Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Киреевой,
судей: Е.И. Захарчука, О.Б. Нагишевой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.Г. Захаренко,
при участии:
от истца: Гамбург А.В., директор, на основании решения общего собрания участника общества о назначении директора от 18.12.2012, паспорт,
от ответчика: Репенек Е.Ю. по доверенности от 26.11.2014 (сроком на 3 года), паспорт.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу обществом с ограниченной ответственностью "Жилищное общество Гальбштадт" (07АП-2091/15 (2)) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 20.01.2015 по делу N А03-19848/2014
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищное общество Гальбштадт", с. Шумановка (ОГРН 1022200864036, ИНН 2259000869)
к товариществу собственников жилья "Наш общий дом", с. Гальбштадт (ОГРН 1102210000210, ИНН 2259006959)
о взыскании 416 014 руб. 25 коп.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищное общество Гальбштадт" (далее - ООО "Жилищное общество Гальбштадт", истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к товариществу собственников жилья "Наш общий дом" (далее - ТСЖ "Наш общий дом", ответчик) о взыскании 416 014,25 руб. из них 400 620,25 руб. задолженности за поставленную тепловую энергию по договору теплоснабжения в горячей воде от 20.08.2013 и 15 394 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
В ходе рассмотрения дела, истец на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявил об уменьшении исковых требований в части процентов до 10 503 руб., которое было принято судом.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 20.01.2015 (резолютивная часть объявлена 20.01.2015) в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Жилищное общество Гальбштадт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять решение об удовлетворении требований истца в полном объеме с учетом заявления об уменьшении размера иска, ссылаясь, в том числе на то, что договор, на основании которого производился отпуск тепловой энергии, содержал сведения о ежемесячном потреблении тепловой энергии. Как указывает апеллянт, перед началом отопительного сезона 2013-2014 истец обращался в государственную жилищную инспекцию Алтайского края, в управление ЖКХ Алтайского края, в Управление Алтайского края по государственного регулирования цен и тарифов за разъяснениями по вопросу правильности начисления платы за отопление с учетом изменений, и в соответствии с ответом истец производил начисление ответчику за потребленные услуги. По мнению апеллянта, при отсутствии общедомового прибора учета и частичном оснащении помещений индивидуальными приборами учета, показания индивидуальных приборов учета в помещениях при расчете размера платы за отопление не учитываются. Суд не применил норму ч. 3 статьи 19 ФЗ от от 27.07.2010 N 190-ФЗ, ввиду не предоставления истцу данных о теплопотреблении (показаний индивидуальных приборов учета), расчет за потребленные услуги по отоплению истцом был произведен исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению.
От ТСЖ "Наш общий дом" в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поступил отзыв, в котором с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал свою позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика поддержал свою позицию, изложенную в отзыве.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.08.2013 между ООО "Жилищное общество Гальбштадт" (исполнитель) и ТСЖ "Наш общий дом" (абонент) был заключен договор теплоснабжения в горячей воде, по условиям которого абонент обязуется своевременно оплачивать потребляемую электроэнергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии (п. 1.1 договора)
Общество в отопительный период с октября 2013 года по апрель 2014 года осуществляло отпуск тепловой энергии на отопление двух многоквартирных жилых домов, расположенных в с. Гальбштадт по ул. Менделеева, 62, 64.
Для оплаты поставленной для отопления тепловой энергии, Общество выставляло ТСЖ счета-фактуры, в которых объем энергоресурсов определяло расчетным способом по установленным Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов нормативам потребления исходя из общей площади помещений.
Согласно данным истца, общий размер платы за поставленную в отопительный период тепловую энергию при указанном выше порядке расчета, составил 728 192 руб. 14 коп.
Ответчик производил учет объемов энергопотребления также в соответствии с нормативами потребления для тех жилых помещений (квартир), которые не оборудованы приборами учета, и по данным индивидуальных приборов учета там, где таковые были установлены. В этом же объеме им производилась оплата, которая за рассматриваемый период составила сумму 327 571 руб. 89 коп.
