость проведения капитального ремонта, составлены сметы на проведение капитального ремонта которые направлены в администрацию г. Советская Гавань, капитальный ремонт кровли крыши дома 4 по ул. Гончарова включен в годовой план капитального ремонта и его проведение запланировано на май- сентябрь 2009 года).
ООО "Городская управляющая компания", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в судебном заседании не принимало.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного органа привел доводы в поддержку принятого решения от 08.06.2009, просил оставить ЕГО без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного органа, изучив материалы дела, апелляционный суд не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы общества.
Как следует из материалов дела, в связи с коллективным обращением жителей дома N 4 по ул. Гончарова в г. Советская Гавань Государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края проведена внеплановая инспекционная проверка. В ходе проверки установлены следующие нарушения: на панелях чердачного перекрытия над лестничной площадкой 5-го этажа 4-го подъезда наблюдаются пятна серо-бурого цвета; следы протечек по стыкам панелей чердачного перекрытия в коридорах, на кухнях и в туалетных комнатах квартир N 62, 63, 64; вентиляционные каналы в нерабочем состоянии, отсутствует естественная тяга. Результаты проверки оформлены актом от 29.01.2009 N 38/10.
10.02.2009 административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 38-10пр, в отсутствии представителя общества, при его надлежащем извещении.
Постановлением от 27.02.2009 N 281/09-Ю, общество признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, назначен штраф в размере 40 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа от 27.02.2009, ООО "Городская управляющая компания" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности факта совершения ООО "Городская управляющая компания" вмененного административного правонарушения.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся доказательствам, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункта 9 статьи 161 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 10 данных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно пункту 42 данных Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда) определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в том числе, с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1).
Согласно пункта 4.6.1.1 Правил, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
В соответствии с пунктом 4.6.1.26 Правил, при обслуживании крыш следует обеспечить: исправность системы водостока; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояков; водосточные трубы следует прокладывать вертикально; стояки внутреннего водостока, проходящие в чердачном помещении, следует утеплять; водоприемные воронки должны быть оборудованы защитными решетками, установленными на прижимном кольце, и колпаками с дренирующим отверстием; водоприемные воронки должны регулярно очищаться от мусора и снега, а также промываться; достаточность и исправность тепловой изоляции всех трубопроводов, стояков и запорной арматуры. Усиление тепловой изоляции трубопроводов и стояков систем горячего водоснабжения и центрального отопления следует выполнять эффективным теплоизоляционным материалом.
В соответствии с пунктом 4.6.4.1 Правил, неисправности системы водоотвода: наружного (загрязнение и разрушение желобов и водосточных труб, нарушение сопряжений отдельных элементов между собой и с кровлей, обледенение водоотводящих устройств и свесов) и внутреннего (протечки в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, засорение и обледенение воронок и открытых выпусков, разрушение водоотводящих лотков от здания, протекание стыковых соединений водосточного стояка, конденсационное увлажнение теплоизоляции стояков) следует устранять по мере выявления дефектов, не допуская ухудшения работы системы.
Как установлено пунктом 4.6.4.3 Правил, заменяемые водосточные трубы, как правило, следует прокладывать вертикально, без переломов, непосредственно через карнизы при условии устройства в них манжет из оцинкованной стали.
В соответствии с 5.7.2 Правил, персонал, обслуживающий системы вентиляции жилых домов, обязан производить: плановые осмотры и устранение всех выявленных неисправностей системы; замену сломанных вытяжных решеток и их крепление; устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах; устранение засоров в каналах; устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов.
Согласно пункту 5.8.3. Правил, организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать: проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда (подпункт а).
В соответствии с пунктом 2.2.6 Правил, заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю. Аналогичные меры должны быть приняты и по заявкам, полученным по телефону или через систему диспетчерской связи.
Аварийные заявки устраняются в сроки, указанные в приложении N 2. Заявки, связанные с обеспечением безопасности проживания, устраняются в срочном порядке.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской федерации от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", утверждения Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее Правила предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 49 Правила предоставления коммунальных услуг, исполнитель обязан в том числе предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах (пункт а); предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором (пункт б); самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю (пункт г); устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и договором (пункт д); информировать потребителя в течение суток со дня обнаружения неполадок в работе внутридомовых инженерных систем и (или) инженерных коммуникаций и оборудования, расположенных вне многоквартирного дома или жилого дома (в случае его личного обращения - немедленно), о причинах и предполагаемой продолжительности приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также о причинах нарушения качества предоставления коммунальных услуг (пункт л); по требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин непредставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг (пункт н); нести иные обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором (пункт с).
