Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смольниковой М.В.,
судей Зориной О.В., Семеновой Т.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3556/2014) лодочного кооператива "ВИХРЬ" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 февраля 2014 года по делу N А75-11397/2013 (судья Сердюков П.А.), принятое по иску лодочного кооператива "ВИХРЬ" (ОГРН 1028601522333, ИНН 8611003521) к администрации Белоярского района (ОГРН 1028601521871, ИНН 8611004042) о признании права отсутствующим и обязании снять с кадастрового учета,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Фонд развития жилищного строительства Белоярского района "Жилище",
при участии в судебном заседании:
- от лодочного кооператива "ВИХРЬ" - представитель Амелин С.Л. по доверенности от 17.01.2014, сроком действия 3 года;
- председатель лодочного кооператива "ВИХРЬ" - Власкина Л.Н. приказ N 16 от 15.05.1995;
- от администрации Белоярского района - представитель Богдановский В.С. (по доверенности N 1018 от 23.04.2014, сроком действия 1 год;
- установил:
лодочный кооператив "ВИХРЬ" (далее - Кооператив, истец) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к Администрации Белоярского района (далее - Администрация, ответчик):
- - о признании, отсутствующим права собственности Администрации Белоярского района на земельный участок, имеющий кадастровый номер 86:06:020103:258, общей площадью 1 604 кв. м, предназначенный для строительства многоквартирного жилого дома, находящийся по адресу: г. Белоярский, 4 микрорайон, участок N 26 и снятии его с кадастрового учета;
- - о признании отсутствующим права собственности Администрации Белоярского района на земельный участок, имеющий кадастровый номер 86:06:020103:257, общей площадью 3 190 кв. м, предназначенный для строительства многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Белоярский, 4 микрорайон, участок N 28 и снятии его с кадастрового учета;
- - о признании отсутствующим права собственности Администрации Белоярского района на земельный участок, имеющий кадастровый номер 86:06:020103:256, общей площадью 1 760 кв. м, предназначенный для строительства многоквартирного жилого дома, находящийся по адресу: г. Белоярский, 4 микрорайон, участок N 26а и снятии его с кадастрового учета;
- - о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования Администрации Белоярского района на земельный участок, имеющий кадастровый номер 86:06:000000:4442, общей площадью 1 693 кв. м, предназначенный для строительства инженерных сетей (сети газоснабжения), находящийся по адресу: г. Белоярский, 4 микрорайон, сети газоснабжения и снятии его с кадастрового учета;
- - о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования Администрации Белоярского района на земельный участок, имеющий кадастровый номер 86:06:000000:4440, общей площадью 1 122 кв. м, предназначенный для строительства инженерных сетей (сети электроснабжения), находящийся по адресу: г. Белоярский, 4 микрорайон, сети электроснабжения и снятии его с кадастрового учета;
- - о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования Администрации Белоярского района на земельный участок, имеющий кадастровый номер 86:06:000000:4438, общей площадью 1 330 кв. м, предназначенный для строительства инженерных сетей (сети тепловодоснабжения, водоотведения), находящийся по адресу: г. Белоярский, 4 микрорайон, сети водоотведения и снятии его с кадастрового учета;
- - о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования Администрации Белоярского района на земельный участок, имеющий кадастровый номер 86:06:000000:4435, общей площадью 2 698 кв. м, предназначенный для строительства инженерных сетей (сети тепловодоснабжения, водоотведения), находящийся по адресу: г. Белоярский, 4 микрорайон, сети тепловодоснабжения и снятии его с кадастрового учета.
Определениями суда от 13.12.2013 и от 28.01.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Фонд развития жилищного строительства Белоярского района "Жилище".
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.02.2014 по делу N А75-11397/2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Кооператив обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как указывает истец, право на земельный участок, принадлежащий Кооперативу на праве постоянного бессрочного пользования, нарушено с момента образования налагаемых (пересекаемых) земельных участков, постановки их на кадастровый учет, передачи прав на образованные земельные участки. Восстановление положения, существовавшего до нарушения прав истца на земельный участок, возможно путем признания отсутствующими прав на образованные Администрацией земельные участки и снятия их с кадастрового учета.
