Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Коновалова С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью Жилищно-строительная компания "Лопатинская Слобода": Вашкетова О.С. по доверенности N 18/06 от 18.06.14;
- от администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области: Никишева М.А. по доверенности N 1 от 09.01.14;
- от Министерства имущественных отношений Московской области: Круглова М.С. по доверенности N 12исх-1542 от 12.02.14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2014 года по делу N А41-39798/14, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению общества с ограниченной ответственностью Жилищно-строительная компания "Лопатинская Слобода" к администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области, о признании незаконным отказа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Жилищно-строительная компания (ООО ЖСК) "Лопатинская Слобода" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области о:
- - признании решения, выразившегося в отказе (письмо N 1622 от 10.06.14) в утверждении проекта планировки и межевания территории, расположенной по адресу Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 1, в целях дальнейшего размещения малоэтажного жилого комплекса на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0040303:18 по адресу Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 1, незаконным;
- - обязании принять решение об утверждении проекта планировки и межевания территории, расположенной по адресу Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 1, в целях дальнейшего размещения малоэтажного жилого комплекса на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0040303:18 по адресу Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 1, предоставленного ООО ЖСК "Лопатинская слобода" (л.д. 2 - 6).
Определением Арбитражного суда Московской области от 09 сентября 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, были привлечены Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области (л.д. 85а).
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2014 года решение администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области, изложенное в письме N 1622 от 10.06.14, об отказе в утверждении проекта планировки и межевания территории, расположенной по адресу: Московская область. г. Воскресенск, Промплощадка, 1, в целях размещения малоэтажного жилого комплекса на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0040303:18, было признано незаконным. Администрация городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области была обязана принять решение об утверждении проекта планировки и межевания территории, расположенной по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 1, в целях размещения малоэтажного жилого комплекса на земельном участке с кадастровом номером 50:29:0040303:18 (л.д. 92 - 94).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на то, что отказ в согласовании проекта межевания был произведен в соответствии с указанием Градостроительного совета Московской области (л.д. 100 - 104).
В судебном заседании апелляционного суда представители Министерства имущественных отношений Московской области и администрации городского поселения Воскресенск поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО ЖСК "Лопатинская Слобода" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Правительства Московской области и Министерства строительного комплекса Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО ЖСК "Лопатинская Слобода" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:29:0040303:18, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под торгово-складской комплекс, общей площадью 59 997 кв. м, адрес объекта: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 1 (л.д. 17).
Постановлением администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области N 551 от 21.10.13 ООО "ЖСК "Лопатинская Слобода" была разрешена разработка документации по планировке территории для размещения жилого комплекса на названном земельном участке, а также поручено получить в отделе архитектуры и строительного регулирования управления архитектуры, градостроительства и муниципального земельного контроля администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области задание на разработку документации по планировке территории размещения малоэтажного жилого комплекса (л.д. 12 - 13).
Во исполнение названного постановления ООО ЖСК "Лопатинская Слобода" с Управлением архитектуры, градостроительства и муниципального земельного контроля было согласовано Задание N 6 на разработку документации по планировке территории размещения жилой застройки на земельном участке, которое было утверждено Главой городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области (л.д. 65 - 72).
На основании указанного задания был разработан проект планировки и проект межевания территории земельного участка.
В соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Воскресенск" Воскресенского муниципального района Московской области N 549/75 от 25.11.13, опубликованном 28.11.13 в газете "Наше Слово" N 132 (12218), были проведены публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории комплексной жилой застройки, по результатам которых 27.12.13 было принято решение о направлении Главе городского поселения Воскресенск проекта планировки и проекта межевания территории в целях дальнейшего размещения малоэтажного жилого комплекса на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0040303:18 (л.д. 14 - 16, 73 - 81).
08.11.13 ООО ЖСК "Лопатинская Слобода" сопроводительным письмом N 8/11 направило в администрацию городского поселения Воскресенск комплект документов, необходимых для утверждения проекта планировки и проекта межевания территории в целях дальнейшего размещения малоэтажного жилого комплекса на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0040303:18 (л.д. 9).
