Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Калининградский областной суд в лице судьи - Струковой А.А.
с участием прокурора - Шредер Ю.С.
при секретаре - Корженко И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению К. об оспаривании в части пункта 2 статьи 3 Закона Калининградской области N 372 от 20 августа 2009 года "О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг",
20 августа 2009 года принят Калининградской областной Думой и подписан Губернатором Калининградской области Закон Калининградской области N 372 от 20 августа 2009 года "О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", который был официально опубликован в газете "Комсомольская правда в Калининграде" (приложение "Официальный вестник") N 127 от 28 августа 2009 года и вступил в силу с 1 января 2010 года.
Согласно абзацу 7 пункта 2 статьи 3 названного Закона Калининградской области порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется Правительством Калининградской области.
К. обратился в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применения вышеуказанной нормы областного закона, ссылаясь на то, что он является инвалидом и проживает в приватизированной квартире многоквартирного дома, находящегося в муниципальной собственности. Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного и муниципального жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда), при этом порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации. Однако К. предоставляется компенсация только за коммунальные услуги и отказано в выплате компенсации расходов по оплате жилого помещения по тем основаниям, что он проживает в квартире, не относящейся к государственному или муниципального фонду. Заявитель полагает, что порядок предоставления данной льготы инвалидам должен быть установлен на федеральном уровне Правительством Российской Федерации, вследствие чего наделение Законом Калининградской области N 372 от 20 августа 2009 года "О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" Правительства области правом определять порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг не соответствует федеральному законодательству и нарушает законные права и интересы К. на получение льготы, предусмотренной статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В судебном заседании К. заявленные требования поддержал.
Представитель Калининградской областной Думы Петрак А.В. полагала заявление не подлежащим удовлетворению.
Выслушав пояснения заявителя, представителя Калининградской областной Думы, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора об оставлении заявленных требований без удовлетворения, суд приходит к следующему.
На основании п.п. "б" и "ж" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Частью 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В первоначальной редакции этого Федерального закона действительно содержалась норма о том, что порядок предоставления указанных льгот определяется правительством Российской Федерации.
Однако эта норма утратила силу с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований".
Одновременно Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ дополнен Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" статьей 28.2, согласно которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации; порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статьей 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" также предусмотрено, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 861 утверждены Методика (далее - Методика) распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции (далее - Правила).
Пунктом 1 Методики предусмотрено, что распределение субвенций отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов осуществляется в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникших при выполнении соответствующих полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил форма предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 184-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда осуществляется, помимо иных условий, только при условии наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципальных правовых актов, предусматривающих предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (в том числе путем перечисления таких субсидий на имеющиеся или открываемые получателями субсидий банковские счета).
Таким образом, в силу прямого указания федерального законодательства форма предоставления льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что наделение оспариваемой нормой Закона области Правительства Калининградской области правомочием по определению порядка компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг произведено региональным законодателем в пределах его компетенции и в соответствии с федеральным законодательством.
Ссылки заявителя на то, что с учетом оспариваемой нормы, содержащейся в пункте 2 статьи 3 Закона Калининградской области N 372 от 20 августа 2009 года "О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", ему в нарушение статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предоставляется компенсация расходов по оплате жилого помещения, суд находит необоснованными.
В этой связи суд обращает внимание на то, что объем предоставляемых инвалидам мер социальной поддержки не установлен Законом Калининградской области N 372 от 20 августа 2009 года "О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", равно как и принятым на его основании постановлением Правительства Калининградской области от 24 декабря 2009 года N 818 "О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан", которое относительно объемов мер социальной поддержки содержит отсылочную норму к федеральному законодательству.
Пункт 7 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 24 декабря 2009 года N 818, обеспечивает реализацию права инвалидов на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в объеме, установленном Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Решением Калининградского областного суда от 27 октября 2011 года, вступившим в законную силу 11 января 2012 года, отказано в удовлетворении заявления К. об оспаривании пункта 7 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 24 декабря 2009 года N 818.
Ссылки заявителя на ч. 3 ст. 39 ЖК РФ и Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, основаны на ошибочном применении закона, поскольку эти нормы не применимы к спорным правоотношениям и, кроме того, предоставление социальных льгот по оплате расходов на содержание общего имущества в многоквартирных домах действующим законодательством не предусмотрено.
Процедура принятия оспариваемого Закона области не нарушена, принимая во внимание его принятие Калининградской областной Думой большинством голосов от установленного числа депутатов в двух чтениях (ст. 7 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
На основании ст. 253 ГПК РФ суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку Закон Калининградской области N 372 от 20 августа 2009 года в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству, суд полагает требования К. не подлежащими удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
В удовлетворении заявления Коломникова Ивана Филипповича об оспаривании в части пункта 2 статьи 3 Закона Калининградской области N 372 от 20 августа 2009 года "О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградской областной суд в течение одного месяца.
Мотивированное решение изготовлено 2 сентября 2013 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.08.2013 N 3-39/13
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 августа 2013 г. по делу N 3-39/13
Калининградский областной суд в лице судьи - Струковой А.А.
