Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Бесова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Калимуллиной Е.Р.,
судей Локтина А.А.,
Мазановой Т.П.
при секретаре Дворяновой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сысертского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ЗАО "Уралсевергаз" о возложении обязанности возобновить подачу газа на газовую котельную, к ОАО "Ключевский завод ферросплавов" о признании незаконными действий, выразившихся в прекращении подачи энергоресурса в виде горячей воды в пос. Двуреченск, возложении обязанности возобновить подачу энергоресурса в виде горячей воды в пос. Двуреченск, к Администрации Сысертского городского округа о признании незаконным бездействия в части необеспечения населения муниципального образования горячим водоснабжением, возложении обязанности организовать обеспечение горячим водоснабжением, к МУП ЖКХ пос. Двуреченск о признании незаконными действий по прекращению поставки коммунальных ресурсов в виде горячего водоснабжения, возложении обязанности обеспечить горячим водоснабжением по апелляционной жалобе МУП ЖКХ пос. Двуреченск на решение Сысертского районного суда Свердловской области от 11.07.2014.
Заслушав доклад судьи Мазановой Т.П., объяснение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
установила:
Сысертский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском.
В обоснование иска указал, что Сысертской межрайонной прокуратурой проведена проверка по информации о прекращении подачи горячего водоснабжения в п. Двуреченск, поставщиком ресурса ОАО "Ключевский завод ферросплавов" (далее по тексту - ОАО "КЗФ"). Установлено, что между ОАО "КЗФ" (поставщиком), администрацией Муниципального образования "Сысертский район" и Муниципальным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство" (в настоящее время МУП ЖКХ п. Двуреченск) (покупателем) заключен договор энергоснабжения тепловой энергией по горячей воде N 871, по условиям которого поставщик обязался поставить тепловую энергию в виде горячей воды для целей отопления и горячего водоснабжения, а покупатель принять и оплатить поставленный энергоресурс. Согласно п. 17 названного договора договор заключен на неопределенный срок и вступил в силу с 01.09.2002.
Поставщиком горячего водоснабжения для жилого сектора и объектов соцкультбыта в п. Двуреченск является МУП ЖКХ п. Двуреченск, у граждан-потребителей нет иных источников горячего водоснабжения.
В результате прекращения поставки тепловой энергии, отсутствует горячее водоснабжение на 10 объектах социальной сферы и в 60 жилых домах п. Двуреченск.
Судом постановлено решение, которым Администрация Сысертского городского округа обязана организовать обеспечение горячим водоснабжением жителей и социально значимые объекты, расположенные на территории п. Двуреченск, признаны незаконными действия МУП ЖКХ п. Двуреченск по прекращению поставки коммунальных ресурсов в виде горячего водоснабжения для жителей п. Двуреченск, МУП ЖКХ п. Двуреченск обязано обеспечить горячим водоснабжением жителей и социально значимые объекты, расположенные на территории п. Двуреченск, получающим тепловую энергию от тепловых сетей переданных на праве оперативного ведения, ОАО "КЗФ" обязано возобновить подачу горячего водоснабжения в п. Двуреченск путем отпуска тепловой энергии для горячего водоснабжения после оплаты задолженности на основании договора энергоснабжения N 871 от 30.08.2002.
На данное решение принесена апелляционная жалоба МУП ЖКХ п. Двуреченск, в которой указывается на то, что у прокурора отсутствовало право на обращение в суд, так как круг лиц определенный, необоснованно возложена обязанность на МУП ЖКХ, которое не является поставщиком горячего водоснабжения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем МУП ЖКХ п. Двуреченск Ж. доводы апелляционной жалобы поддержаны.
Прокурор Волкова М.Н. просила решение суда оставить без изменения ввиду несостоятельности доводов апелляционной жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы. При этом судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные в интересах неопределенного круга лиц прокурором требования, пришел к правильному выводу о признании незаконными, нарушающими права неопределенного круга лиц действиями ответчиков, в том числе МУП ЖКХ п. Двуреченск. Изложенные в решении выводы подробно мотивированы, соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал должную, отвечающую правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правовую оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи.
В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него функций принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон. Согласно ст. 35 данного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан. Количество лиц, зарегистрированных в домах, которые в настоящее время отключены от поставки горячего водоснабжения, известно, вместе с тем это количество может не совпадать с числом реально проживающих и производящих оплату лиц. В этой связи однозначно определить круг добросовестных плательщиков не представляется возможным.
В силу статьи 3 (часть 4) Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом, другими федеральными законами. Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40), а также подтверждается право прокурора на обращение в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в целях восстановления нарушенных жилищных прав.
