Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05.02.2015
Постановление в полном объеме изготовлено 12.02.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "УК "Обнинская Строительная Компания", извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в отсутствие представителя Государственной жилищной инспекции Калужской области, извещенной надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "Обнинская Строительная Компания" на решение Арбитражного суда Калужской области от 20.10.2014 по делу N А23-4374/2014 (судья Носова М.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК "Обнинская Строительная Компания" (г. Обнинск Калужской области, ОГРН1074025007693, ИНН 4025415413) к Государственной жилищной инспекции Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1044004404619, ИНН 4027064312) о признании незаконным и отмене постановления от 23.07.2014 N 1348 о назначении административного наказания,
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "УК "Обнинская Строительная Компания" (далее по тексту - ООО "УК "Обнинская Строительная Компания", общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Калужской области (далее по тексту также - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 23.07.2014 N 1348 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 20.10.2014 заявленные требования общества были оставлены без удовлетворения.
Полагая, что решение суда является незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, общество с ограниченной ответственностью "УК "Обнинская Строительная Компания" обратилось с жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Калужской области от 23.07.2014 N 1348.
В обоснование своей позиции заявитель указал, что сама по себе констатация в процессуальном документе фактов обнаруженных нарушений без надлежащего установления вины в их совершении является недостаточной для привлечения юридического лица к административной ответственности.
Заявитель апелляционной жалобы обратил внимание на то, что 14.08.2013 определением Арбитражного суда Калужской области в отношении заявителя была введена процедура наблюдения по делу о банкротстве N А23-3115/2013. Задолженность заявителя перед кредиторами по делу о банкротстве на момент проведения проверки Государственной жилищной инспекцией Калужской области составляла 64 323 941 рубль 46 копеек. Названные обстоятельства не исследовались при вынесении оспариваемого постановления.
Как указал заявитель апелляционной жалобы, административным органом не исследовался вопрос о стоимости работ, необходимых для ремонта балконной плиты.
Кроме того, общество ссылалось на неправильное применение судом первой инстанции части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку обществом заявлялось ходатайство о назначении строительно-технической экспертизы с целью определения причин разрушения бетонного слоя балконной плиты и у суда первой инстанции имелись основания для рассмотрения дела по правилам административного судопроизводства.
Государственная жилищная инспекция Калужской области отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что она не подлежит удовлетворению по следующим причинам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 07.07.2014 N 2278 органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля Государственной жилищной инспекции Калужской области была проведена проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "УК "Обнинская Строительная Компания", в ходе которой выявлено, что управление многоквартирным домом N 88 пр-т Ленина, г. Обнинск в соответствии с договором управления от 01.04.2008 N 344-08 осуществляет общество с ограниченной ответственностью "УК "Обнинская Строительная Компания".
В ходе поведения проверки по адресу: г. Обнинск, проспект Ленина, д. 88, кв. 29 было установлено разрушение бетонного слоя балконной плиты до оголения арматуры, имеются сквозные просветы.
По результатам административным органом были составлены акты от 08.07.2014 N 1368 проверки эксплуатационного состояния объекта и N 2153 проверки органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Главным специалистом государственной жилищной инспекции Калужской области Бабашинской Т.Ю., в отсутствие представителя, извещенного надлежащим образом (что подтверждается формой N 102 "заказных писем и бандеролей", квитанцией от 14.07.2014 N 08322, распечаткой с сайта "Почта России") в отношении ООО "УК "Обнинская Строительная Компания", составлен протокол от 21.07.2014 N 1348 об административном правонарушении, согласно которому обществом допущены нарушения пункта 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя N 170 от 27.09.2003, подпункта 3 пункта 9 раздела 1 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
Постановлением от 23.07.2014 N 1348 ООО "УК "Обнинская Строительная Компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок их использования.
Объективная сторона правонарушения, в данном случае, выражается в бездействии, нарушающем правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъективная сторона указанного правонарушения характеризуется виной в форме умысла и неосторожности.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 3 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии предусматривается в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В силу пункта 10 указанных Правил содержание общего имущества в многоквартирном доме должно осуществляться в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В пункте 11 Правил предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающими своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 42 указанных Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, в которых указано, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также параметры и условия, которые должны соблюдаться в целях безопасности людей и сохранности жилого дома.
Таким образом, положения Правил являются обязательными для исполнения, в том числе управляющими организациями и лицами, на которых возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Положениями раздела II Правил N 170 предусмотрено, что техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств; техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем; текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Пунктом 4.2.4.2 названных Правил N 170 предусмотрено, что при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой.