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений является составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ является лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), то есть собственник жилого фонда, либо лицо, владеющее жилищным фондом на ином вещном праве, либо лицо, которому жилищный фонд передан по договорам о передаче имущества, либо по договорам о передаче имущества, либо по договорам по управлению жилищным фондом и организации оказания жилищных услуг и работ.
Как усматривается из материалов дела, между муниципальным образованием городское поселение "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края в целях управления муниципальным жилищным фондом и в соответствии с распоряжением главы администрации городского поселения "Город Советская Гавань от 29.12.2007 N 668-р с ООО "Городская управляющая компания" заключен договор доверительного управления муниципальным жилищным фондом от 29.12.2007. Согласно приложения к распоряжению главы администрации городского поселения "Город Советская Гавань" от 29.12.2007 N 668-р дом N 4 по ул. Гончарова также передан в доверительное управление ООО "Городская управляющая компания".
Согласно пункту 2.1 договора от 29.12.2007 ООО "Городская управляющая компания" приняла на себя полномочия по управлению муниципальным жилищным фондом.
Пунктами 2.1 и 2.1.3 договора предусмотрено полномочие управляющей компании по организации выполнения работ и оказании услуг по содержанию и текущему ремонту путем заключения от имени и за счет потребителей договоров с обслуживающими организациями. Согласно пункту 3.1.6 договора общество обязано не допускать нарушений действующего законодательства при исполнении полномочий, предусмотренных пунктом 2.1 договора.
Судом установлено, что при проведении внеплановой инспекционной проверке жителей дома N 4 по ул. Гончарова в г. Советская Гавань (л.д. 53-54) ООО "Городская управляющая компания" допущены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. Факт нарушений отражен в акте (л.д. 58-59) и протоколе об административном правонарушении (л.д. 61-62).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество имело возможность для соблюдения требований, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, однако последним не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что отражено в оспариваемом постановлении административного органа от 27.02.2009.
При таких обстоятельствах, привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, является правомерным.
Довод общества о том, что на его деятельность не распространяются положения Правил и нормы технической эксплуатации жилищного фонда утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 не принимается апелляционной инстанцией, поскольку постановление Госстроя от 27.09.2003 N 170 зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176, в связи с чем, является нормативно-правовым актом, распространяющим свое действие на неопределенный круг лиц. За неисполнение норм, установленных Правилами технической эксплуатации, статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц и должностных лиц.
Подлежит отклонению ссылка общества на то, что договором доверительного управления от 29.12.2007 выполнение работ, указанных в постановлении административного органа, не предусмотрены.
ООО "Городская управляющая компания" является управляющей организацией, обязанной руководствоваться в своей деятельности на только договорными взаимоотношениями, но и иными актами содержащими правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. При таких обстоятельствах, обязанности управляющей компании не могут быть ограничены указанным перечнем работ и услуг.
Довод о включении капитального ремонта дома N 4 по ул. Гончарова в план на 2009 год не свидетельствует о принятии обществом всех мер для соблюдения Правил технической эксплуатации, названная мера не привела к устранению нарушений.
Довод о том, что квартиры NN 62, 63, 64 не вошли в Перечень жилых помещений переданных в доверительное управление отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку согласно договору от 29.12.2007 ООО "Городская управляющая компания" принимает на себя полномочия по управлению жилищным фондом в целом, а не отдельных квартир. Приложением N 2 к договору доверительного управления муниципальным жилищным фондом установлен перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту. Пунктом 2, 3 указанного приложения предусмотрено содержание общего имущества и техническое обслуживание общих коммунальных и технических устройств.
Невыполнение обществом указанных обязанностей, привело к выявленным административным органом нарушениям.
На основании изложенного, апелляционная жалоба ООО "Городская управляющая компания" подлежит отклонению, а решение суда - оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08.06.2009 по делу N А73-5599/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий
В.Ф.КАРАСЕВ
Судьи
А.И.МИХАЙЛОВА
Т.Д.ПЕСКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.07.2009 N 06АП-2999/2009 ПО ДЕЛУ N А73-5599/2009
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2009 г. N 06АП-2999/2009
Резолютивная часть постановления от 23 июля 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2009 года
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Карасева В.Ф.
Судей: Михайловой А.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М.В.
