Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "28" сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "08" октября 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.
судей: Борисова Г.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратова О.М.,
при участии:
- от заявителя (товарищества собственников жилья "ВЕСТА"): Лобовой О.В., председателя правления на основании протокола от 12.05.2014 N 30; Худоногова А.В., представителя по доверенности от 30.11.2014;
- от ответчика (службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края): Головач Ю.А., представителя по доверенности от 04.02.2015 N 48,
рассмотрев апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "ВЕСТА"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "10" июля 2015 года по делу N А33-404/2015, принятое судьей Фроловым Н.Н.,
установил:
товарищество собственников жилья "ВЕСТА" (далее - заявитель, товарищество) (ИНН 2463208169, ОГРН 246301001) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - Служба) (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582) с заявлением о признании незаконным решения о невозможности включения уведомления в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10 июля 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на то, что собственники многоквартирного дома реализовали свое право на определение способа формирования фонда капитального ремонта 30.04.2014, о чем уведомили администрацию Советского района г. Красноярска 12.05.2014. Заявитель настаивает на том, что предусмотренное право было реализовано в установленном порядке и основания для невключения в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете отсутствовали. Согласно позиции товарищества выводы суда первой инстанции и доводы ответчика противоречат нормам законодательства и нарушают принцип равенства. Открытие специального счета в пределах установленного шестимесячного срока не обуславливает возможность реализации соответствующего права, следовательно, его неоткрытие и неуведомление об открытии Службы не может повлечь для собственников, принявших необходимое решение, последствия в виде невозможности реализации права, отказа в его реализации. В соответствии с нормами законодательства и принятыми подзаконными актами Служба выполняет только контрольные функции за целевым расходованием денежных средств. Заявитель также указывает на неполное исследование и оценку судом первой инстанции материалов дела, а также на то, что администрацией Советского района г. Красноярска нарушен порядок принятия решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого многоквартирного дома на счете регионального оператора; при этом постановление от 21.08.2014 N 522 "О формировании фонда капитального ремонта в отношении МКД, расположенных на территории муниципального образования, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован" было опубликовано только 03.09.2014 и соответствующий перечень не содержал информацию о спорном многоквартирном доме.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором с апелляционной жалобой не согласился, в ее удовлетворении просил отказать. Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
ТСЖ "ВЕСТА" осуществляет управление общим имуществом жилого дома N 26, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. 3 Августа. Решение о выборе способа управления товариществом принято собственниками жилых помещений при его создании.
30.04.2014 собственниками помещений в указанном многоквартирном доме проведено общее собрание собственников по вопросу выбора способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов. В протоколе от 08.05.2014 N 10 отражено, что избран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.
ТСЖ "ВЕСТА" обратилось в кредитное учреждение (ОАО "Банк Москвы") с заявлением об открытии специальных счетов для формирования фонда капитального ремонта обособлено для каждого дома.
Информационным письмом от 22.09.2014 ОАО "Банк Москвы" уведомило товарищество об открытии специальных счетов, для формирования фонда капитального ремонта ТСЖ, дата открытия счета - 22.09.2014.
ТСЖ "ВЕСТА" представило в орган государственного жилищного надзора уведомление от 23.09.2014 N 0244/14 об открытии специального счета для формирования фонда капитального ремонта.
Письмом от 26.09.2014 N 14-11247 "Об открытии специального счета" Служба сообщила товариществу, что уведомление не может быть включено в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, так как оно представлено с нарушениями условий, предусмотренных частью 5 статьи 170, 172 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что решение Службы о невключении уведомления ТСЖ "ВЕСТА" об открытии специального счета в целях формирования фонда капитального ремонта в реестр уведомлений противоречит требованиям нормативных правовых актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным требованием.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого действий (бездействия) незаконными суд должен установить совокупность следующих условий:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- - наличие полномочий на его принятие у государственного органа;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3).
Согласно положениям статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора) (часть 3). Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение (часть 5). В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7).
Владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его (части 1, 4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта, а также порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) и требования к этим программам, цели, функции и порядок деятельности регионального оператора установлены Законом Красноярского края от 27.06.2013 N 4-1451 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края" (далее - Закон от 27.06.2013 N 4-1451).
