Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей Марченко Н.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В. с применением средств аудиозаписи
с участием в заседании:
от заявителя: Галкина А.В, доверенность N 135 от 01.01.2014, Купцова А.А., доверенность N 143 от 01.01.2014,
от заинтересованного лица: Чекалина С.А., доверенность N 31 от 03.07.2013,
от третьего лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании
апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Томской области от 21 ноября 2013 года по делу N А67-5577/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184)
к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (ИНН 7021052041, ОГРН 1027000907944)
о признании незаконным и отмене предписания от 08.08.2013,
третье лицо: Ештокина Валентина Константиновна
установил:
Открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - заявитель, ОАО "Томскэнергосбыт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) от 08.08.2013.
Определением суда от 01.10.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Ештокина Валентина Константиновна (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Томской области от 21 ноября 2013 года по делу N А67-5577/2013 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Томскэнергосбыт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное исследование материалов дела, просит решение суда первой инстанции
отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается, что расчет объема потребленной энергии на общедомовые нужды производился исходя из показаний приборов учета, нарушений в порядке работы приборов учета проверкой не установлено; в материалы дела представлен расчет объема потребленной электрической энергии, произведенный в соответствии с п. 45 Правил N 354, который не опровергнут административным органом; оспариваемое предписание содержит неопределенность его формулировки по исключению начисления платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды из счетов-квитанций потребителей по адресу: г. Томск, пер. Карповский, д. 20а без указания периода; суд неверно распространил срок исполнения предписания на будущий период, без учета периода проверки начислений за сентябрь 2012 год по апрель 2013 год, тем самым суд фактически запретил ОАО "Томскэнергосбыт" осуществить расчет стоимости потребленной электрической энергии в порядке статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 36, 44 Правил N 354. По мнению заявителя, ОАО "Томскэнергосбыт", исходя из условий договора энергоснабжения и соглашения о порядке проведения расчетов, предоставлено право производить начисления, направлять квитанции, взимать с потребителей стоимость потребленной ими электроэнергии, в том числе на общедомовые нужды.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
От заявителя поступили письменные пояснения, в которых Общество указывает на заключение 13.08.2013 между ОАО "Томскэнергосбыт" и ООО "УК Ремстройбыт" дополнительного соглашения, которым с 01.06.2013 расторгнут договор электроснабжения N 1887 от 26.06.2006, а также приводит доводы о том, что с даты вынесения предписания и до даты исполнения предписания 15.09.2013 нарушений законодательства не выявлено, проверка проводилась за иной период.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное разбирательство откладывалось до 09.04.2014.
Третье лицо, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав участвующих в деле лиц, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, в ходе проведенной Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области внеплановой выездной проверки ОАО "Томская энергосбытовая компания" выявлены нарушения требований действующего законодательства, а именно ОАО "Томскэнергосбыт" в нарушении части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "г" пункта 3, подпункта "а" пункта 33, пункта 45 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
По результатам проверки составлен акт от 08.08.2013 N 1734/1, в котором установлено, что правовые основания для выставления в счетах-квитанциях ОАО "Томскэнергосбыт" собственникам квартир по адресу г. Томск пер. Карповский, 20А, платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды отсутствуют.
08.08.2013 государственным жилищным инспектором Томской области Григорьевым В.А. ОАО "Томскэнергосбыт" выдано предписание, согласно которому Обществу предписано в срок до 15.09.2013 устранить нарушения требований законодательства путем исключения из счетов-квитанций начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды (ОДН).
Не согласившись с вынесенным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта, при этом руководствуется следующим.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения заявленного требования является установление судом одновременно двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту, нарушения предписанием прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 161 Правил N 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Департамент в соответствии с положениями ЖК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Положением о Департаменте ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 03.10.2012 N 117, является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета и ему для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.
Из материалов дела следует, по результатам проведения проверки ОАО "Томскэнергосбыт" установлено нарушение Обществом положений части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, подпункта "г" пункта 3, подпункта "а" пункта 33, пункта 45 Правил N 354.
