Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 27.04.2015 N Ф07-1809/2015 ПО ДЕЛУ N А26-7179/2014

Требование: О признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции субъекта РФ.

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В ходе проверки было установлено начисление ресурсоснабжающей организацией платы за электроэнергию, поставляемую на общедомовые нужды.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2015 г. по делу N А26-7179/2014


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Боглачевой Е.В., Кустова А.А., при участии от открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания" Погореловой Н.А. (доверенность от 01.12.2014 N 11), рассмотрев 21.04.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Республики Карелия на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 по делу N А26-7179/2014 (судьи Зотеева Л.В., Есипова О.И., Протас Н.И.),

установил:

Открытое акционерное общество "Карельская энергосбытовая компания", место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 45, ОГРН 1051000000050, ИНН 1001225288 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - Инспекция) от 28.07.2014 N 1082 об устранении нарушений действующего законодательства.
Решением от 15.10.2014 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.02.2015 решение от 15.10.2014 отменено, предписание Инспекции признано недействительным.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление от 12.02.2015, оставить в силе решение от 15.10.2014.
По мнению подателя жалобы, апелляционный суд неправильно применил часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), по смыслу которой ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять и взимать плату за коммунальный ресурс, потребленный собственниками на общедомовые нужды (далее - ОДН). Обязанность по начислению платы за коммунальные услуги на ОДН с потребителей, проживающих в многоквартирных домах, где выбран способ управления в форме управляющей организации, лежит именно на управляющей организации как исполнителе коммунальных услуг.
В отзыве на кассационную жалобу Компания просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Компании возражал против удовлетворения жалобы.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд кассационной инстанции не направила, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в ее отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 01.07.2014 N 905 в период с 01.07.2014 по 28.07.2014 Инспекция провела внеплановую документарную проверку в отношении Компании с целью проверки фактов, изложенных в обращении жильца многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Питкяранта, ул. Ленина, д. 18, по вопросу начисления платы за электроэнергию, поставляемую на ОДН.
По результатам проверки Инспекция пришла к выводу о том, что Компания нарушила часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ, выставив собственникам помещений многоквартирного жилого дома по адресу: Республика Карелия, г. Питкяранта, ул. Ленина, д. 18, плату за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на ОДН, о чем составлен акт проверки от 28.07.2014 N 905/а.
Предписанием от 28.07.2014 N 1082 Инспекция предложила в срок до 10.09.2014 выполнить корректировку размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную собственникам жилых и нежилых помещений в спорном многоквартирном доме в сторону снижения платы на размер начисленной за период с января по июнь 2014 года платы за электроснабжение, предоставленное на ОДН.
Не согласившись с предписанием, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, сделав вывод о том, что предписание соответствует действующему законодательству.
Апелляционный суд не согласился с данным выводом, отменил решение, заявление удовлетворил, признав предписание недействительным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статей 153, 154 и 155 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе за электрическую энергию.
Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 названной статьи и статьей 171 ЖК РФ.
Частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с частью 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 названного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354 определено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил N 354, со дня возникновения права собственности на помещение или со дня предоставления жилого помещения.
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "Народная управляющая компания г. Питкяранта" (далее - ООО "Народная управляющая компания г. Питкяранта") осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Республика Карелия, г. Питкяранта, ул. Ленина, д. 18, на основании договора управления от 01.03.2013, в силу пункта 3.1.17 которого обязана заключить договоры о приобретении коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями. Однако договор ресурсоснабжения между ООО "Народная управляющая компания г. Питкяранта" и Компанией не заключен.
Компания осуществляет поставку электрической энергии в многоквартирный жилой дом, на оплату которой выставляет счета гражданам.
Оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 153, 154, 155, 157, 161 ЖК РФ, Правилами N 354 и принимая во внимание, что договор ресурсоснабжения между Компанией и ООО "Народная управляющая компания г. Питкяранта" не заключался, апелляционный суд пришел к выводу, что при отсутствии заключенного договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией ресурсоснабжающая организация вправе начислять плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителям (жителям многоквартирного дома), и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Сведения о двойной оплате гражданами стоимости электрической энергии, потребленной на ОДН, в деле отсутствуют.
При таких обстоятельствах апелляционный суд обоснованно отменил решение, удовлетворил заявление Компании и признал недействительным предписание Инспекции.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемого постановления.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 по делу N А26-7179/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Республики Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ

Судьи
Е.В.БОГЛАЧЕВА
А.А.КУСТОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)