Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июля 2014 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тиминской О.А., судей Можеевой Е.И. и Токаревой М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шамыриной Е.И., при участии от государственного унитарного предприятия Брянской области "Брянсккоммунэнерго" - представителя Козловой Н.А. (доверенность от 01.05.2014 N 36-Д), от общества с ограниченной ответственностью "УК "Ремкомплекс" - Кошелева Б.В. (доверенность от 07.02.2014 N 56), от Администрации поселка Белая березка администрации Трубчевского муниципального района Брянской области - Кошелева Б.В. (доверенность от 15.04.2014 N 230), от общества с ограниченной ответственностью "УК "Ремкомплекс" - Гончаренко В.И. (приказ от 14.06.2014 N 102-к), рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "Ремкомплекс" (Брянская область, п. Белая Березка, ОГРН 1083252000182, ИНН 3252005690) на решение Арбитражного суда Брянской области от 29.04.2014 по делу N А09-10429/2013 (судья Пейганович В.С.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремкомплекс" (далее - ООО "УК "Ремкомплекс") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к государственному унитарному предприятию Брянской области "Брянсккоммунэнерго" (далее - ГУП "Брянсккоммунэнерго") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения от 27.05.2013 N 13Т-10100085 по пунктам 1.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.6, 2.1.8, 2.1.9, 3.2.6, 4.3, 4.4, 4.7.2, 4.7.6, 4.7.7, и договора от 27.05.2013 N 13В-10100085 горячего водоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям по пунктам 2.1, 2.4, 3.1, 4.1.2, 4.2.1, 4.3.1, 6.3, 6.4, 6.5 (с учетом уточнений).
Решением арбитражного суда от 29.04.2014 заявленные требования частично удовлетворены. Пункт 1.1 договора теплоснабжения от 27.05.2013 N 13Т-10100085 изложен в следующей редакции: "По настоящему договору Ресурсоснабжающая организация осуществляет подачу тепловой энергии и теплоносителя Потребителю для оказания им коммунальной услуги теплоснабжение жильцам многоквартирных домов, перечисленных в приложениях NN 1, 6, 7 к настоящему договору, а Потребитель принимает поставленную теплоэнергию и оплачивает полученную тепловую энергию Ресурсоснабжающей организации по ценам и в порядке, определенном настоящим договором".
Пункт 2.1.1 договора теплоснабжения от 27.05.2013 N 13Т-10100085 изложен в следующей редакции: "Подавать Потребителю в течение срока действия настоящего договора тепловую энергию в точку поставки, находящуюся на границе балансовой принадлежности сетей Потребителя, в согласованных объемах, установленного сторонами договора качества и установленные сроки".
Пункт 2.1.2 договора теплоснабжения от 27.05.2013 N 13Т-10100085 изложен в следующей редакции: "Поддерживать на точке поставки теплоносителя температуру сетевой воды, обеспечивающую предоставление коммунальной услуги теплоснабжения населению Потребителем надлежащего качества. Отклонение заданного режима на точке поставки теплоносителя не должны превышать значений, установленных обязательными требованиями действующего законодательства".
Пункт 2.1.6 договора теплоснабжения от 27.05.2013 N 13Т-10100085 изложен в следующей редакции: "При получении от потребителя сообщения об отклонении показателей качества тепловой энергии на границе балансовой принадлежности сетей и оборудования в течение 2 часов организовать совместные измерения, анализ и оформление двусторонним актом показателей качества".
Пункт 2.1.8 договора теплоснабжения от 27.05.2013 N 13Т-10100085 оставлен в редакции, предложенной ответчиком в проекте договора.
