Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 августа 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Халиловой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горжилпроект" на решение Арбитражного суда Архангельской от 29 апреля 2014 года по делу N А05-940/2014 (судья Болотов Б.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Горжилпроект" (ОГРН 1122901016237; далее - ООО "Горжилпроект", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050; далее - административный орган, инспекция) по делу об административном правонарушении от 15.01.2014 N 01-10/12, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 43 000 руб.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 29 апреля 2014 года по делу N А05-940/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Горжилпроект" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на отсутствие в деянии общества вины в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Инспекция в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением граждан Антипиной Н.С. и Вакуевой О.С., проживающих по адресу: город Архангельск, улица Самойло, дом 10, корпус 1, на основании распоряжения от 25.12.2013 N А-07/01-15/2879 инспекцией проведена внеплановая выездная проверка деятельности общества по вопросу содержания и ремонта указанного жилого дома.
По результатам проверки составлен акт от 30.12.2013 N А-10/02-06/1979, в котором отражены нарушения обществом пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), а также пунктов 3.2.2, 3.2.16, 3.3.5, 3.4.7, 3.4.8, 3.6.1, 4.1.3, 4.1.15, 4.6.1.1, 4.6.1.18, 4.7.1, 4.8.14, 5.2.23, 5.3.2, 5.6.2, 5.7.2, 5.9.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), выразившееся в следующем:
- - ненадлежащее санитарное состояние (наличие мусора) в лестничных клетках левого и правого крыла здания (пункт 3.2.2 Правил N 170);
- - наличие посторонних предметов (кирпич) в холле здания (пункт 3.2.2 Правил N 170);
- - наличие посторонних предметов на лестничной клетке цокольного этажа левого крыла здания (пункт 3.2.16 Правил N 170);
- - отсутствие запирающего устройства на дверях выхода на кровельное покрытие в районе левого крыла здания (пункт 3.3.5 Правил N 170);
- - отсутствие на продухах техподполья сеток, защищающих здание от проникновения грызунов (пункт 3.4.7 Правил N 170);
- - наличие грызунов (крыс) в техподполье дома (пункт 3.4.8 Правил N 170);
- - ненадлежащее санитарное состояние (наличие мусора) на придомовой территории (пункт 3.6.1 Правил N 170);
- - неисправность приборов освещения техподполья здания (4.1.3 Правил N 170);
- - подтопление техподполья в районе правого крыла здания и мусорокамеры (пункт 4.1.15 Правил N 170);
- - наличие посторонних предметов, мусора в тепловом узле и техподполье в районе левого и правого крыла здания (4.1.15 Правил N 170);
- - неисправность покрытия парапета на кровельном покрытии в районе левого и правого крыла здания (пункт 4.6.1.1 Правил N 170);
- - неисправность покрытия шахт (7 штук) естественной вентиляции на кровельном покрытии (пункты 4.6.1.1, 5.7.2 Правил N 170);
- - наличие на кровельном покрытии посторонних предметов (пункт 4.6.1.18 Правил N 170);
- - неисправность заполнения дверного проема входа с холла 1 этажа на лестничную клетку левого крыла здания (пункт 4.7.1 Правил N 170);
- - неисправность заполнения дверного проема пожарного выхода из здания на 1 этаже левого крыла здания (пункт 4.7.1 Правил N 170);
- - неисправность остекления заполнения оконных проемов в лестничных клетках правого крыла здания (2 рамы), левого крыла здания (2 рамы) (пункт 4.8.14 Правил N 170);
- - наличие неплотностей в местах прохождения трубопроводов отопления в лестничной клетке левого крыла здания в районе 4, 6, 9 этажей, правого крыла в районе 9 этажа (пункт 5.2.23 Правил N 170);
- - неисправность трубопроводов горячего водоснабжения (негерметичность) в техподполье в районе левого и правого крыла здания (пункт 5.3.2 Правил N 170);
- - неисправность приборов освещения (выключателей) на площадке выхода на кровельное покрытие в районе левого крыла здания и холла в районе правого крыла здания (пункт 5.6.2 Правил N 170);
- - наличие оголенных проводов в лестничной клетке левого крыла здания 3 этаж, 5 этаж, между 6 - 7 и 9 - 8 этажом (пункт 5.6.2 Правил N 170);
- - отсутствие в мусорокамере водопровода с горячей и холодной водой для промывки мусоросборников и помещения камеры (пункт 5.9.5 Правил N 170);
- Обществу выдано предписание от 30.12.2013 N А-07/02-12/1979 об устранении выявленных нарушений в срок до 20.01.2014.