при участии в судебном заседании:
от Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края: Поляков Виталий Николаевич, по доверенности от 30.12.2008 N 1-17/3722
от общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - служба заказчика": не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - служба заказчика"
на решение от 08.06.2009
по делу N А73-5599/2009
арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривал судья Зверева А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - служба заказчика"
к Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края
о признании незаконным и отмене постановления от 27.02.2009 3281/09-ю о привлечении к административной ответственности
Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - служба заказчика" (далее - ООО "Городская управляющая компания", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 27.02.2009 N 281/09-ю Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края (далее - административный орган, жилищная инспекция) о привлечении общества к административной ответственности предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 08.06.2009 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
ООО "Городская управляющая компания", не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить. По мнению заявителя апелляционной жалобы, ООО "Городская управляющая компания" не является организацией обслуживающей жилищной фонд, выполняющей ремонтные работы. Считает, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления и не распространяются на общество. Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указывает на представление в арбитражный суд доказательств своей невиновности в совершении вменяемого правонарушения (проведены осмотры, выявлена необходимость проведения капитального ремонта, составлены сметы на проведение капитального ремонта которые направлены в администрацию г. Советская Гавань, капитальный ремонт кровли крыши дома 4 по ул. Гончарова включен в годовой план капитального ремонта и его проведение запланировано на май- сентябрь 2009 года).
ООО "Городская управляющая компания", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в судебном заседании не принимало.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного органа привел доводы в поддержку принятого решения от 08.06.2009, просил оставить ЕГО без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного органа, изучив материалы дела, апелляционный суд не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы общества.
Как следует из материалов дела, в связи с коллективным обращением жителей дома N 4 по ул. Гончарова в г. Советская Гавань Государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края проведена внеплановая инспекционная проверка. В ходе проверки установлены следующие нарушения: на панелях чердачного перекрытия над лестничной площадкой 5-го этажа 4-го подъезда наблюдаются пятна серо-бурого цвета; следы протечек по стыкам панелей чердачного перекрытия в коридорах, на кухнях и в туалетных комнатах квартир N 62, 63, 64; вентиляционные каналы в нерабочем состоянии, отсутствует естественная тяга. Результаты проверки оформлены актом от 29.01.2009 N 38/10.
10.02.2009 административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 38-10пр, в отсутствии представителя общества, при его надлежащем извещении.
Постановлением от 27.02.2009 N 281/09-Ю, общество признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, назначен штраф в размере 40 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа от 27.02.2009, ООО "Городская управляющая компания" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности факта совершения ООО "Городская управляющая компания" вмененного административного правонарушения.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся доказательствам, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункта 9 статьи 161 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 10 данных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно пункту 42 данных Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда) определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в том числе, с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1).
Согласно пункта 4.6.1.1 Правил, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
В соответствии с пунктом 4.6.1.26 Правил, при обслуживании крыш следует обеспечить: исправность системы водостока; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояков; водосточные трубы следует прокладывать вертикально; стояки внутреннего водостока, проходящие в чердачном помещении, следует утеплять; водоприемные воронки должны быть оборудованы защитными решетками, установленными на прижимном кольце, и колпаками с дренирующим отверстием; водоприемные воронки должны регулярно очищаться от мусора и снега, а также промываться; достаточность и исправность тепловой изоляции всех трубопроводов, стояков и запорной арматуры. Усиление тепловой изоляции трубопроводов и стояков систем горячего водоснабжения и центрального отопления следует выполнять эффективным теплоизоляционным материалом.
В соответствии с пунктом 4.6.4.1 Правил, неисправности системы водоотвода: наружного (загрязнение и разрушение желобов и водосточных труб, нарушение сопряжений отдельных элементов между собой и с кровлей, обледенение водоотводящих устройств и свесов) и внутреннего (протечки в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, засорение и обледенение воронок и открытых выпусков, разрушение водоотводящих лотков от здания, протекание стыковых соединений водосточного стояка, конденсационное увлажнение теплоизоляции стояков) следует устранять по мере выявления дефектов, не допуская ухудшения работы системы.
Как установлено пунктом 4.6.4.3 Правил, заменяемые водосточные трубы, как правило, следует прокладывать вертикально, без переломов, непосредственно через карнизы при условии устройства в них манжет из оцинкованной стали.
В соответствии с 5.7.2 Правил, персонал, обслуживающий системы вентиляции жилых домов, обязан производить: плановые осмотры и устранение всех выявленных неисправностей системы; замену сломанных вытяжных решеток и их крепление; устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах; устранение засоров в каналах; устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов.
Согласно пункту 5.8.3. Правил, организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать: проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда (подпункт а).
В соответствии с пунктом 2.2.6 Правил, заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю. Аналогичные меры должны быть приняты и по заявкам, полученным по телефону или через систему диспетчерской связи.