Пункт 2.1.9 договора теплоснабжения от 27.05.2013 N 13Т-10100085 изложен в следующей редакции: "Направлять своего представителя для оформления актов о фактах и причинах нарушения договорных обязательств по качеству услуг теплоснабжения и режиму их отпуска. Представитель направляется в течение двух часов с момента сообщения Потребителем ресурсоснабжающей организации о факте нарушения договорных отношений. Сообщение передается Потребителем по телефону 9-62-28 (котельная N 8 п. Белая Березка), и ресурсоснабжающей организации в соответствии с пунктами 3.1.10, 3.1.12 договора. При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами".
Пункт 3.2.6 договора теплоснабжения от 27.05.2013 N 13Т-10100085, предложенный истцом, не включен в договор.
Пункты 4.3, 4.4, 4.7.2, 4.7.6 договора теплоснабжения от 27.05.2013 N 13Т-10100085 оставлен в редакции, предложенной ответчиком в проекте договора.
Пункт 4.7.7 договора теплоснабжения от 27.05.2013 N 13Т-10100085 изложен в следующей редакции: "Размер платы по настоящему договору уменьшается на сумму произведенного перерасчета платы Потребителя за некачественное предоставление услуг по причине нарушения Ресурсоснабжающей организацией количества и качества подаваемой по настоящему договору тепловой энергии, зафиксированного актом, составленным в порядке п. 2.1.9 Договора".
Пункт 2.1 договора горячего водоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям от 27.05.2013 N 13В-10100085 оставлен в редакции, предложенной ответчиком в проекте договора.
Пункт 2.4 договора горячего водоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям от 27.05.2013 N 13В-10100085 дополнен абзацем следующего содержания: "Точкой поставки коммунального ресурса по настоящему договору является место установки общедомового прибора учета коммунального ресурса ГВС в МКД, либо внешняя граница стены многоквартирного дома, где общедомовой прибор учета коммунального ресурса ГВС не установлен".
Пункт 3.1 договора горячего водоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям от 27.05.2013 N 13В-10100085 изложен в следующей редакции: "Качество коммунального ресурса, поставляемого Поставщиком, должно позволять Исполнителю обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителю в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг). Поставщик несет ответственность за качество поставляемого ресурса до точки поставки данного ресурса, в том числе в виде перерасчета за поставленный ресурс ненадлежащего качества".
Пункт 4.1.2 договора горячего водоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям от 27.05.2013 N 13В-10100085 изложен в следующей редакции: "Обеспечивать поставку коммунального ресурса до точки поставки, указанной в п. 2.4 настоящего договора".
Пункты 4.2.1, 4.3.1, 6.3, 6.5 договора горячего водоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям от 27.05.2013 N 13В-10100085 оставлен в редакции, предложенной ответчиком в проекте договора.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом в части оставления пунктов 4.7.2, 4.7.6 договора в редакции ответчика, ООО "УК "Ремкомплекс" подало апелляционную жалобу.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, заслушав представителей диц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом установлено, что ГУП "Брянсккоммунэнерго" направило в адрес ООО "УК "Ремкомплекс" проекты договора теплоснабжения от 27.05.2013 N 13Т-10100085 и договора от 27.05.2013 горячего водоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Рассмотрев представленные проекты договоров ООО "УК "Ремкомплекс" подписало их с протоколами разногласий и направило в адрес ГУП "Брянсккоммунэнерго".
ГУП "Брянсккоммунэнерго" письмом от 21.10.2013 отклонило протоколы разногласий и приложения к договорам в редакции ООО "УК "Ремкомплекс".
До настоящего времени разногласия между сторонами по вышеуказанным пунктам не урегулированы, договоры не подписаны.
Поскольку разногласия по договору теплоснабжения и договору горячего водоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям сторонами урегулированы не были, ООО "УК "Ремкомплекс" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая спор по существу в обжалуемой части, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Из анализа указанных норм следует, что включение того или иного условия в договор по решению суда должно базироваться на наличии определенного правового основания.
Согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ при заключении и исполнении публичных договоров для сторон являются обязательными правила, издаваемые Правительством РФ, а также уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти.