По данному факту должностным лицом инспекции 31.12.2013 составлен протокол N А-07/02-08/689 об административном правонарушении.
Рассмотрев указанный протокол и материалы административного дела, должностное лицо инспекции 15.01.2014 вынесло постановление N 01-10/12 по делу об административном правонарушении, которым признало общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и назначило ему административное наказание в виде штрафа в размере 43 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Объектом данного правонарушения являются отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок использования данных помещений. Организация содержания и ремонта жилищного фонда осуществляется с соблюдением требований жилищного и гражданского законодательства. Объективная сторона данного правонарушения состоит в нарушении ответственным лицом правил содержания и ремонта жилых домов.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме несет собственник жилого помещения и на нем лежит обязанность по соблюдению правил содержания общего имущества.
Частью 3 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правилами N 491 предусмотрено, что в состав общего имущества включаются, в частности, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, его текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества (пункт 11 названных Правил).
В силу пункта 12 Правил N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом может обеспечиваться собственниками помещений, в частности, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ (пункт 16 Правил N 491).
Пунктом 42 названных Правил предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Согласно пункту 3.2.2 Правил N 170 установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить требуемое санитарное состояние лестничных клеток.
Пунктом 3.2.16 Правил N 170 предусмотрено, что размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов не допускается; входы на лестничные клетки и чердаки, а также подходы к пожарному оборудованию и инвентарю не должны быть загроможденными.
В силу пункта 3.3.5 Правил N 170 входные двери или люки (для чердачных помещений с запасными, напорными и расширительными баками) выхода на кровлю должны быть утеплены, оборудованы уплотняющими прокладками, всегда закрыты на замок (один комплект ключей от которого необходимо хранить у дежурного диспетчера ОДС или в комнате техника-мастера организации по обслуживанию жилищного фонда, а второй - в одной из ближайших квартир верхнего этажа), о чем делается соответствующая надпись на люке.
Пунктом 3.4.7 Правил N 170 определено, что на все проемы, каналы и отверстия технического подполья должны быть установлены сетки (размер ячейки - 0,5 см), защищающие здания от проникновения грызунов.
Пунктом 3.4.8 Правил N 170 установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна регулярно проводить дератизацию и дезинфекцию по уничтожению грызунов и насекомых в местах общего пользования, подвалах, технических подпольях в соответствии с санитарными нормами и правилами.
Согласно пункту 3.6.1 Правил N 170 уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами.
В соответствии с пунктом 4.6.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода.
Пунктом 4.1.3 Правил N 170 предусмотрено, что подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию.
Согласно пункту 4.1.15 Правил N 170 не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламлять и загрязнять подвальные помещения.
В силу пункта 4.6.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
- исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода;
- защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования;
- воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий;
- обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств;
- чистоту чердачных помещений и освещенность;
- достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами;
- исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка;
- выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Пунктом 4.6.18 Правил N 170 предусмотрено, что после окончания работ по ремонту кровли, дымовых труб, парапетов и др. все остатки строительных материалов и мусора необходимо удалить и очистить кровлю.
В силу пункта 4.7.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние окон, дверей и световых фонарей.
В соответствии с пунктом 4.8.14 Правил N 170 должно быть исправным остекление на лестничных клетках.
Пунктом 5.3.2 Правил N 170 определено, что инженерно-технические работники и рабочие, обслуживающие систему горячего водоснабжения, обязаны обеспечить исправную работу системы, устраняя выявленные недостатки.
Пунктом 5.2.23 Правил N 170 предусмотрено, что в местах перехода через трубопроводы (на чердаках, в подвалах или технических подпольях) необходимо устраивать переходные мостики без опирания на тепловую изоляцию трубопроводов.
Согласно пункту 5.6.2 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда.
Пунктом 5.7.2 Правил N 170 определено, что персонал, обслуживающий системы вентиляции жилых домов, обязан производить плановые осмотры и устранение всех выявленных неисправностей системы.