05.05.14 ООО ЖСК "Лопатинская Слобода" направило в адрес администрации городского поселения Воскресенск письмо N 31, в котором повторно просило утвердить проект планировки и проект межевания территории в целях дальнейшего размещения малоэтажного жилого комплекса на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0040303:18 (л.д. 10).
Письмом N 1622 от 10.06.14 администрация городского поселения Воскресенск сообщила ООО ЖСК "Лопатинская Слобода" об отказе в согласовании представленных документов, сославшись на решение Градостроительного совета Московской области (протокол N 16 от 20.05.14) (л.д. 11).
Полагая отказ заинтересованного лица незаконным, ООО ЖСК "Лопатинская Слобода" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что оснований для отказа в утверждении представленных обществом документов у администрации городского поселения Воскресенск не было.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ООО ЖСК "Лопатинская Слобода" указало, что ему необоснованно было отказано в утверждения проекта планировки и проекта межевания территории в целях дальнейшего размещения малоэтажного жилого комплекса на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0040303:18.
В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (п. 5 ст. 41 ГрК РФ).
Согласно пункту 9 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
Статьей 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Согласно пункту 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств в п. 8 ст. 45 ГрК РФ).
Пунктом 9 названной статьи закреплено, что в случае поступления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 настоящей статьи, такие органы в течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления указанных заявлений обязаны принять решения о подготовке документации по планировке соответствующей территории.
Как указывалось выше, постановлением администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области N 551 от 21.10.13 ООО "ЖСК "Лопатинская Слобода" была разрешена разработка документации по планировке территории для размещения жилого комплекса на названном земельном участке, а также поручено получить в отделе архитектуры и строительного регулирования управления архитектуры, градостроительства и муниципального земельного контроля администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области задание на разработку документации по планировке территории размещения малоэтажного жилого комплекса (л.д. 12 - 13).
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
Во исполнение постановления администрации городского поселения Воскресенск N 551 от 21.10.13 ООО ЖСК "Лопатинская Слобода" с Управлением архитектуры, градостроительства и муниципального земельного контроля было согласовано Задание N 6 на разработку документации по планировке территории размещения жилой застройки на земельном участке, которое было утверждено Главой городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области (л.д. 65 - 72).
На основании указанного задания был разработан проект планировки и проект межевания территории земельного участка.
Пунктом 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (п. 7 ст. 46 ГрК РФ).
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку (п. 4 ст. 46 ГрК РФ).
В соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Воскресенск" Воскресенского муниципального района Московской области N 549/75 от 25.11.13, опубликованном 28.11.13 в газете "Наше Слово" N 132 (12218), были проведены публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории комплексной жилой застройки, по результатам которых 27.12.13 было принято решение о направлении Главе городского поселения Воскресенск проекта планировки и проекта межевания территории в целях дальнейшего размещения малоэтажного жилого комплекса на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0040303:18 (л.д. 14 - 16, 73 - 81).
Согласно пункту 12 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний.
Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения (п. 13 ст. 46 ГрК РФ).
Из смысла названной нормы права следует, что документация по планировке территории направляется Главе муниципального района при наличии двух обстоятельств: осуществление органом местного самоуправления проверки документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным пунктом 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и отсутствие оснований для отклонения документации по планировке территории и направлении ее на доработку.
Таким образом, орган местного самоуправления, в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации обладает исключительно компетенцией на осуществление проверки документации по планировке территории.
Согласно пункту 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Отказывая в утверждении представленных ООО ЖСК "Лопатинская Слобода" документов, администрация городского поселения Воскресенск сослалась на решение Градостроительного совета Московской области, оформленное протоколом N 16 от 20.05.14 и соглашение об информационном взаимодействии между администрацией г.п. Воскресенск и Правительством Московской области в сфере градостроительной, инвестиционной деятельности, земельно-имущественных отношений N 65 от 28.02.14 (л.д. 11).
