Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2015 года
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Бородулиной И.И., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
- от заявителей: ООО Управляющая компания "Пассим": Степанова О.В. по доверенности от 01.11.2013 г. (на три года);
- индивидуальный предприниматель Новикова Нина Николаевна, паспорт
от индивидуального предпринимателя Гримашевича Сергея Николаевича: Новикова Н.Н. по доверенности от 14.02.2015 г. (на один год)
от заинтересованного лица: Грибенчук И.А. по доверенности от 15.12.2014 г. (на один год)
от третьих лиц: Администрации Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области: Глоба Р.Ю. по доверенности от 10.12.2014 г. (на один год)
от ЖСК "Академический": без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Жилищно-строительного кооператива "Академический", Администрация Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 30 ноября 2014 года по делу N А45-19027/2014 (судья Булахова Е.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Пассим", г. Новосибирск; индивидуального предпринимателя Новиковой Нины Николаевны, п. Краснообск; индивидуального предпринимателя Гримашевича Сергея Николаевича п. Краснообск
к Администрация Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, п. Мичуринский
о признании недействительным постановления от 05.09.2014 N 307,
третьи лица: Жилищно-строительный кооператив "Академический", Администрация Новосибирского района Новосибирской области
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Пассим" (далее - ООО УК "Пассим"), индивидуальный предприниматель Новикова Нина Николаевна (далее - ИП Новикова Н.Н.); индивидуальный предприниматель Гримашевич Сергей Николаевич (далее - ИП Гримашевич С.Н.) обратились в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным Постановления Администрации Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 05.09.2014 N 307 о резервировании земельного участка с кадастровым номером 54:19:080201:814, площадью 800 кв. м, местоположением Новосибирская область, Новосибирский район, МО Мичуринский сельсовет, п. Элитный, с целью размещения объектов водоснабжения и водоотведения муниципального значения сроком на 7 семь лет, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее - Администрация Новосибирского района), Жилищно-строительного кооператива "Академический" (далее- ЖСК "Академический").
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 30.11.2014 г. заявленные ООО УК "Пассим", ИП Новиковой Н.Н., ИП Гримашевич С.Н. требования удовлетворены, признано недействительным Постановление Администрации Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 05.09.2014 N 307 о резервировании земельного участка с кадастровым номером 54:19:080201:814 площадью 800 кв. м, местоположение Новосибирская область, Новосибирский район, МО Мичуринский сельсовет, п. Элитный с целью размещения объектов водоснабжения и водоотведения муниципального значения сроком на семь лет.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Мичуринского Сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (далее - Администрация Мичуринского сельсовета), ЖСК "Академический", в поданных в Седьмой арбитражный апелляционный суд апелляционных жалобах, ссылаясь на необоснованность вывода суда о наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания оспариваемого Постановления недействительным, соответствующим закону и не нарушающим прав и законных интересов заявителей, просят решение суда отменить и принять по делу новое решение, отказав заявителям в удовлетворении заявленных требований.
ООО УК "Пассим", ИП Новикова Н.Н., ИП Гримашевич С.Н. в представленном совместном отзыве, просят решении суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Представитель Администрации Новосибирского района Новосибирской области, просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения по доводам, приводимым в суде первой инстанции.
В соответствии со статьей 156, частью 6 статьи 121 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ЖСК "Академический" при имеющихся явке и материалам дела.
