Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Банина И.Н.,
судей Сазоновой Е.А., Юрковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильченко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.04.2015 г. по делу N А40-25544/2015,
принятое судьей Козловым В.Ф. (шифр судьи 53-228)
по иску открытого акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" (ОГРН 1047796974092, г. Москва, ул. Ефремова, д. 10)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Экологический фактор" (ОГРН 1097746677005, г. Москва, Рязанский пр-кт, д. 86/1, стр. 3, офис 18А)
с участием ОАО "Мосэнерго" и ЗАО "Тепловые и коммунальные сети"
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора о взыскании 3 881 429,79 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Войнова М.В. по доверенности от 16.03.2015,
от ответчика: Кузнецов А.С. по доверенности от 17.12.2013,
от третьих лиц: не явились, извещены.
установил:
ОАО "Московская объединенная энергетическая компания" обратилось с иском к ответчику ООО "Управляющая компания Экологический фактор" о взыскании 48 092 099 руб. 16 коп. убытков, возникших в результате бездоговорного потребления тепловой энергии ответчиком.
Решением Арбитражного суда города Москвы иск удовлетворен в частично, с ответчика в пользу истца взыскано долга 1 343 385 руб. 92 коп., в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с данным решением Арбитражного суда г. Москвы истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требованиях в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, поскольку считает его незаконным и необоснованным, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика направил отзыв на апелляционную жалобу, в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, арбитражный апелляционный суд, руководствуясь ст. ст. 123, 156 АПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, выслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 08.04.2015 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Экологический фактор" (далее также "Управляющая компания") осуществляет функции по управлению и технической эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: г. Москва, Посланников пер., д. 3, стр. 5 (дом).
Тепловую энергию дом получает через бесхозяйные тепловые сети и тепловой пункт N 0419009 (ул. Бауманская, д. 43/1, стр. 2).
В соответствии с приложением N 1 к дополнительному соглашению от 01.06.2011 N 2 к договору энергоснабжения от 01.01.2011 N Э-С-2, заключенному между Управляющей компанией (абонент) и ЗАО "ТКС" (энергоснабжающая организация), последний осуществляет поставку тепловой энергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении и технической эксплуатации Управляющей компании, в т.ч. по указанному адресу.
Распоряжением Префектуры Центрального административного округа от 17.10.2013 N 406-р тепловая сеть по указанному адресу признана бесхозяйной и не имеющей эксплуатирующей организации, ОАО "МОЭК" определено ответственной организацией по эксплуатации бесхозяйных теплосетевых объектов для обеспечения энергетическими ресурсами подключенных к ним помещений до признания права собственности города Москвы на данные объекты.
Распоряжением ОАО "МОЭК" от 01.07.2014 N Р-560/14 ответственным лицам поручено обеспечить эксплуатацию оборудования ЦТП, тепловых вводов и разводящих тепловых сетей согласно приложенному перечню.
По договору от 01.01.2014 N БАСМ-14, заключенному между ОАО "МОЭК" (исполнитель) и ГУП г. Москвы ДЕЗ Басманного района (заказчик), исполнитель принял обязательство оказывать услуги и работы по аварийному техническому обслуживанию инженерного оборудования центральных тепловых пунктов и тепловых сетей по адресам согласно приложению, в т.ч. по спорному адресу.
Письмом ГУП г. Москвы ДЕЗ Басманного района от 06.01.2014 о заключении договора доведено до сведения Управляющей компании.
14 февраля 2014 года ОАО "МОЭК" передало Управляющей компании предложения о заключении договоров на поставку тепловой энергии N 01.006315ТЭ и горячего водоснабжения N 01.006315ГВС.
25 мая 2014 года в адрес Управляющей компании направлены скорректированные проекты договоров (письмо от 20.05.2014 N 02-ф11/01-21586/14).
Договоры подписаны ответчиком с протоколами разногласий, в настоящее время стороны ведут в арбитражном суде спор по условиям договоров.
С 1 сентября 2014 г. АО "Мосводоканал" прекратило поставку холодной воды для горячего водоснабжения по ЦТП, расположенным в Басманном районе, по договору от 01.05.2012 N 90146 заключенному с Управляющей компанией, и оформило договорные отношения с ОАО "МОЭК", что следует из письма АО "Мосводоканал" от 23.12.2014 N (51)-09исх-13494/14.
4 апреля 2014 г. представители ОАО "МОЭК" составили Акт проверки N 82-07/01-ОТИ, в котором указали, что МКД по адресу: г. Москва, Посланников пер., д. 3, стр. 5, присоединен по системам ЦО и ГВС к ЦТП N 0419009, и осуществляет потребление тепловой энергии.
Акт подписан представителями ОАО "МОЭК" и Управляющей компании.
9 апреля 2014 г. представители ОАО "МОЭК" оформили Акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии N 01/348-ОТИ, из которого следует, что 4 апреля 2014 года в результате обследования объекта потребления тепловой энергии, теплоносителя, обнаружено потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения.