Между тем, конкретных оснований, по которым проект межевания и проект планировки спорного земельного участка были отклонены не указано.
Поименованные в отказе заинтересованного лица документы таких оснований также не содержат (л.д. 55 - 59, 81).
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанной нормы права администрация городского поселения Воскресенск доказательств правомерности оспариваемого отказа не представила.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что представленные ООО ЖСК "Лопатинская Слобода" документы были одобрены на публичных слушаниях, суд первой инстанции обоснованно признал отказ заинтересованного незаконным.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на решение Градостроительного совета Московской области подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 6.4 Положения о Градостроительном совете Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области N 180/9 от 18.03.13, в редакции, действовавшей на момент обращения ООО ЖСК "Лопатинская Слобода" с заявлением об утверждении проекта планировки и межевания, Градостроительный совет Московской области рассматривает результаты проверки соответствия документов территориального планирования муниципальных образований Московской области документам территориального планирования Московской области, требованиям законодательства Российской Федерации в области градостроительной деятельности, а также наличия неустраненных замечаний и неучтенных рекомендаций, данных при их рассмотрении центральными исполнительными органами государственной власти Московской области.
Между тем, представленные ООО ЖСК "Лопатинская Слобода" документы проверку в центральном исполнительном органе государственной власти Московской области не проходили, в связи с чем оснований для передачи их на рассмотрение Градостроительного совета Московской области не имелось.
Кроме того, из содержания постановления администрации городского поселения Воскресенск N 551 от 21.10.13 следует, что вопрос осуществления жилищного строительства на спорном земельном участке был согласован с Градостроительным советом Московской области в рамках его полномочий.
Иных доводов, опровергающих выводы суда по существу, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2014 года по делу N А41-39798/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.12.2014 N 10АП-14711/2014 ПО ДЕЛУ N А41-39798/14
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2014 г. по делу N А41-39798/14
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Коновалова С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью Жилищно-строительная компания "Лопатинская Слобода": Вашкетова О.С. по доверенности N 18/06 от 18.06.14;
- от администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области: Никишева М.А. по доверенности N 1 от 09.01.14;
- от Министерства имущественных отношений Московской области: Круглова М.С. по доверенности N 12исх-1542 от 12.02.14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2014 года по делу N А41-39798/14, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению общества с ограниченной ответственностью Жилищно-строительная компания "Лопатинская Слобода" к администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области, о признании незаконным отказа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Жилищно-строительная компания (ООО ЖСК) "Лопатинская Слобода" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области о:
- - признании решения, выразившегося в отказе (письмо N 1622 от 10.06.14) в утверждении проекта планировки и межевания территории, расположенной по адресу Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 1, в целях дальнейшего размещения малоэтажного жилого комплекса на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0040303:18 по адресу Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 1, незаконным;
- - обязании принять решение об утверждении проекта планировки и межевания территории, расположенной по адресу Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 1, в целях дальнейшего размещения малоэтажного жилого комплекса на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0040303:18 по адресу Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 1, предоставленного ООО ЖСК "Лопатинская слобода" (л.д. 2 - 6).
Определением Арбитражного суда Московской области от 09 сентября 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, были привлечены Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области (л.д. 85а).
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2014 года решение администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области, изложенное в письме N 1622 от 10.06.14, об отказе в утверждении проекта планировки и межевания территории, расположенной по адресу: Московская область. г. Воскресенск, Промплощадка, 1, в целях размещения малоэтажного жилого комплекса на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0040303:18, было признано незаконным. Администрация городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области была обязана принять решение об утверждении проекта планировки и межевания территории, расположенной по адресу: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 1, в целях размещения малоэтажного жилого комплекса на земельном участке с кадастровом номером 50:29:0040303:18 (л.д. 92 - 94).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на то, что отказ в согласовании проекта межевания был произведен в соответствии с указанием Градостроительного совета Московской области (л.д. 100 - 104).