Статьей 4 Закона Красноярского края от 27.06.2013 N 4-1451 определен следующий порядок реализации принятого собственниками решения о формировании фонда капитального ремонта:
- - решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого будет являться региональный оператор, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение;
- - о принятом решении об определении способа формирования фонда капитального ремонта, а также о направлении в адрес регионального оператора копии протокола общего собрания собственников, указанного в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, собственники помещений уведомляют органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых находится соответствующий многоквартирный дом. Не позднее чем за один месяц до окончания срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее;
- - в случае если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный пунктом 1 настоящей статьи срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого многоквартирного дома на счете регионального оператора;
- - указанное решение принимается органом местного самоуправления в течение десяти дней с даты истечения срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, и в течение пяти дней с даты принятия решения направляется органом местного самоуправления региональному оператору и собственникам помещений в многоквартирном доме, в отношении которого принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Из материалов дела следует, что Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 709-п, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края (www.zakon.krskstate.ru) 10.02.2014, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в срок до 10.08.2014, что включает в себя принятие решения об избрании способа формирования фонда капитального ремонта, определение владельца специального счета, заключение договора с банком на открытие специальных счетов.
Суд апелляционной инстанции установил, что собранием дома по ул. 3 Августа, д. 26 по вопросу о выборе способа формирования фонда капитального ремонта (протокол от 08.05.2014 N 10) принято решение о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного на специальном счете товарищества собственников жилья; в качестве владельца специального счета определено ТСЖ "Веста"; в качестве кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет определено ЗАО "ВТБ 24".
Письмом от 12.05.2014 N 235/14 товарищество направило в адрес администрации Советского района г. Красноярска решение очередного общего собрания собственников дома по ул. 3 Августа, д. 26 по вопросу о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Вместе с тем согласно обстоятельствам спора специальный счет для перечисления средств в целях формирования фонда капитального ремонта открыт в ОАО "Банк Москвы" 22.09.2014, что подтверждается информационным письмом указанной кредитной организации от 23.09.2014.
Следовательно, собственники указанного многоквартирного дома в соответствии с установленным порядком в предусмотренный действующим законодательством шестимесячный срок (до 10.08.2014) не совершили все необходимые действия для выбора одного из предусмотренных способов формирования фонда капитального ремонта.
На основании изложенного, апелляционный суд считает, что собственники помещений в спорном доме не реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта в виде перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет, в связи с чем у Службы имелись правовые основания для отказа во включении ТСЖ "ВЕСТА" в реестр специальных счетов.
Доводы заявителя о том, что обстоятельства открытия специального счета, уведомление об его открытие не влияют на реализацию установленного права, принятие решения собственниками с учетом принципа равенства является достаточным условием для реализации соответствующего права, законодательство не предусматривает в качестве оснований для отказа неоткрытие счета и неуведомление об открытие в установленный срок, отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании норм, поскольку в соответствии с приведенными нормами права выбор соответствующего способа формирования фонда капитального ремонта включает в себя принятие решения и его реализацию, что предполагает, в том числе открытие специального счета.
Более того, в соответствии с изменениями, внесенными в часть 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и вступившими в силу с 30.06.2015, указанная норма содержит прямое указание на то, что решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса.
В свою очередь орган государственного жилищного надзора в силу части 4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Уведомление товариществом администрации Советского района г. Красноярска о принятом решении в мае 2014 года не является достаточным условием для включения спорного многоквартирного дома в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции также отклоняет иные приведенные товариществом доводы о том, что Служба осуществляет только контрольные функции, а администрацией Советского района г. Красноярска нарушен порядок принятия решения в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован.
Данные доводы, равно как и обстоятельства, следующие из письма ЗАО ВТБ 24 от 15.09.2014 N РОО.5/Ф.15/303, не имеют правового значения для вывода относительно законности оспоренного товариществом решения Службы.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя; государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы уплачена заявителем в установленном порядке и размере.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "10" июля 2015 года по делу N А33-404/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Д.В.ЮДИН
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Н.А.МОРОЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.10.2015 ПО ДЕЛУ N А33-404/2015
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2015 г. по делу N А33-404/2015
Резолютивная часть постановления объявлена "28" сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "08" октября 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.
