Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Павлюк С.Н., Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И.М.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Григорьева О.Н. по дов. от 01.08.2014, Беленького А.И. по дов. от 09.04.2015, Кривошеева А.В. по дов. от 03.08.2015,
от заинтересованного лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Бийскэнерго" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 08.05.2015 по делу N А03-192/2015 (судья Сбитнев А.Ю.) по заявлению открытого акционерного общества (ОАО) "Бийскэнерго" (ОГРН 1112204000150, ИНН 2204052762) о признании недействительным предписания Государственной инспекции Алтайского края от 20.11.2014 N 13-04П/164,
установил:
Открытое акционерное общество "Бийскэнерго" (далее - ОАО "Бийскэнерго", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной инспекции Алтайского края (далее - Государственная инспекция, заинтересованное лицо) от 20.11.2014 N 13-04П/164 по установленным фактам нарушений действующего законодательства при начислении жилищно-коммунальных услуг.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 08.05.2015 в удовлетворении заявления ОАО "Бийскэнерго" о признании незаконным предписания от 20.11.2014 N 13-04П/164 отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Бийскэнерго" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на следующие обстоятельства: расход тепловой энергии, используемый для нагрева воды, используемой в целях горячего водоснабжения, должен быть оплачен потребителями исходя из показаний общедомовых приборов учета, и только при их отсутствии - исходя из нормативов потребления, на что указывает Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов в своем разъяснении, следовательно, потребитель - житель многоквартирного дома должен вносить плату за горячее водоснабжение исходя из показаний общедомового прибора учета, а не исходя из расчетного метода, где применяется расход тепловой энергии на нагрев 1 м 3 теплоносителя в размере 0,065 Гкал/м3.
Подробно доводы апеллянта изложены в тексте апелляционной жалобы и представленных 19.08.2015 дополнительных пояснениях к апелляционной жалобе.
Государственная инспекция в отзыве на апелляционную жалобу (с учетом дополнения к отзыву от 17.08.2015) не соглашается с ее доводами, просит оставить ее без удовлетворения, а решение суда - без изменения.
Рассмотрение дела откладывалось до 21.08.2015.
Определением от 18.08.2015 по правилам статьи 18 АПК РФ произведена замена в составе суда - судьи Ходыревой Л.Е. на судью Павлюк Т.В., рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции произведено с самого начала.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей Государственной инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители общества настаивали на доводах апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнительных пояснений, отзыва на жалобу, дополнений к отзыву, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением в адрес Государственной инспекции Алтайского края обращения жителей дома N 18 по ул. Ленинградской в г. Бийске по вопросу правильности начисления платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, на основании приказа от 16.10.2014 N 11-12/3355 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО "Бийскэнерго".
В ходе проведения проверки установлено, что обслуживание многоквартирного жилого дома по адресу: г. Бийск, ул. Ленинградская, 18, осуществляет ООО "УК "РЭУ N 6", поставка тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения на жилой дом осуществляется ОАО "Бийскэнерго" (ресурсоснабжающая организация).
При этом в деятельности ресурсоснабжающей организации Государственной инспекцией выявлены нарушения требований части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 42, 46 и 47 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Нарушения выразились в том, что обществом при начислении платы жильцам дома за горячее водоснабжение, использованное для индивидуального потребления, в части составляющей - тепловая энергия на нагрев 1 м куб. теплоносителя, применяется фактически сложившийся расход тепловой энергии, определенный общедомовым прибором учета, по жилым и не жилым помещениям не оснащенным индивидуальными приборами учета тепловой энергии. При этом, установленный для ОАО "Бийскэнерго" нормативный расход тепловой энергии на нагрев 1 м куб. теплоносителя в размере 0,065 Гкал/м. куб. не применяется.
Результаты проведенной проверки отражены в акте от 22.10.2014 N 13-04А/311.
20.11.2014 по итогам проверки обществу выдано предписание N 13-04П/164 о необходимости в срок до 01.01.2015:
- 1. Осуществлять начисление платы жильцам дома за горячее водоснабжение, использованное для индивидуального потребления, в части составляющей - тепловая энергия на нагрев 1 м куб. теплоносителя, по жилым и не жилым помещениям не оснащенным индивидуальными приборами учета тепловой энергии, с применением нормативного расхода тепловой энергии на нагрев 1 м куб. теплоносителя в размере 0,065 Гкал/м.куб.;
- 2. Осуществить перерасчет платы жильцам дома за горячее водоснабжение, использованное для индивидуального потребления с июня по ноябрь 2014 года, с учетом применения нормативного расхода тепловой энергии на нагрев 1 м куб. теплоносителя в размере 0,065 Гкал/м.куб., по жилым и не жилым помещениям не оснащенным индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
Не согласившись с указанным предписанием, ОАО "Бийскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявленными требованиями.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требований об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и негативные последствия в случае игнорирования таких требований.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписания об устранении выявленных нарушений выдаются юридическому лицу в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований.
