Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малыхиной М.Н.,
судей Авдониной О.Г., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Анистратенко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Парпула Ивана Ильича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09.01.2015 по делу N А32-17269/2014
по иску товарищества собственников жилья "Тургеневский двор-3"
к индивидуальному предпринимателю Парпуле Ивану Ильичу
о взыскании задолженности, процентов за пользование чужими денежными средствами,
принятое в составе судьи Корейво Е.В.,
установил:
товарищество собственников жилья "Тургеневский двор-3" (далее - товарищество, ТСЖ "Тургеневский двор-3") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к индивидуальному предпринимателю Парпуле Ивану Ильичу (далее -предприниматель, ИП Парпула И.И.), просил взыскать с ответчика 723 444 рубля 26 копеек, в том числе: 680 971 рубль 95 копеек - задолженности за коммунальные услуги и платы за содержание общего имущества многоквартирного дома за период с 1 февраля 2014 года по 31 октября 2014 года, 42 472 рубля 31 копейку - процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 1 февраля 2014 года по 31 октября 2014 года, а также просит отнести на ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины и юридических услуг (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Исковые требования мотивированы неоплатой ответчиком компенсации расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме, на оплату расходов на общедомовые нужды (электрической энергии, холодного водоснабжения, лифтового оборудования).
Решением суда от 09.01.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд взыскал с ответчика в пользу истца 680 971 рубль 95 копеек - неосновательного обогащения в виде задолженности за коммунальные услуги и платы за содержание общего имущества многоквартирного дома за период с 1 февраля 2014 года по 31 октября 2014 года, 42472 рубля 31 копейку - процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 1 февраля 2014 года по 31 октября 2014 года, а также 7498 рублей 75 копеек - судебных расходов по оплате государственной пошлины, 40000 рублей - расходов на оплату услуг представителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель обжаловал его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что взысканная судом стоимость электроэнергии за места общего пользования превышает определяемую путем нормативного расчета, при том, что решение о распределении сверхнормативного объема потребления собственниками помещений не принималось. Соответственно взыскание нарушает пункт 44 Правил N 354. Также полагает, что истцом применяется некорректная методика расчета. Кроме того, полагает, что плата за обслуживание лифтов не должна взыскиваться отдельно сверх платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, так как общим собранием членов ТСЖ "Тургеневский двор-3" не установлен соответствующий отдельный тариф.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
К отзыву представил дополнительные пояснения, в которых произвел расчет нормативного объема потребления электроэнергии на общедомовые нужды и отметил, что превышения фактического потребления над расчетными величинами нет. Расчет ответчика некорректен.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, с 2011 года ответчик является собственником нежилых помещений общей площадью 4063,82 м?, расположенных в цокольном, на первом - третьем этажах дома N 232/109 под литерой А по адресу: г. Краснодар, ул. им. Космонавта Гагарина/ул.им. Тургенева.
Как следует из п. 1.3 Устава товарищества собственников жилья "Тургеневский двор-3", товарищество является объединением собственников жилых квартир и нежилых помещений, а также другого недвижимого имущества, непосредственно связанного с жилым домом, в границах балансовой принадлежности, являющегося их общей собственностью и расположенного в границах единого комплекса недвижимого имущества в жилищной сфере дома, расположенных по адресу: г. Краснодар, ул. Тургенева/Гагарина, 109/232. Запись о государственной регистрации юридического лица при создании внесена 20 февраля 2006 года.
По утверждению истца, ответчик не участвовал в компенсации расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме, на оплату расходов на общедомовые нужды (электрической энергии, холодного водоснабжения, лифтового оборудования), в связи с чем, за ответчиком в период с 1 февраля 2014 года по 31 октября 2014 года образовалась задолженность в общей сумме 680971 рубль 95 копеек, в том числе: 472297 рублей 22 копеек - по расходам на содержание и ремонт общего имущества, 150163 рублей 15 копеек - расходов на оплату поставки электрической энергии, приходящейся на места общего пользования, 3971 рубль 78 копеек - расходов на оплату услуг по холодному водоснабжению для целей общедомовых нужд, 54539 рублей 80 копеек - затрат на обслуживание лифтового оборудования.
Поскольку в претензионном порядке ответчик отказался возмещать вышеуказанную сумму, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме возложено на собственников находящихся в нем жилых и нежилых помещений. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме определена пропорциональной доле собственника в праве общей собственности на общее имущество.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила) собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений. Члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и взносы. Собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения (часть 6 статьи 155 Жилищного кодекса).
Пунктом 33 Правил предусмотрено, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Отказ части собственников помещений от вступления в члены товарищества собственников жилья либо от заключения договора с товариществом собственников жилья, в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса, не освобождает их от участия в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества.
Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 09.11.2010 N 4910/10 сформулирована правовая позиция, согласно которой содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем услуг не освобождают собственника от бремени расходов на содержание общего имущества, включая земельный участок, на котором расположен дом. В силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают. Поэтому управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Расчет расходов по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома произведен истцом исходя из площади помещений, принадлежащих ответчику, 4063,82 м?, по тарифам 12 рублей 18 копеек за 1 м? за период с февраля 2014 года по май 2014 года и 13 рублей 50 копеек, начиная с июня 2014 года по октябрь 2014 года включительно, установленным общим собранием членов товарищества собственников жилья (протоколы от 25 мая 2013 года и от 22 июня 2014 года).
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), коллективным (общедомовым) прибором учета является средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В силу п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Согласно п. 46 Правил предоставления коммунальных услуг плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пп. 42, 43 Правил предоставления коммунальных услуг объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
В соответствии с п. 47 Правил предоставления коммунальных услуг в случае, указанном в п. 46 Правил предоставления коммунальных услуг, объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель обязан распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения (квартиры) - в отношении отопления и газоснабжения для нужд отопления либо пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире) - в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды; уменьшить на объем коммунального ресурса, отнесенный в ходе распределения на жилое помещение (квартиру), объем аналогичного коммунального ресурса, определенный для потребителя в жилом помещении за этот расчетный период в соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг, вплоть до нуля и использовать полученный в результате такого уменьшения объем коммунального ресурса при расчете размера платы потребителя за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в жилое помещение (квартиру) за этот расчетный период. В случае если объем коммунального ресурса, приходящийся на какого-либо потребителя в результате распределения в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, превышает объем коммунального ресурса, определенный для потребителя в соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг, излишек коммунального ресурса на следующий расчетный период не переносится и при расчете размера платы в следующем расчетном периоде не учитывается.
Проверив расчеты истца, суд первой инстанции нашел их арифметически верными и соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг. Судом отклонены доводы ответчика как основанные на неверном понимании приведенным норм права. Предлагаемая ответчиком методика расчета является некорректной, правомерно не принята во внимание судом первой инстанции. Оснований для иных выводов по данному вопросу, нежели сделаны судом первой инстанции, апелляционный суд не усматривает.
Доводы о нарушении пункта 44 Правил N 354 также отклоняются. Судом апелляционной инстанции данные доводы проверены и установлено, что фактические объемы потребления электрической энергии для общедомовых нужд не превышают объемы, определяемые расчетным путем.
Доводы о недопустимости взыскания платы за обслуживание лифтов, конкретный размер которой не определен решениями общих собраний собственников помещений судом также отклоняются.
Как видно, при утверждении размера платы за содержание, ремонт и управление общее собрание членов ТСЖ "Тургеневский двор-3" решением от 22.06.2014 г. установило, что соответствующий размер платы относим к работам и услугам по перечню, прилагаемому к протоколу. Обслуживание лифта и вывоз ТБО в данный перечень не вошли. При решении по первому вопросу повестки дня одобрена практика заключения товариществом договоров на оказание отдельных услуг, необходимых для содержания и управления домом, а пунктом два определена в том числе смета расходов ТСЖ.
Факт несения расходов на содержание лифтов товариществом подтвержден. Указанные расходы относятся к расходам на содержание общего имущества многоквартирного дома, однако в утвержденный тариф не включены, что само по себе не препятствует их распределению между собственниками помещений многоквартирного дома при соблюдении правил пропорциональности площади. Доказательства чрезмерности либо нереальности несения данных расходов товариществом ответчиком не представлены.
Факт несения соответствующих затрат подтверждается представленными в материалы дела платежными документами, актами выполненных работ, договорами с поставщиками коммунальных ресурсов и исполнителями услуг.
В силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, истец не должен доказывать размер фактических расходов, возникших у него в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений. Несение ответчиками самостоятельных расходов по содержанию своего имущества не освобождает их от обязанности нести расходы по содержанию общего имущества согласно требованиям ст. 249 Гражданского кодекса.
Вышеизложенная правовая позиция определена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2010 года по делу N А71-9485/2009.
Некомпенсированная истцу часть расходов, связанных с оказанием услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, является для ответчиков неосновательным обогащением, сумма которого в соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса должна быть возвращена лицу, понесшему расходы.
