Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 10.07.2015 N Ф07-3263/2015 ПО ДЕЛУ N А42-1276/2014

Требование: О признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции субъекта РФ.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Обществу предписано устранить выявленные нарушения в части расчета размера платы за предоставленные в многоквартирный дом коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2015 г. по делу N А42-1276/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Боглачевой Е.В. и Ломакина С.А., рассмотрев 08.07.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Мурманэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.10.2014 по делу N А42-1276/2014 (судья Зыкина Е.А.),

установил:

Открытое акционерное общество "Мурманэнергосбыт", место нахождения: 183034, г. Мурманск, ул. Свердлова, д. 39, ОГРН 1095190009111, ИНН 5190907139 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области, место нахождения: 183038, г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д. 25/26, ОГРН 1025100849850, ИНН 5190109281 (далее - Инспекция), от 30.12.2013 N 1711/34 (далее - Предписание).
Решением суда первой инстанции от 09.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось, поскольку определением от 31.03.2015 Тринадцатый арбитражный апелляционный суд возвратил жалобу Общества на основании пункта 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с пропуском установленного для апелляционного обжалования срока и отказом в удовлетворении ходатайства о его восстановлении.
В кассационной жалобе Общество, полагая, что суд первой инстанции неполно исследовал и выяснил все обстоятельства, имеющие значение для дела, не применил закон подлежащий применению, считая решение от 09.10.2014 незаконным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявления.
Податель жалобы отмечает, что в период с сентября по декабрь 2013 года Общество производило расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению на основании формулы 2 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), поскольку у Общества как у исполнителя коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению спорного дома отсутствовали показания общедомовых приборов учета тепловой энергии за предыдущий год, в связи с чем отсутствовала возможность определения среднего объема потребления тепловой энергии на отопление.
Податель жалобы отмечает, что на основании неверной квалификации системы горячего водоснабжения Инспекцией сделан неправильный вывод о нарушении Обществом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
По мнению подателя жалобы, судом сделан неправильный вывод о том, что внесение отдельной платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды Правилами N 354 не предусмотрено, а соответствующие расходы и элементы по начислению учитываются в общей плате за горячее водоснабжение, рассчитанной по пункту 54 названных Правил.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Общество и Инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 18.11.2013 по 06.12.2013 Инспекцией на основании распоряжения от 15.11.2013 N 2647 проведена внеплановая документарная проверка в отношении Общества по жалобе жильца Ваниной Э.А. на предмет правильности применения порядка расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставленные на общедомовые нужды за сентябрь 2013 года по адресу: г. Кола, пр. Защитников Заполярья, д. 5Б, кв. 18; достоверности информации, указанной в платежном документе на оплату коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, в отношении наименования исполнителя услуг и ресурсоснабжающей организации.
В ходе проверки установлено, что названный многоквартирный дом оборудован тремя общедомовыми приборами учета тепловой энергии (по одному прибору на каждый корпус); горячее водоснабжение в доме осуществляется посредством функционирования бойлерной установки; централизованное горячее водоснабжение в доме отсутствует; тепловая энергия в проверенный дом поставляется напрямую Обществом. Таким образом, Общество по отношению к рассматриваемому дому является одновременно ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению.
Согласно сведениям, представленным Обществом, расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении за сентябрь 2013 года выполнен Обществом по формуле 2 Приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденного приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 31.05.2013 N 71 для многоквартирных домов этажностью 7 этажей и выше в размере 0,02605 Гкал/кв. м с применением коэффициента периодичности платежа 0,75, установленного в Приложении N 3 к приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 11.03.2013 N 34.
По мнению Инспекции, расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в рассматриваемом случае должен был определяться исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление, определенного по показаниям общедомовых приборов учета тепловой энергии за предыдущий год. Расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом помещении выполнен в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 по формуле 1 Приложения N 2 к Правилам N 354, тогда как следовало использовать формулу 20 Приложения N 2 к Правилам N 354, поскольку коммунальная услуга производится самостоятельно с помощью общего имущества многоквартирного дома.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 06.12.2013 N 2130.
Установив приведенные обстоятельства, Инспекция пришла к выводу о нарушении Обществом как исполнителем коммунальных услуг рассматриваемого дома требований жилищного законодательства по определению платы за оказанные услуги в этом жилом доме. Обществу вынесено Предписание, которым на заявителя возложена обязанность в срок до 28.02.2014:
- устранить выявленные нарушения в части расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и по горячему водоснабжению в жилом помещении, а также по горячему водоснабжению на общедомовые нужды за сентябрь 2013 года;
- привести расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении в соответствие с постановлением Правительства Мурманской области от 01.07.2013 N 358-ПП, по горячему водоснабжению в жилом помещении - в соответствие с пунктом 54 Правил N 354;
- о выполнении предписания сообщить в Инспекцию.
Не согласившись с вынесенным Предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, поскольку пришел к выводу, что Предписание Инспекции является законным и обоснованным.
Проверив законность принятого при рассмотрении дела судебного акта и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными, если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Мурманской области от 01.07.2013 N 358-ПП "О порядке расчета платы за коммунальную услугу по отоплению" утвержден порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых (нежилых) помещениях многоквартирного дома, оборудованного общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии (далее - Постановление N 358-ПП).