Государственной инспекцией в ходе проверки установлено, что обслуживание многоквартирного жилого дома по адресу: г. Бийск, ул. Ленинградская, 18, осуществляет ООО "УК "РЭУ N 6", которое осуществляет содержание и ремонт дома, коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению не оказывает.
Таким образом, теплоснабжение и горячее водоснабжение указанного многоквартирного дома, осуществляется непосредственно ОАО "Бийскэнерго", данный факт последним не оспаривается.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Потребление коммунальной услуги осуществляется как потребителем (физическим лицом), проживающим в жилом помещении (индивидуальное потребление), так и потребителями (группа лиц) находящихся в многоквартирном доме (общедомовое потребление).
При индивидуальном потреблении точкой учета коммунальной услуги, является место разграничения общего имущества собственников помещений многоквартирного дома и индивидуального имущества собственника жилого помещения.
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. То есть границей между индивидуальным и общедомовым имуществом является первое отключающее устройство (кран), расположенное на ответвлении от проходящих стояков горячего и холодного водоснабжения. На этой границе, согласно техническим условиям ресурсоснабжающих организаций, подлежит установка индивидуальных приборов учета коммунальных услуг и это место является точкой учета данных услуг конкретным потребителем жилого и нежилого помещения.
При общедомовом потреблении точкой учета коммунальной услуги, является место разграничения общего имущества собственников помещений многоквартирного дома и наружных инженерных коммуникаций, по которым поставляется коммунальный ресурс в многоквартирный дом.
В силу пункта 42 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Инспекцией установлено, что указанный жилой дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и горячего водоснабжения. Жилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения частично.
Согласно пункту 19.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) это технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.
Пунктом 5 статьи 9 данного Закона установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Расчет тарифов производится в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э.
Согласно решению Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.12.2013 N 539 "Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемую ОАО "Бийскэнерго" потребителям г. Бийска на 2014 год" (далее также - решение N 539) для ОАО "Бийскэнерго" установлен двухкомпонентный тариф, который состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Решением N 539 с 01.01.2014 по 30.06.2014 установлен тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемую ОАО "Бийскэнерго" потребителям г. Бийска, за компонент на теплоноситель в размере 11 руб. 79 коп./куб. м, за компонент на тепловую энергию в размере 1 055 руб. 91 коп. за 1 Гкал с учетом НДС, с 01.07.2014 по 31.12.2014 за компонент на теплоноситель в размере 11 руб. 85 коп./куб. м, за компонент на тепловую энергию в размере 1 113 руб. 71 коп. за 1 Гкал с учетом НДС. Согласно примечанию, отраженному в приложении к данному решению, для расчета с потребителями за горячую воду учитывать расход тепловой энергии на нагрев 1 куб. м теплоносителя в размере 0,065 Гкал/куб. м.
Тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения для ОАО "Бийскэнерго" рассчитан на основании формульных расчетов в соответствии с пунктами 155 и 156 указанных Методических указаний от 13.06.2013 N 760-э.
В данных пунктах приведены формулы, по которым осуществляется расчет в случае, если для теплоснабжающей организации, поставляющей горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), органом регулирования установлен одноставочный тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, и при наличии двухставочного компонента на тепловую энергию тарифа на горячую воду, если для теплоснабжающей организации, поставляющей горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), органом регулирования установлен двухставочный тариф на тепловую энергию (мощность).
При применении двухкомпонентного тарифа на горячее водоснабжение с использованием открытых систем теплоснабжения, учету подлежит как компонент "теплоноситель", измеряемый в м 3, так и компонент "тепловая энергия на нагрев теплоносителя", измеряемый в Гкал.