Согласно п. 85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение содержится и в Уставе Сысертского городского округа, принятого Решением Сысертского районного Совета от 16.06.2005 N 81.
В целях организации теплоснабжения на территории п. Двуреченск Администрацией Сысертского городского округа в МУП ЖКХ п. Двуреченск на праве хозяйственного ведения переданы объекты движимого и недвижимого имущества (котельные, тепловые сети и т.п.).
Из Устава МУП ЖКХ п. Двуреченск, утвержденного Решением Комитета по управлению имуществом Муниципального образования Сысертский район от 27.06.2003 N 1169 следует, что целью предприятия является обеспечение бесперебойного функционирования теплового комплекса котельных, тепловых пунктов, тепловых сетей, в целях предоставления качественных коммунальных услуг потребителям (оказание жилищных и коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 3.1.11 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20, об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09 в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Из п. 4 приложения N 1 Правил следует, что допускается продолжительность перерывов горячей воды 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно, а при аварии 24 часа.
На основании п. 121 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Согласно п. 4.2 СНиП 41-02-2003 не допускается ограничивать услугу ГВС потребителей первой категории, к которым относятся (больницы, родильные дома, детские сады, дома престарелых, объекты УВД). Однако на данные объекты поставка ГВС также была прекращена.
Полное прекращение подачи горячего водоснабжения, длительное, с 20.05.2014 отсутствие горячей воды в том числе и у потребителей, добросовестно выполнявших свои договорные обязательства перед МУП ЖКХ п. Двуреченск, нарушает право жителей п. Двуреченск.
Таким образом, МУП ЖКХ п. Двуреченск обязано, но не выполняет в должной мере обязанность по обеспечению бесперебойного функционирования теплового комплекса на переданных ему объектах коммунальной инфраструктуры, в связи с чем суд обоснованно принял решение, которым обязало принять меры надлежащего исполнения данной обязанности.
Судебная коллегия соглашается с решение суда и не находит оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы в целях освобождения МУП ЖКХ п. Двуреченск от выполнения своих прямых обязанностей для того, чтобы обеспечить бесперебойное обеспечение п. Двуреченск горячей водой.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сысертского районного суда Свердловской области от 11.07.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу МУП ЖКХ п. Двуреченск - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Р.КАЛИМУЛЛИНА
Судьи
А.А.ЛОКТИН
Т.П.МАЗАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-14019/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 октября 2014 г. по делу N 33-14019/2014
Судья Бесова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Калимуллиной Е.Р.,
судей Локтина А.А.,
Мазановой Т.П.
при секретаре Дворяновой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сысертского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ЗАО "Уралсевергаз" о возложении обязанности возобновить подачу газа на газовую котельную, к ОАО "Ключевский завод ферросплавов" о признании незаконными действий, выразившихся в прекращении подачи энергоресурса в виде горячей воды в пос. Двуреченск, возложении обязанности возобновить подачу энергоресурса в виде горячей воды в пос. Двуреченск, к Администрации Сысертского городского округа о признании незаконным бездействия в части необеспечения населения муниципального образования горячим водоснабжением, возложении обязанности организовать обеспечение горячим водоснабжением, к МУП ЖКХ пос. Двуреченск о признании незаконными действий по прекращению поставки коммунальных ресурсов в виде горячего водоснабжения, возложении обязанности обеспечить горячим водоснабжением по апелляционной жалобе МУП ЖКХ пос. Двуреченск на решение Сысертского районного суда Свердловской области от 11.07.2014.
Заслушав доклад судьи Мазановой Т.П., объяснение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
установила:
Сысертский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском.
В обоснование иска указал, что Сысертской межрайонной прокуратурой проведена проверка по информации о прекращении подачи горячего водоснабжения в п. Двуреченск, поставщиком ресурса ОАО "Ключевский завод ферросплавов" (далее по тексту - ОАО "КЗФ"). Установлено, что между ОАО "КЗФ" (поставщиком), администрацией Муниципального образования "Сысертский район" и Муниципальным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство" (в настоящее время МУП ЖКХ п. Двуреченск) (покупателем) заключен договор энергоснабжения тепловой энергией по горячей воде N 871, по условиям которого поставщик обязался поставить тепловую энергию в виде горячей воды для целей отопления и горячего водоснабжения, а покупатель принять и оплатить поставленный энергоресурс. Согласно п. 17 названного договора договор заключен на неопределенный срок и вступил в силу с 01.09.2002.
Поставщиком горячего водоснабжения для жилого сектора и объектов соцкультбыта в п. Двуреченск является МУП ЖКХ п. Двуреченск, у граждан-потребителей нет иных источников горячего водоснабжения.