Акт подписан представителями ОАО "МОЭК", представитель Управляющей компании первый заместитель генерального директора, согласно записи в акте, от подписи отказался без объяснения причин.
ОАО "МОЭК" произвело расчет бездоговорного потребления за период с января по апрель 2014 года включительно, исходя из расчетных тепловых нагрузок 0,160 Гкал/ч по отоплению и 0,035 Гкал/ч по горячему водоснабжению, всего потребление составляет 153,500 Гкал тепловой энергии по отоплению, 1104,336 куб. м горячей воды.
Стоимость потребления исходя из тарифа 1.570 руб. 14 коп. за тепловую энергию, 125 руб. 69 коп. за горячее водоснабжение, составляет 379.820 руб. 48 коп. с НДС.
На основании Акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии от 09.04.2014 N 01/351-ОТИ ОАО "МОЭК" выставило счет от 21.04.2014 N 423 на оплату указанной суммы.
Управляющая компания счет не оплатила, и ОАО "МОЭК", ссылаясь на п. п. 9, 10 ст. 22 Закона о теплоснабжении, обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании убытков в полуторакратном размере.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в частичном объеме, исходил из следующего.
Понятие бездоговорного потребления тепловой энергии дается в п. 29 ст. 2 Закона о теплоснабжении.
В соответствии с указанной нормой к бездоговорному потреблению относится потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения.
Расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года.
Стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации.
В случае неоплаты в указанный срок потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии, теплоносителя и взыскать с потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя (п. п. 9, 10 ст. 22 Закона о теплоснабжении).
Установлено, что ответчик не подключался к тепловым сетям истца с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), а потреблял тепловую энергию через бесхозяйные сети по договору теплоснабжения от 01.01.2011 N Э-С-2, заключенному с ЗАО "ТКС".
Собранными доказательствами подтверждается, что ответчик, оспаривая право ЗАО "ТКС" на поставку тепловой энергии от ОАО "Мосэнерго" через бесхозяйные сети, предпринимал попытки заключения договора энергоснабжения непосредственно с ОАО "Мосэнерго".
Распоряжением Префектуры Центрального Административного округа от 05.12.2013 N 494-р тепловая сеть по указанному адресу признана бесхозяйной и не имеющей эксплуатирующей организации, ОАО "МОЭК" определено ответственной организацией по эксплуатации бесхозяйных теплосетевых объектов для обеспечения энергетическими ресурсами подключенных к ним помещений до признания права собственности города Москвы на данные объекты.
Так как указанным распоряжением ОАО "МОЭК" определено эксплуатирующей организацией, у нее возникло право и обязанность по заключению с ответчиком договора теплоснабжения.
Из установленных судом обстоятельств не следует, что ответчик уклонялся от заключения договора теплоснабжения с истцом и настаивал на продолжении договорных отношений с ЗАО "ТКС".
Отношения между истцом и ответчиком по поставке тепловой энергии в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, кроме домов, присоединенных через бесхозяйные сети, урегулированы договором теплоснабжения от 01.03.2011 N 01.002847ТЭ.
В связи с принятием истцом в эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей суд первой инстанции обоснованно указал на возможность распространить условия указанного договора в части определения объемов полученной тепловой энергии а также законодательных норм, устанавливающих порядок определения объема и стоимости тепловой энергии на отношения по поставке тепловой энергии в многоквартирный жилой дом по спорному адресу.
В связи с принятием истцом в эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей суд первой инстанции обоснованно указал на возможность распространить условия указанного договора в части определения объемов полученной тепловой энергии а также законодательных норм, устанавливающих порядок определения объема и стоимости тепловой энергии на отношения по поставке тепловой энергии в многоквартирный жилой дом по спорному адресу.
По договору энергоснабжения абонент обязан оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. ст. 539, 544 Гражданского кодекса).
Договор энергоснабжения в силу ст. 426 Гражданского кодекса относится к публичным договорам и на него распространяются требования п. 3 ст. 539 Гражданского кодекса, предусматривающего применение к отношениям по договору энергоснабжения законов и иных правовых актов об энергоснабжении, а также обязательных правил, принятых в соответствии с ними.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса).
В силу подп. "а" и "б" п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее также Правила N 307), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление и горячее водоснабжение определяется в соответствии с подп. 1 и 3 п. 1 приложения N 2 к указанным правилам, которыми установлены формулы определения размера платы, предусматривающие применение такого показателя как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
Согласно п. 19 Правил N 307 и приложению N 2 к ним в отсутствие общедомового прибора учета размер платы за отопление определяется путем умножения общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме на норматив потребления тепловой энергии на отопление и на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объем отпущенной тепловой энергии для ежемесячных расчетов должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов.
Также в соответствии с абз. 3 п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных дома и жилых домов" (далее также Правила N 354) при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги или в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений установлен приложением N 4 к Постановлению Правительства Москвы от 11.01.1994 N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий" и составляет 0,016 Гкал/кв. м общей площади жилья.