В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ, суд протокольным определением отказал представителю заинтересованного лица в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела копии выписки из ЕГРП Управления Росреестра по НСО от 29.12.2014 г. N 54-54-01/113/2014-2973, как полученной после принятия оспариваемого судебного акта, предметом оценки суда первой инстанции не являлась, соответствующего ходатайства в суде первой инстанции стороной не заявлялось, и не влияет на предмет спора, поскольку выдана на основании Постановления N 247 от 12.09.2013 г.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва на них, заслушав представителей заявителей, заинтересованного лица, третьего лица (Администрации Новосибирского района), исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области не подлежащим отмене.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, судебными актами по делам N А45-22590/2012, N А45-9456/2013, N А45-3500/2014 признано незаконным решение комиссии по вопросам предоставления земельных участков на территории Новосибирского района Новосибирской области о проведении процедуры формирования земельного участка ориентировочной площадью 800 кв. м для отвода талых и ливневых (дождевых) вод на территории муниципального образования Мичуринского сельсовета в п. Элитный с последующим предоставлением земельного участка в постоянное бессрочное пользование Администрации Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, признано недействительным Постановление Администрации Новосибирского района Новосибирской области от 18.11.2011 N 7149 "О предоставлении в постоянное бессрочное пользование земельного участка администрации Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области" как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, признано отсутствующим право постоянного бессрочного пользования Администрации Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области на земельный участок с кадастровым номером 54:19:080201:814 площадью 800 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов - для отвода талых и ливневых (дождевых) вод, расположенный по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Мичуринский сельсовет, поселок Элитный, признано отсутствующим право собственности Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области на земельный участок с кадастровым номером 54:19:080201:814 площадью 800 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов - для отвода талых и ливневых (дождевых) вод, расположенный по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Мичуринский сельсовет, п. Элитный.
В рамках дела N А45-3500/2014 арбитражным судом приняты обеспечительные меры в виде запрета Администрации Мичуринского сельсовета распоряжаться, заключать сделки в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:19:080201:814 площадью 800 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов - для отвода талых и ливневых (дождевых) вод, расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Мичуринский сельсовет, п. Элитный, распоряжаться указанным земельным участком.
05.09.2014 Администрацией Мичуринского сельсовета Новосибирского района принято Постановление N 307 о резервировании земельного участка с кадастровым номером 54:19:080201:814, площадью 800 кв. м, местоположением Новосибирская область, Новосибирский район, МО Мичуринский сельсовет, п. Элитный с целью размещения объектов водоснабжения и водоотведения муниципального значения сроком на 7 лет.
Полагая, что Постановление N 307 принято в нарушение положений Земельного Кодекса РФ, Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 561, заявители обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, оценив доводов сторон, пришел к выводу о наличии совокупности предусмотренных частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий для признания недействительным спорного Постановления.
Выводы суда соответствуют закону и материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 70.1 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ) в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд предусмотрено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 названного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов местного значения, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий (пункты 1, 2).
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 70.1 ЗК РФ).
Подпункт "а" пункта 3 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 561 предусматривает порядок резервирования земель, в том числе, на основании документации по планировке территории.
Частью 1 статьи 18 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к документам территориального планирования муниципальных образований относит генеральный план поселений, городских округов.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит, в том числе, и карту планируемого размещения объектов местного значения поселения.
Кроме того, в силу статей 20, 24, 26 ГрК РФ проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, а реализация документов территориального планирования осуществляется путем, в том числе, принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании.
В силу части 1 статьи 28 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов проводятся в обязательном порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 28 ГрК РФ публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.
В случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений.
Согласно части 5 статьи 28 ГрК РФ в целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 6 статьи 28 ГрК РФ).
Доказательств того, что публичные слушания в предусмотренном порядке в отношении документов по планировке п. Элитный Администрацией Мичуринского сельсовета были проведены, как правильно указал суд первой инстанции, в материалы дела не представлено.
Ссылка заинтересованного лица и третьего лица (ЖСК "Академический") на утверждение и опубликование в августе 2014 г. генерального плана Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, в соответствии с которым спорный земельный участок используется в инженерном благоустройстве территории как коридор для талых ливневых вод и пешеходная связь был предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонен, поскольку использование земельного участка в соответствии с генеральным планом противоречит цели резервирования земельного участка - для размещения объектов водоснабжения и водоотведения муниципального значения.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы подателей апелляционных жалоб о том, что не прошедшие государственную регистрацию ограничения, указанные в Постановлении N 307 о резервировании земельного участка для публичных нужд, не влекут предусмотренных законом обременений для собственников, пользователей, землевладельцев и арендаторов этих участков; опубликование акта о резервировании носит лишь информативный характер.