Департаментом установлено, что ОАО "Томскэнергосбыт", являющееся ресурсоснабжающей организацией, неправомерно выставляет в платежных документах собственникам квартир по адресу: г. Томск пер. Карповский, 20А, плату за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды.
Согласно протоколу общего собрания собственников от 21.01.2011 собственники помещений многоквартирного дома N 20А, расположенного по адресу: г. Томск, пер. Карповский, выбрали способ управления - управляющей организацией.
13.11.2012 между собственниками жилых помещений и ООО "Управляющая компания "Ремстройбыт" заключен договор управления многоквартирным домом.
Доказательств признания указанных решения и договора недействительными в материалы дела не представлено.
Кроме того, 26.06.2006 между правопредшественником ОАО "Томскэнергосбыт" - ООО "Энергокомфорт" Сибирь" и управляющей организацией ООО "УК Ремстройбыт" заключен договор энергоснабжения электрической энергией N 1887.
01.09.2008 ООО "УК Ремстройбыт" и ООО "Энергокомфорт" Сибирь" заключили соглашение о порядке проведения расчетов за электрическую энергию к вышеуказанному договору, условиями которого сторонами определен порядок расчетов за принятую управляющей организацией электрическую энергию для оказания потребителям, в том числе на общедомовые нужды (пункт 1.1).
Согласно пунктам 2.1.1, 2.1.2, 2.1.4, 2.2.1 данного соглашения ООО "Энергокомфорт" Сибирь" ежемесячно производит начисления потребителям за электрическую энергию по тарифам, установленным регулирующим органом в соответствии с действующим законодательством с учетом представляемых льгот; выполняет печать счетов, квитанций, и иных платежных документов, их доставку; осуществляет сбор денежных средств с потребителей за услуги электроснабжения; имеет право получать плату за электроэнергию непосредственно с потребителей.
02.08.2008 между ООО "Энергокомфорт" Сибирь", ОАО "Томскэнергосбыт" и управляющей организацией заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым произведена замена гарантирующего поставщика на ОАО "Томскэнергосбыт".
С учетом изложенного, факт наличия договорных отношений между исполнителем коммунальной услуги в лице управляющей организацией и гарантирующим поставщиком, а именно ОАО "Томскэнергосбыт" подтвержден материалами дела и заявителем не оспаривался.
Дополнительно, заявителем в материалы дела представлено дополнительное соглашение от 13.08.2013, которым договор энергоснабжения электрической энергией N 1887 от 26.06.2006 расторгнут с 01.06.2013, что подтверждает также факт наличия хозяйственных отношений.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу пункта 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил.
Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.
В соответствии с подпунктом "г" пунктом 31 Правил исполнитель обязан производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В соответствии с частью 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи и статьей 171 ЖК РФ.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в силу жилищного законодательства, если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания на взимание платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Данная обязанность законом возложена на управляющую организацию, как фактического исполнителя коммунальной услуги.
Поскольку материалами дела подтверждается, что управление многоквартирным домом по адресу: г. Томск, пер. Карповский, 20А осуществляется управляющей организацией - ООО "УК Ремстройбыт", между управляющей компанией и ОАО "Томскэнергосбыт" в спорном периоде действовал договор энергоснабжения электрической энергией между гарантирующим поставщиком и управляющей компанией, то исполнителем коммунальной услуги являлось ООО "УК Ремстройбыт".
При таких обстоятельствах, основания для взимания (выставления в счетах) платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды у ОАО "Томскэнергосбыт" отсутствовали.
Обратного заявителем в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не доказано.
Кроме того, суд первой инстанции, руководствуясь подпунктом "г" пункта 31, пунктами 40, 45 Правил N 354, частью 1 статьи 36 ЖК РФ, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, и, придя к верному выводу о том, что определяющее значение для рассмотрения настоящего дела имеет факт наличия в многоквартирном доме по адресу г. Томск, пер. Карповский, 20А, общего имущества и электрического оборудования, потребляющего электроэнергию на ОДН, правомерно указал на нарушении ОАО "Томскэнергосбыт" положений подпункта "г" пункта 3, подпункта "а" пункта 33, пункта 45 Правил N 354, поскольку в указанном доме отсутствуют места общего пользования, приборы, потребляющие электрическую энергию, подключенные под общедомовой прибор учета, то есть отсутствует фактическое потребление электроэнергии собственниками квартир на общедомовые нужды.
