Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Дейнега Т.А.
Судья Свердловского областного суда Силина И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 27 мая 2014 года жалобу защитника Л. на решение судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 25 февраля 2014 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
установила:
Постановлением заместителя главного санитарного врача по <...> от <...> председателю Товариществу собственников жилья <...> Р. по ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 500 рублей за нарушение санитарно-эпидемиологических требований по содержанию общего имущества жилых домов, эксплуатируемых ТСЖ, по проведению производственного контроля и лабораторного контроля за качеством питьевой и горячей воды, а также к условиям труда работников предприятия.
По результатам рассмотрения жалобы указанное постановление оставлено без изменения решением судьи районного суда.
В жалобе защитник должностного лица ставит вопрос об отмене состоявшихся решений с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование доводов ссылается на то, что в обязанности ТСЖ не входит осуществление производственного контроля, в том числе и лабораторных исследований качества воды, поступающей от ресурсоснабжающих организаций. Также указывает на отсутствие необходимости в проведении дератизации и дезинсекции в жилых домах. Полагает, что необеспечение прохождения сотрудниками ТСЖ периодических медицинских осмотров, является малозначительным нарушением.
Проверив материалы дела, выслушав объяснение защитника Л., поддержавшего доводы жалобы, а также объяснение специалиста-эксперта Роспотребнадзора К., не нахожу оснований для отмены или изменения решения судьи.
В соответствии с положениями ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении проверены судьей в полном объеме на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных доказательств.
В ходе плановой выездной проверки ТСЖ <...>, проведенной специалистами Роспотребнадзора <...>, выявлены нарушения СанПиН 3.5.2.1376-03 "Дезинсекция. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий"; СанПиН 3.5.3.1129-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации" (не представлены документы об обследовании помещений на обнаружение грызунов насекомых, о работах по дератизации и дезинсекции); СанПиН 2.1.4.2496-09 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения" (не обеспечен производственный контроль за качеством питьевой воды, горячей воды); СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" (своевременно не производится уборка мусора от жилых домов); СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил", а также не обеспечены условия для прохождения профилактических медицинских осмотров работников, не осуществляется производственный контроль рабочих мест; не представлены документы о прививках работников.
Эти обстоятельства подтверждены актом проверки, а также договорами на водоснабжение, использование контейнерной площадки, об оказании услуг по дератизации и т.д.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ, управление многоквартирным домом, одной из форм которого является товарищество собственников жилья (далее ТСЖ), должно обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей. При этом ТСЖ несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Таким образом, доводы защитника о том, что ТСЖ не предоставляет коммунальные услуги, в том числе и по водоснабжению многоквартирных домов, находящихся в управлении, основаны на неверном толковании закона.
В соответствии со статьей 32 Закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами, в частности СП 1.1.1058-01, утвержденными Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18.
Таким образом на ТСЖ, являющееся исполнителем коммунальных услуг, в силу закона возложена обязанность по осуществлению производственного контроля в сфере его деятельности по исполнению коммунальных услуг. Отсутствие производственного контроля со стороны товарищества может повлечь нарушение законных прав, в том числе, потребителей - граждан, пользующихся коммунальными услугами.
В силу пункта 2.4 СП 1.1.1058-01 производственный контроль включает, в том числе: осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Согласно пункту 4.3 этих правил, при эксплуатации домовых распределительных систем питьевого водоснабжения населения следует предусматривать лабораторный контроль за соответствием качества питьевой воды требованиям санитарных правил.
- Однако проведенной Роспотребнадзором проверкой установлено, что ТСЖ "Прометей" в 2012 - 2013 годах не проводился производственный лабораторный контроль за качеством питьевой и горячей воды в распределительной сети, отсутствовала программа производственного контроля, утвержденная руководителем;
- Кроме того, ТСЖ не осуществляется производственный контроль за организацией медицинских осмотров работников и вакцинопрофилактики работников в нарушение требований СП 3.1/3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Не обеспечены условия для своевременного прохождения профилактических медицинских осмотров, отсутствуют медицинские заключения о состоянии здоровья женщин в нарушение СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов <...>", СанПиН 2.2.0.555-96 "Гигиенические требования к условиям труда женщин", Приказа МЗ и СР РФ N 302н от 12.04.2011 г. о порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров.