судей: Борисова Г.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратова О.М.,
при участии:
- от заявителя (товарищества собственников жилья "ВЕСТА"): Лобовой О.В., председателя правления на основании протокола от 12.05.2014 N 30; Худоногова А.В., представителя по доверенности от 30.11.2014;
- от ответчика (службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края): Головач Ю.А., представителя по доверенности от 04.02.2015 N 48,
рассмотрев апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "ВЕСТА"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "10" июля 2015 года по делу N А33-404/2015, принятое судьей Фроловым Н.Н.,
установил:
товарищество собственников жилья "ВЕСТА" (далее - заявитель, товарищество) (ИНН 2463208169, ОГРН 246301001) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - Служба) (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582) с заявлением о признании незаконным решения о невозможности включения уведомления в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10 июля 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на то, что собственники многоквартирного дома реализовали свое право на определение способа формирования фонда капитального ремонта 30.04.2014, о чем уведомили администрацию Советского района г. Красноярска 12.05.2014. Заявитель настаивает на том, что предусмотренное право было реализовано в установленном порядке и основания для невключения в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете отсутствовали. Согласно позиции товарищества выводы суда первой инстанции и доводы ответчика противоречат нормам законодательства и нарушают принцип равенства. Открытие специального счета в пределах установленного шестимесячного срока не обуславливает возможность реализации соответствующего права, следовательно, его неоткрытие и неуведомление об открытии Службы не может повлечь для собственников, принявших необходимое решение, последствия в виде невозможности реализации права, отказа в его реализации. В соответствии с нормами законодательства и принятыми подзаконными актами Служба выполняет только контрольные функции за целевым расходованием денежных средств. Заявитель также указывает на неполное исследование и оценку судом первой инстанции материалов дела, а также на то, что администрацией Советского района г. Красноярска нарушен порядок принятия решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого многоквартирного дома на счете регионального оператора; при этом постановление от 21.08.2014 N 522 "О формировании фонда капитального ремонта в отношении МКД, расположенных на территории муниципального образования, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован" было опубликовано только 03.09.2014 и соответствующий перечень не содержал информацию о спорном многоквартирном доме.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором с апелляционной жалобой не согласился, в ее удовлетворении просил отказать. Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
ТСЖ "ВЕСТА" осуществляет управление общим имуществом жилого дома N 26, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. 3 Августа. Решение о выборе способа управления товариществом принято собственниками жилых помещений при его создании.
30.04.2014 собственниками помещений в указанном многоквартирном доме проведено общее собрание собственников по вопросу выбора способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов. В протоколе от 08.05.2014 N 10 отражено, что избран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.
ТСЖ "ВЕСТА" обратилось в кредитное учреждение (ОАО "Банк Москвы") с заявлением об открытии специальных счетов для формирования фонда капитального ремонта обособлено для каждого дома.
Информационным письмом от 22.09.2014 ОАО "Банк Москвы" уведомило товарищество об открытии специальных счетов, для формирования фонда капитального ремонта ТСЖ, дата открытия счета - 22.09.2014.
ТСЖ "ВЕСТА" представило в орган государственного жилищного надзора уведомление от 23.09.2014 N 0244/14 об открытии специального счета для формирования фонда капитального ремонта.
Письмом от 26.09.2014 N 14-11247 "Об открытии специального счета" Служба сообщила товариществу, что уведомление не может быть включено в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, так как оно представлено с нарушениями условий, предусмотренных частью 5 статьи 170, 172 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что решение Службы о невключении уведомления ТСЖ "ВЕСТА" об открытии специального счета в целях формирования фонда капитального ремонта в реестр уведомлений противоречит требованиям нормативных правовых актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным требованием.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого действий (бездействия) незаконными суд должен установить совокупность следующих условий:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- - наличие полномочий на его принятие у государственного органа;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3).
Согласно положениям статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора) (часть 3). Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение (часть 5). В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7).
Владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его (части 1, 4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта, а также порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) и требования к этим программам, цели, функции и порядок деятельности регионального оператора установлены Законом Красноярского края от 27.06.2013 N 4-1451 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края" (далее - Закон от 27.06.2013 N 4-1451).
