Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛУЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.11.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3435/2014

Требование: О возложении обязанности прекратить совершать действия по начислению и взиманию платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Действия ответчика как ресурсоснабжающей организации по начислению платы и выставлению счетов за электроэнергию являются незаконными.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 ноября 2014 г. по делу N 33-3435/2014


Судья: Бирюкова Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Алиэскерова М.А.,
судей Ивашуровой С.В. и Силаевой Т.Г.,
при секретаре Ф.,
с участием прокурора Моисеевой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Ивашуровой С.В.
дело по апелляционному представлению и.о. прокурора города Калуги на решение Калужского районного суда Калужской области от 26 августа 2014 года по делу по иску и.о. прокурора города Калуги в защиту неопределенного круга лиц, С. к открытому акционерному обществу "Калужская сбытовая компания" о возложении обязанности прекратить совершать действия по начислению и взиманию с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов муниципального образования "Город Калуга", управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды,

установила:

7 июля 2014 года и.о. прокурора города Калуги обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц и С. к ОАО "Калужская сбытовая компания", в котором просил возложить на ответчика обязанность прекратить совершать действия по начислению и взиманию с нанимателей и собственников помещений в многоквартирных домах муниципального образования "Город Калуга", управление которыми осуществляется управляющими организациями либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.
В обоснование требований указано на то, что ответчик осуществляет продажу электрической энергии для нужд собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах муниципального образования "Город Калуга", большинство из которых находится в управлении управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, являющихся исполнителями коммунальной услуги по электроснабжению многоквартирных домов. Действия ответчика как ресурсоснабжающей организации по начислению платы и выставлению счетов за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, непосредственно гражданам-потребителям коммунальной услуги являются незаконными, а возложение обязанности по оплате данной коммунальной услуги ресурсоснабжающей организации, а не исполнителю услуги - нарушением прав потребителя. Кроме этого, оплату использованной на общедомовые нужды электроэнергии и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях ответчик вправе получать только с управляющей организации, а не с потребителей коммунальной услуги.
В судебном заседании прокурор Менькова О.И. заявленные требования поддержала.
Истица С. исковые требования просила удовлетворить.
Представитель ответчика ОАО "Калужская сбытовая компания" Х. в удовлетворении иска просила отказать.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 26 августа 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном представлении и.о. прокурора города Калуги ставится вопрос об отмене решения суда как не соответствующего требованиям закона и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Выслушав объяснения прокурора и истицы С., поддержавших доводы представления, представителя ответчика ОАО "Калужская сбытовая компания" Х., возражавшей против отмены решения суда, проверив материалы дела, обсудив изложенные в апелляционном представлении и возражениях относительно него доводы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.
Из дела видно, что ОАО "Калужская сбытовая компания" с 1 сентября 2006 года является гарантирующим поставщиком электрической энергии в соответствии с постановлением комитета государственного регулирования тарифов Калужской области от 10 октября 2006 года N 107-эк.
Истица С. проживает в квартире "..." многоквартирного дома по адресу: "...", управление которым осуществляет ООО УО "...".
По информации управления жилищно-коммунального хозяйства города Калуги на территории муниципального образования "Город Калуга" имеются 3695 многоквартирных домов, из них управляются управляющими организациями 2957 многоквартирных домов, товариществами собственников жилья - 445 многоквартирных домов, жилищно-строительными кооперативами - 44 многоквартирных дома, непосредственное управление - 293 многоквартирных дома.
На официальном сайте ОАО "Калужская сбытовая компания" в сети Интернет "..." размещена информация об изменении с 1 января 2014 года порядка определения стоимости электрической энергии, потребляемой на общедомовые нужды.
Согласно данной информации в связи с прекращением действия договоров энергоснабжения с организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, в феврале 2014 года жители домов получат счета (извещения-квитанции) на оплату электрической энергии, использованной в январе 2014 года в жилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, непосредственно от ОАО "Калужская сбытовая компания". До заключения договора энергоснабжения с иным исполнителем коммунальных услуг поставку электроэнергии владельцам жилых помещений многоквартирных домов будет осуществлять гарантирующий поставщик электрической энергии на территории Калужской области - ОАО "Калужская сбытовая компания". Объем электроэнергии, используемой на общедомовые нужды многоквартирных домов, оборудованных введенным в эксплуатацию общедомовым прибором учета, рассчитывается как разность между объемом электроэнергии, поступившим в дом за расчетный период (месяц) согласно показаниям общедомового прибора учета, и суммарным объемом электроэнергии, использованным во всех жилых и нежилых (магазины, парикмахерские, офисы) помещениях многоквартирного дома.
Как следует из материалов дела, в связи с расторжением заключенных между ОАО "Калужская сбытовая компания" и управляющими организациями (в том числе с ООО УО "..."), а также товариществами собственников жилья, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами договоров энергоснабжения ответчик с 1 января 2014 года непосредственно предоставляет коммунальную услугу и производит начисление платежей за потребленную электроэнергию собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах г. "...", в том числе за электроэнергию, потребленную при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям
В соответствии с пунктом 14 указанных Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией; управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
На основании пункта 15 тех же Правил товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме также не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией.
В силу подпункта "б" пункта 17 указанных Правил ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в вышеприведенных пунктах 14 и 15 настоящих Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
Из буквального толкования указанных норм следует, что предоставление коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме осуществляется не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией, товариществом, кооперативом с ресурсоснабжающей организацией, и если договор о приобретении коммунального ресурса с ресурсоснабжающей организацией расторгнут, то данная организация обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
При этом в силу пункта 8 названных Правил ресурсоснабжающая организация фактически осуществляет функции исполнителя коммунальных услуг и не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в многоквартирном доме (статья 39 Федерального закона "Об электроэнергетике").
В соответствии с пунктом 40 данных Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из изложенного, суд пришел к правильному выводу о необоснованности доводов прокурора о том, что ресурсоснабжающая организация имеет право начислять и взимать плату за поставляемые ресурсы только в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками расположенных в нем помещений либо на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации, учитывая и положения части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
С учетом изложенных норм и поскольку с ОАО "Калужская сбытовая компания" договоры энергоснабжения расторгнуты, а в силу пункта 30 вышеуказанных Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия ресурсоснабжающей организации ОАО "Калужская сбытовая компания" по начислению и взиманию платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, при отсутствии заключенного между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией (товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами) соответствующих договоров об энергоснабжении являются правомерными.
При этом расторжение с ОАО "Калужская сбытовая компания" договоров энергоснабжения не должно повлечь освобождение потребителей в безусловном порядке от оплаты электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды.
Доводы прокурора о том, что положения Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 7.1 статьи 155), имеющего большую юридическую силу по отношению к актам, принимаемым Правительством Российской Федерации, не ставят порядок внесения платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, в зависимость от наличия либо отсутствия заключенных договоров между ресурсоснабжающей организацией и управляющими компаниями, правильно признаны судом основанными на ошибочном толковании указанных выше нормативно-правовых актов.
Доводы о том, что ответчик производит начисление платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды многоквартирных домов, в размере, не установленном действующим законодательством, также являются несостоятельными.
Согласно пункту 44 названных Правил порядок расчета, не допускающий по общему правилу оплату потребителями услуги в объеме свыше объема, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не распространяется на случаи, при которых исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, когда объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Апелляционное представление не содержит доводов, которые ставили бы под сомнение законность и обоснованность решения суда, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Калужского районного суда Калужской области от 26 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционное представление и.о. прокурора города Калуги - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)