В рассматриваемом случае к отношениям сторон подлежат применению нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие договоры энергоснабжения, Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", постановление Правительства РФ от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг".
В соответствии со статьей 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу абзаца 7 пункта 2 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Пункт 4.7.2 договора теплоснабжения в редакции ГУП "Брянсккоммунэнерго" изложен в следующей редакции: "Расчеты по настоящему договору производятся путем перечисления денежных средств потребителем за поставленную тепловую энергию на расчетный счет ресурсоснабжающей организации не позднее 10 числа месяца следующего за расчетным. В срок до 5 числа месяца, следующего за расчетным, потребителю выставляется счет-фактура в объеме месячного потребления".
Истец просит изложить данный пункт в следующей редакции: "Расчеты по настоящему договору производятся непосредственно населением поселка ресурсоснабжающей организации в соответствии с п. п. 4.7.3 - 4.7.5 настоящего договора на основании ч. 6.3, 7.1 ЖК РФ".
Как установлено судом ООО "УК "Ремкомплекс", выбранная в качестве управляющей компании в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме, а следовательно, признается абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией; при этом права и обязанности возникают у управляющей организации, а не у собственников помещений многоквартирного жилого дома.
Внесение гражданами напрямую платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации означает, что обязательство управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией исполняется третьими лицами в соответствии со ст. 313 ГК РФ.
Ресурсоснабжающая организация обязана принимать исполнение обязательства абонента от третьих лиц - потребителей коммунальных услуг.
Потребители коммунальных услуг не несут никаких обязанностей непосредственно перед ресурсоснабжающей организацией, а ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от потребителей внесение платы. Взыскивать задолженность за коммунальный ресурс ресурсоснабжающая организация вправе только с исполнителя коммунальных услуг.
При этом у ресурсоснабжающей организации отсутствует право требовать от потребителей внесения платы.
Согласно пп. "а" п. 27 Правил заключения договоров ресурсоснабжения договором должны быть предусмотрены порядок, сроки и форма предоставления РСО исполнителю информации о размере поступившей от потребителей платы за коммунальную услугу и задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в МКД.
Следовательно, потребители коммунальных услуг (граждане) не несут никаких обязанностей непосредственно перед ресурсоснабжающей организацией, а ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от потребителей внесения платы. Взыскивать задолженность за коммунальный ресурс ресурсоснабжающая организация вправе только с исполнителя коммунальных услуг.
Также истец просил пункт 4.7.6 договора заменить текстом следующего содержания: "Потребитель передает энергоснабжающей организации право взыскания задолженности за потребленную в рамках настоящего договора теплоэнергию с собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений".
Передача прав исполнителя ресурсоснабжающей организации в части взыскания задолженности за потребленную в рамках настоящего договора теплоэнергию с собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений возможна только по соглашению сторон. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность ресурсоснабжающей организации осуществлять взыскание задолженности непосредственно с населения.
Условие о возможности уступки является диспозитивным, поэтому в случае достижения договоренности между сторонами о заключении договора уступки права требования в счет оплаты поставленной тепловой энергии, независимо от наличия или отсутствия данного условия в договоре, оно будет действовать только после подписания соответствующего договора
С учетом норм действующего законодательства, приведенных судом при урегулировании разногласий по п. 4.7.2 договора теплоснабжения, ООО "УК "Ремкомплекс", являясь исполнителем коммунальных услуг может и должен контролировать надлежащее исполнение потребителями обязательств по оплате тепловой энергии.
