Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 23.12.2013 ПО ДЕЛУ N А33-7398/2013

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2013 г. N А33-7398/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Пущиной Л.Ю., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кулик А.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Хорошевой Н.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Исмагиловой М.М.
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителей общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис" - Яковлевой Ольги Алексеевны (доверенность от 19.12.2012 N 524); Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края - Нуреддиновой Яны Гиджаровны (доверенность от 09.01.2013 N 7),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 июля 2013 года по делу N А33-7398/2013 (суд первой инстанции: Ражков Р.А.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис" (г. Красноярск, ОГРН: 1052465032278, далее - ООО "УК "Красжилсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - Служба) о признании недействительными предписаний (с учетом уточнения заявленных требований в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) от 19.04.2013 в части обязания установить общедомовые приборы учета энергетических ресурсов (тепловой энергии, электрической энергии, горячего водоснабжения) соответственно: N 435 в части пунктов 2, 6, N 441 в части пунктов 2, 5, 7, N 215/14 в части пунктов 7, 8, N 215/56 в части пункта 1, N 215/57 в части пункта 1, N 215/59 в части пункта 1, N 215/71 в части пунктов 3, 4, N 437 в части пунктов 2, 7, N 215/8 в части пунктов 8, 9, N 215/4 в части пунктов 6, 7, N 215/1 в части пунктов 5, 6, N 215/20 в части пунктов 6, 7, N 215/25 в части пунктов 2, 3, N 215/74 в части пунктов 4, 5, N 215/105 в части пункта 2, N 215/64 в части пункта 1, N 215/32 в части пунктов 4, 5, 6, N 215/86 в части пунктов 3, 4.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 июля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 1 октября 2013 года обществу было отказано в восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы, а жалоба возвращена заявителю.
В кассационной жалобе ООО "УК "Красжилсервис" ставит вопрос о проверке законности решения суда первой инстанции, указывая на то, что обязанность по установке общедомовых приборов учета не может быть возложена на управляющую компанию, поскольку она не является ни собственником оборудования, ни ресурсоснабжающей организацией; полагает, что вопросы проведения капитального и текущего ремонта относятся к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений, однако решение такого собрания в компанию представлено не было.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы кассационной жалобы.
Представитель Службы привел доводы в поддержку решения суда первой инстанции, представлен отзыв.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, на основании приказа от 26.02.2013 N 215-гжн Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края проведена плановая выездная проверка объектов жилищного фонда - 116 многоквартирных домов, находящихся в управлении у ООО "УК "Красжилсервис", в том числе расположенных в г. Красноярске по следующим адресам: ул. Б. Микуцкого, 6; ул. Тельмана, д. 28В; ул. Джамбульская, 23; ул. Весны, 2; ул. Весны, 6; ул. Весны, 7А; ул. 9 Мая, 40А; ул. Славы, 5; ул. Мате Залки, д. 2; ул. Мате Залки, д. 28; ул. Мате Залки, 20; ул. Сергея Лазо, 14; ул. Сергея Лазо, 28; ул. Водопьянова, 10А; ул. 9 Мая, д. 25; ул. Взлетная, д. 18; ул. Краснодарская, д. 5; ул. Воронова, д. 18; результаты проверки отражены в акте проверки от 19.04.2013 N 215-гжн.
Обществу Службой выданы предписания от 19.04.2013 N 435, 441, 215/14, 215/56, 215/57, 215/59; 215/71; 437; 215/8; 215/4; 215/1; 215/20; 215/25; 215/74; 215/105; 215/64; 215/32; 215/86, в соответствии с которыми по названным адресам на заявителя возложена обязанность по установке общедомовых приборов учета энергетических ресурсов.
Общество оспорило выданные ему предписания от 19.04.2013 в части, касающейся устранения таких нарушений обязательных требований по использованию, сохранности и эксплуатации жилого фонда как отсутствие коллективных общедомовых приборов учета тепловой энергии, электрической энергии горячего водоснабжения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно постановил вывод о том, что обязанность по установке и вводу в эксплуатацию названных выше приборов учета энергетических ресурсов возложена на управляющую компанию.
При этом суд руководствовался следующим.
Согласно пункту 7 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона об энергосбережении лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (часть 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 16 и 17 Правил определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Как следует из статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 28 и 31 Правил, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
Частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона об энергосбережении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с Законом об энергосбережении постановлением Правительства Красноярского края от 24.05.2011 N 290-п утвержден Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - Перечень).
Пунктами 4 и 6 Перечня предусмотрена обязанность ответственного лица по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии и установке коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды, и в качестве ответственного лица указана управляющая организация.
С учетом приведенных норм права суд первой инстанции пришел в мотивированному выводу о том, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Не соглашаясь с названными выводами, заявитель кассационной жалобы указывает на то, что в силу пункта 5 статьи 13 Закона об энергосбережении именно собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение многоквартирного дома коллективным прибором учета за свой счет; названные работы в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" входят в состав работ по капитальному ремонту дома, однако собственники помещений на общем собрании не решили вопросы о проведении капитального и текущего ремонта.
Названные доводы проверены, однако учтены быть не могут.
Суд первой инстанции, применив правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, правильно указал, что в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Таким образом, с даты вступления в силу Закона об энергосбережении (27.11.2009) работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса и подпункта "к" пункта 11 Правил.
Доводы заявителя о том, что в многоквартирных домах по адресам ул. Микуцкого, 6, ул. Славы, 5, установлены индивидуальные тепловые пункты и в этом случае установка прибора учета горячей воды технически невозможна и нецелесообразна, признаны направленными на переоценку обстоятельств дела, установленных по данному вопросу судом первой инстанции, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, который в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 июля 2013 года по делу N А33-7398/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.А.КАДНИКОВА

Судьи:
Л.Ю.ПУЩИНА
Д.И.ШЕЛЕГ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)