От Администрации поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором ответчик возражает против ее удовлетворения. Просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в отзыве на апелляционную жалобу оставляет ее разрешение на усмотрение суда.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по делу N А75-11397/2013 указанная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 03.06.2014.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Фонда развития жилищного строительства Белоярского района "Жилище", надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьей 123 АПК РФ в судебное заседание не явились. На основании части 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие третьих лиц.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Кооператива поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Администрации высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей истца и ответчика, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Кооператив создан 20.09.1983 по решению исполнительного комитета Березовского районного Совета народных депутатов от 20.09.1983 N 183 "Об открытии лодочного кооператива "Вихрь" в п. Белоярский на 500 лодок".
25.09.1984 составлен акт выбора земельного участка под строительство Кооперативу расположенного в северной части поселка по берегу протоки реки Старица в зоне артезианских скважин, площадью 2,2 га.
12.06.1985 проектной организацией составлен генеральный план застройки Кооператива.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 24.07.1989 N 627-р предложение об изъятии земель и передачи их организациям приняты. В соответствии со списком землепользователей, из земель которых изымаются земельные участки, и предприятий и организаций, которым отводятся эти участки, истцу под стоянку лодок и катеров отведен земельный участок площадью 2,2 га.
31.10.1989 Кооперативу выдан государственный акт серии А-1 N 156478 на право постоянного (бессрочного) пользования землей в отношении земельного участка площадью 2,2 га для стоянки лодок вдоль протоки реки Казым, в границах согласно плану землепользования.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 28.01.2013, на основании государственного акта на право пользования землей от 31.10.1989, за Кооперативом зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, общей площадью 22 000 кв. м, с кадастровым номером 86:06:0020103:372.
26.07.2013 Кооператив обратился в Администрацию с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 86:06:0020103:372 на право собственности.
В письме от 31.07.2013 N 1865 Администрация сообщила Кооперативу об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.
Как указывает истец, границы земельного участка с кадастровым номером 86:06:0020103:372 имеют пересечения (наложения) с границами спорных земельных участков.
Поскольку право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 86:06:0020103:372 возникло ранее прав на земельные участки, с которыми имеется пересечение (наложение) границ, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, отказавшего в удовлетворении исковых требований Кооператива, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьи 4 АПК РФ защите подлежит нарушенное или оспоренное право, или законный интерес.
Выбор способа нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права.
В противном случае следует исходить из того, что избранный способ защиты не приведет к восстановлению права или законного интереса, в защиту которых он направлен.
Обязанность истца по доказыванию обстоятельств, на которых он основывает свои требования, установлена частью 1 статьи 65 АПК РФ.
В соответствии пунктом 1 статьи 216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, является право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268).
Согласно статье 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
В исковом заявлении Кооператив просит, в том числе, признать отсутствующим право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 86:06:020103:258, 86:06:020103:257, 86:06:020103:256.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В настоящем случае в материалах дела отсутствуют доказательства регистрации права собственности Администрации на земельные участки с кадастровыми номерами 86:06:020103:258, 86:06:020103:257, 86:06:020103:256.
Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на земельные участки с кадастровыми номерами 86:06:020103:258, 86:06:020103:257, 86:06:020103:256 отсутствуют, что в свидетельствует о том, что право собственности в отношении указанных земельных участков не разграничено.
В соответствии с пунктом 10 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, Администрация наделена полномочиями по распоряжению земельными участками с кадастровыми номерами 86:06:020103:258, 86:06:020103:257, 86:06:020103:256, но не является их титульным владельцем.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, земельные участки с кадастровыми номерами 86:06:000000:4442, 86:06:000000:4440, 86:06:000000:4438, 86:06:000000:4435 принадлежат Администрации на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Как указывает Кооператив, границы этих земельных участков в части пересекаются (налагаются) на границы земельного участка с кадастровым номером 86:06:0020103:372, выходя, в том числе за его пределы.
В то же время, истец настаивает на признании права отсутствующим не на часть земельных участков, находящихся в границах его участка, а на земельные участки в полном объеме. Такое требование Кооператива несоразмерно нарушенному праву.
Каких-либо ходатайств, направленных на определение площадей земельных участков пересекающихся с земельным участок истца, лицами, участвующими в деле, заявлено не было.
