Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.04.2015 ПО ДЕЛУ N А35-8006/2014

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2015 г. по делу N А35-8006/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 21 апреля 2015 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Донцова П.В.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
- от Государственной жилищной инспекции Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Товарищества собственников жилья N 55: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственной жилищной инспекции Курской области, Товарищества собственников жилья N 55 на решение Арбитражного суда Курской области от 03.02.2015 по делу N А35-8006/2014 (судья Силакова О.Н.) по заявлению Товарищества собственников жилья N 55 (ОГРН 1064632044476, ИНН 4632068064) к Государственной жилищной инспекции Курской области о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Курской области от 10.06.2014 N 3304 в отношении ТСЖ N 55 и о взыскании расходов по уплате госпошлины,

установил:

Товарищество собственников жилья N 55 (далее - ТСЖ N 55) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Курской области (далее - инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Курской области от 10.06.2014 N 3304 в отношении ТСЖ N 55 и о взыскании расходов по уплате госпошлины.
Решением Арбитражного суда Курской области от 03.02.2015, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены частично. Пункт 3 оспариваемого предписания Государственной жилищной инспекции Курской области от 10.06.2014 N 3304 признан недействительным. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Государственная жилищная инспекция Курской области, Товарищество собственников жилья N 55 обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами.
Товарищество собственников жилья N 55 в обоснование доводов своей апелляционной жалобы настаивает на том, что у инспекции отсутствовали правовые основания для проведения внеплановой документарной проверки, а также полномочия на проведение проверки в отношении ТСЖ по вопросу правильности и обоснованности начисления платы за коммунальные услуги жильцу многоквартирного дома. У административного органа отсутствовали полномочия на выдачу оспариваемого предписания. Ссылается на то, что за март 2014 года плата за холодную воду на ОДН Сгомонян Л.И. не начислялась. Просит обжалуемое решение изменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования ТСЖ N 55. Данное лицо в представленном отзыве против удовлетворения апелляционной жалобы административного органа возражает, настаивает на том, что нормами действующего законодательства предусмотрены выставления объемов на общедомовые нужды за все виды коммунальных услуг, включая услуги водоотведения. В случае отсутствия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод, объем сточных вод, принятый от собственников или пользователей помещений в многоквартирных домах определяется равным объему воды, поданной в этот многоквартирный дом из всех источников централизованного водоснабжения.
Государственная жилищная инспекция Курской области в своей апелляционной жалобе указывает на то, что ТСЖ N 55 производит начисление по водоотведению, согласно суммарного потребления индивидуального прибора учета холодного и горячего водоснабжения, между тем, нормами действующего законодательства не предусмотрен расчет начисления на водоотведение на ОДН. Просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ рассматривалась в отсутствие их представителей.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзыва, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Товарищество собственников жилья N 55 зарегистрировано в качестве юридического лица в установленном законом порядке. Основным видом деятельности организации является управление эксплуатацией жилого фонда.
В Государственную жилищную инспекцию Курской области поступило для рассмотрения по существу, направленное Прокуратурой города Курска исх. N 1р-2014 от 21.05.2014, обращение Депутата Курской областной Думы О.С. Ли в интересах Согомонян Л.И. по вопросу начисления платы за холодное и горячее водоснабжение, электроэнергию. В связи с этим, распоряжением заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Курской области от 02.06.2014 N 3304 была назначена внеплановая, документарная проверка в отношении ТСЖ N 55. Предметом проверки на основании п. 161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, является правильность и обоснованность начисления платы за коммунальные услуги (холодное, горячее водоснабжение, электроснабжение) для Согомонян Л.И., проживающей по адресу: г. Курск, ул. Ольшанского, д. 14, кв. 9, за март 2014 года. Период проверки определен с 10.06.2014 по 24.06.2014.
В адрес ТСЖ N 55 02.06.2014 направлено уведомление о проведении внепланового мероприятия по контролю N 3304-1, в котором руководителю ТСЖ N 55 предлагалось прибыть лично или направить полномочного представителя по доверенности в инспекцию, а также представить документы для проведения контроля. В свою очередь ТСЖ N 55 в инспекцию были представлены письменные пояснения по вопросу начисления коммунальной платы на общедомовые нужды, а также запрошенные документы.