Постановление Администрации Мичуринского сельсовета N 307 является правоустанавливающим (правоизменяющим) актом, на основании которого может быть осуществлена государственная регистрация ограничений прав землепользователей в виде резервирования земельных участков.
Резервирование спорного земельного участка влечет за собой в соответствии с земельным законодательством ряд ограничений для заявителей, следовательно, нарушает их права и законные интересы и без наличия государственной регистрации резервирования земельного участка.
По смыслу пункта 7 статьи 56 ЗК РФ защита прав лица осуществляется путем обжалования самого ограничения прав на землю, а не государственной регистрации обременения.
Более того, решениями Арбитражного суда Новосибирской области от 07.10.2013 по делу N А45-9456/2013, от 11.06.2014 по делу N А45-3500/2014 право собственности на указанный земельный участок, зарегистрированное за Мичуринском сельсоветом Новосибирского района Новосибирской области, признано отсутствующим.
В этой связи, как правильно отметил суд первой инстанции, сами действия заинтересованного лица по резервированию земельного участка с кадастровым номером 54:19:080201:814 противоречат доводу о наличии у Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области права на этот участок.
Доводы подателей апелляционных жалоб о том, что водопровод и канализация, на которые ссылаются заявители, находятся полностью на ином земельном участке с кадастровым номером 54:19:080201:489, не принимаются судом апелляционной инстанции, так, в нарушении статьи 65 АПК РФ, заинтересованным лицом не доказано, что на спорном земельном участке расположены или планируется расположение объектов водоснабжения и водоотведения муниципального значения; кроме того, из справки кадастрового инженера, представленной в материалы дела следует, что на земельном участке с кадастровым номером 54:19:080201:814 находятся объекты: здание проходной, железнодорожные пути, электрический кабель, забор из железобетонных плит, надземный газопровод, водопровод, канализация, которые принадлежат заявителям и предназначены для обслуживания расположенных на принадлежащих им земельных участках объектов недвижимости, при этом принадлежащие заявителям земельные участки являются смежными по отношению к земельному участку с кадастровым номером 54:19:080201:814.
Само возникновение земельного участка с кадастровым номером 54:19:080201:814, как установлено судом первой инстанции, стало возможным в результате кадастровой ошибки (что подтверждено вступившими в законную силу судебными актами по делам N А45-22590/2012, N А45-9456/2013, N А45-3500/2014).
Устранить кадастровую ошибку в настоящее время заявители лишены возможности в результате издания оспариваемого постановления.
Арбитражным судом Новосибирской области при рассмотрении дела N А45-3500/2014 установлено, что земельный участок с кадастровым номером 54:19:080201:814 находится между земельными участками заявителей с кадастровыми номерами 54:19:080201:489 и 54:19:080201:490.
Таким образом, действиями по резервированию земельного участка с кадастровым номером 54:19:080201:814 заинтересованное лицо препятствуют заявителям в реализации права на устранение кадастровой ошибки в отношении спорного земельного участка и дальнейшее оформление прав на него.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Установив наличие совокупности предусмотренных частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ условий, суд первой инстанции правомерно признал недействительным Постановление Администрации Мичуринского сельсовета от 05.09.2014 г. N 307.