Оценив представленные в материалы доказательства (в том числе акт визуального осмотра от 17.07.2013, акт осмотра электроустановок потребителей от 17.07.2013, составленным ОАО "Томскэнергосбыт") в порядке статьи 71 АПК РФ, и установив факт отсутствия в жилом доме по адресу г. Томск пер. Карповский, 20А приборов, устройств, иного оборудования, мест общего пользования, общего имущества, потребляющих электрическую энергию, что свидетельствует об отсутствии фактического потребления собственниками помещений электрической энергии на общедомовые нужды, соответственно, не подтверждение материалами дела факта потребления жильцами дома по адресу г. Томск, пер. Карповский, 20А электроэнергии на общедомовые нужды, суд первой инстанции пришел к правильному обоснованному выводу об отсутствии у ОАО "Томскэнергосбыт" оснований для выставления в счетах-квитанциях плату за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды.
Установленные Департаментом и судом обстоятельства заявителем в порядке статьи 65 АПК РФ не опровергнуты.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что формальное применение заявителем установленного порядка расчетов, что не отрицал представитель заявителя в судебном заседании апелляционной инстанции, не может свидетельствовать о том, что собственники жилых помещений обязаны оплачивать сложившуюся разницу показаний ОДПУ и ИПУ под видом коммунального ресурса, потребленного на общедомовые нужды.
Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции считает, что при отсутствии у Общества законных оснований для предъявления гражданам платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, изложенное в предписании требование Департамента о необходимости соблюдения ОАО "Томскэнергосбыт" положений Жилищного кодекса Российской Федерации является правомерным.
Оспариваемое предписание вынесено в пределах предоставленных Департаменту полномочий.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание Департамента от 08.08.2013 соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, не возлагает на ОАО "Томскэнергосбыт" не предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей, не нарушает прав и законных интересов Общества.
Доводы о том, что оспариваемое предписание неисполнимо и содержит неопределенность его формулировки по исключению начисления платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды из счетов-квитанций потребителей по адресу: г. Томск, пер. Карповский, д. 20а без указания периода, отклоняются, поскольку в предписании указаны установленные факты нарушения, действия, которые должны быть совершены ОАО "Томскэнергосбыт", срок исполнения предписания; при отсутствии в предписании указания на прошлые периоды, оно подлежит исполнению с момента его вынесения.
Довод заявителя о том, что ОАО "Томскэнергосбыт" не является исполнителем коммунальной услуги с 01.06.2013 со ссылкой на дополнительное соглашение от 13.08.2013 о расторжении договора, не принимается судом, так как в момент проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания (08.08.2013) договор являлся действующим, в связи с чем суд проверяет ненормативный правовой акт на соответствие законодательству, действовавшему в момент его вынесения.
Кроме того, с учетом представления дополнительного соглашения от 13.08.2013, которым договор энергоснабжения электрической энергией N 1887 от 26.06.2006 расторгнут с 01.06.2013, соответственно ОАО "Томскэнергосбыт" не является гарантирующим поставщиком, субъектом правоотношений, заявитель не обосновал, каким образом будут нарушены его права и законные интересы на будущий период.
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу заявленных требований, в материалы дела не представлено. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов, изложенных в судебном акте, а выражают несогласие с ним, в связи с чем, не могут служить основаниями к отмене обжалуемого судебного акта.