Полагая, что ответчик уклоняется от исполнения обязательства по оплате тепловой энергии на отопление, объем которой ввиду отсутствия общедомовых приборов учета, определен по нормативам потребления за период с октября 2013 года по апрель 2014 года, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом применяется неверный способ определения объема потребляемого ответчиком коммунального ресурса.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с положениями п. 2, 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), норм Жилищного кодекса РФ ТСЖ в силу закона является исполнителем коммунальных услуг для собственников помещений в вышеуказанных жилых домах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Согласно пункту 2 постановления от 06.05.2011 N 354 установлено, что Правила, утвержденные настоящим Постановлением, применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Правила N 124 устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида (далее - договор ресурсоснабжения). Правила N 124 вступили в силу 07.03.2012.
Следовательно, после вступления в силу Правил N 124 и Правил N 354 при расчетах за поставленный коммунальный ресурс стороны, не урегулировавшие разногласия по договору теплоснабжения, касающиеся в том числе порядка определения объемов поставленного ресурса, должны руководствоваться положениями названных Правил.
Судом верно установлено, что ТСЖ не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг, так как данная организация осуществляет деятельность по предоставлению коммунальных услуг и оплачивает объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.
В этой связи, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета объем коммунального ресурса определяется по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета и только при их отсутствии исходя из нормативов потребления.
С учетом положений подпункта "в" пункта 21 Правил N 124, абз. 2 пункта 13, 80 Правил N 354 суд первой инстанции обоснованно указал, что общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по указанной в данном пункте формуле с учетом индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и только при их отсутствии исходя из нормативов потребления.
Как следует из материалов дела и ответчиком не оспаривается, что часть жилых помещений в рассматриваемых многоквартирных домах оборудована приборами учета, которые на основании актов, составленных Обществом с участием потребителей, допущены в эксплуатацию.
Доказательств вмешательства абонентов в работу приборов учета либо совершения иных действий, повлекших нарушение достоверности учетных данных, а также доказательств о недостоверности представленных показаний приборов учета, по которым гражданами производятся расчеты, в материалы дела не представлено.
Следовательно, учитывая, что согласно положениям ст. 544 ГК РФ по общим правилам оплата должна производиться за фактически потребленное количество энергии, суд первой инстанции обоснованно указал на необходимость учета при определении объемов поставленных ресурсов, показаний индивидуальных приборов учета.
Факт оплаты ТСЖ тепловой энергии в сумме 327 571 руб. 89 коп. подтвержден материалами дела, что соответствует объему энергопотребления на отопление, определенному в порядке, предусмотренном Правилами N 124.
В связи с чем, апелляционный суд не может не согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что условия обеспечения проживающих в многоквартирных домах граждан данным видом коммунальной услуги, в том числе и в отношении порядка определения объема подлежащего оплате энергоснабжения при отсутствии приборов учета, не могут быть определены в договоре энергоснабжения иначе, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление коммунальных услуг гражданам, как непосредственным потребителям. Иное привело бы к различному определению объема энергоснабжения в отношениях между конечными потребителями (гражданами) и исполнителем коммунальных услуг (ТСЖ) и между ТСЖ и ресурсоснабжающей компанией.