Так в приложении N 1 к Приказу от 12.04.2011 г. определен перечень вредных или (и) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. В частности, такими факторами являются: наличие на рабочих местах (председателя ТСЖ, главного инженера и бухгалтера) ПЭВМ; подъем и перемещение тяжестей уборщицами, работа их с синтетическими моющими средствами; работа дворников связан с пылевыми факторами, с пониженной и повышенной температурой воздуха. В соответствии с приложением N 2 к Приказу от 12.04.2011, слесари-сантехники, обслуживающие водопроводные сети, также подлежат медосмотрам.
Вне зависимости от наличия вредных производственных факторов на рабочих местах женщины должны проходить предварительный и периодический медосмотр (СанПиН 2.2.0.555-96).
Доводы жалобы защитника о том, что ТСЖ проводит дератизационные и дезинсекционные мероприятия в управляемых жилых домах на основании договора от <...> с ООО <...> являются голословными. В имеющихся в материалах дела актах о выполненных работах по дератизации (л. д. 64 - 68) не указаны конкретные дома, где эти работы были выполнены. В календарном плане, являющемся приложением к указанному договору, есть сведения о выполнении таких работ лишь в <...> (л. д. 63). Вместе с тем, согласно СП 3.5.3.1129-02, дератизация общественных помещений осуществляется ежемесячно.
Документов, подтверждающих выполнение ТСЖ мероприятий по дезинсекции на управляемых объектах, в ходе проверки не было представлено.
При таких обстоятельствах, бездействие председателя ТСЖ <...> выразившееся в несоблюдении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий правильно квалифицированы по ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку совершение правонарушения связано с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей руководителя ТСЖ.
Административное наказание назначено должностному лицу в минимальных пределах санкции статьи.
Существенного нарушения процессуальных требований при производстве по настоящему делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
Решение судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 25 февраля 2014 года, вынесенное в отношении председателя Товарищества собственников жилья <...> Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Судья
И.А.СИЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.05.2014 ПО ДЕЛУ N 72-335/2014
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 27 мая 2014 г. по делу N 72-335/2014
Судья Дейнега Т.А.
Судья Свердловского областного суда Силина И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 27 мая 2014 года жалобу защитника Л. на решение судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 25 февраля 2014 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
установила:
Постановлением заместителя главного санитарного врача по <...> от <...> председателю Товариществу собственников жилья <...> Р. по ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 500 рублей за нарушение санитарно-эпидемиологических требований по содержанию общего имущества жилых домов, эксплуатируемых ТСЖ, по проведению производственного контроля и лабораторного контроля за качеством питьевой и горячей воды, а также к условиям труда работников предприятия.
По результатам рассмотрения жалобы указанное постановление оставлено без изменения решением судьи районного суда.
В жалобе защитник должностного лица ставит вопрос об отмене состоявшихся решений с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование доводов ссылается на то, что в обязанности ТСЖ не входит осуществление производственного контроля, в том числе и лабораторных исследований качества воды, поступающей от ресурсоснабжающих организаций. Также указывает на отсутствие необходимости в проведении дератизации и дезинсекции в жилых домах. Полагает, что необеспечение прохождения сотрудниками ТСЖ периодических медицинских осмотров, является малозначительным нарушением.
Проверив материалы дела, выслушав объяснение защитника Л., поддержавшего доводы жалобы, а также объяснение специалиста-эксперта Роспотребнадзора К., не нахожу оснований для отмены или изменения решения судьи.
В соответствии с положениями ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении проверены судьей в полном объеме на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных доказательств.
В ходе плановой выездной проверки ТСЖ <...>, проведенной специалистами Роспотребнадзора <...>, выявлены нарушения СанПиН 3.5.2.1376-03 "Дезинсекция. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий"; СанПиН 3.5.3.1129-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации" (не представлены документы об обследовании помещений на обнаружение грызунов насекомых, о работах по дератизации и дезинсекции); СанПиН 2.1.4.2496-09 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения" (не обеспечен производственный контроль за качеством питьевой воды, горячей воды); СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" (своевременно не производится уборка мусора от жилых домов); СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил", а также не обеспечены условия для прохождения профилактических медицинских осмотров работников, не осуществляется производственный контроль рабочих мест; не представлены документы о прививках работников.
