Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.03.2014 ПО ДЕЛУ N А11-9752/2012

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 2014 г. по делу N А11-9752/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2014 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Вечканова А.И., Логиновой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Долгих Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья - 145 на решение Арбитражного суда Владимирской области от 29.10.2013 по делу N А11-9752/2012, принятое судьей Киселевой М.Ф., по иску открытого акционерного общества "Владимирские коммунальные системы", г. Владимир (ОГРН 1033301818659, ИНН 3327329166), к товариществу собственников жилья - 145, г. Владимир (ОГРН 1073300000245, ИНН 3329042948), о взыскании 919 971 руб. 82 коп.,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда,
установил:

открытое акционерное общество "Владимирские коммунальные системы", (далее - ОАО "ВКС") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ) к товариществу собственников жилья 145 (далее - ТСЖ 145) о взыскании задолженности в сумме 817 917 руб. 40 коп., составляющей разницу между размером начислений за тепловую энергию, отпущенную по договору энергоснабжения 01.06.2007 N 150 по нормативам потребления, установленным органами местного самоуправления в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, и размером платы, начисленной населению за горячее водоснабжение с учетом индивидуальных приборов учета расхода горячей воды в соответствии с агентским договором 10.04.2008 N 195/17, за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, задолженности в сумме 101 081 руб. 74 коп. за тепловую энергию, образовавшейся в связи с удержанием агентом из собранных с населения средств причитающегося ему вознаграждения по агентскому договору от 01.06.2007 N 150, всего - 918 999 руб. 14 коп.
Решением от 29.10.2013 Арбитражный суд Владимирской области исковые требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым решением, ТСЖ 145 обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с нарушением норм материального права.
Заявитель считает, что применение норматива возможно лишь в том случае, когда в многоквартирном доме отсутствуют общедомовой прибор учета и индивидуальные приборы учета.
Также заявитель указал, что суд не применил закон подлежащий применению.
Суд первой инстанции пришел к неправильному выводу, что многоквартирный дом N 30 по ул. Соколова-Соколенка обслуживаемый ТСЖ 145, получает такой ресурс как горячее водоснабжение. ТСЖ 145 не приобретает горячую воду у истца, а приобретает только тепловую энергию.
Истец не представил в материалы дела доказательств поставки такого ресурса как ГВС.
Также указал, что судом первой инстанции неверно определена система горячего водоснабжения и неверно применены нормативно-правовые акты.
По мнению ответчика, ТСЖ обязано платить только за фактически отпущенный один ресурс - тепловую энергию в соответствии с пунктами 9.9 и 9.10 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя N ВК-4936 от 12 сентября 1995 года. Считает недопустимым применение норматива - 3,65 куб. м/1 чел. в месяц, утвержденного постановлением главы г. Владимира N 4908 от 30.12.2008, поскольку данный норматив согласно п. 11 приложения 1 постановления, применяется только для домов с централизованным ГВС.
Апеллянт указал, что применение при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов "на тепловую энергию в горячей воде" или "на подогрев" (руб./Гкал) и тарифов на холодную воду (руб./куб. м) приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, не предусмотрено. Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду (руб./куб. м).
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции между ОАО "ВКС" (энергоснабжающей организацией) и товариществом собственников жилья - 145 (абонентом) 01.06.2007 заключен договор энергоснабжения тепловой энергией N 150, в соответствии с которым энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть количество тепловой энергии (ориентировочное) согласно приложению N 1, а абонент обязуется полностью и своевременно оплачивать принятую энергию по ценам и в порядке, определенных сторонами на условиях указанного договора.
Согласно пункту 2.1.1 договора от 01.06.2007 N 150 энергоснабжающая организация обязалась подавать тепловую энергию абоненту в объеме, установленном указанным договором по тепловым сетям до границ разграничения балансовой принадлежности (ГБП) тепловых сетей и эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и абонентом (приложение N 2).
Оплата тепловой энергии абонентом производится самостоятельно платежными поручениями по счетам-фактурам энергоснабжающей организации. В срок до 5-го числа месяца, следующего за расчетным, абоненту выставляется счет-фактура в объеме месячного потребления. Оплата производится не позднее 15-го числа месяца, следующего за расчетным (пункт 6.1).
В соответствии с пунктом 9.2 договора от 01.06.2007 N 150, указанный договор вступает в силу с 01.06.2007, действует до 01.06.2008 и считается ежегодно продленным, если за 30 дней до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от исполнения указанного договора на следующий год, или о заключении договора на иных условиях, или внесении изменений (дополнений) в договор.