Норматив расхода горячей воды на 1 чел. в месяц установлен приложением N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 28.07.1998 N 566 "О мерах по стимулированию энерго- и водосбережения в г. Москве" и составляет 4,745 куб. м, что следует из формулы: общее водопотребление / общую норму расхода воды на 1 чел в сутки x норму расхода горячей воды на 1 чел в сутки (11,68 куб. м/месс / 320 л/сутки x 130 л/сутки).
Ответчик в соответствии с Правилами N 307 произвел расчет стоимости тепловой энергии за спорный период с применением указанных нормативов для определения количества потребленной тепловой энергии всем многоквартирным жилым домом и определения потребления горячей воды зарегистрированными в доме жителями, у которых отсутствуют индивидуальные приборы учета.
Водопотребление жителей, в квартирах которых установлены приборы учета, определено по их показателям.
Необходимые для расчета сведения содержатся в Справке о фактическом потреблении горячего водоснабжения по индивидуальным приборам учета и количестве зарегистрированных граждан в квартирах, необорудованных ИПУ, выданной ГБУ МФЦ Басманного района.
При производстве расчета за отопление ответчик к расчету за 2014 год применил тарифы на тепловую энергию, установленные приложением N 17 к постановлению Правительства Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП для ОАО "МОЭК" 1.570 руб. 14 коп. /Гкал с НДС.
Так как покупка холодной воды для горячего водоснабжения в спорный период осуществлялась ответчиком самостоятельно, при производстве расчетов за горячее водоснабжение ответчик к расчету за 2014 год применил тариф на горячую воду для населения, установленный приложением N 21 к Постановлению Правительства Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП для ОАО "МОЭК" 125. руб. 69 коп. /куб. м с НДС, уменьшенный на величину тарифа на холодную воду, установленного приложением N 13 к Постановлению Правительства Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП для МГУП "Мосводоканал" 28 руб. 40 коп. /куб. м, что составляет 97 руб. 29 коп. /куб. м.
Всего по расчету ответчика стоимость потребленных коммунальных ресурсов в 2014 году составила 1 213 295 руб. 07 коп.
Судом первой инстанции расчет ответчика проверен, признан обоснованным.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для применения к ответчику порядка расчетов потребления и санкций, установленных п. п. 9, 10 ст. 22 Закона о теплоснабжении, т.к. наличия вины ответчика в потреблении тепловой энергии, теплоносителя, без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, не наблюдается.
Потребление тепловой энергии осуществляется многоквартирным жилым домом, а не ответчиком, и не может быть остановлено на период перезаключения договора с новым владельцем бесхозяйных тепловых сетей.
В то же время в связи с наличием потребления тепловой энергии, у ответчика в силу закона (п. 1 ст. 153, п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса) возникла обязанность оплатить ее стоимость исходя из фактического объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления.
В силу п. 2 ст. 307, ст. 8 Гражданского кодекса гражданские права и обязанности возникают в т.ч. из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Сумма долга ответчика в спорный период составила 1 343 385 руб. 92 коп.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части.
Доводы заявителя о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, выразившегося в нарушении основ ценообразования, отклоняются апелляционной инстанцией по следующим основаниям.
Пунктом 7 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено понятие горячей воды.
Горячая вода - вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, т.е. является самостоятельным товаром.
Пунктом 9 ст. 32 указанного закона установлено, что тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Исходя из этого, тариф на горячее водоснабжение состоит из двух компонентов и установлен Постановлением Правительства Москвы N 748-ПП от 26.11.2013 в размере 125 руб. 69 коп. /куб. м тарифа на холодную воду в размере 28 руб. 40 коп. /куб. м (приложение 11, ПП-748 от 26.11.2013) и тарифа на тепловую энергию в размере 97 руб. 29 коп. /куб. м (125,69 - 28,40 = 97,29 руб. /куб. м), что в сумме составляет тариф на горячее водоснабжение в размере 125,69 руб. /куб. м (приложение 19, ПП-748 от 26.11.2013).
В связи с тем, что ОАО "МОЭК" заключило договор с ОАО "Мосводоканал" только с 01.09.2014 на покупку холодного водоснабжения для нужд горячего водоснабжения. (Письмо ОАО "Мосводоканал", л.д. 125 - 126), а ответчик в период с января по апрель 2014 года включительно оплачивал холодное водоснабжение для нужд горячего водоснабжения в рамках действующего договора с ОАО "Мосводоканал" N 90146 от 01.05.2012, фактически закупая носитель (холодная вода) для тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения самостоятельно, учитывая сложившиеся обстоятельства, тариф в размере 97 руб. 29 коп. /куб. м на тепловую энергию для подогрева применен в расчетах ответчиком обоснованно.
Указанные выводы о применении отдельно тарифа на тепловую энергию также подтверждаются судебной практикой, сформированной арбитражными судами Российской Федерации вышестоящих инстанций (постановления Президиума ВАС РФ от 15.02.2011 N 12845/10; Постановление ФАС Московского округа по делу А40-103920/12 от 27.06.2013).
Доводы истца о необходимости привлечения в дело третьего лица МГУП "Мосводоканал" также являются необоснованными и отклоняются апелляционной инстанцией.