Как поясняет Государственная инспекция в дополнениях к отзыву, существующие и в большинстве случаев установленные индивидуальные приборы учета горячего водоснабжения позволяют учитывать только объем коммунальной услуги, измеряемой в м 3. Объем тепловой энергии на нагрев теплоносителя указанные типы приборов не позволяют учитывать, т.е. в данном случае точка учета не оснащена прибором учета компонента коммунальной услуги по горячему водоснабжению "тепловая энергии на нагрев теплоносителя". Поэтому в данном случае жилое помещение, оснащено индивидуальным прибором учета компонента "теплоноситель", расчет за который должен осуществляться по показаниям данного прибора учета (пункт 42 формула 1 Правил 354), и не оснащено индивидуальным прибором учета компонента "тепловая энергия на подогрев теплоносителя", расчет за который должен осуществляться согласно утвержденного норматива (пункт 42 формула 4 Правил 354).
При отсутствии в жилом помещении индивидуального прибора учета горячего водоснабжения расчет платы должен осуществляться по утвержденным нормативам за оба компонента горячего водоснабжения (пункт 42 формула 4 Правил 354).
Как указано ранее, в городе Бийске открытая система теплоснабжения. На жилом доме по адресу: ул. Ленинградская, д. 18 г. Бийска установлен общедомовой прибор учета, учитывающий общий объем (количество) тепловой энергии потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения. Указанный прибор учета расчетным методом выделяет тепловую энергию, приходящуюся на нужды горячего водоснабжения.
Частью 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", предусмотрено установление органами регулирования двухкомпонентного тарифа на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, то есть тарифа, состоящего из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Таким образом, тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемую открытым акционерным обществом "Бийскэнерго" потребителям города Бийска Алтайского края, на 2014 год, установлены решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.12.2013 N 539.
При этом в нем указано на то, что для расчета с потребителями за горячую воду следует учитывать расход тепловой энергии на нагрев 1 куб. м теплоносителя в размере 0,065 Гкал/куб. м.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что для ОАО "Бийскэнерго" установлен двухкомпонентный тариф, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности доводов Государственной инспекции о том, что потребители ОАО "Бийскэнерго" при расчете за горячую воду оплачивают расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения, объем которого определяется по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении, а также расход тепловой энергии, используемой для целей водоснабжения, определяемый по показаниям общедомовых приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления, с учетом расхода тепловой энергии на нагрев 1 куб. м, теплоносителя в размере 0,065 Гкал/куб. м по тарифам согласно решения N 539.
Общество ссылается на то, что поскольку в многоквартирном доме по адресу: г. Бийск, ул. Ленинградская, д. 18, имеется общедомовой прибор учета, необоснованно применение норматива. Между тем, из представленного в материалы дела акта первичного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии следует, что под учетом теплосчетчика находится не только горячее водоснабжение, но и отопление (л.д. 104 т. 1).
В представленном в материалы дела письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 01.11.2014 N 20874-ОГ/04 указано на то, что при отсутствии прибора учета, позволяющего вести отдельный учет потребления тепловой энергии, что имеет место в случае с ОАО "Бийскэнерго", возможно применение норматива, установленного органом регулирования (л.д. 116-117 т. 1).
Принимая во внимание принятие вышеуказанного решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.12.2013 N 539, довод общества о том, что Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов не установлен норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, является неправомерным.
Общество ссылается также на то, что, что расход тепловой энергии на нагрев 1 куб. м теплоносителя в размере 0,065 Гкал/куб. м не является нормативом потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Однако нормативы потребления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, на общедомовые нужды на территории Алтайского края, утверждены решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 26.07.2012 N 95.
Апелляционный суд учитывает, что доводы, приведенные обществом при рассмотрении настоящего дела, были рассмотрены и им была дана соответствующая оценка судом общей юрисдикции при рассмотрении дела N 4а-375/2015, в частности в постановлении Алтайского краевого суда от 13.05.2015.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предписание Государственной Инспекции Алтайского края от 20.11.2014 N 13-04П/164 вынесено в пределах предоставленных Инспекции полномочий, соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, прав и законных интересов общества не нарушает.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется.