Эти обстоятельства подтверждены актом проверки, а также договорами на водоснабжение, использование контейнерной площадки, об оказании услуг по дератизации и т.д.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ, управление многоквартирным домом, одной из форм которого является товарищество собственников жилья (далее ТСЖ), должно обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей. При этом ТСЖ несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Таким образом, доводы защитника о том, что ТСЖ не предоставляет коммунальные услуги, в том числе и по водоснабжению многоквартирных домов, находящихся в управлении, основаны на неверном толковании закона.
В соответствии со статьей 32 Закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами, в частности СП 1.1.1058-01, утвержденными Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18.
Таким образом на ТСЖ, являющееся исполнителем коммунальных услуг, в силу закона возложена обязанность по осуществлению производственного контроля в сфере его деятельности по исполнению коммунальных услуг. Отсутствие производственного контроля со стороны товарищества может повлечь нарушение законных прав, в том числе, потребителей - граждан, пользующихся коммунальными услугами.
В силу пункта 2.4 СП 1.1.1058-01 производственный контроль включает, в том числе: осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Согласно пункту 4.3 этих правил, при эксплуатации домовых распределительных систем питьевого водоснабжения населения следует предусматривать лабораторный контроль за соответствием качества питьевой воды требованиям санитарных правил.
- Однако проведенной Роспотребнадзором проверкой установлено, что ТСЖ "Прометей" в 2012 - 2013 годах не проводился производственный лабораторный контроль за качеством питьевой и горячей воды в распределительной сети, отсутствовала программа производственного контроля, утвержденная руководителем;
- Кроме того, ТСЖ не осуществляется производственный контроль за организацией медицинских осмотров работников и вакцинопрофилактики работников в нарушение требований СП 3.1/3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Не обеспечены условия для своевременного прохождения профилактических медицинских осмотров, отсутствуют медицинские заключения о состоянии здоровья женщин в нарушение СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов <...>", СанПиН 2.2.0.555-96 "Гигиенические требования к условиям труда женщин", Приказа МЗ и СР РФ N 302н от 12.04.2011 г. о порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров.
Так в приложении N 1 к Приказу от 12.04.2011 г. определен перечень вредных или (и) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. В частности, такими факторами являются: наличие на рабочих местах (председателя ТСЖ, главного инженера и бухгалтера) ПЭВМ; подъем и перемещение тяжестей уборщицами, работа их с синтетическими моющими средствами; работа дворников связан с пылевыми факторами, с пониженной и повышенной температурой воздуха. В соответствии с приложением N 2 к Приказу от 12.04.2011, слесари-сантехники, обслуживающие водопроводные сети, также подлежат медосмотрам.
Вне зависимости от наличия вредных производственных факторов на рабочих местах женщины должны проходить предварительный и периодический медосмотр (СанПиН 2.2.0.555-96).
Доводы жалобы защитника о том, что ТСЖ проводит дератизационные и дезинсекционные мероприятия в управляемых жилых домах на основании договора от <...> с ООО <...> являются голословными. В имеющихся в материалах дела актах о выполненных работах по дератизации (л. д. 64 - 68) не указаны конкретные дома, где эти работы были выполнены. В календарном плане, являющемся приложением к указанному договору, есть сведения о выполнении таких работ лишь в <...> (л. д. 63). Вместе с тем, согласно СП 3.5.3.1129-02, дератизация общественных помещений осуществляется ежемесячно.
Документов, подтверждающих выполнение ТСЖ мероприятий по дезинсекции на управляемых объектах, в ходе проверки не было представлено.
При таких обстоятельствах, бездействие председателя ТСЖ <...> выразившееся в несоблюдении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий правильно квалифицированы по ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку совершение правонарушения связано с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей руководителя ТСЖ.
Административное наказание назначено должностному лицу в минимальных пределах санкции статьи.
Существенного нарушения процессуальных требований при производстве по настоящему делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
Решение судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 25 февраля 2014 года, вынесенное в отношении председателя Товарищества собственников жилья <...> Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Судья
И.А.СИЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)