В ходе проверочных мероприятий сотрудниками административного органа было установлено, что многоквартирный дом N 14 по улице Ольшанского города Курска оснащен следующими общедомовыми приборами учета:
- - холодное водоснабжение - счетчик ВСХY40 N 11634907, учитывающий потребление холодного водоснабжения в помещениях многоквартирного дома;
- - горячее водоснабжение - счетчик ВСТ N 08582110, учитывающий потребление горячего водоснабжения в помещениях многоквартирного дома.
Площадь жилых помещений в многоквартирном доме N 14 по улице Ольшанского города Курска составляет 2723,2 кв. м, площадь мест общего пользования - 853,6 кв. м, нежилых помещений в доме нет. Все квартиры в доме (60 квартир) оборудованы индивидуальными приборами учета электроснабжения; 58 квартир - индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения и 58 квартир - индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения. Общая площадь квартиры N 6 по ул. Ольшанского N 14 составляет 44,2 кв. м.
По результатам проведенной проверки административный орган пришел к выводу о том, что начисление платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды за март 2014 года производилось ТСЖ N 55 с нарушением п. п. "г" п. 31, п. п. 42, 44, 46, 47 "а" Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. Данные обстоятельства отражены в акте проверки N 3304 от 10.06.2014, составленном лицом, проводившем проверку - старшим государственным инспектором отдела по надзору за соблюдением законодательства в сфере ЖКХ Государственной жилищной инспекции Курской области, в присутствии председателя ТСЖ N 55 Цукановой З.В., о чем имеется соответствующая отметка в акте проверки.
Старшим государственным инспектором отдела по надзору за соблюдением законодательства в сфере ЖКХ Государственной жилищной инспекции Курской области 10.06.2014 было выдано предписание N 3304, согласно которому ТСЖ N 55 предписано в срок до 01.09.2014:
- - в соответствии с п. п. "г" п. 31, п. 46, п. 47 "А" Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, произвести перерасчет платы по холодному водоснабжению на общедомовые нужды за март 2014 года пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире (пункт 1));
- - в соответствии с п. п. "г" п. 31, п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, произвести перерасчет размера платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды, применив норматив потребления за март 2014 года (пункт 2);
- - в соответствии с п. п. "г" п. 31, п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, произвести перерасчет размера платы за водоотведение, сделав возврат начисленного ОДН за март 2014 года (пункт 3).
Полагая указанное предписание незаконным и нарушающим права и законные интересы ТСЖ N 55 в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании этого предписания незаконным.
Удовлетворяя заявленное требование в части, суд области пришел к выводу о том, что пункт 3 оспариваемого предписания не соответствует требованиям ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", п. 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306. Суд счет, что в остальной части предписание не противоречит нормам действующего законодательства.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными и обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. В предписании должно быть указано, какое положение закона нарушено, в чем заключается нарушение. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.
Частью 3 статьи 161 ЖК РФ определено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Из материалов дела усматривается, что на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома N 14 по улице Ольшанского города Курска 04.06.2006 принято решение выбрать способом управления многоквартирным домом "Товарищество собственников жилья" с наименованием "ТСЖ N 55", которое оформлено протоколом N 2 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 04.06.2006.
Согласно п. 3.1 Устава ТСЖ N 55 последнее имеет право заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, на управление и (или) обслуживание и эксплуатацию общего имущества, в том числе помещений, находящихся в общей собственности товарищества, с любым физическим лицом или организацией любой формы собственности в соответствии с законодательством.
ТСЖ N 55 заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями, в том числе, договор энергоснабжения N 46750066 от 01.04.2004, договор на водоснабжение и водоотведение N 53655 от 01.06.2012, договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде N 2311160 от 20.12.2013.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила) регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
- Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
- Потребитель - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;
- В соответствии с п. п. "г" п. 31 Правил исполнитель обязан, в том числе, производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу п. 40 Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с пунктом 1 оспариваемого предписания N 3304 от 10.06.2014 ТСЖ N 55 предписано в соответствии с п. п. "г" п. 31, п. 46, п. 47 "А" Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, произвести перерасчет платы по холодному водоснабжению на общедомовые нужды за март 2014 года пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире)
Как следует из доказательств, представленных в материалы дела, в том числе, квитанции на оплату коммунальных услуг за март 2014 года, выставленной на имя Согомонян Лидии Ильиничны, проживающей по адресу: г. Курск, ул. Ольшанского, д. 14, кв. 9, объем холодной воды, потребленной на общедомовые нужды по данному многоквартирному дому составил -5,94 куб. м, из расчета: 222 куб. м (объем холодной воды, определенный на основании показаний общедомового прибора учета) - 227,94 куб. м (объем холодной воды, определенный на основании показаний индивидуальных приборов учета и нормативов потребления).
