Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.04.2014 N 17АП-2316/2014-АК ПО ДЕЛУ N А50-18402/2013

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2014 г. N 17АП-2316/2014-АК

Дело N А50-18402/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пьянковой Е.Л.
при участии:
от заявителя ООО "Управляющая компания "Дом" (ОГРН 1115917000253, ИНН 5917600826) - не явился, извещен
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 5 по Пермскому краю (ОГРН 1115917000253, ИНН 5917600826) - Соколов В.С., доверенность от 03.09.2013
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО "Управляющая компания "Дом"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 09 января 2014 года
по делу N А50-18402/2013,
принятое судьей Дубовым А.В.
по заявлению ООО "Управляющая компания "Дом"
к Межрайонной ИФНС России N 5 по Пермскому краю
о признании решения недействительным

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 5 по Пермскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) N 09-22/03483 дсп от 27.06.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части неполной оплаты (поступления) НДС в бюджет в размере 122 112,79 рублей, соответствующих пени и штрафов.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 09 января 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований общества, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - пунктов 29, 30 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
В представленном письменном отзыве налоговый орган возражает против удовлетворения апелляционной жалобы общества и просит решение суда оставить без изменения.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направило своих представителей, от него поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет, в том числе, налога на добавленную стоимость за период с 24.02.2011 г. по 31.12.2012, по результатам которой составлен акт выездной налоговой проверки от 31.05.2013 N 09-22/02792дсп и вынесено решение от 27.06.2013 N 09-22/03483дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Названным решением обществу, кроме прочего, доначислен НДС за 2, 3, 4 кварталы 2011 года, 1, 2, 4 кварталы 2012 года в общей сумме 399 175 рублей, начислены к уплате пени в сумме 75 570,10 рублей за нарушение сроков внесения в бюджет налога, а также применены налоговые санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 79 835 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю N 18-18/252 от 19.08.2013 решение инспекции от 27.06.2013 N 09-22/03483дсп изменено путем отмены в части уменьшения обществу налоговых вычетов по НДС на 1877,64 рублей по взаимоотношениям с ООО "Газпром-газораспределение Пермь" (счет-фактура N 14382/5 от 07.12.2012) и прекращено производство по делу в данной части. В остальной части решение инспекции оставлено без изменения, утверждено.
Воспользовавшись правом на судебную защиту, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения инспекции N 09-22/03483 дсп от 27.06.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части неполной оплаты (поступления) НДС в бюджет в размере 122 112,79 рублей, соответствующих пени и штрафов.
Суд первой инстанции, не установив несоответствие оспариваемого решения в обжалуемой обществом части положениям НК РФ и нарушения прав и законных интересов общества, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Оспаривая принятое решение, заявитель жалобы настаивает на том, что услуги, оплаченные обществом по счетам-фактурам, выставленным ОАО "Пермэнергосбыт" на сумму 116 882 руб., ФГУП "Почта России" на сумму 2365 руб., КГМУП "Водоканал" на сумму 1858 руб., "ГУП "ЦТИ Пермского края" на сумму 1008 руб., не подпадают под действие пунктов 29, 30 ст. 149 НК РФ и облагаются НДС, соответственно, отказ в предоставлении вычетов по данным операциям неправомерен.
Рассмотрев данные доводы, арбитражный апелляционный суд, отклоняя их, поддерживает выводы суда первой инстанции.
В силу пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные вышеуказанной статьей налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае приобретения товаров (работ, услуг), используемых для операций, не подлежащих налогообложению НДС (освобожденных от налогообложения), суммы НДС, предъявленные покупателю этих товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).
В силу подпунктов 29, 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации от налогообложения НДС освобождаются следующие операции:
- - реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций;
- - реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Согласно пункту 5 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи Налогового кодекса Российской Федерации, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Судом первой инстанции установлено, что общество заявило в составе налоговых вычетов НДС в сумме 122 112, 79 руб. по услугам, приобретенным у ОАО "Пермэнергосбыт" на сумму 116 882 руб. (услуги по услуг по расчету объема и стоимости жилищно-коммунальных услуг, потребленных при использовании жилого помещения, а также начисление сумм платы за потребленные жилищно-коммунальные услуги, прием оплаты за услуги по выставленным квитанциям, ведение базы данных по потребителям и т.д.), ФГУП "Почта России" на сумму 2365 руб. (услуги по доставке квитанций потребителям по оплате оказанных обществом услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и коммунальных услуг), КГМУП "Водоканал" на сумму 1858 руб. (услуг по прочистке канализационной сети, канализационных колодцев, услуг экскаватора при ремонте инженерной сети), "ГУП "ЦТИ Пермского края" на сумму 1008 руб. (услуги по предоставлению сведений о характеристиках мест общего пользования домов, находящихся в управлении заявителя).
Поскольку вышеуказанные услуги и работы согласно подпунктам 29, 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от налогообложения НДС, суд первой инстанции правомерно согласился с выводом инспекции о том, что общество не имело права предъявлять к налоговому вычету уплаченные организациям суммы НДС в порядке, предусмотренном статьей 171 настоящего Кодекса, и должно было в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 настоящего Кодекса учитывать их в стоимости коммунальных услуг и работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Как установлено в решении налогового органа и подтверждается материалами дела, налогоплательщик не воспользовался своим правом и не отказался от освобождения таких операций от налогообложения НДС (от льготы) способом, определенным в пункте 5 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации - путем подачи заявления в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использования. Следовательно, у общества не возникло право на применение спорных налоговым вычетов по НДС.
Доводы общества о том, что оказанные контрагентами услуги не связаны с оказанием услуг по содержанию общего имущества многоквартирных домов, поэтому налоговые вычеты в сумме 122 112, 79 рублей применены им правомерно, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку приобретенные заявителем спорные услуги входят в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения, что следует из пунктов 11, 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006.
Кроме того, из квитанций, рассылаемых обществом жильцам домов, обслуживаемых управляющей компанией, следует, что спорные услуги соответствуют перечню услуг из данных квитанций, что также подтверждает факт того, что спорные услуги входят в состав услуг по содержанию и ремонту жилого фонда.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы государственной пошлине по апелляционной жалобе в размере 1000 руб. относятся на общество, излишнее 1000 руб., уплаченные обществом в составе суммы по платежному поручению N 74 от 04.02.2014, подлежат возврату обществу из доходов федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 09 января 2014 года по делу N А50-18402/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом" (ОГРН 1115917000253, ИНН 5917600826) из доходов федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 74 от 04.02.2014 государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА

Судьи
В.Г.ГОЛУБЦОВ
Г.Н.ГУЛЯКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)