В судебном заседании апелляционного суда представители Министерства имущественных отношений Московской области и администрации городского поселения Воскресенск поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО ЖСК "Лопатинская Слобода" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Правительства Московской области и Министерства строительного комплекса Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО ЖСК "Лопатинская Слобода" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:29:0040303:18, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под торгово-складской комплекс, общей площадью 59 997 кв. м, адрес объекта: Московская область, г. Воскресенск, Промплощадка, 1 (л.д. 17).
Постановлением администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области N 551 от 21.10.13 ООО "ЖСК "Лопатинская Слобода" была разрешена разработка документации по планировке территории для размещения жилого комплекса на названном земельном участке, а также поручено получить в отделе архитектуры и строительного регулирования управления архитектуры, градостроительства и муниципального земельного контроля администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области задание на разработку документации по планировке территории размещения малоэтажного жилого комплекса (л.д. 12 - 13).
Во исполнение названного постановления ООО ЖСК "Лопатинская Слобода" с Управлением архитектуры, градостроительства и муниципального земельного контроля было согласовано Задание N 6 на разработку документации по планировке территории размещения жилой застройки на земельном участке, которое было утверждено Главой городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области (л.д. 65 - 72).
На основании указанного задания был разработан проект планировки и проект межевания территории земельного участка.
В соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Воскресенск" Воскресенского муниципального района Московской области N 549/75 от 25.11.13, опубликованном 28.11.13 в газете "Наше Слово" N 132 (12218), были проведены публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории комплексной жилой застройки, по результатам которых 27.12.13 было принято решение о направлении Главе городского поселения Воскресенск проекта планировки и проекта межевания территории в целях дальнейшего размещения малоэтажного жилого комплекса на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0040303:18 (л.д. 14 - 16, 73 - 81).
08.11.13 ООО ЖСК "Лопатинская Слобода" сопроводительным письмом N 8/11 направило в администрацию городского поселения Воскресенск комплект документов, необходимых для утверждения проекта планировки и проекта межевания территории в целях дальнейшего размещения малоэтажного жилого комплекса на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0040303:18 (л.д. 9).
05.05.14 ООО ЖСК "Лопатинская Слобода" направило в адрес администрации городского поселения Воскресенск письмо N 31, в котором повторно просило утвердить проект планировки и проект межевания территории в целях дальнейшего размещения малоэтажного жилого комплекса на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0040303:18 (л.д. 10).
Письмом N 1622 от 10.06.14 администрация городского поселения Воскресенск сообщила ООО ЖСК "Лопатинская Слобода" об отказе в согласовании представленных документов, сославшись на решение Градостроительного совета Московской области (протокол N 16 от 20.05.14) (л.д. 11).
Полагая отказ заинтересованного лица незаконным, ООО ЖСК "Лопатинская Слобода" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что оснований для отказа в утверждении представленных обществом документов у администрации городского поселения Воскресенск не было.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ООО ЖСК "Лопатинская Слобода" указало, что ему необоснованно было отказано в утверждения проекта планировки и проекта межевания территории в целях дальнейшего размещения малоэтажного жилого комплекса на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0040303:18.
В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (п. 5 ст. 41 ГрК РФ).
Согласно пункту 9 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
Статьей 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Согласно пункту 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств в п. 8 ст. 45 ГрК РФ).
Пунктом 9 названной статьи закреплено, что в случае поступления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 настоящей статьи, такие органы в течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления указанных заявлений обязаны принять решения о подготовке документации по планировке соответствующей территории.
Как указывалось выше, постановлением администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области N 551 от 21.10.13 ООО "ЖСК "Лопатинская Слобода" была разрешена разработка документации по планировке территории для размещения жилого комплекса на названном земельном участке, а также поручено получить в отделе архитектуры и строительного регулирования управления архитектуры, градостроительства и муниципального земельного контроля администрации городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области задание на разработку документации по планировке территории размещения малоэтажного жилого комплекса (л.д. 12 - 13).
