Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 10.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2509

Требование: О взыскании задолженности по выплате субсидии.

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Проверкой установлено, что органом местного самоуправления не выплачена субсидия на оплату коммунальных услуг.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июня 2015 г. по делу N 33-2509


Судья Муртазалиев М.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РД в составе: председательствующего Сидоренко М.И., судей Гомленко Н.К. и Гаджиева Б.Г., при секретаре А.,
с участием прокурора Алиевой Ф.Д.
при рассмотрении апелляционной жалобы главы администрации ГО "город Избербаш" М. на решение Избербашского городского суда РД от 2 апреля 2015 года, которым постановлено:
"Исковое заявление прокурора г. Избербаш РД, поданное в защиту прав и законных интересов Х., к Администрации городского округа "Город Избербаш" о взыскании задолженности по выплате субсидии на оплату коммунальных услуг удовлетворить.
Взыскать с Администрации городского округа "Город Избербаш" в пользу Х. задолженность по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 2012 - 2014 г.г. в размере <...> один) рублей из денежных средств, перечисленных Министерством финансов Республики Дагестан для финансирования расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РД Гомленко Н.К., мнение прокурора Алиевой Ф.Д., полагавшей решение суда оставить без изменения, объяснения Х., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Избербаш Мирзалабагамаев М.Ш. в интересах Х. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа "город Избербаш" о взыскании задолженности по выплате субсидий на оплату коммунальных услуг, ссылаясь на то, что прокуратурой г. Избербаш по заявлению Х. проведена проверка соблюдения законодательства при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг малоимущим гражданам. Проверкой установлено, что администрацией ГО "город Избербаш" и отделом субсидий МБУ "УЖКХ" г. Избербаш Х. не выплачена субсидия на оплату коммунальных услуг за 2012 - 2014 гг. в сумме <...> рублей.
Согласно ст. 5 Закона РД от 24.12.2007 г. N 68 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД государственными полномочиями РД по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", полномочиями по выплатам субсидий наделена Администрация ГО "Город Избербаш", в связи, с чем задолженность по субсидиям подлежит взысканию с Администрации ГО "Город Избербаш".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе глава администрации ГО "город Избербаш" М. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что в соответствии с п. 10 Порядка перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в РД, утвержденного Постановлением Правительства РД от 26.08.2011 г., обязанность по выплате субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лежит на Министерстве финансов РД. Задолженность по субсидиям перед Х. возникла из-за недостаточного финансирования Минфином РД своих бюджетных обязательств. При удовлетворении указанного иска денежные средства должны быть взысканы за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. Суд необоснованно переложил обязательства республиканского бюджета на администрацию г. Избербаш.
В возражениях на жалобу Х. просит решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда правильным по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса РФ, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Правила предоставления субсидий в Российской Федерации регламентируются Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761 (далее - Правила) "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
В соответствии с п. п. 66, 77 указанных Правил, финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий получателям субсидий устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 26 августа 2011 года N 294 утвержден Порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Дагестан.
Согласно п. п. 6, 10, 11, 12 указанного Порядка, средства на предоставление субсидий предусматриваются в республиканском фонде компенсаций, образуемом в составе республиканского бюджета Республики Дагестан, с распределением их по городам и районам и перечисляются на финансирование указанных расходов бюджетам муниципальных образований целевым назначением в виде субвенций. Министерство финансов Республики Дагестан перечисляет бюджетам муниципальных образований средства на финансирование расходов по предоставлению субсидий получателям с учетом ежемесячно представляемых ГУ "РЦС" (Республиканский центр субсидий) предложений, составленных на основании представленных уполномоченными органами отчетов по установленной форме, согласованных с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан; осуществляет финансирование расходов в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета Республики Дагестан в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов на предоставление субсидий получателям с учетом расходов на содержание