В силу пункта 5.9.5 Правил N 170 мусоросборная камера должна иметь водопровод с краном диаметром 15 мм и шлангом для промывки мусоросборников и помещения камеры (при наличии в доме централизованного горячего водоснабжения иметь подвод горячей и холодной воды).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что управление жилым домом, расположенным по адресу: город Архангельск, улица Самойло, дом 10, корпус 1, осуществляет общество на основании договора управления многоквартирным домом от 01.08.2012.
Состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого осуществляется управление, определен в приложении 1 к договору об управлении многоквартирным домом от 01.08.2012.
Согласно условиям данного договора общество в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, в том числе, расположенного по адресу: город Архангельск, улица Самойло, дом 10, корпус 1, а также предоставлять услуги по отоплению, горячему водоснабжению, электроснабжению собственникам и пользователям помещений, производить начисление и сбор платежей за оказанные услуги по договору с муниципальным учреждением муниципального образования "Город Архангельск" "Информационный расчетный центр", осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (пункт 1.1 договора).
В апелляционной жалобе общество указывает на отсутствие его вины в совершении указанного правонарушения, поскольку выявленные инспекцией нарушения относятся к работам текущего и капитального характера, которые производятся по решению собственников помещений в многоквартирном жилом доме. Так как такое решение собственниками не принималось, общество не имело возможности для проведения ремонтных работ.
Данный довод подателя жалобы судом апелляционной инстанции отклоняется ввиду следующего.
Все обязательные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Выявленные в ходе проведения проверки инспекцией нарушения относятся к текущим работам.
При этом все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Согласно условиям договора об управлении многоквартирным домом от 01.08.2012 на общество возложена обязанность по организации содержания и ремонта общего имущества жилого дома, расположенного по адресу: город Архангельск, улица Самойло, дом 10, корпус 1.
Податель жалобы не оспаривает тот факт, что является организацией, принявшей на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами указанного жилого дома.
Следовательно, заявитель принял на себя обязательства соблюдать положения законодательства Российской Федерации, вытекающие из приобретенного им статуса управляющей организации, который в том числе предусмотрен уставом общества.
Данные обстоятельства свидетельствует о том, что общество добровольно приняло на себя обязанности по выполнению работ и предоставлению услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома в полном объеме, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность заключения договора о частичном управлении многоквартирным домом, тем более влекущего ухудшение положения собственников и пользователей жилых помещений.
При этом как правомерно указал суд первой инстанции, устранение некоторых из выявленных в ходе внеплановой проверки общества нарушений, в частности, оголенных проводов; ненадлежащего санитарного состояния лестничных клеток, придомовой территории; наличия посторонних предметов в холле здания, на кровельном покрытии, в тепловом узле и в техподполье; отсутствие запирающего устройства на дверях выхода на кровельное покрытие; наличие грызунов, не требует проведения текущего ремонта.
Следовательно, выступая в рассматриваемых отношениях обслуживающей организацией, общество является ответственным за содержание и ремонт многоквартирного дома и в силу этого обязано исполнять требования Правил N 170 и N 491, проводить ремонт общего имущества в многоквартирном доме, устранять обнаруженные неисправности (дефекты) общего имущества в многоквартирном доме и (или) принимать меры для уменьшения их вредных последствий с целью обеспечения жильцов нормальными условиями проживания, соответствующими установленным требованиям.
Факт нарушения обществом указанных выше положений Правил N 170 и N 491 установлен административным органом и зафиксирован в акте проверки и протоколе об административном правонарушении, а также иных материалах административного дела.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм.
Доказательств того, что заявитель был лишен возможности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, своевременно устранить выявленные нарушения, и им приняты для этого все возможные меры, в материалы дела также не представлено. В ходе производства по делу об административном правонарушении и судебного разбирательства такие обстоятельства также не установлены.
Какие-либо неустранимые сомнения в виновности общества отсутствуют.
Учитывая приведенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Исходя из общих принципов применения административного наказания, определенных частями 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ, а также принимая во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 15.07.1999 N 11-П, согласно которой санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, суд апелляционной инстанции правильным и применение штрафа в размере 43 000 рублей.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено, административный орган действовал в пределах полномочий, предоставленных ему законом.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 апреля 2014 года по делу N А05-940/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горжилпроект" - без удовлетворения.