Согласно ст. 9 АПК РФ каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При этом арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
Истец не заявлял, в порядке статьи 41 АПК РФ, ходатайств об истребовании доказательств или о привлечении в дело третьего лица, а также никакими доказательствами не опровергал доводы ООО "УК Экологический фактор".
В качестве доказательства правильности применения тарифа при подсчетах фактического потребления горячего водоснабжения, ответчик предоставил в материалы дела ответ на запрос ОАО "Мосводоканал" подтверждающее, что истец заключил договор на поставку холодного водоснабжения для нужд горячего водоснабжения только с 01.09.2014.
Положения пункта 76 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила предоставления коммунальных ресурсов) означают возложение на исполнителя коммунальных услуг (управляющую компанию) ответственности в том числе и за выбор контрагента, поставляющего коммунальные ресурсы, используемые исполнителем коммунальных услуг в целях предоставления названных услуг гражданам.
Эти положения соответствуют закрепленному в пункте 49 Правил предоставления коммунальных услуг правовому статусу исполнителя коммунальных услуг как лица, обязанного, с одной стороны, самостоятельно производить или приобретать у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, а с другой стороны, предоставлять потребителям коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для их жизни, здоровья и не причиняющие вреда их имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором управления (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.04.2012 N 15417/11 по делу N А79-7518/2010)
Согласно пункту 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
При этом, "Абонент" -юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод.
Таким образом, ОАО "МОЭК" стал "абонентом" ОАО "Мосводоканал" с 01.09.2014.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для привлечения АО "Мосводоканал" в качестве третьего лица, соответственно, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для безусловной отмены решения суда первой инстанции.
Доводы жалобы истца о неприменении судом первой инстанции ст. ст. 2, 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и невзыскании с ответчика убытков в полуторакратном размере отклоняются апелляционной инстанцией по следующим основаниям.
Бездоговорным потреблением тепловой энергии является потребление тепловой энергии теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, ответчик не подключался к тепловым сетям истца с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), а потреблял тепловую энергию через бесхозяйные сети по договору с ЗАО "ТКС".
Судом первой инстанции установлено, что потребление тепловой энергии осуществляется многоквартирным домом, а не ООО "Экологический фактор", и не может быть остановлено на период перезаключения договора с новым владельцем бесхозяйных тепловых сетей, в связи с чем суд обоснованно распространил условия договора N 01.002847ТЭ от 01.03.2011, заключенного между истцом и ответчиком, в части норм, устанавливающих порядок определения объема и стоимости тепловой энергии, на отношения по поставке тепловой энергии в многоквартирный дом по спорному адресу.
Суд первой инстанции установил, что предметом деятельности ответчика является выполнение работ, связанных с управлением жилым и нежилым фондом, в том числе, истец является исполнителем коммунальных услуг, в обязанности которого входит, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее Правила N 307), обеспечение населения коммунальными услугами.
Истец в качестве управляющей организации внесен в Единый реестр управления многоквартирными домами города Москвы (Свидетельство N 12-25-10-07-1-914 от 21.12.2010), им заключены договоры на управление многоквартирными домами.
Договор энергоснабжения в силу ст. 426 Гражданского кодекса относится к публичным договорам и на него распространяются требования п. 3 ст. 539 Гражданского кодекса, предусматривающего применение к отношениям по договору энергоснабжения законов и иных правовых актов об энергоснабжении, а также обязательных правил, принятых в соответствии с ними.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с п. 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Ответчик в соответствии с правилами N 307 произвел расчет фактического потребления и стоимости тепловой энергии и горячего водоснабжения (л.д. 144 - 146, т. 1) за период с ноября 2013 года по апрель 2014 года многоквартирным домом, общая стоимость составила 1 343 385 руб. 92 коп.
Судом расчет ответчика проверен, признан обоснованным.
Судом проверена законность и обоснованность расчетов фактически потребленных коммунальных ресурсов жителями многоквартирного дома, находящегося в управлении ответчика.
Так как Распоряжением Префектуры ЦАО от 17.10.2013 г. N 406-р, ОАО "МОЭК" определено эксплуатирующей организацией, у нее возникло право и обязанность по заключению с ответчиком договора теплоснабжения.
Из установленных судом обстоятельств следует, что ответчик не уклонялся от заключения договора теплоснабжения с Истцом.
Таким образом, истец не доказал бездоговорное потребление ответчиком тепловой энергии от истца, равно как и наличие виновных действий ответчика, повлекших причинение истцу убытков в заявленном размере, соответственно, оснований для применения к ответчику санкций, установленных п. п. 9, 10 ст. 22 Закона о теплоснабжении, не имеется.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (п. 2 ст. 9 АПК РФ).