Данные показания объема холодной воды, потребленной на общедомовые нужды по многоквартирному дому, свидетельствуют о том, что объем данного коммунального ресурса, определенный по общедомовым приборам учета, менее чем объем этого же ресурса, определенный на основании показаний индивидуальных приборов учета и нормативов потребления.
В соответствии с пунктом 46 Правил плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Согласно пункту 47 Правил в случае, указанном в пункте 46 настоящих Правил, объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель обязан:
а) распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения (квартиры) - в отношении отопления и газоснабжения для нужд отопления либо пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире) - в отношении холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды;
б) уменьшить на объем коммунального ресурса, отнесенный в ходе распределения на жилое помещение (квартиру), объем аналогичного коммунального ресурса, определенный для потребителя в жилом помещении за этот расчетный период в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, вплоть до нуля и использовать полученный в результате такого уменьшения объем коммунального ресурса при расчете размера платы потребителя за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в жилое помещение (квартиру) за этот расчетный период. В случае если объем коммунального ресурса, приходящийся на какого-либо потребителя в результате распределения в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, превышает объем коммунального ресурса, определенный для потребителя в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, излишек коммунального ресурса на следующий расчетный период не переносится и при расчете размера платы в следующем расчетном периоде не учитывается. Принимая во внимание, что в марте 2014 года начисление платы на общедомовые нужды не должно было производиться, в связи с наступлением условий, предусмотренных пунктом 46 Правил, исполнитель должен был выполнить требования пункта 47 Правил.
Так, подпункт "а" пункта 47 Правил в рассматриваемой ситуации прямо предусматривает обязанность исполнителя распределить объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире) - в отношении холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды.
Таким образом, как верно отметил суд области, ТСЖ N 55 должно было произвести следующие действия: 5,94 куб. м (объем коммунального ресурса - холодного водоснабжения в размере образовавшейся разницы) /113 человек (количество лиц, проживающих в многоквартирном доме) x 1 (количество человек, постоянно и временно проживающих в жилом помещении - квартире N 9) x 16,46 руб. (тариф потребления), что составит 0,865 руб.
Данные обстоятельства, свидетельствуют о том, что в марте 2014 года начисление платы за холодное водоснабжение на общедомовые нужды осуществлялось ТСЖ N 55 с нарушением требований, установленных п. п. "г" п. 31, п. 46, п. 47 "А" Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что инспекцией правомерно в пункте 1 оспариваемого предписания N 3304 от 10.06.2014 указано на необходимость произвести перерасчет платы по холодному водоснабжению на общедомовые нужды за март 2014 года пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире).
В соответствии с пунктом 2 оспариваемого предписания N 3304 от 10.06.2014 ТСЖ N 55 предписано в соответствии с п. п. "г" п. 31, п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, произвести перерасчет размера платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды, применив норматив потребления за март 2014 года.
В соответствии с п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Как следует из доказательств, представленных в материалы дела, и не опровергается ТСЖ N 55, в марте 2014 года объем коммунальной услуги - горячее водоснабжение, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, превысил объем данной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
В обоснование заявленных требований товарищество ссылается на то, что начисление платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды осуществлялось на основании приказа председателя ТСЖ N 55. 19.04.2013 председателем ТСЖ N 55 Цукановой З.В. издан приказ N 1 "О распределении разницы (ОДН) между общим прибором учета и индивидуальными", согласно которому в целях недопущения убытков, связанных с разницей по использованию коммунальных ресурсов больше утвержденной нормы, председателем принято решение ежемесячно распределять по строке (ОДН) разницу коммунальных ресурсов между потребленными по общедомовому прибору учета и показаниями, представленными индивидуальными приборами учета.
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, издание председателем ТСЖ N 55 приказа от 19.04.2013 N 1 "О распределении разницы (ОДН) между общим прибором учета и индивидуальными" не может считаться исключением применительно к абзацу 2 пункта 44 указанных Правил. Нормы действующего законодательства не приравнивают правомочия общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в решении тех или иных вопросах к решению председателя товарищества собственников жилья, оформленного приказом либо распоряжением.
Ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции, товариществом не представлено доказательств принятия на общем собрании собственников многоквартирного дома N 14 по улице Ольшанского города Курска решения о предусмотренном абзацем 2 пункта 44 Правил распределении объемов коммунальной услуги на общедомовые нужды.