Судья
Н.В.МУРАХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.08.2014 ПО ДЕЛУ N А05-940/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2014 г. по делу N А05-940/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 августа 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Халиловой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горжилпроект" на решение Арбитражного суда Архангельской от 29 апреля 2014 года по делу N А05-940/2014 (судья Болотов Б.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Горжилпроект" (ОГРН 1122901016237; далее - ООО "Горжилпроект", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050; далее - административный орган, инспекция) по делу об административном правонарушении от 15.01.2014 N 01-10/12, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 43 000 руб.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 29 апреля 2014 года по делу N А05-940/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Горжилпроект" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на отсутствие в деянии общества вины в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Инспекция в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением граждан Антипиной Н.С. и Вакуевой О.С., проживающих по адресу: город Архангельск, улица Самойло, дом 10, корпус 1, на основании распоряжения от 25.12.2013 N А-07/01-15/2879 инспекцией проведена внеплановая выездная проверка деятельности общества по вопросу содержания и ремонта указанного жилого дома.
По результатам проверки составлен акт от 30.12.2013 N А-10/02-06/1979, в котором отражены нарушения обществом пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), а также пунктов 3.2.2, 3.2.16, 3.3.5, 3.4.7, 3.4.8, 3.6.1, 4.1.3, 4.1.15, 4.6.1.1, 4.6.1.18, 4.7.1, 4.8.14, 5.2.23, 5.3.2, 5.6.2, 5.7.2, 5.9.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), выразившееся в следующем:
- - ненадлежащее санитарное состояние (наличие мусора) в лестничных клетках левого и правого крыла здания (пункт 3.2.2 Правил N 170);
- - наличие посторонних предметов (кирпич) в холле здания (пункт 3.2.2 Правил N 170);
- - наличие посторонних предметов на лестничной клетке цокольного этажа левого крыла здания (пункт 3.2.16 Правил N 170);
- - отсутствие запирающего устройства на дверях выхода на кровельное покрытие в районе левого крыла здания (пункт 3.3.5 Правил N 170);
- - отсутствие на продухах техподполья сеток, защищающих здание от проникновения грызунов (пункт 3.4.7 Правил N 170);
- - наличие грызунов (крыс) в техподполье дома (пункт 3.4.8 Правил N 170);
- - ненадлежащее санитарное состояние (наличие мусора) на придомовой территории (пункт 3.6.1 Правил N 170);
- - неисправность приборов освещения техподполья здания (4.1.3 Правил N 170);
- - подтопление техподполья в районе правого крыла здания и мусорокамеры (пункт 4.1.15 Правил N 170);
- - наличие посторонних предметов, мусора в тепловом узле и техподполье в районе левого и правого крыла здания (4.1.15 Правил N 170);
- - неисправность покрытия парапета на кровельном покрытии в районе левого и правого крыла здания (пункт 4.6.1.1 Правил N 170);
- - неисправность покрытия шахт (7 штук) естественной вентиляции на кровельном покрытии (пункты 4.6.1.1, 5.7.2 Правил N 170);
- - наличие на кровельном покрытии посторонних предметов (пункт 4.6.1.18 Правил N 170);
- - неисправность заполнения дверного проема входа с холла 1 этажа на лестничную клетку левого крыла здания (пункт 4.7.1 Правил N 170);
- - неисправность заполнения дверного проема пожарного выхода из здания на 1 этаже левого крыла здания (пункт 4.7.1 Правил N 170);
- - неисправность остекления заполнения оконных проемов в лестничных клетках правого крыла здания (2 рамы), левого крыла здания (2 рамы) (пункт 4.8.14 Правил N 170);
- - наличие неплотностей в местах прохождения трубопроводов отопления в лестничной клетке левого крыла здания в районе 4, 6, 9 этажей, правого крыла в районе 9 этажа (пункт 5.2.23 Правил N 170);
- - неисправность трубопроводов горячего водоснабжения (негерметичность) в техподполье в районе левого и правого крыла здания (пункт 5.3.2 Правил N 170);
- - неисправность приборов освещения (выключателей) на площадке выхода на кровельное покрытие в районе левого крыла здания и холла в районе правого крыла здания (пункт 5.6.2 Правил N 170);
- - наличие оголенных проводов в лестничной клетке левого крыла здания 3 этаж, 5 этаж, между 6 - 7 и 9 - 8 этажом (пункт 5.6.2 Правил N 170);
- - отсутствие в мусорокамере водопровода с горячей и холодной водой для промывки мусоросборников и помещения камеры (пункт 5.9.5 Правил N 170);
- Обществу выдано предписание от 30.12.2013 N А-07/02-12/1979 об устранении выявленных нарушений в срок до 20.01.2014.