Уклон балконной (лоджии) плиты должен быть не менее 3% от стен здания с организацией отвода воды металлическим фартуком или зажелезненной плитой с капельником с выносом не менее 3-5 см, в торце слив должен быть заделан в тело панели.
В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
В пункте 2 "Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением от 03.04.2013 N 290 Правительства Российской Федерации, установлено, что перечень и Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу настоящего постановления.
Согласно абзацу 3 пункта 9 раздела 1 указанного перечня в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов одними из выполняемых работ является выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках.
Как следует из материалов дела, административным органом было установлено, что в квартире N 29 дома 88 установлено разрушение бетонного слоя балконной плиты до оголения арматуры, имеются сквозные просветы.
Согласно акту общего осмотра здания (л.д. 50), сотрудниками общества с ограниченной ответственностью "УК "Обнинская Строительная Компания" по адресу: Калужская область, г. Обнинск, пр-т Ленина, д. 88, производился осмотр фасада здания, в ходе которого выявлено, что 9 балконов из 28 требуют ремонта (раздел 3 "Результаты осмотра частей здания и конструкций" акта общего осмотра здания).
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что общество является субъектом вменяемого административного правонарушения, факт совершения им правонарушения подтвержден материалами дела.
Довод апелляционной жалобы общества о том, что в отношении него была введена процедура наблюдения по делу о банкротстве N А23-3115/2013 и имеется кредиторская задолженность, нашел отражение в оспариваемом судебном акте. Арбитражный суд Калужской области пришел к обоснованному выводу о том, что названные обстоятельства не освобождают заявителя от обязанностей, предусмотренных законодательством при заключении договора управления многоквартирным домом.
Подлежит отклонению и довод жалобы о том, что судом первой инстанции была неправильно применена часть 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду того, что обществом было заявлено ходатайство о назначении строительно-технической экспертизы с целью определения причин разрушения бетонного слоя балконной плиты и у суда первой инстанции имелись основания для рассмотрения дела по правилам административного судопроизводства.
Из анализа состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, следует, что объективная сторона выражается в бездействии и назначение строительной экспертизы для установления причин разрушения балконной плиты не требуется.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции у судебной коллегии отсутствуют.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 20.10.2014 по делу N А23-4374/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.В.МОРДАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.02.2015 N 20АП-7099/2014 ПО ДЕЛУ N А23-4374/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2015 г. по делу N А23-4374/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 05.02.2015
Постановление в полном объеме изготовлено 12.02.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "УК "Обнинская Строительная Компания", извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в отсутствие представителя Государственной жилищной инспекции Калужской области, извещенной надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "Обнинская Строительная Компания" на решение Арбитражного суда Калужской области от 20.10.2014 по делу N А23-4374/2014 (судья Носова М.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК "Обнинская Строительная Компания" (г. Обнинск Калужской области, ОГРН1074025007693, ИНН 4025415413) к Государственной жилищной инспекции Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1044004404619, ИНН 4027064312) о признании незаконным и отмене постановления от 23.07.2014 N 1348 о назначении административного наказания,
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "УК "Обнинская Строительная Компания" (далее по тексту - ООО "УК "Обнинская Строительная Компания", общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Калужской области (далее по тексту также - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 23.07.2014 N 1348 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 20.10.2014 заявленные требования общества были оставлены без удовлетворения.
Полагая, что решение суда является незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, общество с ограниченной ответственностью "УК "Обнинская Строительная Компания" обратилось с жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Калужской области от 23.07.2014 N 1348.
В обоснование своей позиции заявитель указал, что сама по себе констатация в процессуальном документе фактов обнаруженных нарушений без надлежащего установления вины в их совершении является недостаточной для привлечения юридического лица к административной ответственности.
Заявитель апелляционной жалобы обратил внимание на то, что 14.08.2013 определением Арбитражного суда Калужской области в отношении заявителя была введена процедура наблюдения по делу о банкротстве N А23-3115/2013. Задолженность заявителя перед кредиторами по делу о банкротстве на момент проведения проверки Государственной жилищной инспекцией Калужской области составляла 64 323 941 рубль 46 копеек. Названные обстоятельства не исследовались при вынесении оспариваемого постановления.
Как указал заявитель апелляционной жалобы, административным органом не исследовался вопрос о стоимости работ, необходимых для ремонта балконной плиты.