С учетом изложенного, суд области пришел к правомерному выводу о том, что Инспекцией в пункте 2 оспариваемого предписания N 3304 от 10.06.2014 правомерно указано на необходимость произвести перерасчет размера платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды в соответствии с п. п. "г" п. 31, п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, применив норматив потребления за март 2014 года.
В соответствии с пунктом 3 оспариваемого предписания N 3304 от 10.06.2014 ТСЖ N 55 предписано в соответствии с п. п. "г" п. 31, п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, произвести перерасчет размера платы за водоотведение, сделав возврат начисленного ОДН за март 2014 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть, в том числе водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
К отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами (ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ).
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определяет "абонента" как физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ коммерческому учету подлежит количество: воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения; сточных вод, принятых от абонентов по договорам водоотведения.
Коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ).
Осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается, в том числе, при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (ч. 10 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ).
В случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения (ч. 11 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ).
Порядок предоставления коммунальных услуг, определение порядка оплаты коммунальных ресурсов, поставленных в жилые дома, регулируется также и нормами жилищного законодательства, в частности, п. 10 ч. 1 ст. 4, ч.ч.2, 8 ст. 5 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, в случае отсутствия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод объем сточных вод, принятый от собственников или пользователей помещений в многоквартирных домах, определяется организацией, осуществляющей водоотведение, равным объему воды, поданной в этот многоквартирный дом из всех источников централизованного водоснабжения.
Доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что многоквартирный дом N 14 по улице Ольшанского города Курска не оборудован прибором учета сточных бытовых вод; данное обстоятельство не опровергнуто и не оспорено Государственной жилищной инспекцией Курской области.
В соответствии с п. 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению в жилых помещениях определяется исходя из суммы нормативов холодного водоснабжения и горячего водоснабжения в жилых помещениях.
Принимая во внимание, что общедомовой учет сточных вод в многоквартирном доме N 14 по улице Ольшанского города Курска не установлен, объем услуг водоотведения подлежит определению по показаниям общедомовых приборов учета потребления холодной и горячей воды.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (в редакции, применимой к спорным правоотношениям) предусматривают выставление объемов на общедомовые нужды за все виды коммунальных услуг, включая услуги водоотведения, за исключением коммунальной услуги по отоплению (п. п. 40, 44 Правил).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у Государственной жилищной инспекции Курской области отсутствовали правовые основания для указания в пункте 3 оспариваемого предписания N 3304 от 10.06.2014 на необходимость произвести перерасчет размера платы за водоотведение, сделав возврат начисленного ОДН за март 2014 года.
Таким образом, предписание Государственной жилищной инспекции Курской области N 3304 от 10.06.2014 в части пунктов 1 и 2 соответствует требованиям Жилищного кодекса РФ, п. п. "г" п. 31, п. п. 44, 46, 47 "а" Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в связи с чем, в данной части не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Вместе с тем, пункт 3 предписания Государственной жилищной инспекции Курской области от 10.06.2014 N 3304, не соответствует требованиям ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", п. 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд на законных основаниях частично удовлетворил заявленные товариществом требования.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Довод ТСЖ N 55 о том, что у инспекции отсутствовали правовые основания для проведения внеплановой документарной проверки, а также полномочия на проведение проверки в отношении ТСЖ по вопросу правильности и обоснованности начисления платы за коммунальные жильцу многоквартирного дома, полномочия на выдачу оспариваемого предписания отклоняется апелляционным судом за неверным толкованием норм действующего законодательства. Данный довод был рассмотрен судом первой инстанции, ему была дана надлежащая правовая оценка со ссылками на нормы действующего законодательства, оснований для его переоценки у апелляционного суда не имеется.
Довод административного органа о том, что ТСЖ N 55 производит начисление по водоотведению, согласно суммарного потребления индивидуального прибора учета холодного и горячего водоснабжения, однако нормами действующего законодательства не предусмотрен расчет начисления на водоотведение на ОДН, апелляционной коллегия отклоняется за несостоятельностью. Данный довод был надлежащим образом оценен судом первой инстанции, оснований для его переоценки у апелляционного суда не имеется.
Иные доводы апелляционных жалоб фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своих позиций при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная правовая оценка.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 03.02.2015 по делу N А35-8006/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Е.А.СЕМЕНЮТА

Судьи
П.В.ДОНЦОВ
Н.Д.МИРОНЦЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)