В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения в обжалуемой части решения суда от 08.04.2015.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.04.2015 г. по делу N А40-25544/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
И.Н.БАНИН
Судьи
Е.А.САЗОНОВА
Н.В.ЮРКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.07.2015 N 09АП-26325/2015 ПО ДЕЛУ N А40-25544/15
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2015 г. по делу N А40-25544/15
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Банина И.Н.,
судей Сазоновой Е.А., Юрковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильченко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.04.2015 г. по делу N А40-25544/2015,
принятое судьей Козловым В.Ф. (шифр судьи 53-228)
по иску открытого акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" (ОГРН 1047796974092, г. Москва, ул. Ефремова, д. 10)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Экологический фактор" (ОГРН 1097746677005, г. Москва, Рязанский пр-кт, д. 86/1, стр. 3, офис 18А)
с участием ОАО "Мосэнерго" и ЗАО "Тепловые и коммунальные сети"
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора о взыскании 3 881 429,79 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Войнова М.В. по доверенности от 16.03.2015,
от ответчика: Кузнецов А.С. по доверенности от 17.12.2013,
от третьих лиц: не явились, извещены.
установил:
ОАО "Московская объединенная энергетическая компания" обратилось с иском к ответчику ООО "Управляющая компания Экологический фактор" о взыскании 48 092 099 руб. 16 коп. убытков, возникших в результате бездоговорного потребления тепловой энергии ответчиком.
Решением Арбитражного суда города Москвы иск удовлетворен в частично, с ответчика в пользу истца взыскано долга 1 343 385 руб. 92 коп., в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с данным решением Арбитражного суда г. Москвы истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требованиях в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, поскольку считает его незаконным и необоснованным, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика направил отзыв на апелляционную жалобу, в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, арбитражный апелляционный суд, руководствуясь ст. ст. 123, 156 АПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, выслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 08.04.2015 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Экологический фактор" (далее также "Управляющая компания") осуществляет функции по управлению и технической эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: г. Москва, Посланников пер., д. 3, стр. 5 (дом).
Тепловую энергию дом получает через бесхозяйные тепловые сети и тепловой пункт N 0419009 (ул. Бауманская, д. 43/1, стр. 2).
В соответствии с приложением N 1 к дополнительному соглашению от 01.06.2011 N 2 к договору энергоснабжения от 01.01.2011 N Э-С-2, заключенному между Управляющей компанией (абонент) и ЗАО "ТКС" (энергоснабжающая организация), последний осуществляет поставку тепловой энергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении и технической эксплуатации Управляющей компании, в т.ч. по указанному адресу.
Распоряжением Префектуры Центрального административного округа от 17.10.2013 N 406-р тепловая сеть по указанному адресу признана бесхозяйной и не имеющей эксплуатирующей организации, ОАО "МОЭК" определено ответственной организацией по эксплуатации бесхозяйных теплосетевых объектов для обеспечения энергетическими ресурсами подключенных к ним помещений до признания права собственности города Москвы на данные объекты.
Распоряжением ОАО "МОЭК" от 01.07.2014 N Р-560/14 ответственным лицам поручено обеспечить эксплуатацию оборудования ЦТП, тепловых вводов и разводящих тепловых сетей согласно приложенному перечню.
По договору от 01.01.2014 N БАСМ-14, заключенному между ОАО "МОЭК" (исполнитель) и ГУП г. Москвы ДЕЗ Басманного района (заказчик), исполнитель принял обязательство оказывать услуги и работы по аварийному техническому обслуживанию инженерного оборудования центральных тепловых пунктов и тепловых сетей по адресам согласно приложению, в т.ч. по спорному адресу.
Письмом ГУП г. Москвы ДЕЗ Басманного района от 06.01.2014 о заключении договора доведено до сведения Управляющей компании.
14 февраля 2014 года ОАО "МОЭК" передало Управляющей компании предложения о заключении договоров на поставку тепловой энергии N 01.006315ТЭ и горячего водоснабжения N 01.006315ГВС.
25 мая 2014 года в адрес Управляющей компании направлены скорректированные проекты договоров (письмо от 20.05.2014 N 02-ф11/01-21586/14).
Договоры подписаны ответчиком с протоколами разногласий, в настоящее время стороны ведут в арбитражном суде спор по условиям договоров.
С 1 сентября 2014 г. АО "Мосводоканал" прекратило поставку холодной воды для горячего водоснабжения по ЦТП, расположенным в Басманном районе, по договору от 01.05.2012 N 90146 заключенному с Управляющей компанией, и оформило договорные отношения с ОАО "МОЭК", что следует из письма АО "Мосводоканал" от 23.12.2014 N (51)-09исх-13494/14.
4 апреля 2014 г. представители ОАО "МОЭК" составили Акт проверки N 82-07/01-ОТИ, в котором указали, что МКД по адресу: г. Москва, Посланников пер., д. 3, стр. 5, присоединен по системам ЦО и ГВС к ЦТП N 0419009, и осуществляет потребление тепловой энергии.
Акт подписан представителями ОАО "МОЭК" и Управляющей компании.
9 апреля 2014 г. представители ОАО "МОЭК" оформили Акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии N 01/348-ОТИ, из которого следует, что 4 апреля 2014 года в результате обследования объекта потребления тепловой энергии, теплоносителя, обнаружено потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения.