Аварийные заявки устраняются в сроки, указанные в приложении N 2. Заявки, связанные с обеспечением безопасности проживания, устраняются в срочном порядке.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской федерации от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", утверждения Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее Правила предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 49 Правила предоставления коммунальных услуг, исполнитель обязан в том числе предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах (пункт а); предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором (пункт б); самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю (пункт г); устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и договором (пункт д); информировать потребителя в течение суток со дня обнаружения неполадок в работе внутридомовых инженерных систем и (или) инженерных коммуникаций и оборудования, расположенных вне многоквартирного дома или жилого дома (в случае его личного обращения - немедленно), о причинах и предполагаемой продолжительности приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также о причинах нарушения качества предоставления коммунальных услуг (пункт л); по требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин непредставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг (пункт н); нести иные обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором (пункт с).
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений является составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ является лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), то есть собственник жилого фонда, либо лицо, владеющее жилищным фондом на ином вещном праве, либо лицо, которому жилищный фонд передан по договорам о передаче имущества, либо по договорам о передаче имущества, либо по договорам по управлению жилищным фондом и организации оказания жилищных услуг и работ.
Как усматривается из материалов дела, между муниципальным образованием городское поселение "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края в целях управления муниципальным жилищным фондом и в соответствии с распоряжением главы администрации городского поселения "Город Советская Гавань от 29.12.2007 N 668-р с ООО "Городская управляющая компания" заключен договор доверительного управления муниципальным жилищным фондом от 29.12.2007. Согласно приложения к распоряжению главы администрации городского поселения "Город Советская Гавань" от 29.12.2007 N 668-р дом N 4 по ул. Гончарова также передан в доверительное управление ООО "Городская управляющая компания".
Согласно пункту 2.1 договора от 29.12.2007 ООО "Городская управляющая компания" приняла на себя полномочия по управлению муниципальным жилищным фондом.
Пунктами 2.1 и 2.1.3 договора предусмотрено полномочие управляющей компании по организации выполнения работ и оказании услуг по содержанию и текущему ремонту путем заключения от имени и за счет потребителей договоров с обслуживающими организациями. Согласно пункту 3.1.6 договора общество обязано не допускать нарушений действующего законодательства при исполнении полномочий, предусмотренных пунктом 2.1 договора.
Судом установлено, что при проведении внеплановой инспекционной проверке жителей дома N 4 по ул. Гончарова в г. Советская Гавань (л.д. 53-54) ООО "Городская управляющая компания" допущены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. Факт нарушений отражен в акте (л.д. 58-59) и протоколе об административном правонарушении (л.д. 61-62).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество имело возможность для соблюдения требований, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, однако последним не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что отражено в оспариваемом постановлении административного органа от 27.02.2009.
При таких обстоятельствах, привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, является правомерным.
Довод общества о том, что на его деятельность не распространяются положения Правил и нормы технической эксплуатации жилищного фонда утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 не принимается апелляционной инстанцией, поскольку постановление Госстроя от 27.09.2003 N 170 зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176, в связи с чем, является нормативно-правовым актом, распространяющим свое действие на неопределенный круг лиц. За неисполнение норм, установленных Правилами технической эксплуатации, статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц и должностных лиц.
Подлежит отклонению ссылка общества на то, что договором доверительного управления от 29.12.2007 выполнение работ, указанных в постановлении административного органа, не предусмотрены.
ООО "Городская управляющая компания" является управляющей организацией, обязанной руководствоваться в своей деятельности на только договорными взаимоотношениями, но и иными актами содержащими правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. При таких обстоятельствах, обязанности управляющей компании не могут быть ограничены указанным перечнем работ и услуг.
Довод о включении капитального ремонта дома N 4 по ул. Гончарова в план на 2009 год не свидетельствует о принятии обществом всех мер для соблюдения Правил технической эксплуатации, названная мера не привела к устранению нарушений.
Довод о том, что квартиры NN 62, 63, 64 не вошли в Перечень жилых помещений переданных в доверительное управление отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку согласно договору от 29.12.2007 ООО "Городская управляющая компания" принимает на себя полномочия по управлению жилищным фондом в целом, а не отдельных квартир. Приложением N 2 к договору доверительного управления муниципальным жилищным фондом установлен перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту. Пунктом 2, 3 указанного приложения предусмотрено содержание общего имущества и техническое обслуживание общих коммунальных и технических устройств.
Невыполнение обществом указанных обязанностей, привело к выявленным административным органом нарушениям.
На основании изложенного, апелляционная жалоба ООО "Городская управляющая компания" подлежит отклонению, а решение суда - оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08.06.2009 по делу N А73-5599/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий
В.Ф.КАРАСЕВ
Судьи
А.И.МИХАЙЛОВА
Т.Д.ПЕСКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)