Оценивая иные доводы апеллянта, суд апелляционной инстанции с учетом вышеизложенных норм права, фактических обстоятельств настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по указанным в ней причинам.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Томской области от 21 ноября 2013 года по делу N А67-5577/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Судьи
Н.В.МАРЧЕНКО
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.04.2014 ПО ДЕЛУ N А67-5577/2013
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2014 г. по делу N А67-5577/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей Марченко Н.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В. с применением средств аудиозаписи
с участием в заседании:
от заявителя: Галкина А.В, доверенность N 135 от 01.01.2014, Купцова А.А., доверенность N 143 от 01.01.2014,
от заинтересованного лица: Чекалина С.А., доверенность N 31 от 03.07.2013,
от третьего лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании
апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Томской области от 21 ноября 2013 года по делу N А67-5577/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184)
к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (ИНН 7021052041, ОГРН 1027000907944)
о признании незаконным и отмене предписания от 08.08.2013,
третье лицо: Ештокина Валентина Константиновна
установил:
Открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - заявитель, ОАО "Томскэнергосбыт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) от 08.08.2013.
Определением суда от 01.10.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Ештокина Валентина Константиновна (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Томской области от 21 ноября 2013 года по делу N А67-5577/2013 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Томскэнергосбыт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное исследование материалов дела, просит решение суда первой инстанции
отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается, что расчет объема потребленной энергии на общедомовые нужды производился исходя из показаний приборов учета, нарушений в порядке работы приборов учета проверкой не установлено; в материалы дела представлен расчет объема потребленной электрической энергии, произведенный в соответствии с п. 45 Правил N 354, который не опровергнут административным органом; оспариваемое предписание содержит неопределенность его формулировки по исключению начисления платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды из счетов-квитанций потребителей по адресу: г. Томск, пер. Карповский, д. 20а без указания периода; суд неверно распространил срок исполнения предписания на будущий период, без учета периода проверки начислений за сентябрь 2012 год по апрель 2013 год, тем самым суд фактически запретил ОАО "Томскэнергосбыт" осуществить расчет стоимости потребленной электрической энергии в порядке статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 36, 44 Правил N 354. По мнению заявителя, ОАО "Томскэнергосбыт", исходя из условий договора энергоснабжения и соглашения о порядке проведения расчетов, предоставлено право производить начисления, направлять квитанции, взимать с потребителей стоимость потребленной ими электроэнергии, в том числе на общедомовые нужды.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
От заявителя поступили письменные пояснения, в которых Общество указывает на заключение 13.08.2013 между ОАО "Томскэнергосбыт" и ООО "УК Ремстройбыт" дополнительного соглашения, которым с 01.06.2013 расторгнут договор электроснабжения N 1887 от 26.06.2006, а также приводит доводы о том, что с даты вынесения предписания и до даты исполнения предписания 15.09.2013 нарушений законодательства не выявлено, проверка проводилась за иной период.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное разбирательство откладывалось до 09.04.2014.
Третье лицо, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав участвующих в деле лиц, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, в ходе проведенной Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области внеплановой выездной проверки ОАО "Томская энергосбытовая компания" выявлены нарушения требований действующего законодательства, а именно ОАО "Томскэнергосбыт" в нарушении части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "г" пункта 3, подпункта "а" пункта 33, пункта 45 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
По результатам проверки составлен акт от 08.08.2013 N 1734/1, в котором установлено, что правовые основания для выставления в счетах-квитанциях ОАО "Томскэнергосбыт" собственникам квартир по адресу г. Томск пер. Карповский, 20А, платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды отсутствуют.
08.08.2013 государственным жилищным инспектором Томской области Григорьевым В.А. ОАО "Томскэнергосбыт" выдано предписание, согласно которому Обществу предписано в срок до 15.09.2013 устранить нарушения требований законодательства путем исключения из счетов-квитанций начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды (ОДН).
Не согласившись с вынесенным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта, при этом руководствуется следующим.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения заявленного требования является установление судом одновременно двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту, нарушения предписанием прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 161 Правил N 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Департамент в соответствии с положениями ЖК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Положением о Департаменте ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 03.10.2012 N 117, является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета и ему для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.
Из материалов дела следует, по результатам проведения проверки ОАО "Томскэнергосбыт" установлено нарушение Обществом положений части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, подпункта "г" пункта 3, подпункта "а" пункта 33, пункта 45 Правил N 354.