Акт подписан представителями ОАО "МОЭК", представитель Управляющей компании первый заместитель генерального директора, согласно записи в акте, от подписи отказался без объяснения причин.
ОАО "МОЭК" произвело расчет бездоговорного потребления за период с января по апрель 2014 года включительно, исходя из расчетных тепловых нагрузок 0,160 Гкал/ч по отоплению и 0,035 Гкал/ч по горячему водоснабжению, всего потребление составляет 153,500 Гкал тепловой энергии по отоплению, 1104,336 куб. м горячей воды.
Стоимость потребления исходя из тарифа 1.570 руб. 14 коп. за тепловую энергию, 125 руб. 69 коп. за горячее водоснабжение, составляет 379.820 руб. 48 коп. с НДС.
На основании Акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии от 09.04.2014 N 01/351-ОТИ ОАО "МОЭК" выставило счет от 21.04.2014 N 423 на оплату указанной суммы.
Управляющая компания счет не оплатила, и ОАО "МОЭК", ссылаясь на п. п. 9, 10 ст. 22 Закона о теплоснабжении, обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании убытков в полуторакратном размере.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в частичном объеме, исходил из следующего.
Понятие бездоговорного потребления тепловой энергии дается в п. 29 ст. 2 Закона о теплоснабжении.
В соответствии с указанной нормой к бездоговорному потреблению относится потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения.
Расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года.
Стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации.
В случае неоплаты в указанный срок потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии, теплоносителя и взыскать с потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя (п. п. 9, 10 ст. 22 Закона о теплоснабжении).
Установлено, что ответчик не подключался к тепловым сетям истца с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), а потреблял тепловую энергию через бесхозяйные сети по договору теплоснабжения от 01.01.2011 N Э-С-2, заключенному с ЗАО "ТКС".
Собранными доказательствами подтверждается, что ответчик, оспаривая право ЗАО "ТКС" на поставку тепловой энергии от ОАО "Мосэнерго" через бесхозяйные сети, предпринимал попытки заключения договора энергоснабжения непосредственно с ОАО "Мосэнерго".
Распоряжением Префектуры Центрального Административного округа от 05.12.2013 N 494-р тепловая сеть по указанному адресу признана бесхозяйной и не имеющей эксплуатирующей организации, ОАО "МОЭК" определено ответственной организацией по эксплуатации бесхозяйных теплосетевых объектов для обеспечения энергетическими ресурсами подключенных к ним помещений до признания права собственности города Москвы на данные объекты.
Так как указанным распоряжением ОАО "МОЭК" определено эксплуатирующей организацией, у нее возникло право и обязанность по заключению с ответчиком договора теплоснабжения.
Из установленных судом обстоятельств не следует, что ответчик уклонялся от заключения договора теплоснабжения с истцом и настаивал на продолжении договорных отношений с ЗАО "ТКС".
Отношения между истцом и ответчиком по поставке тепловой энергии в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, кроме домов, присоединенных через бесхозяйные сети, урегулированы договором теплоснабжения от 01.03.2011 N 01.002847ТЭ.
В связи с принятием истцом в эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей суд первой инстанции обоснованно указал на возможность распространить условия указанного договора в части определения объемов полученной тепловой энергии а также законодательных норм, устанавливающих порядок определения объема и стоимости тепловой энергии на отношения по поставке тепловой энергии в многоквартирный жилой дом по спорному адресу.
В связи с принятием истцом в эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей суд первой инстанции обоснованно указал на возможность распространить условия указанного договора в части определения объемов полученной тепловой энергии а также законодательных норм, устанавливающих порядок определения объема и стоимости тепловой энергии на отношения по поставке тепловой энергии в многоквартирный жилой дом по спорному адресу.
По договору энергоснабжения абонент обязан оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. ст. 539, 544 Гражданского кодекса).
Договор энергоснабжения в силу ст. 426 Гражданского кодекса относится к публичным договорам и на него распространяются требования п. 3 ст. 539 Гражданского кодекса, предусматривающего применение к отношениям по договору энергоснабжения законов и иных правовых актов об энергоснабжении, а также обязательных правил, принятых в соответствии с ними.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса).
В силу подп. "а" и "б" п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее также Правила N 307), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление и горячее водоснабжение определяется в соответствии с подп. 1 и 3 п. 1 приложения N 2 к указанным правилам, которыми установлены формулы определения размера платы, предусматривающие применение такого показателя как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
Согласно п. 19 Правил N 307 и приложению N 2 к ним в отсутствие общедомового прибора учета размер платы за отопление определяется путем умножения общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме на норматив потребления тепловой энергии на отопление и на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объем отпущенной тепловой энергии для ежемесячных расчетов должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов.
Также в соответствии с абз. 3 п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных дома и жилых домов" (далее также Правила N 354) при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги или в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений установлен приложением N 4 к Постановлению Правительства Москвы от 11.01.1994 N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий" и составляет 0,016 Гкал/кв. м общей площади жилья.