В целом доводы апелляционных жалоб основаны на неверном толковании материального закона и иной оценке доказательств по делу, не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта, при его вынесении существенных нарушений норм материального или процессуального права допущено не было.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 30 ноября 2014 года по делу N А45-19027/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Н.А.УСАНИНА
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
А.Л.ПОЛОСИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.03.2015 N 07АП-997/2015 ПО ДЕЛУ N А45-19027/2014
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2015 г. по делу N А45-19027/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2015 года
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Бородулиной И.И., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
- от заявителей: ООО Управляющая компания "Пассим": Степанова О.В. по доверенности от 01.11.2013 г. (на три года);
- индивидуальный предприниматель Новикова Нина Николаевна, паспорт
от индивидуального предпринимателя Гримашевича Сергея Николаевича: Новикова Н.Н. по доверенности от 14.02.2015 г. (на один год)
от заинтересованного лица: Грибенчук И.А. по доверенности от 15.12.2014 г. (на один год)
от третьих лиц: Администрации Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области: Глоба Р.Ю. по доверенности от 10.12.2014 г. (на один год)
от ЖСК "Академический": без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Жилищно-строительного кооператива "Академический", Администрация Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 30 ноября 2014 года по делу N А45-19027/2014 (судья Булахова Е.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Пассим", г. Новосибирск; индивидуального предпринимателя Новиковой Нины Николаевны, п. Краснообск; индивидуального предпринимателя Гримашевича Сергея Николаевича п. Краснообск
к Администрация Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, п. Мичуринский
о признании недействительным постановления от 05.09.2014 N 307,
третьи лица: Жилищно-строительный кооператив "Академический", Администрация Новосибирского района Новосибирской области
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Пассим" (далее - ООО УК "Пассим"), индивидуальный предприниматель Новикова Нина Николаевна (далее - ИП Новикова Н.Н.); индивидуальный предприниматель Гримашевич Сергей Николаевич (далее - ИП Гримашевич С.Н.) обратились в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным Постановления Администрации Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 05.09.2014 N 307 о резервировании земельного участка с кадастровым номером 54:19:080201:814, площадью 800 кв. м, местоположением Новосибирская область, Новосибирский район, МО Мичуринский сельсовет, п. Элитный, с целью размещения объектов водоснабжения и водоотведения муниципального значения сроком на 7 семь лет, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее - Администрация Новосибирского района), Жилищно-строительного кооператива "Академический" (далее- ЖСК "Академический").
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 30.11.2014 г. заявленные ООО УК "Пассим", ИП Новиковой Н.Н., ИП Гримашевич С.Н. требования удовлетворены, признано недействительным Постановление Администрации Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 05.09.2014 N 307 о резервировании земельного участка с кадастровым номером 54:19:080201:814 площадью 800 кв. м, местоположение Новосибирская область, Новосибирский район, МО Мичуринский сельсовет, п. Элитный с целью размещения объектов водоснабжения и водоотведения муниципального значения сроком на семь лет.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Мичуринского Сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (далее - Администрация Мичуринского сельсовета), ЖСК "Академический", в поданных в Седьмой арбитражный апелляционный суд апелляционных жалобах, ссылаясь на необоснованность вывода суда о наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания оспариваемого Постановления недействительным, соответствующим закону и не нарушающим прав и законных интересов заявителей, просят решение суда отменить и принять по делу новое решение, отказав заявителям в удовлетворении заявленных требований.
ООО УК "Пассим", ИП Новикова Н.Н., ИП Гримашевич С.Н. в представленном совместном отзыве, просят решении суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Представитель Администрации Новосибирского района Новосибирской области, просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения по доводам, приводимым в суде первой инстанции.
В соответствии со статьей 156, частью 6 статьи 121 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ЖСК "Академический" при имеющихся явке и материалам дела.