служб субсидий администраций муниципальных районов и городских округов и в пределах средств, предусматриваемых на эти цели в соответствующих бюджетах; ежемесячно представляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан и ГУ "РЦС" сведения о перечисленных бюджетам муниципальных образований средствах на финансирование расходов по предоставлению субсидий. Финансирование расходов, связанных с доставкой и пересылкой субсидий гражданам, проживающим на территории Республики Дагестан, через кредитные организации, организации связи и кассы уполномоченных органов, осуществляется за счет средств, предусматриваемых в республиканском бюджете Республики Дагестан на обеспечение предоставления гражданам субсидий. Ответственность за целевое использование денежных средств, предусмотренных для выплаты субсидий, несет администрация соответствующего муниципального образования.
В соответствии со ст. 5 Закона Республики Дагестан от 24 декабря 2007 года N 68 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского фонда компенсаций, предусмотренных законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год.
Судом правильно применены указанные нормы материального права и сделан вывод, что фактическим получателем субвенций в городском округе "город Избербаш" является администрация городского округа "город Избербаш", которая на основании произведенных МБУ "УЖКХ" начислений должна перечислять полученные денежные средства на открытые получателями субсидий банковские счета.
Согласно п. п. 111, 112 Приказа Министерства регионального развития РФ N 58 и Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 403 от 26 мая 2006 г., финансирование расходов на обеспечение предоставления субсидий гражданам должно обеспечить ежемесячное перечисление бюджетных средств на банковские счета граждан или выплату (доставку) через организации связи или выплату из кассы уполномоченного органа в полном объеме начисленных субсидий до начала срока оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. С целью недопущения нарушения сроков предоставления гражданам субсидий из-за возможной задержки предоставления субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации органам государственной власти субъекта Российской Федерации следует предусмотреть использование механизма кредитования банком местного бюджета. Для этого органам государственной власти субъекта Российской Федерации следует заключить соответствующие договоры с кредитными организациями. Ответственным за погашение банковского кредита, включая проценты, должен признаваться орган исполнения регионального бюджета.
Судом установлено, что Х. ежемесячно субсидии не получал, с 2012 г. возникла задолженность по субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Расчет задолженности произведен отделом субсидий МБУ "УЖКХ"и сторонами не оспаривается.
Суд пришел также к правильному выводу, что по вине администрация ГО "город Избербаш" не обеспечена ежемесячная выплата (доставка) субсидии Х.
Доводы представителя Администрации ГО "Город Избербаш" о том, что Министерство финансов РД является надлежащим ответчиком по иску прокурора в интересах Х. о взыскании задолженности по субсидиям, не состоятельны, т.к. указанными выше законами предусмотрено, что Министерство финансов РД осуществляет лишь финансирование делегированных ей полномочий по перечислению субсидий в муниципальные бюджеты, а непосредственное обеспечение получателей субсидий указанными средствами возложено на местные администрации, которые обязаны были предпринимать предусмотренные законом меры для своевременного получения субсидий из республиканского бюджета с целью своевременного исполнения своих обязанностей.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что администрации ГО "город Избербаш" обращалась с заявлениями, претензиями, жалобами к Министерству финансов РД по поводу своевременного перечисления денежных средств для выплаты субсидий, в отсутствие таких доказательств, суд пришел к правильному выводу, что надлежащим ответчиком о иску прокурора в интересах Х. является администрация ГО "город Избербаш".
В данном споре правоотношения возникли между физическим лицом Х. и органами государственной власти (делегированы местным администрациям), согласно ст. 152 Бюджетного Кодекса РФ, физические лица не являются участниками бюджетного процесса (они не относятся к получателям бюджетных средств, понятие которого дается и в ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ). Поэтому доводы жалобы представителей администрации ГО "город Избербаш" о том, что к участию по делу следовало привлечь Министерство финансов РД и с них взыскать задолженность по субсидиям, не убедительны.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 п. 1 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Избербашского городского суда РД от 2 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации ГО "город Избербаш" М. - без удовлетворения.

Председательствующий
М.И.СИДОРЕНКО

Судьи
Н.К.ГОМЛЕНКО
Б.Г.ГАДЖИЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)