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы о необходимости включения в договор пунктов 4.7.2, 4.7.6 в редакции истца, отклоняются как противоречащие действующему законодательству.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как того требует статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены верно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта в любом случае, не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 29.04.2014 по делу N А09-10429/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.А.ТИМИНСКАЯ
Судьи
Е.И.МОЖЕЕВА
М.В.ТОКАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.07.2014 ПО ДЕЛУ N А09-10429/2013
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2014 г. по делу N А09-10429/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июля 2014 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тиминской О.А., судей Можеевой Е.И. и Токаревой М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шамыриной Е.И., при участии от государственного унитарного предприятия Брянской области "Брянсккоммунэнерго" - представителя Козловой Н.А. (доверенность от 01.05.2014 N 36-Д), от общества с ограниченной ответственностью "УК "Ремкомплекс" - Кошелева Б.В. (доверенность от 07.02.2014 N 56), от Администрации поселка Белая березка администрации Трубчевского муниципального района Брянской области - Кошелева Б.В. (доверенность от 15.04.2014 N 230), от общества с ограниченной ответственностью "УК "Ремкомплекс" - Гончаренко В.И. (приказ от 14.06.2014 N 102-к), рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "Ремкомплекс" (Брянская область, п. Белая Березка, ОГРН 1083252000182, ИНН 3252005690) на решение Арбитражного суда Брянской области от 29.04.2014 по делу N А09-10429/2013 (судья Пейганович В.С.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремкомплекс" (далее - ООО "УК "Ремкомплекс") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к государственному унитарному предприятию Брянской области "Брянсккоммунэнерго" (далее - ГУП "Брянсккоммунэнерго") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения от 27.05.2013 N 13Т-10100085 по пунктам 1.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.6, 2.1.8, 2.1.9, 3.2.6, 4.3, 4.4, 4.7.2, 4.7.6, 4.7.7, и договора от 27.05.2013 N 13В-10100085 горячего водоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям по пунктам 2.1, 2.4, 3.1, 4.1.2, 4.2.1, 4.3.1, 6.3, 6.4, 6.5 (с учетом уточнений).
Решением арбитражного суда от 29.04.2014 заявленные требования частично удовлетворены. Пункт 1.1 договора теплоснабжения от 27.05.2013 N 13Т-10100085 изложен в следующей редакции: "По настоящему договору Ресурсоснабжающая организация осуществляет подачу тепловой энергии и теплоносителя Потребителю для оказания им коммунальной услуги теплоснабжение жильцам многоквартирных домов, перечисленных в приложениях NN 1, 6, 7 к настоящему договору, а Потребитель принимает поставленную теплоэнергию и оплачивает полученную тепловую энергию Ресурсоснабжающей организации по ценам и в порядке, определенном настоящим договором".
Пункт 2.1.1 договора теплоснабжения от 27.05.2013 N 13Т-10100085 изложен в следующей редакции: "Подавать Потребителю в течение срока действия настоящего договора тепловую энергию в точку поставки, находящуюся на границе балансовой принадлежности сетей Потребителя, в согласованных объемах, установленного сторонами договора качества и установленные сроки".
Пункт 2.1.2 договора теплоснабжения от 27.05.2013 N 13Т-10100085 изложен в следующей редакции: "Поддерживать на точке поставки теплоносителя температуру сетевой воды, обеспечивающую предоставление коммунальной услуги теплоснабжения населению Потребителем надлежащего качества. Отклонение заданного режима на точке поставки теплоносителя не должны превышать значений, установленных обязательными требованиями действующего законодательства".
Пункт 2.1.6 договора теплоснабжения от 27.05.2013 N 13Т-10100085 изложен в следующей редакции: "При получении от потребителя сообщения об отклонении показателей качества тепловой энергии на границе балансовой принадлежности сетей и оборудования в течение 2 часов организовать совместные измерения, анализ и оформление двусторонним актом показателей качества".
Пункт 2.1.8 договора теплоснабжения от 27.05.2013 N 13Т-10100085 оставлен в редакции, предложенной ответчиком в проекте договора.