Признание же права отсутствующим на спорные земельные участки в целом, приведет к нарушению прав Администрации, как правильно указал суд первой инстанции.
В связи с чем, заявленный в настоящем деле иск удовлетворению не подлежит.
Судом первой инстанции также обоснованно учтено, что согласно данным кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 86:06:0020103:372 граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Поскольку границы земельного участка с кадастровым номером 86:06:0020103:372 не определены в установленном законом порядке, а границы земельных участков с кадастровыми номерами 86:06:000000:4442, 86:06:000000:4440, 86:06:000000:4438, 86:06:000000:4435 налагаются и выходят за пределы предполагаемых границ первого, суд первой инстанции правильно указал на необходимость проведения кадастровых работ с целью определения границ спорных земельных участков, принадлежащих на праве постоянного (бессрочного) пользования, как истцу, так и ответчику.
В случае исчерпания возможности образования земельных участков и определения их границ во внесудебном (административном) порядке, сторона вправе заявить требования об установлении границ земельного участка, что приведет к устранению неопределенности относительно индивидуальных характеристик объекта.
Судом установлено, что истцом предъявлено самостоятельное требование об установлении границ земельных участков, производство по которому приостановлено.
В силу положений АПК РФ, производство по делу подлежит возобновлению, если отпали основания для его приостановления.
Также истцом заявлено требование о снятии спорных земельных участков с кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Истец нормативно не обосновал, в силу каких норм суд правомочен обязать ответчика к снятию спорных земельных участков с кадастрового учета.
Как указано выше, границы земельных участков пересекаются (налагаются), спор об установлении границ земельных участков до настоящего времени не разрешен.
При этом, в силу пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате преобразования объекта или объектов недвижимости представляются одно заявление о кадастровом учете всех одновременно образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 февраля 2014 года по делу N А75-11397/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
М.В.СМОЛЬНИКОВА
Судьи
О.В.ЗОРИНА
Т.П.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.06.2013 N 08АП-3556/2014 ПО ДЕЛУ N А75-11397/2013
Разделы:Управление многоквартирным домом; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 2013 г. N 08АП-3556/2014
Дело N А75-11397/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смольниковой М.В.,
судей Зориной О.В., Семеновой Т.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3556/2014) лодочного кооператива "ВИХРЬ" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 февраля 2014 года по делу N А75-11397/2013 (судья Сердюков П.А.), принятое по иску лодочного кооператива "ВИХРЬ" (ОГРН 1028601522333, ИНН 8611003521) к администрации Белоярского района (ОГРН 1028601521871, ИНН 8611004042) о признании права отсутствующим и обязании снять с кадастрового учета,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Фонд развития жилищного строительства Белоярского района "Жилище",
при участии в судебном заседании:
- от лодочного кооператива "ВИХРЬ" - представитель Амелин С.Л. по доверенности от 17.01.2014, сроком действия 3 года;
- председатель лодочного кооператива "ВИХРЬ" - Власкина Л.Н. приказ N 16 от 15.05.1995;
- от администрации Белоярского района - представитель Богдановский В.С. (по доверенности N 1018 от 23.04.2014, сроком действия 1 год;
- установил:
лодочный кооператив "ВИХРЬ" (далее - Кооператив, истец) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к Администрации Белоярского района (далее - Администрация, ответчик):
- - о признании, отсутствующим права собственности Администрации Белоярского района на земельный участок, имеющий кадастровый номер 86:06:020103:258, общей площадью 1 604 кв. м, предназначенный для строительства многоквартирного жилого дома, находящийся по адресу: г. Белоярский, 4 микрорайон, участок N 26 и снятии его с кадастрового учета;
- - о признании отсутствующим права собственности Администрации Белоярского района на земельный участок, имеющий кадастровый номер 86:06:020103:257, общей площадью 3 190 кв. м, предназначенный для строительства многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Белоярский, 4 микрорайон, участок N 28 и снятии его с кадастрового учета;
- - о признании отсутствующим права собственности Администрации Белоярского района на земельный участок, имеющий кадастровый номер 86:06:020103:256, общей площадью 1 760 кв. м, предназначенный для строительства многоквартирного жилого дома, находящийся по адресу: г. Белоярский, 4 микрорайон, участок N 26а и снятии его с кадастрового учета;
- - о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования Администрации Белоярского района на земельный участок, имеющий кадастровый номер 86:06:000000:4442, общей площадью 1 693 кв. м, предназначенный для строительства инженерных сетей (сети газоснабжения), находящийся по адресу: г. Белоярский, 4 микрорайон, сети газоснабжения и снятии его с кадастрового учета;