В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ, суд протокольным определением отказал представителю заинтересованного лица в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела копии выписки из ЕГРП Управления Росреестра по НСО от 29.12.2014 г. N 54-54-01/113/2014-2973, как полученной после принятия оспариваемого судебного акта, предметом оценки суда первой инстанции не являлась, соответствующего ходатайства в суде первой инстанции стороной не заявлялось, и не влияет на предмет спора, поскольку выдана на основании Постановления N 247 от 12.09.2013 г.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва на них, заслушав представителей заявителей, заинтересованного лица, третьего лица (Администрации Новосибирского района), исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области не подлежащим отмене.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, судебными актами по делам N А45-22590/2012, N А45-9456/2013, N А45-3500/2014 признано незаконным решение комиссии по вопросам предоставления земельных участков на территории Новосибирского района Новосибирской области о проведении процедуры формирования земельного участка ориентировочной площадью 800 кв. м для отвода талых и ливневых (дождевых) вод на территории муниципального образования Мичуринского сельсовета в п. Элитный с последующим предоставлением земельного участка в постоянное бессрочное пользование Администрации Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, признано недействительным Постановление Администрации Новосибирского района Новосибирской области от 18.11.2011 N 7149 "О предоставлении в постоянное бессрочное пользование земельного участка администрации Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области" как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, признано отсутствующим право постоянного бессрочного пользования Администрации Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области на земельный участок с кадастровым номером 54:19:080201:814 площадью 800 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов - для отвода талых и ливневых (дождевых) вод, расположенный по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Мичуринский сельсовет, поселок Элитный, признано отсутствующим право собственности Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области на земельный участок с кадастровым номером 54:19:080201:814 площадью 800 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов - для отвода талых и ливневых (дождевых) вод, расположенный по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Мичуринский сельсовет, п. Элитный.
В рамках дела N А45-3500/2014 арбитражным судом приняты обеспечительные меры в виде запрета Администрации Мичуринского сельсовета распоряжаться, заключать сделки в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:19:080201:814 площадью 800 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов - для отвода талых и ливневых (дождевых) вод, расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Мичуринский сельсовет, п. Элитный, распоряжаться указанным земельным участком.
05.09.2014 Администрацией Мичуринского сельсовета Новосибирского района принято Постановление N 307 о резервировании земельного участка с кадастровым номером 54:19:080201:814, площадью 800 кв. м, местоположением Новосибирская область, Новосибирский район, МО Мичуринский сельсовет, п. Элитный с целью размещения объектов водоснабжения и водоотведения муниципального значения сроком на 7 лет.
Полагая, что Постановление N 307 принято в нарушение положений Земельного Кодекса РФ, Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 561, заявители обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, оценив доводов сторон, пришел к выводу о наличии совокупности предусмотренных частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий для признания недействительным спорного Постановления.
Выводы суда соответствуют закону и материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 70.1 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ) в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд предусмотрено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 названного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов местного значения, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий (пункты 1, 2).
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 70.1 ЗК РФ).
Подпункт "а" пункта 3 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 561 предусматривает порядок резервирования земель, в том числе, на основании документации по планировке территории.
Частью 1 статьи 18 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к документам территориального планирования муниципальных образований относит генеральный план поселений, городских округов.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит, в том числе, и карту планируемого размещения объектов местного значения поселения.
Кроме того, в силу статей 20, 24, 26 ГрК РФ проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, а реализация документов территориального планирования осуществляется путем, в том числе, принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании.
В силу части 1 статьи 28 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов проводятся в обязательном порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 28 ГрК РФ публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.
В случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений.
Согласно части 5 статьи 28 ГрК РФ в целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 6 статьи 28 ГрК РФ).
Доказательств того, что публичные слушания в предусмотренном порядке в отношении документов по планировке п. Элитный Администрацией Мичуринского сельсовета были проведены, как правильно указал суд первой инстанции, в материалы дела не представлено.
Ссылка заинтересованного лица и третьего лица (ЖСК "Академический") на утверждение и опубликование в августе 2014 г. генерального плана Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, в соответствии с которым спорный земельный участок используется в инженерном благоустройстве территории как коридор для талых ливневых вод и пешеходная связь был предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонен, поскольку использование земельного участка в соответствии с генеральным планом противоречит цели резервирования земельного участка - для размещения объектов водоснабжения и водоотведения муниципального значения.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы подателей апелляционных жалоб о том, что не прошедшие государственную регистрацию ограничения, указанные в Постановлении N 307 о резервировании земельного участка для публичных нужд, не влекут предусмотренных законом обременений для собственников, пользователей, землевладельцев и арендаторов этих участков; опубликование акта о резервировании носит лишь информативный характер.