Департаментом установлено, что ОАО "Томскэнергосбыт", являющееся ресурсоснабжающей организацией, неправомерно выставляет в платежных документах собственникам квартир по адресу: г. Томск пер. Карповский, 20А, плату за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды.
Согласно протоколу общего собрания собственников от 21.01.2011 собственники помещений многоквартирного дома N 20А, расположенного по адресу: г. Томск, пер. Карповский, выбрали способ управления - управляющей организацией.
13.11.2012 между собственниками жилых помещений и ООО "Управляющая компания "Ремстройбыт" заключен договор управления многоквартирным домом.
Доказательств признания указанных решения и договора недействительными в материалы дела не представлено.
Кроме того, 26.06.2006 между правопредшественником ОАО "Томскэнергосбыт" - ООО "Энергокомфорт" Сибирь" и управляющей организацией ООО "УК Ремстройбыт" заключен договор энергоснабжения электрической энергией N 1887.
01.09.2008 ООО "УК Ремстройбыт" и ООО "Энергокомфорт" Сибирь" заключили соглашение о порядке проведения расчетов за электрическую энергию к вышеуказанному договору, условиями которого сторонами определен порядок расчетов за принятую управляющей организацией электрическую энергию для оказания потребителям, в том числе на общедомовые нужды (пункт 1.1).
Согласно пунктам 2.1.1, 2.1.2, 2.1.4, 2.2.1 данного соглашения ООО "Энергокомфорт" Сибирь" ежемесячно производит начисления потребителям за электрическую энергию по тарифам, установленным регулирующим органом в соответствии с действующим законодательством с учетом представляемых льгот; выполняет печать счетов, квитанций, и иных платежных документов, их доставку; осуществляет сбор денежных средств с потребителей за услуги электроснабжения; имеет право получать плату за электроэнергию непосредственно с потребителей.
02.08.2008 между ООО "Энергокомфорт" Сибирь", ОАО "Томскэнергосбыт" и управляющей организацией заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым произведена замена гарантирующего поставщика на ОАО "Томскэнергосбыт".
С учетом изложенного, факт наличия договорных отношений между исполнителем коммунальной услуги в лице управляющей организацией и гарантирующим поставщиком, а именно ОАО "Томскэнергосбыт" подтвержден материалами дела и заявителем не оспаривался.
Дополнительно, заявителем в материалы дела представлено дополнительное соглашение от 13.08.2013, которым договор энергоснабжения электрической энергией N 1887 от 26.06.2006 расторгнут с 01.06.2013, что подтверждает также факт наличия хозяйственных отношений.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу пункта 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил.
Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.
В соответствии с подпунктом "г" пунктом 31 Правил исполнитель обязан производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В соответствии с частью 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи и статьей 171 ЖК РФ.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в силу жилищного законодательства, если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания на взимание платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Данная обязанность законом возложена на управляющую организацию, как фактического исполнителя коммунальной услуги.
Поскольку материалами дела подтверждается, что управление многоквартирным домом по адресу: г. Томск, пер. Карповский, 20А осуществляется управляющей организацией - ООО "УК Ремстройбыт", между управляющей компанией и ОАО "Томскэнергосбыт" в спорном периоде действовал договор энергоснабжения электрической энергией между гарантирующим поставщиком и управляющей компанией, то исполнителем коммунальной услуги являлось ООО "УК Ремстройбыт".
При таких обстоятельствах, основания для взимания (выставления в счетах) платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды у ОАО "Томскэнергосбыт" отсутствовали.
Обратного заявителем в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не доказано.
Кроме того, суд первой инстанции, руководствуясь подпунктом "г" пункта 31, пунктами 40, 45 Правил N 354, частью 1 статьи 36 ЖК РФ, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, и, придя к верному выводу о том, что определяющее значение для рассмотрения настоящего дела имеет факт наличия в многоквартирном доме по адресу г. Томск, пер. Карповский, 20А, общего имущества и электрического оборудования, потребляющего электроэнергию на ОДН, правомерно указал на нарушении ОАО "Томскэнергосбыт" положений подпункта "г" пункта 3, подпункта "а" пункта 33, пункта 45 Правил N 354, поскольку в указанном доме отсутствуют места общего пользования, приборы, потребляющие электрическую энергию, подключенные под общедомовой прибор учета, то есть отсутствует фактическое потребление электроэнергии собственниками квартир на общедомовые нужды.