В период с 01.01.2010 по 31.12.2011 истец через присоединенную сеть отпускал тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения жилого дома N 30, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Соколова-Соколенка, и находящегося в управлении ответчика.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, от 15.07.2010 N 2380/10 при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета количество поставленного ресурсоснабжающей организацией проживающим в указанных помещениях потребителям коммунального ресурса определяется с учетом нормативов потребления соответствующей коммунальной услуги, утвержденных органами местного самоуправления.
Судом первой инстанции установлено, что с учетом данной правовой позиции истец произвел расчет количества тепловой энергии, поставленной в многоквартирный жилой дом, находящийся в управлении ответчика и не оборудованный общедомовыми приборами учета, исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг.
Также из материалов дела следует, что 10.04.2008 между ОАО "ВКС" в лице обособленного подразделения ОАО "ВКС" "ЕРКЦ" (агентом) и ТСЖ 145 (принципалом) заключен агентский договор N 195/17, по условиям которого принципал поручает, а агент берет на себя обязательство совершать от своего имени, но за счет принципала работы по начислению и сбору платежей за энергоснабжение, отопление и горячее водоснабжение (далее именуемые - услуги) с населения, проживающего в жилом доме принципала, по адресу: г. Владимир ул. Соколова-Соколенка, дом N 30.
Агент обязан ежемесячно начислять населению плату за услуги по тарифам, установленным для населения г. Владимира уполномоченным органом, с учетом предоставленных льгот, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также нормативно-правовыми актами города Владимира: за электроснабжение и горячее водоснабжение - в соответствии с индивидуальными приборами учета, а при их отсутствии в соответствии с нормативами потребления, за отопление - в соответствии с тарифом, установленным уполномоченным органом (с учетом показаний общедомового прибора учета при его наличии); осуществлять доставку счет-квитанций населению не позднее 1-го числа месяца, следующего за расчетным; выполнять перерасчеты сумм платежей в связи с: изменением тарифа, установленного органом местного самоуправления, отсутствием услуг, нарушением нормативных параметров услуг и т.д. по каждому лицевому счету; ежемесячно в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным, предоставлять принципалу информацию и отчетность о начислениях, поступлениях, субсидиях, льготах, предусмотренных гражданам, а также акт выполненных работ; вести претензионно-исковую работу по взысканию задолженности за оказанные услуги (пункты 2.1.1, 2.1.3, 2.1.5, 2.1.10, 2.1.13 агентского договора).
Начисление платежей населению истец производил в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307). При начислении платежей населению за горячее водоснабжение истец учитывал показания индивидуальных приборов учета расхода горячей воды.
Расчет начислений на отопление выполнен с применением нормативов потребления, установленных постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908 (в редакции от 23.12.2009) "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения".
По данным ОП ОАО "ВКС" "ЕРКЦ" в рамках агентского договора за коммунальные услуги по отоплению и ГВС за период с 01.01.2010 31.12.2011 населению с учетом индивидуальных приборов учета фактически начислено 3 516 719 руб. 01 коп., стоимость отпущенного коммунального ресурса по нормативам составила 4 334 636 руб. 41 коп.
Разница между начислением по договору энергоснабжения тепловой энергией от 01.06.2007 N 150, выполненным с учетом правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, от 15.07.2010 N 2380/10, от 23.11.2010 N 6530/10, и фактическим начислением населению в рамках агентского договора от 10.04.2008 N 195/17, составила 817 917 руб. 40 коп.
Поскольку сумма начислений жителям с применением индивидуальных приборов учета расхода горячей воды меньше суммы начислений по нормативам потребления коммунальной услуги (горячее водоснабжение), указанную разницу истец считает задолженностью ответчика по договору теплоснабжения, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Кроме того в соответствии с условиями агентского договора от 10.04.2008 N 195/17 агент самостоятельно удерживал сумму вознаграждения из собранных с населения средств. Исходя из представленных отчетов агента, за период с января 2010 года по 31.12.2011 было удержано 101 081 руб. 74 коп. агентского вознаграждения. Соответственно, агент перечислял энергоснабжающей организации собранные с населения денежные средства за минусом удержанного вознаграждения. По этой причине в размере указанной суммы по договору энергоснабжения тепловой энергии N 150 от 01.06.2007 образовалась задолженность, которую истец также просил взыскать с ответчика.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Владимирской области руководствовался следующими нормами права, применение которых суд апелляционной инстанции считает правильным.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По правилам статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается факт отпуска тепловой энергии в спорный период. Конечными потребителями тепловой энергии, покупаемой ответчиком, являются жители жилого дома. Факт выполнения истцом функций агента также подтвержден документально.