Пункт 2.1.9 договора теплоснабжения от 27.05.2013 N 13Т-10100085 изложен в следующей редакции: "Направлять своего представителя для оформления актов о фактах и причинах нарушения договорных обязательств по качеству услуг теплоснабжения и режиму их отпуска. Представитель направляется в течение двух часов с момента сообщения Потребителем ресурсоснабжающей организации о факте нарушения договорных отношений. Сообщение передается Потребителем по телефону 9-62-28 (котельная N 8 п. Белая Березка), и ресурсоснабжающей организации в соответствии с пунктами 3.1.10, 3.1.12 договора. При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами".
Пункт 3.2.6 договора теплоснабжения от 27.05.2013 N 13Т-10100085, предложенный истцом, не включен в договор.
Пункты 4.3, 4.4, 4.7.2, 4.7.6 договора теплоснабжения от 27.05.2013 N 13Т-10100085 оставлен в редакции, предложенной ответчиком в проекте договора.
Пункт 4.7.7 договора теплоснабжения от 27.05.2013 N 13Т-10100085 изложен в следующей редакции: "Размер платы по настоящему договору уменьшается на сумму произведенного перерасчета платы Потребителя за некачественное предоставление услуг по причине нарушения Ресурсоснабжающей организацией количества и качества подаваемой по настоящему договору тепловой энергии, зафиксированного актом, составленным в порядке п. 2.1.9 Договора".
Пункт 2.1 договора горячего водоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям от 27.05.2013 N 13В-10100085 оставлен в редакции, предложенной ответчиком в проекте договора.
Пункт 2.4 договора горячего водоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям от 27.05.2013 N 13В-10100085 дополнен абзацем следующего содержания: "Точкой поставки коммунального ресурса по настоящему договору является место установки общедомового прибора учета коммунального ресурса ГВС в МКД, либо внешняя граница стены многоквартирного дома, где общедомовой прибор учета коммунального ресурса ГВС не установлен".
Пункт 3.1 договора горячего водоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям от 27.05.2013 N 13В-10100085 изложен в следующей редакции: "Качество коммунального ресурса, поставляемого Поставщиком, должно позволять Исполнителю обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителю в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг). Поставщик несет ответственность за качество поставляемого ресурса до точки поставки данного ресурса, в том числе в виде перерасчета за поставленный ресурс ненадлежащего качества".
Пункт 4.1.2 договора горячего водоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям от 27.05.2013 N 13В-10100085 изложен в следующей редакции: "Обеспечивать поставку коммунального ресурса до точки поставки, указанной в п. 2.4 настоящего договора".
Пункты 4.2.1, 4.3.1, 6.3, 6.5 договора горячего водоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям от 27.05.2013 N 13В-10100085 оставлен в редакции, предложенной ответчиком в проекте договора.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом в части оставления пунктов 4.7.2, 4.7.6 договора в редакции ответчика, ООО "УК "Ремкомплекс" подало апелляционную жалобу.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, заслушав представителей диц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом установлено, что ГУП "Брянсккоммунэнерго" направило в адрес ООО "УК "Ремкомплекс" проекты договора теплоснабжения от 27.05.2013 N 13Т-10100085 и договора от 27.05.2013 горячего водоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Рассмотрев представленные проекты договоров ООО "УК "Ремкомплекс" подписало их с протоколами разногласий и направило в адрес ГУП "Брянсккоммунэнерго".
ГУП "Брянсккоммунэнерго" письмом от 21.10.2013 отклонило протоколы разногласий и приложения к договорам в редакции ООО "УК "Ремкомплекс".
До настоящего времени разногласия между сторонами по вышеуказанным пунктам не урегулированы, договоры не подписаны.
Поскольку разногласия по договору теплоснабжения и договору горячего водоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям сторонами урегулированы не были, ООО "УК "Ремкомплекс" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая спор по существу в обжалуемой части, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Из анализа указанных норм следует, что включение того или иного условия в договор по решению суда должно базироваться на наличии определенного правового основания.
Согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ при заключении и исполнении публичных договоров для сторон являются обязательными правила, издаваемые Правительством РФ, а также уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти.