Учитывая вышеизложенные положения нормативных актов, установленные обстоятельства дела, принимая во внимание, что истец знал о наличии у части жильцов индивидуальных показаний приборов учета, имеющиеся в материалах дела акты снятия показаний теплосчетчиков, журналы учета теплосчетчиков по месяцам за спорный период, апелляционным судом отклоняются доводы жалобы со ссылкой на необходимость расчетов между сторонами в соответствии с условиями договора исходя из сведений о ежемесячном потреблении тепловой энергии, а также о нарушении порядка передачи сведений по индивидуальным показаниям приборов учета.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе на основании ст. 110 АПК РФ относится на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 АПК РФ, апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 20.01.2015 по делу N А03-19848/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
О.Ю.КИРЕЕВА
Судьи
Е.И.ЗАХАРЧУК
О.Б.НАГИШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.05.2015 N 07АП-2091/2015 ПО ДЕЛУ N А03-19848/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2015 г. по делу N А03-19848/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Киреевой,
судей: Е.И. Захарчука, О.Б. Нагишевой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.Г. Захаренко,
при участии:
от истца: Гамбург А.В., директор, на основании решения общего собрания участника общества о назначении директора от 18.12.2012, паспорт,
от ответчика: Репенек Е.Ю. по доверенности от 26.11.2014 (сроком на 3 года), паспорт.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу обществом с ограниченной ответственностью "Жилищное общество Гальбштадт" (07АП-2091/15 (2)) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 20.01.2015 по делу N А03-19848/2014
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищное общество Гальбштадт", с. Шумановка (ОГРН 1022200864036, ИНН 2259000869)
к товариществу собственников жилья "Наш общий дом", с. Гальбштадт (ОГРН 1102210000210, ИНН 2259006959)
о взыскании 416 014 руб. 25 коп.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищное общество Гальбштадт" (далее - ООО "Жилищное общество Гальбштадт", истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к товариществу собственников жилья "Наш общий дом" (далее - ТСЖ "Наш общий дом", ответчик) о взыскании 416 014,25 руб. из них 400 620,25 руб. задолженности за поставленную тепловую энергию по договору теплоснабжения в горячей воде от 20.08.2013 и 15 394 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
В ходе рассмотрения дела, истец на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявил об уменьшении исковых требований в части процентов до 10 503 руб., которое было принято судом.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 20.01.2015 (резолютивная часть объявлена 20.01.2015) в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Жилищное общество Гальбштадт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять решение об удовлетворении требований истца в полном объеме с учетом заявления об уменьшении размера иска, ссылаясь, в том числе на то, что договор, на основании которого производился отпуск тепловой энергии, содержал сведения о ежемесячном потреблении тепловой энергии. Как указывает апеллянт, перед началом отопительного сезона 2013-2014 истец обращался в государственную жилищную инспекцию Алтайского края, в управление ЖКХ Алтайского края, в Управление Алтайского края по государственного регулирования цен и тарифов за разъяснениями по вопросу правильности начисления платы за отопление с учетом изменений, и в соответствии с ответом истец производил начисление ответчику за потребленные услуги. По мнению апеллянта, при отсутствии общедомового прибора учета и частичном оснащении помещений индивидуальными приборами учета, показания индивидуальных приборов учета в помещениях при расчете размера платы за отопление не учитываются. Суд не применил норму ч. 3 статьи 19 ФЗ от от 27.07.2010 N 190-ФЗ, ввиду не предоставления истцу данных о теплопотреблении (показаний индивидуальных приборов учета), расчет за потребленные услуги по отоплению истцом был произведен исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению.
От ТСЖ "Наш общий дом" в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поступил отзыв, в котором с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал свою позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика поддержал свою позицию, изложенную в отзыве.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.08.2013 между ООО "Жилищное общество Гальбштадт" (исполнитель) и ТСЖ "Наш общий дом" (абонент) был заключен договор теплоснабжения в горячей воде, по условиям которого абонент обязуется своевременно оплачивать потребляемую электроэнергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии (п. 1.1 договора)
Общество в отопительный период с октября 2013 года по апрель 2014 года осуществляло отпуск тепловой энергии на отопление двух многоквартирных жилых домов, расположенных в с. Гальбштадт по ул. Менделеева, 62, 64.
Для оплаты поставленной для отопления тепловой энергии, Общество выставляло ТСЖ счета-фактуры, в которых объем энергоресурсов определяло расчетным способом по установленным Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов нормативам потребления исходя из общей площади помещений.
Согласно данным истца, общий размер платы за поставленную в отопительный период тепловую энергию при указанном выше порядке расчета, составил 728 192 руб. 14 коп.
Ответчик производил учет объемов энергопотребления также в соответствии с нормативами потребления для тех жилых помещений (квартир), которые не оборудованы приборами учета, и по данным индивидуальных приборов учета там, где таковые были установлены. В этом же объеме им производилась оплата, которая за рассматриваемый период составила сумму 327 571 руб. 89 коп.