По данному факту должностным лицом инспекции 31.12.2013 составлен протокол N А-07/02-08/689 об административном правонарушении.
Рассмотрев указанный протокол и материалы административного дела, должностное лицо инспекции 15.01.2014 вынесло постановление N 01-10/12 по делу об административном правонарушении, которым признало общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и назначило ему административное наказание в виде штрафа в размере 43 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Объектом данного правонарушения являются отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок использования данных помещений. Организация содержания и ремонта жилищного фонда осуществляется с соблюдением требований жилищного и гражданского законодательства. Объективная сторона данного правонарушения состоит в нарушении ответственным лицом правил содержания и ремонта жилых домов.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме несет собственник жилого помещения и на нем лежит обязанность по соблюдению правил содержания общего имущества.
Частью 3 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правилами N 491 предусмотрено, что в состав общего имущества включаются, в частности, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, его текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества (пункт 11 названных Правил).
В силу пункта 12 Правил N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом может обеспечиваться собственниками помещений, в частности, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ (пункт 16 Правил N 491).
Пунктом 42 названных Правил предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Согласно пункту 3.2.2 Правил N 170 установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить требуемое санитарное состояние лестничных клеток.
Пунктом 3.2.16 Правил N 170 предусмотрено, что размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов не допускается; входы на лестничные клетки и чердаки, а также подходы к пожарному оборудованию и инвентарю не должны быть загроможденными.
В силу пункта 3.3.5 Правил N 170 входные двери или люки (для чердачных помещений с запасными, напорными и расширительными баками) выхода на кровлю должны быть утеплены, оборудованы уплотняющими прокладками, всегда закрыты на замок (один комплект ключей от которого необходимо хранить у дежурного диспетчера ОДС или в комнате техника-мастера организации по обслуживанию жилищного фонда, а второй - в одной из ближайших квартир верхнего этажа), о чем делается соответствующая надпись на люке.
Пунктом 3.4.7 Правил N 170 определено, что на все проемы, каналы и отверстия технического подполья должны быть установлены сетки (размер ячейки - 0,5 см), защищающие здания от проникновения грызунов.
Пунктом 3.4.8 Правил N 170 установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна регулярно проводить дератизацию и дезинфекцию по уничтожению грызунов и насекомых в местах общего пользования, подвалах, технических подпольях в соответствии с санитарными нормами и правилами.
Согласно пункту 3.6.1 Правил N 170 уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами.
В соответствии с пунктом 4.6.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода.
Пунктом 4.1.3 Правил N 170 предусмотрено, что подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию.
Согласно пункту 4.1.15 Правил N 170 не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламлять и загрязнять подвальные помещения.
В силу пункта 4.6.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
- исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода;
- защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования;
- воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий;
- обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств;
- чистоту чердачных помещений и освещенность;
- достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами;
- исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка;
- выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Пунктом 4.6.18 Правил N 170 предусмотрено, что после окончания работ по ремонту кровли, дымовых труб, парапетов и др. все остатки строительных материалов и мусора необходимо удалить и очистить кровлю.
В силу пункта 4.7.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние окон, дверей и световых фонарей.
В соответствии с пунктом 4.8.14 Правил N 170 должно быть исправным остекление на лестничных клетках.
Пунктом 5.3.2 Правил N 170 определено, что инженерно-технические работники и рабочие, обслуживающие систему горячего водоснабжения, обязаны обеспечить исправную работу системы, устраняя выявленные недостатки.
Пунктом 5.2.23 Правил N 170 предусмотрено, что в местах перехода через трубопроводы (на чердаках, в подвалах или технических подпольях) необходимо устраивать переходные мостики без опирания на тепловую изоляцию трубопроводов.
Согласно пункту 5.6.2 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда.
Пунктом 5.7.2 Правил N 170 определено, что персонал, обслуживающий системы вентиляции жилых домов, обязан производить плановые осмотры и устранение всех выявленных неисправностей системы.