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
Во исполнение постановления администрации городского поселения Воскресенск N 551 от 21.10.13 ООО ЖСК "Лопатинская Слобода" с Управлением архитектуры, градостроительства и муниципального земельного контроля было согласовано Задание N 6 на разработку документации по планировке территории размещения жилой застройки на земельном участке, которое было утверждено Главой городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района Московской области (л.д. 65 - 72).
На основании указанного задания был разработан проект планировки и проект межевания территории земельного участка.
Пунктом 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (п. 7 ст. 46 ГрК РФ).
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку (п. 4 ст. 46 ГрК РФ).
В соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Воскресенск" Воскресенского муниципального района Московской области N 549/75 от 25.11.13, опубликованном 28.11.13 в газете "Наше Слово" N 132 (12218), были проведены публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории комплексной жилой застройки, по результатам которых 27.12.13 было принято решение о направлении Главе городского поселения Воскресенск проекта планировки и проекта межевания территории в целях дальнейшего размещения малоэтажного жилого комплекса на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0040303:18 (л.д. 14 - 16, 73 - 81).
Согласно пункту 12 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний.
Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения (п. 13 ст. 46 ГрК РФ).
Из смысла названной нормы права следует, что документация по планировке территории направляется Главе муниципального района при наличии двух обстоятельств: осуществление органом местного самоуправления проверки документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным пунктом 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и отсутствие оснований для отклонения документации по планировке территории и направлении ее на доработку.
Таким образом, орган местного самоуправления, в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации обладает исключительно компетенцией на осуществление проверки документации по планировке территории.
Согласно пункту 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Отказывая в утверждении представленных ООО ЖСК "Лопатинская Слобода" документов, администрация городского поселения Воскресенск сослалась на решение Градостроительного совета Московской области, оформленное протоколом N 16 от 20.05.14 и соглашение об информационном взаимодействии между администрацией г.п. Воскресенск и Правительством Московской области в сфере градостроительной, инвестиционной деятельности, земельно-имущественных отношений N 65 от 28.02.14 (л.д. 11).
Между тем, конкретных оснований, по которым проект межевания и проект планировки спорного земельного участка были отклонены не указано.
Поименованные в отказе заинтересованного лица документы таких оснований также не содержат (л.д. 55 - 59, 81).
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанной нормы права администрация городского поселения Воскресенск доказательств правомерности оспариваемого отказа не представила.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что представленные ООО ЖСК "Лопатинская Слобода" документы были одобрены на публичных слушаниях, суд первой инстанции обоснованно признал отказ заинтересованного незаконным.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на решение Градостроительного совета Московской области подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 6.4 Положения о Градостроительном совете Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области N 180/9 от 18.03.13, в редакции, действовавшей на момент обращения ООО ЖСК "Лопатинская Слобода" с заявлением об утверждении проекта планировки и межевания, Градостроительный совет Московской области рассматривает результаты проверки соответствия документов территориального планирования муниципальных образований Московской области документам территориального планирования Московской области, требованиям законодательства Российской Федерации в области градостроительной деятельности, а также наличия неустраненных замечаний и неучтенных рекомендаций, данных при их рассмотрении центральными исполнительными органами государственной власти Московской области.
Между тем, представленные ООО ЖСК "Лопатинская Слобода" документы проверку в центральном исполнительном органе государственной власти Московской области не проходили, в связи с чем оснований для передачи их на рассмотрение Градостроительного совета Московской области не имелось.
Кроме того, из содержания постановления администрации городского поселения Воскресенск N 551 от 21.10.13 следует, что вопрос осуществления жилищного строительства на спорном земельном участке был согласован с Градостроительным советом Московской области в рамках его полномочий.
Иных доводов, опровергающих выводы суда по существу, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2014 года по делу N А41-39798/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)