В силу п. 2 ст. 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения денежных средств.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности заявленных требований. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем. Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
При подаче апелляционной жалобы заявителем оплачена государственная пошлина в размере 2000 руб. по платежному поручению N 481 от 19.12.2014.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2015 по делу N А32-17269/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Парпула Ивана Ильича (ИНН 231111132552, ОГРНИП 305231129300143) в доход федерального бюджета 1 000 (одну тысячу) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.Н.МАЛЫХИНА
Судьи
О.Г.АВДОНИНА
А.А.ПОПОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.04.2015 N 15АП-2978/2015 ПО ДЕЛУ N А32-17269/2014
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2015 г. N 15АП-2978/2015
Дело N А32-17269/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малыхиной М.Н.,
судей Авдониной О.Г., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Анистратенко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Парпула Ивана Ильича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09.01.2015 по делу N А32-17269/2014
по иску товарищества собственников жилья "Тургеневский двор-3"
к индивидуальному предпринимателю Парпуле Ивану Ильичу
о взыскании задолженности, процентов за пользование чужими денежными средствами,
принятое в составе судьи Корейво Е.В.,
установил:
товарищество собственников жилья "Тургеневский двор-3" (далее - товарищество, ТСЖ "Тургеневский двор-3") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к индивидуальному предпринимателю Парпуле Ивану Ильичу (далее -предприниматель, ИП Парпула И.И.), просил взыскать с ответчика 723 444 рубля 26 копеек, в том числе: 680 971 рубль 95 копеек - задолженности за коммунальные услуги и платы за содержание общего имущества многоквартирного дома за период с 1 февраля 2014 года по 31 октября 2014 года, 42 472 рубля 31 копейку - процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 1 февраля 2014 года по 31 октября 2014 года, а также просит отнести на ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины и юридических услуг (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Исковые требования мотивированы неоплатой ответчиком компенсации расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме, на оплату расходов на общедомовые нужды (электрической энергии, холодного водоснабжения, лифтового оборудования).
Решением суда от 09.01.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд взыскал с ответчика в пользу истца 680 971 рубль 95 копеек - неосновательного обогащения в виде задолженности за коммунальные услуги и платы за содержание общего имущества многоквартирного дома за период с 1 февраля 2014 года по 31 октября 2014 года, 42472 рубля 31 копейку - процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 1 февраля 2014 года по 31 октября 2014 года, а также 7498 рублей 75 копеек - судебных расходов по оплате государственной пошлины, 40000 рублей - расходов на оплату услуг представителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель обжаловал его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что взысканная судом стоимость электроэнергии за места общего пользования превышает определяемую путем нормативного расчета, при том, что решение о распределении сверхнормативного объема потребления собственниками помещений не принималось. Соответственно взыскание нарушает пункт 44 Правил N 354. Также полагает, что истцом применяется некорректная методика расчета. Кроме того, полагает, что плата за обслуживание лифтов не должна взыскиваться отдельно сверх платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, так как общим собранием членов ТСЖ "Тургеневский двор-3" не установлен соответствующий отдельный тариф.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
К отзыву представил дополнительные пояснения, в которых произвел расчет нормативного объема потребления электроэнергии на общедомовые нужды и отметил, что превышения фактического потребления над расчетными величинами нет. Расчет ответчика некорректен.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, с 2011 года ответчик является собственником нежилых помещений общей площадью 4063,82 м?, расположенных в цокольном, на первом - третьем этажах дома N 232/109 под литерой А по адресу: г. Краснодар, ул. им. Космонавта Гагарина/ул.им. Тургенева.
Как следует из п. 1.3 Устава товарищества собственников жилья "Тургеневский двор-3", товарищество является объединением собственников жилых квартир и нежилых помещений, а также другого недвижимого имущества, непосредственно связанного с жилым домом, в границах балансовой принадлежности, являющегося их общей собственностью и расположенного в границах единого комплекса недвижимого имущества в жилищной сфере дома, расположенных по адресу: г. Краснодар, ул. Тургенева/Гагарина, 109/232. Запись о государственной регистрации юридического лица при создании внесена 20 февраля 2006 года.
По утверждению истца, ответчик не участвовал в компенсации расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме, на оплату расходов на общедомовые нужды (электрической энергии, холодного водоснабжения, лифтового оборудования), в связи с чем, за ответчиком в период с 1 февраля 2014 года по 31 октября 2014 года образовалась задолженность в общей сумме 680971 рубль 95 копеек, в том числе: 472297 рублей 22 копеек - по расходам на содержание и ремонт общего имущества, 150163 рублей 15 копеек - расходов на оплату поставки электрической энергии, приходящейся на места общего пользования, 3971 рубль 78 копеек - расходов на оплату услуг по холодному водоснабжению для целей общедомовых нужд, 54539 рублей 80 копеек - затрат на обслуживание лифтового оборудования.
Поскольку в претензионном порядке ответчик отказался возмещать вышеуказанную сумму, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме возложено на собственников находящихся в нем жилых и нежилых помещений. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме определена пропорциональной доле собственника в праве общей собственности на общее имущество.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила) собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений. Члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и взносы. Собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения (часть 6 статьи 155 Жилищного кодекса).
Пунктом 33 Правил предусмотрено, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Отказ части собственников помещений от вступления в члены товарищества собственников жилья либо от заключения договора с товариществом собственников жилья, в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса, не освобождает их от участия в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества.
Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 09.11.2010 N 4910/10 сформулирована правовая позиция, согласно которой содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем услуг не освобождают собственника от бремени расходов на содержание общего имущества, включая земельный участок, на котором расположен дом. В силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают. Поэтому управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Расчет расходов по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома произведен истцом исходя из площади помещений, принадлежащих ответчику, 4063,82 м?, по тарифам 12 рублей 18 копеек за 1 м? за период с февраля 2014 года по май 2014 года и 13 рублей 50 копеек, начиная с июня 2014 года по октябрь 2014 года включительно, установленным общим собранием членов товарищества собственников жилья (протоколы от 25 мая 2013 года и от 22 июня 2014 года).
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), коллективным (общедомовым) прибором учета является средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В силу п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Согласно п. 46 Правил предоставления коммунальных услуг плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пп. 42, 43 Правил предоставления коммунальных услуг объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
В соответствии с п. 47 Правил предоставления коммунальных услуг в случае, указанном в п. 46 Правил предоставления коммунальных услуг, объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель обязан распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения (квартиры) - в отношении отопления и газоснабжения для нужд отопления либо пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире) - в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды; уменьшить на объем коммунального ресурса, отнесенный в ходе распределения на жилое помещение (квартиру), объем аналогичного коммунального ресурса, определенный для потребителя в жилом помещении за этот расчетный период в соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг, вплоть до нуля и использовать полученный в результате такого уменьшения объем коммунального ресурса при расчете размера платы потребителя за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в жилое помещение (квартиру) за этот расчетный период. В случае если объем коммунального ресурса, приходящийся на какого-либо потребителя в результате распределения в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, превышает объем коммунального ресурса, определенный для потребителя в соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг, излишек коммунального ресурса на следующий расчетный период не переносится и при расчете размера платы в следующем расчетном периоде не учитывается.
Проверив расчеты истца, суд первой инстанции нашел их арифметически верными и соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг. Судом отклонены доводы ответчика как основанные на неверном понимании приведенным норм права. Предлагаемая ответчиком методика расчета является некорректной, правомерно не принята во внимание судом первой инстанции. Оснований для иных выводов по данному вопросу, нежели сделаны судом первой инстанции, апелляционный суд не усматривает.
Доводы о нарушении пункта 44 Правил N 354 также отклоняются. Судом апелляционной инстанции данные доводы проверены и установлено, что фактические объемы потребления электрической энергии для общедомовых нужд не превышают объемы, определяемые расчетным путем.
Доводы о недопустимости взыскания платы за обслуживание лифтов, конкретный размер которой не определен решениями общих собраний собственников помещений судом также отклоняются.
Как видно, при утверждении размера платы за содержание, ремонт и управление общее собрание членов ТСЖ "Тургеневский двор-3" решением от 22.06.2014 г. установило, что соответствующий размер платы относим к работам и услугам по перечню, прилагаемому к протоколу. Обслуживание лифта и вывоз ТБО в данный перечень не вошли. При решении по первому вопросу повестки дня одобрена практика заключения товариществом договоров на оказание отдельных услуг, необходимых для содержания и управления домом, а пунктом два определена в том числе смета расходов ТСЖ.
Факт несения расходов на содержание лифтов товариществом подтвержден. Указанные расходы относятся к расходам на содержание общего имущества многоквартирного дома, однако в утвержденный тариф не включены, что само по себе не препятствует их распределению между собственниками помещений многоквартирного дома при соблюдении правил пропорциональности площади. Доказательства чрезмерности либо нереальности несения данных расходов товариществом ответчиком не представлены.
Факт несения соответствующих затрат подтверждается представленными в материалы дела платежными документами, актами выполненных работ, договорами с поставщиками коммунальных ресурсов и исполнителями услуг.
В силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, истец не должен доказывать размер фактических расходов, возникших у него в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений. Несение ответчиками самостоятельных расходов по содержанию своего имущества не освобождает их от обязанности нести расходы по содержанию общего имущества согласно требованиям ст. 249 Гражданского кодекса.
Вышеизложенная правовая позиция определена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2010 года по делу N А71-9485/2009.
Некомпенсированная истцу часть расходов, связанных с оказанием услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, является для ответчиков неосновательным обогащением, сумма которого в соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса должна быть возвращена лицу, понесшему расходы.
В силу п. 2 ст. 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения денежных средств.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности заявленных требований. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем. Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
При подаче апелляционной жалобы заявителем оплачена государственная пошлина в размере 2000 руб. по платежному поручению N 481 от 19.12.2014.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2015 по делу N А32-17269/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Парпула Ивана Ильича (ИНН 231111132552, ОГРНИП 305231129300143) в доход федерального бюджета 1 000 (одну тысячу) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.Н.МАЛЫХИНА
Судьи
О.Г.АВДОНИНА
А.А.ПОПОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)