Статьей 4 Закона Красноярского края от 27.06.2013 N 4-1451 определен следующий порядок реализации принятого собственниками решения о формировании фонда капитального ремонта:
- - решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого будет являться региональный оператор, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение;
- - о принятом решении об определении способа формирования фонда капитального ремонта, а также о направлении в адрес регионального оператора копии протокола общего собрания собственников, указанного в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, собственники помещений уведомляют органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых находится соответствующий многоквартирный дом. Не позднее чем за один месяц до окончания срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее;
- - в случае если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный пунктом 1 настоящей статьи срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого многоквартирного дома на счете регионального оператора;
- - указанное решение принимается органом местного самоуправления в течение десяти дней с даты истечения срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, и в течение пяти дней с даты принятия решения направляется органом местного самоуправления региональному оператору и собственникам помещений в многоквартирном доме, в отношении которого принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Из материалов дела следует, что Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 709-п, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края (www.zakon.krskstate.ru) 10.02.2014, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в срок до 10.08.2014, что включает в себя принятие решения об избрании способа формирования фонда капитального ремонта, определение владельца специального счета, заключение договора с банком на открытие специальных счетов.
Суд апелляционной инстанции установил, что собранием дома по ул. 3 Августа, д. 26 по вопросу о выборе способа формирования фонда капитального ремонта (протокол от 08.05.2014 N 10) принято решение о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного на специальном счете товарищества собственников жилья; в качестве владельца специального счета определено ТСЖ "Веста"; в качестве кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет определено ЗАО "ВТБ 24".
Письмом от 12.05.2014 N 235/14 товарищество направило в адрес администрации Советского района г. Красноярска решение очередного общего собрания собственников дома по ул. 3 Августа, д. 26 по вопросу о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Вместе с тем согласно обстоятельствам спора специальный счет для перечисления средств в целях формирования фонда капитального ремонта открыт в ОАО "Банк Москвы" 22.09.2014, что подтверждается информационным письмом указанной кредитной организации от 23.09.2014.
Следовательно, собственники указанного многоквартирного дома в соответствии с установленным порядком в предусмотренный действующим законодательством шестимесячный срок (до 10.08.2014) не совершили все необходимые действия для выбора одного из предусмотренных способов формирования фонда капитального ремонта.
На основании изложенного, апелляционный суд считает, что собственники помещений в спорном доме не реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта в виде перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет, в связи с чем у Службы имелись правовые основания для отказа во включении ТСЖ "ВЕСТА" в реестр специальных счетов.
Доводы заявителя о том, что обстоятельства открытия специального счета, уведомление об его открытие не влияют на реализацию установленного права, принятие решения собственниками с учетом принципа равенства является достаточным условием для реализации соответствующего права, законодательство не предусматривает в качестве оснований для отказа неоткрытие счета и неуведомление об открытие в установленный срок, отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании норм, поскольку в соответствии с приведенными нормами права выбор соответствующего способа формирования фонда капитального ремонта включает в себя принятие решения и его реализацию, что предполагает, в том числе открытие специального счета.
Более того, в соответствии с изменениями, внесенными в часть 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и вступившими в силу с 30.06.2015, указанная норма содержит прямое указание на то, что решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса.
В свою очередь орган государственного жилищного надзора в силу части 4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Уведомление товариществом администрации Советского района г. Красноярска о принятом решении в мае 2014 года не является достаточным условием для включения спорного многоквартирного дома в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции также отклоняет иные приведенные товариществом доводы о том, что Служба осуществляет только контрольные функции, а администрацией Советского района г. Красноярска нарушен порядок принятия решения в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован.
Данные доводы, равно как и обстоятельства, следующие из письма ЗАО ВТБ 24 от 15.09.2014 N РОО.5/Ф.15/303, не имеют правового значения для вывода относительно законности оспоренного товариществом решения Службы.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя; государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы уплачена заявителем в установленном порядке и размере.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "10" июля 2015 года по делу N А33-404/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Д.В.ЮДИН
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Н.А.МОРОЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)