Постановление Администрации Мичуринского сельсовета N 307 является правоустанавливающим (правоизменяющим) актом, на основании которого может быть осуществлена государственная регистрация ограничений прав землепользователей в виде резервирования земельных участков.
Резервирование спорного земельного участка влечет за собой в соответствии с земельным законодательством ряд ограничений для заявителей, следовательно, нарушает их права и законные интересы и без наличия государственной регистрации резервирования земельного участка.
По смыслу пункта 7 статьи 56 ЗК РФ защита прав лица осуществляется путем обжалования самого ограничения прав на землю, а не государственной регистрации обременения.
Более того, решениями Арбитражного суда Новосибирской области от 07.10.2013 по делу N А45-9456/2013, от 11.06.2014 по делу N А45-3500/2014 право собственности на указанный земельный участок, зарегистрированное за Мичуринском сельсоветом Новосибирского района Новосибирской области, признано отсутствующим.
В этой связи, как правильно отметил суд первой инстанции, сами действия заинтересованного лица по резервированию земельного участка с кадастровым номером 54:19:080201:814 противоречат доводу о наличии у Мичуринского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области права на этот участок.
Доводы подателей апелляционных жалоб о том, что водопровод и канализация, на которые ссылаются заявители, находятся полностью на ином земельном участке с кадастровым номером 54:19:080201:489, не принимаются судом апелляционной инстанции, так, в нарушении статьи 65 АПК РФ, заинтересованным лицом не доказано, что на спорном земельном участке расположены или планируется расположение объектов водоснабжения и водоотведения муниципального значения; кроме того, из справки кадастрового инженера, представленной в материалы дела следует, что на земельном участке с кадастровым номером 54:19:080201:814 находятся объекты: здание проходной, железнодорожные пути, электрический кабель, забор из железобетонных плит, надземный газопровод, водопровод, канализация, которые принадлежат заявителям и предназначены для обслуживания расположенных на принадлежащих им земельных участках объектов недвижимости, при этом принадлежащие заявителям земельные участки являются смежными по отношению к земельному участку с кадастровым номером 54:19:080201:814.
Само возникновение земельного участка с кадастровым номером 54:19:080201:814, как установлено судом первой инстанции, стало возможным в результате кадастровой ошибки (что подтверждено вступившими в законную силу судебными актами по делам N А45-22590/2012, N А45-9456/2013, N А45-3500/2014).
Устранить кадастровую ошибку в настоящее время заявители лишены возможности в результате издания оспариваемого постановления.
Арбитражным судом Новосибирской области при рассмотрении дела N А45-3500/2014 установлено, что земельный участок с кадастровым номером 54:19:080201:814 находится между земельными участками заявителей с кадастровыми номерами 54:19:080201:489 и 54:19:080201:490.
Таким образом, действиями по резервированию земельного участка с кадастровым номером 54:19:080201:814 заинтересованное лицо препятствуют заявителям в реализации права на устранение кадастровой ошибки в отношении спорного земельного участка и дальнейшее оформление прав на него.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Установив наличие совокупности предусмотренных частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ условий, суд первой инстанции правомерно признал недействительным Постановление Администрации Мичуринского сельсовета от 05.09.2014 г. N 307.
В целом доводы апелляционных жалоб основаны на неверном толковании материального закона и иной оценке доказательств по делу, не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта, при его вынесении существенных нарушений норм материального или процессуального права допущено не было.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 30 ноября 2014 года по делу N А45-19027/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Н.А.УСАНИНА
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
А.Л.ПОЛОСИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)