Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.12.2014 ПО ДЕЛУ N А03-9082/2014

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2014 г. по делу N А03-9082/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2014 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Журавлевой В.А., Марченко Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю. без использования средств аудиозаписи
при участии: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Алтайского края
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 08 сентября 2014 года по делу N А03-9082/2014 (судья Д.В. Музюкин)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ-2 Ленинского района" (ОГРН 1102223007490, ИНН 2223577620, 656039, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Антона Петрова, 197)
к Государственной жилищной инспекции Алтайского края (ОГРН 1062225020956, ИНН 2225079483, 656031, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Крупской, 101, 1)
третьи лица: 1) общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-12", 2) Филатов Борис Николаевич, 3) Филатова Валентина Дмитриевна
об оспаривании предписаний от 14.03.2014 N 12-11/10/303,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ДЕЗ-2 Ленинского района" (далее - общество, ООО "ДЕЗ-2 Ленинского района", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Алтайского края (далее - жилищная инспекция) об оспаривании предписаний от 14.03.2014 N 12-11/10/303.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-12", Филатов Борис Николаевич, Филатова Валентина Дмитриевна.
Решением от 08.09.2014 Арбитражного суда Алтайского края заявленные требования удовлетворены, предписания жилищной инспекции от 14.03.2014 N 12-11/10/303 признаны полностью незаконными как несоответствующие Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В апелляционной жалобе жилищная инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит состоявшийся судебный акт отменить.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что в ответе общества потребителю указано на возмездное оказание услуги, такое основание как ненадлежащее оформление заявки не указано.
Подробно доводы жилищной инспекции изложены в апелляционной жалобе.
Письменные отзывы от заявителя и третьих лиц на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 АПК РФ, не явились. Жилищная инспекция обратилась с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1 - 3 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Алтайского края в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Судом установлено и следует из материалов дела, гражданин Филатов Б.Н., проживающий по адресу: г. Барнаул, ул. Антона Петрова, 203-8, в связи с истечением межповерочного периода произвел замену прибора учета холодной воды.
21.01.2014 Филатов Б.Н. обратился к обществу с заявлением о бесплатной опломбировке счетчика.
Письмом от 10.02.2014 общество отказало в бесплатной опломбировке, указав, что услуга по вводу установленных приборов учета в эксплуатацию является возмездной.
12.02.2014 супруга Филатова Б.Н. - Филатова В.Д., проживающая по тому же адресу, обратилась в Инспекцию с заявлением по вопросу отказа управляющей компании ООО "ДЕЗ-2 Ленинского района" от ввода в эксплуатацию прибора учета на холодное водоснабжение.
Должностным лицом жилищной инспекции проведена проверка общества, по итогам которой составлен акт от 11.03.2014, в котором отражен факт отсутствия пломбы на приборе учета холодной воды.
14.03.2014 жилищная инспекция выдала обществу предписание N 12-11/10/303, обязывающее общество в срок до 01.04.2014 ввести прибор учета на холодное водоснабжение в квартире N 8 в эксплуатацию и выполнить опломбировку без взимания платы.
В связи с письмом общества от 31.03.2014 о необоснованно коротком сроке исполнения предписания жилищная инспекция повторно вынесла аналогичное предписание за той же датой и за тем же номером, установив срок для исполнения 08.05.2014.
Не согласившись с принятыми предписаниями, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку заявка потребителя Филатова Б.Н. от 21.01.2014 не содержала сведений, перечисленных в пункте 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2012 N 354 (далее - Правила N 354) (за исключением фамилии потребителя и контактного телефона), и к заявке не приложена копия паспорта на прибор учета, у общества не возникла обязанность рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию (ввиду их неуказания), а также опломбировать и ввести прибор учета в эксплуатацию, вследствие чего отказ в оказании услуги по вводу прибора учета в эксплуатацию, пусть мотивированный и иными обстоятельствами, нельзя признать нарушающим пункты 81 - 81(14) Правил N 354.
Седьмой арбитражный апелляционный суд не может согласиться с данными выводами по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие совокупности условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение, которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов" договор, регулирующий условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы.
Согласно части 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
В соответствии с пунктами 31, 81 Правил N 354, исполнитель, в том числе обязан не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений; осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не позднее месяца, следующего за датой его установки, при этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы, за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Как установлено судом первой инстанции, в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 203 по ул. Антона Петрова от 26.11.2010 и договором управления многоквартирным домом от 23.05.2013 ООО "ДЕЗ-2 Ленинского района" является управляющей компанией вышеуказанного многоквартирного дома.
В силу подпункта "у" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем коммунальных услуг на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию.
Ввод прибора учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных Правилами N 354, осуществляется исполнителем без взимания платы.
Установленный прибор учета, в том числе после проверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
В данном случае заявление на опломбировку учета подано в связи с истечением межповерочного срока, что не относится к исключающим условиям.
Из материалов дела следует, что 21.01.2014 Филатов Б.Н. обратилась в управляющую компанию с заявлением о вводе в эксплуатацию индивидуальных приборов учета (опломбировке счетчика).
В пункте 81 Правил указано, что заявка потребителя должна содержать: сведения о потребителе (для физического лица - Ф.И.О., реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование), место государственной регистрации, контактный телефон); предлагаемые дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию; тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки; сведения об организации, осуществившей монтаж счетчика; показания прибора учета на момент его установки; дата следующей поверки.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты последней поверки счетчика (за исключением новых приборов учета).
Пунктом 81(1) определено, что исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.
При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.
Общество, получив заявление потребителя от 21.02.2014, ответом от 10.02.2014 не представило мотивированный отказ, не указало на оформление заявления ненадлежащим образом, не дало разъяснений о порядке оформления заявки и не предложило новую дату и время осуществления ввода прибора в эксплуатацию.
Общество отказало заявителю со ссылкой на то, что услуга по вводу установленных приборов учета в эксплуатацию является возмездной.
Следовательно, такой отказ правомерно признан жилищной инспекцией нарушающим права потребителя.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции нет оснований полагать, что спорные предписания, которыми жилищная инспекция предложило обществу, как исполнителю коммунальных услуг, ввести в эксплуатацию приборы учета холодной воды, установленные по адресу: г. Барнаул, ул. Антона Петрова, 203-8, являются недействительными и нарушающим права общества.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции по рассматриваемому делу подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, апелляционная жалоба - удовлетворению.
В порядке выполнения требований пункта 2 статьи 269 АПК РФ Седьмой арбитражный апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 400 рублей при подаче заявления в суд первой инстанции подлежит возвращению обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 08.09.2014 года по делу N А03-90822014 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ-2 Ленинского района" о признании незаконными предписаний Государственной жилищной инспекции Алтайского края от 14.03.2014 N 12-11/10/303 отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ДЕЗ-2 Ленинского района" (ОГРН 1102223007490, ИНН 2223577620, 656039, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Антона Петрова, 197) 400 (четыреста) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 10.06.2014 N 829.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА

Судьи
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Н.В.МАРЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)