Отношения, связанные с предоставлением услуг по теплоснабжению непосредственно гражданам, регулировались в 2010, 2011 годах Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 307 исполнителем в сфере предоставления коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Согласно пункту 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается:
- - исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления;
- - по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
В случае отсутствия приборов учета расчет размера платы производится в соответствии с пунктом 19 Правил N 307, который устанавливает правила определения размера оплаты (приложение N 2 к Правилам N 307).
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307, то есть на основе нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса.
Следовательно, при отсутствии приборов учета вопрос о методе определения количества коммунального ресурса (тепловой энергии и теплоносителя), приобретенного управляющей компанией в целях его потребления жителями управляемых такой компанией жилых домов, должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг населением, которые согласно приложению N 2 к Правилам N 307 учитываются при расчете размера платы за соответствующие коммунальные услуги.
Расчет нормативов потребления производится по Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306). Норматив потребления тепловой энергии на отопление устанавливается в Гкал на один квадратный метр площади жилых помещений дома в месяц и определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период на общую площадь помещений и на 12 месяцев.
В соответствии с пунктом 27 Правил N 306 в норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.02.2011 N 12845/10 по делу N А41-22729/09 содержится правовая позиция, согласно которой при расчетах исполнителя коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией за горячую воду не может применяться тариф, установленный на тепловую энергию. Также указано, что положениями Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" не предусмотрено установление тарифов на горячую воду органами регулирования субъектов Российской Федерации. Тарифы на тепловую энергию используются при установлении органом местного самоуправления тарифа на горячую воду.
Вместе с тем, поскольку органами местного самоуправления на спорный период размер платы для населения за горячую воду в кубических метрах не был установлен, то истцом правомерно произведены начисления, исходя из нормативов, установленных для подогрева 1 куб. м воды для населения и тарифов, установленных департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области.
Довод заявителя, об определении объемов тепловой энергии с учетом индивидуальных приборов учета, судом проанализирован и отклонен как несостоятельный, поскольку абонентом является товарищество собственников жилья (исполнитель коммунальных услуг), граница балансовой принадлежности сетей располагается на вводе в жилой дом, оснований для определения количества отпущенного коммунального ресурса с учетом показаний установленных у населения индивидуальных (внутриквартирных) приборов учета не имеется. В противном случае это означало бы перемещение границы эксплуатационной ответственности, и, следовательно, возложение на энергоснабжающую организацию ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении ответчика.
Кроме того, действующее нормативное регулирование отношений по снабжению коммунальными ресурсами, в том числе в области жилищного законодательства (пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации) предусматривает учет фактического потребления услуг одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационный ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления.
Из вышеизложенного следует, что при отсутствии общедомовых средств измерения, объем отпущенных ресурсов должен определяться на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у жителей индивидуальных приборов учета (подпункт 2а" пункта 5, пункт 10, подпункт 2в" пункта 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306).
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на необоснованное применение ОАО "ВКС" при расчетах норматива горячего водоснабжения 3,65 куб. м/чел., установленного постановлением главы города Владимира от 30.12.2008 N 4908 (пункт 11 приложения "Нормативы водоснабжения"), в связи с тем, что указанный норматив применяется только для домов с централизованным горячим водоснабжением, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Примененный истцом в начислениях норматив потребления горячей воды не оспорен и не признан недействующим. В рассматриваемый период не был установлен какой-либо иной норматив потребления горячей воды. Отсутствие иного установленного норматива на горячее водоснабжение без привязки к домам с централизованным горячим водоснабжением не может служить основанием для освобождения ТСЖ-145 от оплаты фактически полученного ресурса (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аргумент апеллянта об установлении истцу тарифа на горячую воду постановлением Департамента цен и тарифов Администрации Владимирской области от 21.02.2012 N 5/1 во внимание апелляционной инстанцией не принимается, поскольку данное обстоятельство не относится к спорному периоду по настоящему делу (с 01.01.2010 по 31.12.2011).
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств оплаты возникшей задолженности задолженностью по договору теплоснабжения ответчиком в материалы дела не представлено, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требования.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены апелляционной инстанцией в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности по вышеуказанным основаниям.
Все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 29.10.2013 по делу N А11-9752/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья - 145 - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья
Е.А.БОГУНОВА
Судьи
А.И.ВЕЧКАНОВ
О.А.ЛОГИНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)