Норматив расхода горячей воды на 1 чел. в месяц установлен приложением N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 28.07.1998 N 566 "О мерах по стимулированию энерго- и водосбережения в г. Москве" и составляет 4,745 куб. м, что следует из формулы: общее водопотребление / общую норму расхода воды на 1 чел в сутки x норму расхода горячей воды на 1 чел в сутки (11,68 куб. м/месс / 320 л/сутки x 130 л/сутки).
Ответчик в соответствии с Правилами N 307 произвел расчет стоимости тепловой энергии за спорный период с применением указанных нормативов для определения количества потребленной тепловой энергии всем многоквартирным жилым домом и определения потребления горячей воды зарегистрированными в доме жителями, у которых отсутствуют индивидуальные приборы учета.
Водопотребление жителей, в квартирах которых установлены приборы учета, определено по их показателям.
Необходимые для расчета сведения содержатся в Справке о фактическом потреблении горячего водоснабжения по индивидуальным приборам учета и количестве зарегистрированных граждан в квартирах, необорудованных ИПУ, выданной ГБУ МФЦ Басманного района.
При производстве расчета за отопление ответчик к расчету за 2014 год применил тарифы на тепловую энергию, установленные приложением N 17 к постановлению Правительства Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП для ОАО "МОЭК" 1.570 руб. 14 коп. /Гкал с НДС.
Так как покупка холодной воды для горячего водоснабжения в спорный период осуществлялась ответчиком самостоятельно, при производстве расчетов за горячее водоснабжение ответчик к расчету за 2014 год применил тариф на горячую воду для населения, установленный приложением N 21 к Постановлению Правительства Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП для ОАО "МОЭК" 125. руб. 69 коп. /куб. м с НДС, уменьшенный на величину тарифа на холодную воду, установленного приложением N 13 к Постановлению Правительства Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП для МГУП "Мосводоканал" 28 руб. 40 коп. /куб. м, что составляет 97 руб. 29 коп. /куб. м.
Всего по расчету ответчика стоимость потребленных коммунальных ресурсов в 2014 году составила 1 213 295 руб. 07 коп.
Судом первой инстанции расчет ответчика проверен, признан обоснованным.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для применения к ответчику порядка расчетов потребления и санкций, установленных п. п. 9, 10 ст. 22 Закона о теплоснабжении, т.к. наличия вины ответчика в потреблении тепловой энергии, теплоносителя, без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, не наблюдается.
Потребление тепловой энергии осуществляется многоквартирным жилым домом, а не ответчиком, и не может быть остановлено на период перезаключения договора с новым владельцем бесхозяйных тепловых сетей.
В то же время в связи с наличием потребления тепловой энергии, у ответчика в силу закона (п. 1 ст. 153, п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса) возникла обязанность оплатить ее стоимость исходя из фактического объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления.
В силу п. 2 ст. 307, ст. 8 Гражданского кодекса гражданские права и обязанности возникают в т.ч. из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Сумма долга ответчика в спорный период составила 1 343 385 руб. 92 коп.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части.
Доводы заявителя о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, выразившегося в нарушении основ ценообразования, отклоняются апелляционной инстанцией по следующим основаниям.
Пунктом 7 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено понятие горячей воды.
Горячая вода - вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, т.е. является самостоятельным товаром.
Пунктом 9 ст. 32 указанного закона установлено, что тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Исходя из этого, тариф на горячее водоснабжение состоит из двух компонентов и установлен Постановлением Правительства Москвы N 748-ПП от 26.11.2013 в размере 125 руб. 69 коп. /куб. м тарифа на холодную воду в размере 28 руб. 40 коп. /куб. м (приложение 11, ПП-748 от 26.11.2013) и тарифа на тепловую энергию в размере 97 руб. 29 коп. /куб. м (125,69 - 28,40 = 97,29 руб. /куб. м), что в сумме составляет тариф на горячее водоснабжение в размере 125,69 руб. /куб. м (приложение 19, ПП-748 от 26.11.2013).
В связи с тем, что ОАО "МОЭК" заключило договор с ОАО "Мосводоканал" только с 01.09.2014 на покупку холодного водоснабжения для нужд горячего водоснабжения. (Письмо ОАО "Мосводоканал", л.д. 125 - 126), а ответчик в период с января по апрель 2014 года включительно оплачивал холодное водоснабжение для нужд горячего водоснабжения в рамках действующего договора с ОАО "Мосводоканал" N 90146 от 01.05.2012, фактически закупая носитель (холодная вода) для тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения самостоятельно, учитывая сложившиеся обстоятельства, тариф в размере 97 руб. 29 коп. /куб. м на тепловую энергию для подогрева применен в расчетах ответчиком обоснованно.
Указанные выводы о применении отдельно тарифа на тепловую энергию также подтверждаются судебной практикой, сформированной арбитражными судами Российской Федерации вышестоящих инстанций (постановления Президиума ВАС РФ от 15.02.2011 N 12845/10; Постановление ФАС Московского округа по делу А40-103920/12 от 27.06.2013).