Государственная пошлина в размере 1500 руб., как излишне уплаченная по платежному поручению от 28.05.2015 N 77648 за подачу апелляционной жалобы, подлежит возврату ОАО "Бийскэнерго" из федерального бюджета, учитывая положения подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ, статей 104, 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 08.05.2015 по делу N А03-192/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Бийскэнерго" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 28.05.2015 N 77648.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
С.Н.ХАЙКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.08.2015 N 07АП-5988/2015 ПО ДЕЛУ N А03-192/2015
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2015 г. по делу N А03-192/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Павлюк С.Н., Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И.М.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Григорьева О.Н. по дов. от 01.08.2014, Беленького А.И. по дов. от 09.04.2015, Кривошеева А.В. по дов. от 03.08.2015,
от заинтересованного лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Бийскэнерго" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 08.05.2015 по делу N А03-192/2015 (судья Сбитнев А.Ю.) по заявлению открытого акционерного общества (ОАО) "Бийскэнерго" (ОГРН 1112204000150, ИНН 2204052762) о признании недействительным предписания Государственной инспекции Алтайского края от 20.11.2014 N 13-04П/164,
установил:
Открытое акционерное общество "Бийскэнерго" (далее - ОАО "Бийскэнерго", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной инспекции Алтайского края (далее - Государственная инспекция, заинтересованное лицо) от 20.11.2014 N 13-04П/164 по установленным фактам нарушений действующего законодательства при начислении жилищно-коммунальных услуг.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 08.05.2015 в удовлетворении заявления ОАО "Бийскэнерго" о признании незаконным предписания от 20.11.2014 N 13-04П/164 отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Бийскэнерго" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на следующие обстоятельства: расход тепловой энергии, используемый для нагрева воды, используемой в целях горячего водоснабжения, должен быть оплачен потребителями исходя из показаний общедомовых приборов учета, и только при их отсутствии - исходя из нормативов потребления, на что указывает Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов в своем разъяснении, следовательно, потребитель - житель многоквартирного дома должен вносить плату за горячее водоснабжение исходя из показаний общедомового прибора учета, а не исходя из расчетного метода, где применяется расход тепловой энергии на нагрев 1 м 3 теплоносителя в размере 0,065 Гкал/м3.
Подробно доводы апеллянта изложены в тексте апелляционной жалобы и представленных 19.08.2015 дополнительных пояснениях к апелляционной жалобе.
Государственная инспекция в отзыве на апелляционную жалобу (с учетом дополнения к отзыву от 17.08.2015) не соглашается с ее доводами, просит оставить ее без удовлетворения, а решение суда - без изменения.
Рассмотрение дела откладывалось до 21.08.2015.
Определением от 18.08.2015 по правилам статьи 18 АПК РФ произведена замена в составе суда - судьи Ходыревой Л.Е. на судью Павлюк Т.В., рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции произведено с самого начала.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей Государственной инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители общества настаивали на доводах апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнительных пояснений, отзыва на жалобу, дополнений к отзыву, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением в адрес Государственной инспекции Алтайского края обращения жителей дома N 18 по ул. Ленинградской в г. Бийске по вопросу правильности начисления платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, на основании приказа от 16.10.2014 N 11-12/3355 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО "Бийскэнерго".
В ходе проведения проверки установлено, что обслуживание многоквартирного жилого дома по адресу: г. Бийск, ул. Ленинградская, 18, осуществляет ООО "УК "РЭУ N 6", поставка тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения на жилой дом осуществляется ОАО "Бийскэнерго" (ресурсоснабжающая организация).
При этом в деятельности ресурсоснабжающей организации Государственной инспекцией выявлены нарушения требований части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 42, 46 и 47 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Нарушения выразились в том, что обществом при начислении платы жильцам дома за горячее водоснабжение, использованное для индивидуального потребления, в части составляющей - тепловая энергия на нагрев 1 м куб. теплоносителя, применяется фактически сложившийся расход тепловой энергии, определенный общедомовым прибором учета, по жилым и не жилым помещениям не оснащенным индивидуальными приборами учета тепловой энергии. При этом, установленный для ОАО "Бийскэнерго" нормативный расход тепловой энергии на нагрев 1 м куб. теплоносителя в размере 0,065 Гкал/м. куб. не применяется.
Результаты проведенной проверки отражены в акте от 22.10.2014 N 13-04А/311.