- - о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования Администрации Белоярского района на земельный участок, имеющий кадастровый номер 86:06:000000:4440, общей площадью 1 122 кв. м, предназначенный для строительства инженерных сетей (сети электроснабжения), находящийся по адресу: г. Белоярский, 4 микрорайон, сети электроснабжения и снятии его с кадастрового учета;
- - о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования Администрации Белоярского района на земельный участок, имеющий кадастровый номер 86:06:000000:4438, общей площадью 1 330 кв. м, предназначенный для строительства инженерных сетей (сети тепловодоснабжения, водоотведения), находящийся по адресу: г. Белоярский, 4 микрорайон, сети водоотведения и снятии его с кадастрового учета;
- - о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования Администрации Белоярского района на земельный участок, имеющий кадастровый номер 86:06:000000:4435, общей площадью 2 698 кв. м, предназначенный для строительства инженерных сетей (сети тепловодоснабжения, водоотведения), находящийся по адресу: г. Белоярский, 4 микрорайон, сети тепловодоснабжения и снятии его с кадастрового учета.
Определениями суда от 13.12.2013 и от 28.01.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Фонд развития жилищного строительства Белоярского района "Жилище".
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.02.2014 по делу N А75-11397/2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Кооператив обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как указывает истец, право на земельный участок, принадлежащий Кооперативу на праве постоянного бессрочного пользования, нарушено с момента образования налагаемых (пересекаемых) земельных участков, постановки их на кадастровый учет, передачи прав на образованные земельные участки. Восстановление положения, существовавшего до нарушения прав истца на земельный участок, возможно путем признания отсутствующими прав на образованные Администрацией земельные участки и снятия их с кадастрового учета.
От Администрации поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором ответчик возражает против ее удовлетворения. Просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в отзыве на апелляционную жалобу оставляет ее разрешение на усмотрение суда.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по делу N А75-11397/2013 указанная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 03.06.2014.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Фонда развития жилищного строительства Белоярского района "Жилище", надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьей 123 АПК РФ в судебное заседание не явились. На основании части 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие третьих лиц.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Кооператива поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Администрации высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей истца и ответчика, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Кооператив создан 20.09.1983 по решению исполнительного комитета Березовского районного Совета народных депутатов от 20.09.1983 N 183 "Об открытии лодочного кооператива "Вихрь" в п. Белоярский на 500 лодок".
25.09.1984 составлен акт выбора земельного участка под строительство Кооперативу расположенного в северной части поселка по берегу протоки реки Старица в зоне артезианских скважин, площадью 2,2 га.
12.06.1985 проектной организацией составлен генеральный план застройки Кооператива.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 24.07.1989 N 627-р предложение об изъятии земель и передачи их организациям приняты. В соответствии со списком землепользователей, из земель которых изымаются земельные участки, и предприятий и организаций, которым отводятся эти участки, истцу под стоянку лодок и катеров отведен земельный участок площадью 2,2 га.
31.10.1989 Кооперативу выдан государственный акт серии А-1 N 156478 на право постоянного (бессрочного) пользования землей в отношении земельного участка площадью 2,2 га для стоянки лодок вдоль протоки реки Казым, в границах согласно плану землепользования.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 28.01.2013, на основании государственного акта на право пользования землей от 31.10.1989, за Кооперативом зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, общей площадью 22 000 кв. м, с кадастровым номером 86:06:0020103:372.
26.07.2013 Кооператив обратился в Администрацию с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 86:06:0020103:372 на право собственности.
В письме от 31.07.2013 N 1865 Администрация сообщила Кооперативу об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.
Как указывает истец, границы земельного участка с кадастровым номером 86:06:0020103:372 имеют пересечения (наложения) с границами спорных земельных участков.