Оценив представленные в материалы доказательства (в том числе акт визуального осмотра от 17.07.2013, акт осмотра электроустановок потребителей от 17.07.2013, составленным ОАО "Томскэнергосбыт") в порядке статьи 71 АПК РФ, и установив факт отсутствия в жилом доме по адресу г. Томск пер. Карповский, 20А приборов, устройств, иного оборудования, мест общего пользования, общего имущества, потребляющих электрическую энергию, что свидетельствует об отсутствии фактического потребления собственниками помещений электрической энергии на общедомовые нужды, соответственно, не подтверждение материалами дела факта потребления жильцами дома по адресу г. Томск, пер. Карповский, 20А электроэнергии на общедомовые нужды, суд первой инстанции пришел к правильному обоснованному выводу об отсутствии у ОАО "Томскэнергосбыт" оснований для выставления в счетах-квитанциях плату за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды.
Установленные Департаментом и судом обстоятельства заявителем в порядке статьи 65 АПК РФ не опровергнуты.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что формальное применение заявителем установленного порядка расчетов, что не отрицал представитель заявителя в судебном заседании апелляционной инстанции, не может свидетельствовать о том, что собственники жилых помещений обязаны оплачивать сложившуюся разницу показаний ОДПУ и ИПУ под видом коммунального ресурса, потребленного на общедомовые нужды.
Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции считает, что при отсутствии у Общества законных оснований для предъявления гражданам платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, изложенное в предписании требование Департамента о необходимости соблюдения ОАО "Томскэнергосбыт" положений Жилищного кодекса Российской Федерации является правомерным.
Оспариваемое предписание вынесено в пределах предоставленных Департаменту полномочий.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание Департамента от 08.08.2013 соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, не возлагает на ОАО "Томскэнергосбыт" не предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей, не нарушает прав и законных интересов Общества.
Доводы о том, что оспариваемое предписание неисполнимо и содержит неопределенность его формулировки по исключению начисления платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды из счетов-квитанций потребителей по адресу: г. Томск, пер. Карповский, д. 20а без указания периода, отклоняются, поскольку в предписании указаны установленные факты нарушения, действия, которые должны быть совершены ОАО "Томскэнергосбыт", срок исполнения предписания; при отсутствии в предписании указания на прошлые периоды, оно подлежит исполнению с момента его вынесения.
Довод заявителя о том, что ОАО "Томскэнергосбыт" не является исполнителем коммунальной услуги с 01.06.2013 со ссылкой на дополнительное соглашение от 13.08.2013 о расторжении договора, не принимается судом, так как в момент проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания (08.08.2013) договор являлся действующим, в связи с чем суд проверяет ненормативный правовой акт на соответствие законодательству, действовавшему в момент его вынесения.
Кроме того, с учетом представления дополнительного соглашения от 13.08.2013, которым договор энергоснабжения электрической энергией N 1887 от 26.06.2006 расторгнут с 01.06.2013, соответственно ОАО "Томскэнергосбыт" не является гарантирующим поставщиком, субъектом правоотношений, заявитель не обосновал, каким образом будут нарушены его права и законные интересы на будущий период.
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу заявленных требований, в материалы дела не представлено. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов, изложенных в судебном акте, а выражают несогласие с ним, в связи с чем, не могут служить основаниями к отмене обжалуемого судебного акта.
Оценивая иные доводы апеллянта, суд апелляционной инстанции с учетом вышеизложенных норм права, фактических обстоятельств настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по указанным в ней причинам.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Томской области от 21 ноября 2013 года по делу N А67-5577/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Судьи
Н.В.МАРЧЕНКО
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)