Полагая, что ответчик уклоняется от исполнения обязательства по оплате тепловой энергии на отопление, объем которой ввиду отсутствия общедомовых приборов учета, определен по нормативам потребления за период с октября 2013 года по апрель 2014 года, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом применяется неверный способ определения объема потребляемого ответчиком коммунального ресурса.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с положениями п. 2, 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), норм Жилищного кодекса РФ ТСЖ в силу закона является исполнителем коммунальных услуг для собственников помещений в вышеуказанных жилых домах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Согласно пункту 2 постановления от 06.05.2011 N 354 установлено, что Правила, утвержденные настоящим Постановлением, применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Правила N 124 устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида (далее - договор ресурсоснабжения). Правила N 124 вступили в силу 07.03.2012.
Следовательно, после вступления в силу Правил N 124 и Правил N 354 при расчетах за поставленный коммунальный ресурс стороны, не урегулировавшие разногласия по договору теплоснабжения, касающиеся в том числе порядка определения объемов поставленного ресурса, должны руководствоваться положениями названных Правил.
Судом верно установлено, что ТСЖ не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг, так как данная организация осуществляет деятельность по предоставлению коммунальных услуг и оплачивает объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.
В этой связи, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета объем коммунального ресурса определяется по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета и только при их отсутствии исходя из нормативов потребления.
С учетом положений подпункта "в" пункта 21 Правил N 124, абз. 2 пункта 13, 80 Правил N 354 суд первой инстанции обоснованно указал, что общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по указанной в данном пункте формуле с учетом индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и только при их отсутствии исходя из нормативов потребления.
Как следует из материалов дела и ответчиком не оспаривается, что часть жилых помещений в рассматриваемых многоквартирных домах оборудована приборами учета, которые на основании актов, составленных Обществом с участием потребителей, допущены в эксплуатацию.
Доказательств вмешательства абонентов в работу приборов учета либо совершения иных действий, повлекших нарушение достоверности учетных данных, а также доказательств о недостоверности представленных показаний приборов учета, по которым гражданами производятся расчеты, в материалы дела не представлено.
Следовательно, учитывая, что согласно положениям ст. 544 ГК РФ по общим правилам оплата должна производиться за фактически потребленное количество энергии, суд первой инстанции обоснованно указал на необходимость учета при определении объемов поставленных ресурсов, показаний индивидуальных приборов учета.
Факт оплаты ТСЖ тепловой энергии в сумме 327 571 руб. 89 коп. подтвержден материалами дела, что соответствует объему энергопотребления на отопление, определенному в порядке, предусмотренном Правилами N 124.
В связи с чем, апелляционный суд не может не согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что условия обеспечения проживающих в многоквартирных домах граждан данным видом коммунальной услуги, в том числе и в отношении порядка определения объема подлежащего оплате энергоснабжения при отсутствии приборов учета, не могут быть определены в договоре энергоснабжения иначе, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление коммунальных услуг гражданам, как непосредственным потребителям. Иное привело бы к различному определению объема энергоснабжения в отношениях между конечными потребителями (гражданами) и исполнителем коммунальных услуг (ТСЖ) и между ТСЖ и ресурсоснабжающей компанией.
Учитывая вышеизложенные положения нормативных актов, установленные обстоятельства дела, принимая во внимание, что истец знал о наличии у части жильцов индивидуальных показаний приборов учета, имеющиеся в материалах дела акты снятия показаний теплосчетчиков, журналы учета теплосчетчиков по месяцам за спорный период, апелляционным судом отклоняются доводы жалобы со ссылкой на необходимость расчетов между сторонами в соответствии с условиями договора исходя из сведений о ежемесячном потреблении тепловой энергии, а также о нарушении порядка передачи сведений по индивидуальным показаниям приборов учета.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе на основании ст. 110 АПК РФ относится на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 АПК РФ, апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 20.01.2015 по делу N А03-19848/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
О.Ю.КИРЕЕВА
Судьи
Е.И.ЗАХАРЧУК
О.Б.НАГИШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)