с участием прокурора - Шредер Ю.С.
при секретаре - Корженко И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению К. об оспаривании в части пункта 2 статьи 3 Закона Калининградской области N 372 от 20 августа 2009 года "О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг",
установил:
20 августа 2009 года принят Калининградской областной Думой и подписан Губернатором Калининградской области Закон Калининградской области N 372 от 20 августа 2009 года "О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", который был официально опубликован в газете "Комсомольская правда в Калининграде" (приложение "Официальный вестник") N 127 от 28 августа 2009 года и вступил в силу с 1 января 2010 года.
Согласно абзацу 7 пункта 2 статьи 3 названного Закона Калининградской области порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется Правительством Калининградской области.
К. обратился в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применения вышеуказанной нормы областного закона, ссылаясь на то, что он является инвалидом и проживает в приватизированной квартире многоквартирного дома, находящегося в муниципальной собственности. Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного и муниципального жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда), при этом порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации. Однако К. предоставляется компенсация только за коммунальные услуги и отказано в выплате компенсации расходов по оплате жилого помещения по тем основаниям, что он проживает в квартире, не относящейся к государственному или муниципального фонду. Заявитель полагает, что порядок предоставления данной льготы инвалидам должен быть установлен на федеральном уровне Правительством Российской Федерации, вследствие чего наделение Законом Калининградской области N 372 от 20 августа 2009 года "О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" Правительства области правом определять порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг не соответствует федеральному законодательству и нарушает законные права и интересы К. на получение льготы, предусмотренной статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В судебном заседании К. заявленные требования поддержал.
Представитель Калининградской областной Думы Петрак А.В. полагала заявление не подлежащим удовлетворению.
Выслушав пояснения заявителя, представителя Калининградской областной Думы, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора об оставлении заявленных требований без удовлетворения, суд приходит к следующему.
На основании п.п. "б" и "ж" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Частью 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В первоначальной редакции этого Федерального закона действительно содержалась норма о том, что порядок предоставления указанных льгот определяется правительством Российской Федерации.
Однако эта норма утратила силу с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований".
Одновременно Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ дополнен Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" статьей 28.2, согласно которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации; порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статьей 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" также предусмотрено, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 861 утверждены Методика (далее - Методика) распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции (далее - Правила).
Пунктом 1 Методики предусмотрено, что распределение субвенций отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов осуществляется в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникших при выполнении соответствующих полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил форма предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 184-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда осуществляется, помимо иных условий, только при условии наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципальных правовых актов, предусматривающих предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (в том числе путем перечисления таких субсидий на имеющиеся или открываемые получателями субсидий банковские счета).
Таким образом, в силу прямого указания федерального законодательства форма предоставления льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что наделение оспариваемой нормой Закона области Правительства Калининградской области правомочием по определению порядка компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг произведено региональным законодателем в пределах его компетенции и в соответствии с федеральным законодательством.
Ссылки заявителя на то, что с учетом оспариваемой нормы, содержащейся в пункте 2 статьи 3 Закона Калининградской области N 372 от 20 августа 2009 года "О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", ему в нарушение статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предоставляется компенсация расходов по оплате жилого помещения, суд находит необоснованными.
В этой связи суд обращает внимание на то, что объем предоставляемых инвалидам мер социальной поддержки не установлен Законом Калининградской области N 372 от 20 августа 2009 года "О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", равно как и принятым на его основании постановлением Правительства Калининградской области от 24 декабря 2009 года N 818 "О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан", которое относительно объемов мер социальной поддержки содержит отсылочную норму к федеральному законодательству.
Пункт 7 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 24 декабря 2009 года N 818, обеспечивает реализацию права инвалидов на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в объеме, установленном Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Решением Калининградского областного суда от 27 октября 2011 года, вступившим в законную силу 11 января 2012 года, отказано в удовлетворении заявления К. об оспаривании пункта 7 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 24 декабря 2009 года N 818.
Ссылки заявителя на ч. 3 ст. 39 ЖК РФ и Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, основаны на ошибочном применении закона, поскольку эти нормы не применимы к спорным правоотношениям и, кроме того, предоставление социальных льгот по оплате расходов на содержание общего имущества в многоквартирных домах действующим законодательством не предусмотрено.
Процедура принятия оспариваемого Закона области не нарушена, принимая во внимание его принятие Калининградской областной Думой большинством голосов от установленного числа депутатов в двух чтениях (ст. 7 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
На основании ст. 253 ГПК РФ суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку Закон Калининградской области N 372 от 20 августа 2009 года в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству, суд полагает требования К. не подлежащими удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Коломникова Ивана Филипповича об оспаривании в части пункта 2 статьи 3 Закона Калининградской области N 372 от 20 августа 2009 года "О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградской областной суд в течение одного месяца.
Мотивированное решение изготовлено 2 сентября 2013 года.
Судья
Калининградского областного суда
А.А. Струкова
Калининградского областного суда
А.А. Струкова
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)