Доводы истца о необходимости привлечения в дело третьего лица МГУП "Мосводоканал" также являются необоснованными и отклоняются апелляционной инстанцией.
Согласно ст. 9 АПК РФ каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При этом арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
Истец не заявлял, в порядке статьи 41 АПК РФ, ходатайств об истребовании доказательств или о привлечении в дело третьего лица, а также никакими доказательствами не опровергал доводы ООО "УК Экологический фактор".
В качестве доказательства правильности применения тарифа при подсчетах фактического потребления горячего водоснабжения, ответчик предоставил в материалы дела ответ на запрос ОАО "Мосводоканал" подтверждающее, что истец заключил договор на поставку холодного водоснабжения для нужд горячего водоснабжения только с 01.09.2014.
Положения пункта 76 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила предоставления коммунальных ресурсов) означают возложение на исполнителя коммунальных услуг (управляющую компанию) ответственности в том числе и за выбор контрагента, поставляющего коммунальные ресурсы, используемые исполнителем коммунальных услуг в целях предоставления названных услуг гражданам.
Эти положения соответствуют закрепленному в пункте 49 Правил предоставления коммунальных услуг правовому статусу исполнителя коммунальных услуг как лица, обязанного, с одной стороны, самостоятельно производить или приобретать у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, а с другой стороны, предоставлять потребителям коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для их жизни, здоровья и не причиняющие вреда их имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором управления (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.04.2012 N 15417/11 по делу N А79-7518/2010)
Согласно пункту 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
При этом, "Абонент" -юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод.
Таким образом, ОАО "МОЭК" стал "абонентом" ОАО "Мосводоканал" с 01.09.2014.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для привлечения АО "Мосводоканал" в качестве третьего лица, соответственно, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для безусловной отмены решения суда первой инстанции.
Доводы жалобы истца о неприменении судом первой инстанции ст. ст. 2, 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и невзыскании с ответчика убытков в полуторакратном размере отклоняются апелляционной инстанцией по следующим основаниям.
Бездоговорным потреблением тепловой энергии является потребление тепловой энергии теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, ответчик не подключался к тепловым сетям истца с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), а потреблял тепловую энергию через бесхозяйные сети по договору с ЗАО "ТКС".
Судом первой инстанции установлено, что потребление тепловой энергии осуществляется многоквартирным домом, а не ООО "Экологический фактор", и не может быть остановлено на период перезаключения договора с новым владельцем бесхозяйных тепловых сетей, в связи с чем суд обоснованно распространил условия договора N 01.002847ТЭ от 01.03.2011, заключенного между истцом и ответчиком, в части норм, устанавливающих порядок определения объема и стоимости тепловой энергии, на отношения по поставке тепловой энергии в многоквартирный дом по спорному адресу.
Суд первой инстанции установил, что предметом деятельности ответчика является выполнение работ, связанных с управлением жилым и нежилым фондом, в том числе, истец является исполнителем коммунальных услуг, в обязанности которого входит, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее Правила N 307), обеспечение населения коммунальными услугами.
Истец в качестве управляющей организации внесен в Единый реестр управления многоквартирными домами города Москвы (Свидетельство N 12-25-10-07-1-914 от 21.12.2010), им заключены договоры на управление многоквартирными домами.
Договор энергоснабжения в силу ст. 426 Гражданского кодекса относится к публичным договорам и на него распространяются требования п. 3 ст. 539 Гражданского кодекса, предусматривающего применение к отношениям по договору энергоснабжения законов и иных правовых актов об энергоснабжении, а также обязательных правил, принятых в соответствии с ними.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с п. 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Ответчик в соответствии с правилами N 307 произвел расчет фактического потребления и стоимости тепловой энергии и горячего водоснабжения (л.д. 144 - 146, т. 1) за период с ноября 2013 года по апрель 2014 года многоквартирным домом, общая стоимость составила 1 343 385 руб. 92 коп.
Судом расчет ответчика проверен, признан обоснованным.
Судом проверена законность и обоснованность расчетов фактически потребленных коммунальных ресурсов жителями многоквартирного дома, находящегося в управлении ответчика.
Так как Распоряжением Префектуры ЦАО от 17.10.2013 г. N 406-р, ОАО "МОЭК" определено эксплуатирующей организацией, у нее возникло право и обязанность по заключению с ответчиком договора теплоснабжения.
Из установленных судом обстоятельств следует, что ответчик не уклонялся от заключения договора теплоснабжения с Истцом.
Таким образом, истец не доказал бездоговорное потребление ответчиком тепловой энергии от истца, равно как и наличие виновных действий ответчика, повлекших причинение истцу убытков в заявленном размере, соответственно, оснований для применения к ответчику санкций, установленных п. п. 9, 10 ст. 22 Закона о теплоснабжении, не имеется.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (п. 2 ст. 9 АПК РФ).
В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения в обжалуемой части решения суда от 08.04.2015.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.04.2015 г. по делу N А40-25544/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
И.Н.БАНИН
Судьи
Е.А.САЗОНОВА
Н.В.ЮРКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)