20.11.2014 по итогам проверки обществу выдано предписание N 13-04П/164 о необходимости в срок до 01.01.2015:
- 1. Осуществлять начисление платы жильцам дома за горячее водоснабжение, использованное для индивидуального потребления, в части составляющей - тепловая энергия на нагрев 1 м куб. теплоносителя, по жилым и не жилым помещениям не оснащенным индивидуальными приборами учета тепловой энергии, с применением нормативного расхода тепловой энергии на нагрев 1 м куб. теплоносителя в размере 0,065 Гкал/м.куб.;
- 2. Осуществить перерасчет платы жильцам дома за горячее водоснабжение, использованное для индивидуального потребления с июня по ноябрь 2014 года, с учетом применения нормативного расхода тепловой энергии на нагрев 1 м куб. теплоносителя в размере 0,065 Гкал/м.куб., по жилым и не жилым помещениям не оснащенным индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
Не согласившись с указанным предписанием, ОАО "Бийскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявленными требованиями.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требований об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и негативные последствия в случае игнорирования таких требований.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписания об устранении выявленных нарушений выдаются юридическому лицу в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований.
Государственной инспекцией в ходе проверки установлено, что обслуживание многоквартирного жилого дома по адресу: г. Бийск, ул. Ленинградская, 18, осуществляет ООО "УК "РЭУ N 6", которое осуществляет содержание и ремонт дома, коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению не оказывает.
Таким образом, теплоснабжение и горячее водоснабжение указанного многоквартирного дома, осуществляется непосредственно ОАО "Бийскэнерго", данный факт последним не оспаривается.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Потребление коммунальной услуги осуществляется как потребителем (физическим лицом), проживающим в жилом помещении (индивидуальное потребление), так и потребителями (группа лиц) находящихся в многоквартирном доме (общедомовое потребление).
При индивидуальном потреблении точкой учета коммунальной услуги, является место разграничения общего имущества собственников помещений многоквартирного дома и индивидуального имущества собственника жилого помещения.
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. То есть границей между индивидуальным и общедомовым имуществом является первое отключающее устройство (кран), расположенное на ответвлении от проходящих стояков горячего и холодного водоснабжения. На этой границе, согласно техническим условиям ресурсоснабжающих организаций, подлежит установка индивидуальных приборов учета коммунальных услуг и это место является точкой учета данных услуг конкретным потребителем жилого и нежилого помещения.
При общедомовом потреблении точкой учета коммунальной услуги, является место разграничения общего имущества собственников помещений многоквартирного дома и наружных инженерных коммуникаций, по которым поставляется коммунальный ресурс в многоквартирный дом.
В силу пункта 42 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Инспекцией установлено, что указанный жилой дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и горячего водоснабжения. Жилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения частично.
Согласно пункту 19.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) это технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.
Пунктом 5 статьи 9 данного Закона установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Расчет тарифов производится в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э.
Согласно решению Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.12.2013 N 539 "Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемую ОАО "Бийскэнерго" потребителям г. Бийска на 2014 год" (далее также - решение N 539) для ОАО "Бийскэнерго" установлен двухкомпонентный тариф, который состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Решением N 539 с 01.01.2014 по 30.06.2014 установлен тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемую ОАО "Бийскэнерго" потребителям г. Бийска, за компонент на теплоноситель в размере 11 руб. 79 коп./куб. м, за компонент на тепловую энергию в размере 1 055 руб. 91 коп. за 1 Гкал с учетом НДС, с 01.07.2014 по 31.12.2014 за компонент на теплоноситель в размере 11 руб. 85 коп./куб. м, за компонент на тепловую энергию в размере 1 113 руб. 71 коп. за 1 Гкал с учетом НДС. Согласно примечанию, отраженному в приложении к данному решению, для расчета с потребителями за горячую воду учитывать расход тепловой энергии на нагрев 1 куб. м теплоносителя в размере 0,065 Гкал/куб. м.
Тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения для ОАО "Бийскэнерго" рассчитан на основании формульных расчетов в соответствии с пунктами 155 и 156 указанных Методических указаний от 13.06.2013 N 760-э.
В данных пунктах приведены формулы, по которым осуществляется расчет в случае, если для теплоснабжающей организации, поставляющей горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), органом регулирования установлен одноставочный тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, и при наличии двухставочного компонента на тепловую энергию тарифа на горячую воду, если для теплоснабжающей организации, поставляющей горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), органом регулирования установлен двухставочный тариф на тепловую энергию (мощность).
При применении двухкомпонентного тарифа на горячее водоснабжение с использованием открытых систем теплоснабжения, учету подлежит как компонент "теплоноситель", измеряемый в м 3, так и компонент "тепловая энергия на нагрев теплоносителя", измеряемый в Гкал.