В силу пункта 5.9.5 Правил N 170 мусоросборная камера должна иметь водопровод с краном диаметром 15 мм и шлангом для промывки мусоросборников и помещения камеры (при наличии в доме централизованного горячего водоснабжения иметь подвод горячей и холодной воды).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что управление жилым домом, расположенным по адресу: город Архангельск, улица Самойло, дом 10, корпус 1, осуществляет общество на основании договора управления многоквартирным домом от 01.08.2012.
Состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого осуществляется управление, определен в приложении 1 к договору об управлении многоквартирным домом от 01.08.2012.
Согласно условиям данного договора общество в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, в том числе, расположенного по адресу: город Архангельск, улица Самойло, дом 10, корпус 1, а также предоставлять услуги по отоплению, горячему водоснабжению, электроснабжению собственникам и пользователям помещений, производить начисление и сбор платежей за оказанные услуги по договору с муниципальным учреждением муниципального образования "Город Архангельск" "Информационный расчетный центр", осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (пункт 1.1 договора).
В апелляционной жалобе общество указывает на отсутствие его вины в совершении указанного правонарушения, поскольку выявленные инспекцией нарушения относятся к работам текущего и капитального характера, которые производятся по решению собственников помещений в многоквартирном жилом доме. Так как такое решение собственниками не принималось, общество не имело возможности для проведения ремонтных работ.
Данный довод подателя жалобы судом апелляционной инстанции отклоняется ввиду следующего.
Все обязательные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Выявленные в ходе проведения проверки инспекцией нарушения относятся к текущим работам.
При этом все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Согласно условиям договора об управлении многоквартирным домом от 01.08.2012 на общество возложена обязанность по организации содержания и ремонта общего имущества жилого дома, расположенного по адресу: город Архангельск, улица Самойло, дом 10, корпус 1.
Податель жалобы не оспаривает тот факт, что является организацией, принявшей на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами указанного жилого дома.
Следовательно, заявитель принял на себя обязательства соблюдать положения законодательства Российской Федерации, вытекающие из приобретенного им статуса управляющей организации, который в том числе предусмотрен уставом общества.
Данные обстоятельства свидетельствует о том, что общество добровольно приняло на себя обязанности по выполнению работ и предоставлению услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома в полном объеме, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность заключения договора о частичном управлении многоквартирным домом, тем более влекущего ухудшение положения собственников и пользователей жилых помещений.
При этом как правомерно указал суд первой инстанции, устранение некоторых из выявленных в ходе внеплановой проверки общества нарушений, в частности, оголенных проводов; ненадлежащего санитарного состояния лестничных клеток, придомовой территории; наличия посторонних предметов в холле здания, на кровельном покрытии, в тепловом узле и в техподполье; отсутствие запирающего устройства на дверях выхода на кровельное покрытие; наличие грызунов, не требует проведения текущего ремонта.
Следовательно, выступая в рассматриваемых отношениях обслуживающей организацией, общество является ответственным за содержание и ремонт многоквартирного дома и в силу этого обязано исполнять требования Правил N 170 и N 491, проводить ремонт общего имущества в многоквартирном доме, устранять обнаруженные неисправности (дефекты) общего имущества в многоквартирном доме и (или) принимать меры для уменьшения их вредных последствий с целью обеспечения жильцов нормальными условиями проживания, соответствующими установленным требованиям.
Факт нарушения обществом указанных выше положений Правил N 170 и N 491 установлен административным органом и зафиксирован в акте проверки и протоколе об административном правонарушении, а также иных материалах административного дела.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм.
Доказательств того, что заявитель был лишен возможности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, своевременно устранить выявленные нарушения, и им приняты для этого все возможные меры, в материалы дела также не представлено. В ходе производства по делу об административном правонарушении и судебного разбирательства такие обстоятельства также не установлены.
Какие-либо неустранимые сомнения в виновности общества отсутствуют.
Учитывая приведенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Исходя из общих принципов применения административного наказания, определенных частями 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ, а также принимая во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 15.07.1999 N 11-П, согласно которой санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, суд апелляционной инстанции правильным и применение штрафа в размере 43 000 рублей.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено, административный орган действовал в пределах полномочий, предоставленных ему законом.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 апреля 2014 года по делу N А05-940/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горжилпроект" - без удовлетворения.
Судья
Н.В.МУРАХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)