В результате прекращения поставки тепловой энергии, отсутствует горячее водоснабжение на 10 объектах социальной сферы и в 60 жилых домах п. Двуреченск.
Судом постановлено решение, которым Администрация Сысертского городского округа обязана организовать обеспечение горячим водоснабжением жителей и социально значимые объекты, расположенные на территории п. Двуреченск, признаны незаконными действия МУП ЖКХ п. Двуреченск по прекращению поставки коммунальных ресурсов в виде горячего водоснабжения для жителей п. Двуреченск, МУП ЖКХ п. Двуреченск обязано обеспечить горячим водоснабжением жителей и социально значимые объекты, расположенные на территории п. Двуреченск, получающим тепловую энергию от тепловых сетей переданных на праве оперативного ведения, ОАО "КЗФ" обязано возобновить подачу горячего водоснабжения в п. Двуреченск путем отпуска тепловой энергии для горячего водоснабжения после оплаты задолженности на основании договора энергоснабжения N 871 от 30.08.2002.
На данное решение принесена апелляционная жалоба МУП ЖКХ п. Двуреченск, в которой указывается на то, что у прокурора отсутствовало право на обращение в суд, так как круг лиц определенный, необоснованно возложена обязанность на МУП ЖКХ, которое не является поставщиком горячего водоснабжения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем МУП ЖКХ п. Двуреченск Ж. доводы апелляционной жалобы поддержаны.
Прокурор Волкова М.Н. просила решение суда оставить без изменения ввиду несостоятельности доводов апелляционной жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы. При этом судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные в интересах неопределенного круга лиц прокурором требования, пришел к правильному выводу о признании незаконными, нарушающими права неопределенного круга лиц действиями ответчиков, в том числе МУП ЖКХ п. Двуреченск. Изложенные в решении выводы подробно мотивированы, соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал должную, отвечающую правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правовую оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи.
В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него функций принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон. Согласно ст. 35 данного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан. Количество лиц, зарегистрированных в домах, которые в настоящее время отключены от поставки горячего водоснабжения, известно, вместе с тем это количество может не совпадать с числом реально проживающих и производящих оплату лиц. В этой связи однозначно определить круг добросовестных плательщиков не представляется возможным.
В силу статьи 3 (часть 4) Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом, другими федеральными законами. Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40), а также подтверждается право прокурора на обращение в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в целях восстановления нарушенных жилищных прав.
Согласно п. 85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение содержится и в Уставе Сысертского городского округа, принятого Решением Сысертского районного Совета от 16.06.2005 N 81.
В целях организации теплоснабжения на территории п. Двуреченск Администрацией Сысертского городского округа в МУП ЖКХ п. Двуреченск на праве хозяйственного ведения переданы объекты движимого и недвижимого имущества (котельные, тепловые сети и т.п.).
Из Устава МУП ЖКХ п. Двуреченск, утвержденного Решением Комитета по управлению имуществом Муниципального образования Сысертский район от 27.06.2003 N 1169 следует, что целью предприятия является обеспечение бесперебойного функционирования теплового комплекса котельных, тепловых пунктов, тепловых сетей, в целях предоставления качественных коммунальных услуг потребителям (оказание жилищных и коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 3.1.11 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20, об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09 в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Из п. 4 приложения N 1 Правил следует, что допускается продолжительность перерывов горячей воды 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно, а при аварии 24 часа.
На основании п. 121 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Согласно п. 4.2 СНиП 41-02-2003 не допускается ограничивать услугу ГВС потребителей первой категории, к которым относятся (больницы, родильные дома, детские сады, дома престарелых, объекты УВД). Однако на данные объекты поставка ГВС также была прекращена.
Полное прекращение подачи горячего водоснабжения, длительное, с 20.05.2014 отсутствие горячей воды в том числе и у потребителей, добросовестно выполнявших свои договорные обязательства перед МУП ЖКХ п. Двуреченск, нарушает право жителей п. Двуреченск.
Таким образом, МУП ЖКХ п. Двуреченск обязано, но не выполняет в должной мере обязанность по обеспечению бесперебойного функционирования теплового комплекса на переданных ему объектах коммунальной инфраструктуры, в связи с чем суд обоснованно принял решение, которым обязало принять меры надлежащего исполнения данной обязанности.
Судебная коллегия соглашается с решение суда и не находит оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы в целях освобождения МУП ЖКХ п. Двуреченск от выполнения своих прямых обязанностей для того, чтобы обеспечить бесперебойное обеспечение п. Двуреченск горячей водой.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сысертского районного суда Свердловской области от 11.07.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу МУП ЖКХ п. Двуреченск - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Р.КАЛИМУЛЛИНА
Судьи
А.А.ЛОКТИН
Т.П.МАЗАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)