Как поясняет Государственная инспекция в дополнениях к отзыву, существующие и в большинстве случаев установленные индивидуальные приборы учета горячего водоснабжения позволяют учитывать только объем коммунальной услуги, измеряемой в м 3. Объем тепловой энергии на нагрев теплоносителя указанные типы приборов не позволяют учитывать, т.е. в данном случае точка учета не оснащена прибором учета компонента коммунальной услуги по горячему водоснабжению "тепловая энергии на нагрев теплоносителя". Поэтому в данном случае жилое помещение, оснащено индивидуальным прибором учета компонента "теплоноситель", расчет за который должен осуществляться по показаниям данного прибора учета (пункт 42 формула 1 Правил 354), и не оснащено индивидуальным прибором учета компонента "тепловая энергия на подогрев теплоносителя", расчет за который должен осуществляться согласно утвержденного норматива (пункт 42 формула 4 Правил 354).
При отсутствии в жилом помещении индивидуального прибора учета горячего водоснабжения расчет платы должен осуществляться по утвержденным нормативам за оба компонента горячего водоснабжения (пункт 42 формула 4 Правил 354).
Как указано ранее, в городе Бийске открытая система теплоснабжения. На жилом доме по адресу: ул. Ленинградская, д. 18 г. Бийска установлен общедомовой прибор учета, учитывающий общий объем (количество) тепловой энергии потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения. Указанный прибор учета расчетным методом выделяет тепловую энергию, приходящуюся на нужды горячего водоснабжения.
Частью 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", предусмотрено установление органами регулирования двухкомпонентного тарифа на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, то есть тарифа, состоящего из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Таким образом, тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемую открытым акционерным обществом "Бийскэнерго" потребителям города Бийска Алтайского края, на 2014 год, установлены решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.12.2013 N 539.
При этом в нем указано на то, что для расчета с потребителями за горячую воду следует учитывать расход тепловой энергии на нагрев 1 куб. м теплоносителя в размере 0,065 Гкал/куб. м.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что для ОАО "Бийскэнерго" установлен двухкомпонентный тариф, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности доводов Государственной инспекции о том, что потребители ОАО "Бийскэнерго" при расчете за горячую воду оплачивают расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения, объем которого определяется по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении, а также расход тепловой энергии, используемой для целей водоснабжения, определяемый по показаниям общедомовых приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления, с учетом расхода тепловой энергии на нагрев 1 куб. м, теплоносителя в размере 0,065 Гкал/куб. м по тарифам согласно решения N 539.
Общество ссылается на то, что поскольку в многоквартирном доме по адресу: г. Бийск, ул. Ленинградская, д. 18, имеется общедомовой прибор учета, необоснованно применение норматива. Между тем, из представленного в материалы дела акта первичного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии следует, что под учетом теплосчетчика находится не только горячее водоснабжение, но и отопление (л.д. 104 т. 1).
В представленном в материалы дела письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 01.11.2014 N 20874-ОГ/04 указано на то, что при отсутствии прибора учета, позволяющего вести отдельный учет потребления тепловой энергии, что имеет место в случае с ОАО "Бийскэнерго", возможно применение норматива, установленного органом регулирования (л.д. 116-117 т. 1).
Принимая во внимание принятие вышеуказанного решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.12.2013 N 539, довод общества о том, что Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов не установлен норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, является неправомерным.
Общество ссылается также на то, что, что расход тепловой энергии на нагрев 1 куб. м теплоносителя в размере 0,065 Гкал/куб. м не является нормативом потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Однако нормативы потребления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, на общедомовые нужды на территории Алтайского края, утверждены решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 26.07.2012 N 95.
Апелляционный суд учитывает, что доводы, приведенные обществом при рассмотрении настоящего дела, были рассмотрены и им была дана соответствующая оценка судом общей юрисдикции при рассмотрении дела N 4а-375/2015, в частности в постановлении Алтайского краевого суда от 13.05.2015.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предписание Государственной Инспекции Алтайского края от 20.11.2014 N 13-04П/164 вынесено в пределах предоставленных Инспекции полномочий, соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, прав и законных интересов общества не нарушает.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется.
Государственная пошлина в размере 1500 руб., как излишне уплаченная по платежному поручению от 28.05.2015 N 77648 за подачу апелляционной жалобы, подлежит возврату ОАО "Бийскэнерго" из федерального бюджета, учитывая положения подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ, статей 104, 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 08.05.2015 по делу N А03-192/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Бийскэнерго" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 28.05.2015 N 77648.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
С.Н.ХАЙКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)