В силу Постановления N 358-ПП расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению производится исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению.
Судом первой инстанции установлено, что в ходе проверки Инспекцией выяснено, что в период с сентября 2012 года по август 2013 года (год, предшествующий расчетному) поставку тепловой энергии в спорный многоквартирный дом осуществляло Общество на основании договора снабжения тепловой энергией от 28.10.2011, заключенного с управляющей организацией ООО "Кольская Управляющая Компания.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, установлены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 190-ФЗ количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (пункт 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении).
Пунктом 4 статьи 19 Закона N 190-ФЗ определено, что приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета, заключенному со специализированной организацией.
Коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии (пункт 6 статьи 19 Закона N 190-ФЗ).
Судом установлено и следует из материалов дела, что спорный многоквартирный дом оборудован общедомовыми приборами учета тепловой энергии с 2009 года.
На основании изложенного и учитывая, что исполнителем коммунальной услуги по отоплению в период с сентября 2012 года по август 2013 года жильцам спорного многоквартирного дома являлось Общество, располагающее сведениями об установленных в многоквартирном доме приборах учета тепловой энергии, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о законности пункта 1 Предписания и отклоняет довод Общества об отсутствии у него показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии за предыдущий год, необходимых для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление, определенного по показаниям общедомовых приборов учета тепловой энергии за предыдущий год.
Согласно пункту 12 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) нецентрализованная система горячего водоснабжения - это сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
В части 6 статьи 31 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с названным Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации в Правилах N 354, расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается с учетом пунктов 40 и 54 Правил N 354 и формул, содержащихся в Приложении N 2 к указанным Правилам.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 названных Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.
Следовательно, как верно указано судом первой инстанции, при отсутствии централизованного горячего водоснабжения внесение отдельной платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды Правилами N 354 не предусмотрено, а соответствующие расходы и элементы по начислению учитываются в общей плате за горячее водоснабжение, рассчитанной по пункту 54 названных Правил.
Согласно пункту 54 Правил N 354, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения. При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии на цели отопления или горячей воды на цели горячего водоснабжения рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объемы приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии или горячей воды, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, и объемов потребления тепловой энергии или горячей воды, определенных по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению или горячему водоснабжению теми потребителями, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета. Указанный расчетный способ применяется при определении объема использованного при производстве коммунального ресурса как в случае, когда такой коммунальный ресурс используется исполнителем только при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, так и в случае, когда коммунальный ресурс того вида, который используется исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, также используется исполнителем для предоставления потребителям коммунальной услуги соответствующего вида.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к Правилам N 354 как сумма 2 составляющих:
- - произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- - стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, горячая вода в спорном доме с использованием централизованной системы горячего водоснабжения не поставляется, а готовится при помощи общего имущества собственников дома (бойлерной установки) с использованием холодной воды, то есть система горячего водоснабжения в доме является нецентрализованной.
Позиция подателя жалобы о неверной квалификации системы горячего водоснабжения не принимается судом кассационной инстанции, поскольку факт того, что нагрев воды происходит за счет теплоносителя, поставляемого Обществом, в силу пункта 12 статьи 2 Закона N 416-ФЗ не свидетельствует о наличии в спорном многоквартирном доме централизованной системы горячего водоснабжения.
В пунктах 2 и 3 Предписания Инспекция указала Обществу на неправомерное начисление платы за горячее водоснабжение, в том числе на общедомовые нужды.
Формула N 20 приложения N 2 к Правилам N 354 определяет размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в индивидуальном жилом или нежилом помещении.
Поскольку Общество поставляет только тепловую энергию и не закупает холодную воду для производства горячей воды, оно исключило из формулы N 20 такой множитель как тариф на холодную воду, то есть с населения плата за холодную воду не взималась. Данные действия Общества нельзя признать необоснованными, а потому вывод Инспекции о том, что расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом помещении не соответствует требованиям Правил N 354, ошибочный.
В формуле N 20, равно как и в пункте 54 Правил N 354, не определен порядок установления платы за горячую воду, использованную на общедомовые нужды.
В связи с этим Общество определило размер платы за горячую воду, использованную на общедомовые нужды, в соответствии с пунктом 48 Правил N 354, используя формулу 10 приложения N 2.
Таким образом, в конечном итоге Общество определило общую плату за коммунальную услугу, что соответствует пункту 40 Правил N 354.
В этой части предписание Инспекции не соответствует требованиям пункта 40 Правил N 354 и подлежит отмене. В связи с этим решение суда первой инстанции в указанной части следует отменить, а требование Общества о признании незаконным пунктов 2 и 3 Предписания - удовлетворить.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.10.2014 по делу N А42-1276/2014 в части отказа в признании незаконным пунктов 2 и 3 предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области от 30.12.2013 N 1711/34 отменить.
Признать незаконными пункты 2 и 3 предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области от 30.12.2013 N 1711/34.
В остальной части решение от 09.10.2014 по настоящему делу оставить без изменения.

Председательствующий
В.К.СЕРОВА

Судьи
Е.В.БОГЛАЧЕВА
С.А.ЛОМАКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)