Поскольку право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 86:06:0020103:372 возникло ранее прав на земельные участки, с которыми имеется пересечение (наложение) границ, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, отказавшего в удовлетворении исковых требований Кооператива, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьи 4 АПК РФ защите подлежит нарушенное или оспоренное право, или законный интерес.
Выбор способа нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права.
В противном случае следует исходить из того, что избранный способ защиты не приведет к восстановлению права или законного интереса, в защиту которых он направлен.
Обязанность истца по доказыванию обстоятельств, на которых он основывает свои требования, установлена частью 1 статьи 65 АПК РФ.
В соответствии пунктом 1 статьи 216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, является право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268).
Согласно статье 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
В исковом заявлении Кооператив просит, в том числе, признать отсутствующим право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 86:06:020103:258, 86:06:020103:257, 86:06:020103:256.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В настоящем случае в материалах дела отсутствуют доказательства регистрации права собственности Администрации на земельные участки с кадастровыми номерами 86:06:020103:258, 86:06:020103:257, 86:06:020103:256.
Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на земельные участки с кадастровыми номерами 86:06:020103:258, 86:06:020103:257, 86:06:020103:256 отсутствуют, что в свидетельствует о том, что право собственности в отношении указанных земельных участков не разграничено.
В соответствии с пунктом 10 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, Администрация наделена полномочиями по распоряжению земельными участками с кадастровыми номерами 86:06:020103:258, 86:06:020103:257, 86:06:020103:256, но не является их титульным владельцем.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, земельные участки с кадастровыми номерами 86:06:000000:4442, 86:06:000000:4440, 86:06:000000:4438, 86:06:000000:4435 принадлежат Администрации на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Как указывает Кооператив, границы этих земельных участков в части пересекаются (налагаются) на границы земельного участка с кадастровым номером 86:06:0020103:372, выходя, в том числе за его пределы.
В то же время, истец настаивает на признании права отсутствующим не на часть земельных участков, находящихся в границах его участка, а на земельные участки в полном объеме. Такое требование Кооператива несоразмерно нарушенному праву.
Каких-либо ходатайств, направленных на определение площадей земельных участков пересекающихся с земельным участок истца, лицами, участвующими в деле, заявлено не было.
Признание же права отсутствующим на спорные земельные участки в целом, приведет к нарушению прав Администрации, как правильно указал суд первой инстанции.
В связи с чем, заявленный в настоящем деле иск удовлетворению не подлежит.
Судом первой инстанции также обоснованно учтено, что согласно данным кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 86:06:0020103:372 граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Поскольку границы земельного участка с кадастровым номером 86:06:0020103:372 не определены в установленном законом порядке, а границы земельных участков с кадастровыми номерами 86:06:000000:4442, 86:06:000000:4440, 86:06:000000:4438, 86:06:000000:4435 налагаются и выходят за пределы предполагаемых границ первого, суд первой инстанции правильно указал на необходимость проведения кадастровых работ с целью определения границ спорных земельных участков, принадлежащих на праве постоянного (бессрочного) пользования, как истцу, так и ответчику.
В случае исчерпания возможности образования земельных участков и определения их границ во внесудебном (административном) порядке, сторона вправе заявить требования об установлении границ земельного участка, что приведет к устранению неопределенности относительно индивидуальных характеристик объекта.
Судом установлено, что истцом предъявлено самостоятельное требование об установлении границ земельных участков, производство по которому приостановлено.
В силу положений АПК РФ, производство по делу подлежит возобновлению, если отпали основания для его приостановления.
Также истцом заявлено требование о снятии спорных земельных участков с кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Истец нормативно не обосновал, в силу каких норм суд правомочен обязать ответчика к снятию спорных земельных участков с кадастрового учета.
Как указано выше, границы земельных участков пересекаются (налагаются), спор об установлении границ земельных участков до настоящего времени не разрешен.
При этом, в силу пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате преобразования объекта или объектов недвижимости представляются одно заявление о кадастровом учете всех одновременно образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 февраля 2014 года по делу N А75-11397/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
М.В.СМОЛЬНИКОВА
Судьи
О.В.ЗОРИНА
Т.П.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)