В рассматриваемом случае к отношениям сторон подлежат применению нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие договоры энергоснабжения, Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", постановление Правительства РФ от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг".
В соответствии со статьей 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу абзаца 7 пункта 2 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Пункт 4.7.2 договора теплоснабжения в редакции ГУП "Брянсккоммунэнерго" изложен в следующей редакции: "Расчеты по настоящему договору производятся путем перечисления денежных средств потребителем за поставленную тепловую энергию на расчетный счет ресурсоснабжающей организации не позднее 10 числа месяца следующего за расчетным. В срок до 5 числа месяца, следующего за расчетным, потребителю выставляется счет-фактура в объеме месячного потребления".
Истец просит изложить данный пункт в следующей редакции: "Расчеты по настоящему договору производятся непосредственно населением поселка ресурсоснабжающей организации в соответствии с п. п. 4.7.3 - 4.7.5 настоящего договора на основании ч. 6.3, 7.1 ЖК РФ".
Как установлено судом ООО "УК "Ремкомплекс", выбранная в качестве управляющей компании в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме, а следовательно, признается абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией; при этом права и обязанности возникают у управляющей организации, а не у собственников помещений многоквартирного жилого дома.
Внесение гражданами напрямую платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации означает, что обязательство управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией исполняется третьими лицами в соответствии со ст. 313 ГК РФ.
Ресурсоснабжающая организация обязана принимать исполнение обязательства абонента от третьих лиц - потребителей коммунальных услуг.
Потребители коммунальных услуг не несут никаких обязанностей непосредственно перед ресурсоснабжающей организацией, а ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от потребителей внесение платы. Взыскивать задолженность за коммунальный ресурс ресурсоснабжающая организация вправе только с исполнителя коммунальных услуг.
При этом у ресурсоснабжающей организации отсутствует право требовать от потребителей внесения платы.
Согласно пп. "а" п. 27 Правил заключения договоров ресурсоснабжения договором должны быть предусмотрены порядок, сроки и форма предоставления РСО исполнителю информации о размере поступившей от потребителей платы за коммунальную услугу и задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в МКД.
Следовательно, потребители коммунальных услуг (граждане) не несут никаких обязанностей непосредственно перед ресурсоснабжающей организацией, а ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от потребителей внесения платы. Взыскивать задолженность за коммунальный ресурс ресурсоснабжающая организация вправе только с исполнителя коммунальных услуг.
Также истец просил пункт 4.7.6 договора заменить текстом следующего содержания: "Потребитель передает энергоснабжающей организации право взыскания задолженности за потребленную в рамках настоящего договора теплоэнергию с собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений".
Передача прав исполнителя ресурсоснабжающей организации в части взыскания задолженности за потребленную в рамках настоящего договора теплоэнергию с собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений возможна только по соглашению сторон. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность ресурсоснабжающей организации осуществлять взыскание задолженности непосредственно с населения.
Условие о возможности уступки является диспозитивным, поэтому в случае достижения договоренности между сторонами о заключении договора уступки права требования в счет оплаты поставленной тепловой энергии, независимо от наличия или отсутствия данного условия в договоре, оно будет действовать только после подписания соответствующего договора
С учетом норм действующего законодательства, приведенных судом при урегулировании разногласий по п. 4.7.2 договора теплоснабжения, ООО "УК "Ремкомплекс", являясь исполнителем коммунальных услуг может и должен контролировать надлежащее исполнение потребителями обязательств по оплате тепловой энергии.
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы о необходимости включения в договор пунктов 4.7.2, 4.7.6 в редакции истца, отклоняются как противоречащие действующему законодательству.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как того требует статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены верно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта в любом случае, не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 29.04.2014 по делу N А09-10429/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.А.ТИМИНСКАЯ
Судьи
Е.И.МОЖЕЕВА
М.В.ТОКАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)