Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3479/2014

Требование: Об обязании предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Лицо, в интересах которого подан иск, состоит на регистрационном учете в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, принято на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако жилым помещением не обеспечено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 октября 2014 г. по делу N 33-3479/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой С.Е.,
судей областного суда Лапшиной Л.Б., Сорокиной О.А.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лапшиной Л.Б.
дело по представлению прокурора Советского района г. Астрахани и апелляционной жалобе представителя Г.А.М. по доверенности Г.Г.К. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 1 сентября 2014 года
по иску прокурора Советского района г. Астрахани в интересах Г.А.М. к Администрации города Астрахани о предоставлении жилого помещения,

установила:

Прокурор Советского района г. Астрахани в интересах Г.А.М. обратился в суд с иском к Администрации города Астрахани о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, указав в обоснование, что Г.А.М. с ДД.ММ.ГГГГ года состоит на регистрационном учете в жилом доме по адресу: <адрес>, который заключением Межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением Администрации города Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ N дальнейшее использование указанного многоквартирного дома определено под снос. На основании постановления Администрации города Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ N Г.А.М. с составом семьи 1 человек признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. Однако, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, в связи с чем, просил суд обязать ответчика предоставить истцу на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным, техническим требованиям в соответствии с нормой предоставления.
Г.А.М., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, участия в судебном разбирательстве не принимала.
В судебном заседании прокурор, участвующий в судебном заседании, и представитель Г.А.М. по доверенности Г.Г.К. поддержали исковые требования в полном объеме.
Представитель Администрации города Астрахани С., исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 1 сентября 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Г.А.М. - Г.Г.К. и представлении прокурора Советского района города Астрахани ставится вопрос об отмене решения суда по основаниям неправильного применения норм материального права, указывая, что Г.А.М. имеет право на внеочередное обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору социального найма в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку в установленном законом порядке признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, поскольку принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение находится в аварийном состоянии и непригодно для проживания. Выводы суда первой инстанции об отсутствии у Г.А.М. права на внеочередное обеспечение жильем по договору социального найма и возможности реализации своих жилищных прав только в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации путем выкупа жилого помещения апеллянты считают незаконными.
Г.А.М., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, на заседание судебной коллегии не явилась, о причинах неявки не уведомила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в ее отсутствие.
Заслушав докладчика, выслушав объяснения прокурора Тулегенова Г.С., поддержавшего доводы представления, представителя Г.А.М. по доверенности Г.Г.К., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя Администрации города Астрахани Д., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы и представления прокурора, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что Г.А.М. на праве собственности принадлежит квартира в аварийном многоквартирном доме, который включен в программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2009 - 2010 годы. До настоящего времени к собственникам квартир в многоквартирном доме, подлежащем сносу, требования о его сносе либо реконструкции в порядке статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не предъявлялись. Поэтому, учитывая длительное бездействие органов местного самоуправления, и те обстоятельства, что спорный многоквартирный дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда в соответствии с Законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", истец может реализовать свои жилищные права только путем предъявления к ответчику требования о выкупе жилого помещения либо о предоставлении другого жилого помещения на праве собственности. Права на предоставление жилого помещения на основании договора социального найма Г.А.М. не имеет.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами районного суда, поскольку они основаны на неправильном толковании норм права.
Из материалов дела следует, что Г.А.М. является инвалидом <данные изъяты> по общему заболеванию и ей на праве собственности принадлежит <адрес> доме по адресу: <адрес>.
Заключением Межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением Администрации города Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ N данный многоквартирный дом подлежит сносу. Срок отселения граждан установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Г.А.М. обратилась в Администрацию города Астрахани с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с проживанием в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
На основании постановления Администрации города Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ N Г.А.М. признана малоимущей и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилого фонда, с составом семьи 1 человек в соответствии с пунктом 3 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Порядок изъятия жилого помещения у собственника в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу урегулирован статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и предусматривает обязательное соблюдение установленной процедуры и сроков изъятия земельного участка.
При этом, как следует из разъяснений, изложенных в абзаце 4 подпункта "и" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", не исключается возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения взамен изымаемого не на праве собственности, а на иных правовых основаниях, в том числе, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных части 2 данной статьи случаев.
К указанным случаям, исходя из пункта 1 части 2 указанной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации, относятся предоставление жилых помещений гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Таким гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.
Отсутствие в законодательстве положений о сроке, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376-О-П, от 21 декабря 2011 года N 1655-О-О реализуя конституционную обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
С учетом изложенного выше, судебная коллегия полагает, что ответчик, издав постановление от ДД.ММ.ГГГГ N <номер>, и, признав истца малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, признал в установленном законом порядке ее право на внеочередное получение жилого помещения из муниципального жилого фонда на основании договора социального найма.
Г.А.М. согласна на предоставление ей взамен признанного аварийным жилого помещения другого жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с частью 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает исковые требования прокурора, предъявленные в интересах Г.А.М., подлежат удовлетворению. Г.А.М. подлежит внеочередному обеспечению жилым помещением по договору социального найма по нормам предоставления на одного человека.
Кроме того, необходимо отметить, что орган местного самоуправления никаких действий, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, для реализации процедуры выкупа не предпринял.
В настоящее время у ответчика возможность заключить с собственником соглашение о выкупе отсутствует. С учетом длительного срока бездействия ответчика, судебная коллегия пришла к выводу о том, что также свидетельствует об обоснованности исковых требований прокурора Советского района города Астрахани, предъявленных в суд в интересах Г.А.М.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

определила:

решение Кировского районного суда г. Астрахани от 1 сентября 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Обязать Администрацию города Астрахани предоставить Г.А.М. на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям в соответствии с нормой предоставления.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)