Кроме того, общество ссылалось на неправильное применение судом первой инстанции части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку обществом заявлялось ходатайство о назначении строительно-технической экспертизы с целью определения причин разрушения бетонного слоя балконной плиты и у суда первой инстанции имелись основания для рассмотрения дела по правилам административного судопроизводства.
Государственная жилищная инспекция Калужской области отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что она не подлежит удовлетворению по следующим причинам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 07.07.2014 N 2278 органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля Государственной жилищной инспекции Калужской области была проведена проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "УК "Обнинская Строительная Компания", в ходе которой выявлено, что управление многоквартирным домом N 88 пр-т Ленина, г. Обнинск в соответствии с договором управления от 01.04.2008 N 344-08 осуществляет общество с ограниченной ответственностью "УК "Обнинская Строительная Компания".
В ходе поведения проверки по адресу: г. Обнинск, проспект Ленина, д. 88, кв. 29 было установлено разрушение бетонного слоя балконной плиты до оголения арматуры, имеются сквозные просветы.
По результатам административным органом были составлены акты от 08.07.2014 N 1368 проверки эксплуатационного состояния объекта и N 2153 проверки органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Главным специалистом государственной жилищной инспекции Калужской области Бабашинской Т.Ю., в отсутствие представителя, извещенного надлежащим образом (что подтверждается формой N 102 "заказных писем и бандеролей", квитанцией от 14.07.2014 N 08322, распечаткой с сайта "Почта России") в отношении ООО "УК "Обнинская Строительная Компания", составлен протокол от 21.07.2014 N 1348 об административном правонарушении, согласно которому обществом допущены нарушения пункта 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя N 170 от 27.09.2003, подпункта 3 пункта 9 раздела 1 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
Постановлением от 23.07.2014 N 1348 ООО "УК "Обнинская Строительная Компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок их использования.
Объективная сторона правонарушения, в данном случае, выражается в бездействии, нарушающем правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъективная сторона указанного правонарушения характеризуется виной в форме умысла и неосторожности.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 3 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии предусматривается в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В силу пункта 10 указанных Правил содержание общего имущества в многоквартирном доме должно осуществляться в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В пункте 11 Правил предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающими своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 42 указанных Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, в которых указано, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также параметры и условия, которые должны соблюдаться в целях безопасности людей и сохранности жилого дома.
Таким образом, положения Правил являются обязательными для исполнения, в том числе управляющими организациями и лицами, на которых возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Положениями раздела II Правил N 170 предусмотрено, что техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств; техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем; текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Пунктом 4.2.4.2 названных Правил N 170 предусмотрено, что при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой.
Уклон балконной (лоджии) плиты должен быть не менее 3% от стен здания с организацией отвода воды металлическим фартуком или зажелезненной плитой с капельником с выносом не менее 3-5 см, в торце слив должен быть заделан в тело панели.
В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
В пункте 2 "Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением от 03.04.2013 N 290 Правительства Российской Федерации, установлено, что перечень и Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу настоящего постановления.
Согласно абзацу 3 пункта 9 раздела 1 указанного перечня в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов одними из выполняемых работ является выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках.
Как следует из материалов дела, административным органом было установлено, что в квартире N 29 дома 88 установлено разрушение бетонного слоя балконной плиты до оголения арматуры, имеются сквозные просветы.
Согласно акту общего осмотра здания (л.д. 50), сотрудниками общества с ограниченной ответственностью "УК "Обнинская Строительная Компания" по адресу: Калужская область, г. Обнинск, пр-т Ленина, д. 88, производился осмотр фасада здания, в ходе которого выявлено, что 9 балконов из 28 требуют ремонта (раздел 3 "Результаты осмотра частей здания и конструкций" акта общего осмотра здания).
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что общество является субъектом вменяемого административного правонарушения, факт совершения им правонарушения подтвержден материалами дела.
Довод апелляционной жалобы общества о том, что в отношении него была введена процедура наблюдения по делу о банкротстве N А23-3115/2013 и имеется кредиторская задолженность, нашел отражение в оспариваемом судебном акте. Арбитражный суд Калужской области пришел к обоснованному выводу о том, что названные обстоятельства не освобождают заявителя от обязанностей, предусмотренных законодательством при заключении договора управления многоквартирным домом.
Подлежит отклонению и довод жалобы о том, что судом первой инстанции была неправильно применена часть 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду того, что обществом было заявлено ходатайство о назначении строительно-технической экспертизы с целью определения причин разрушения бетонного слоя балконной плиты и у суда первой инстанции имелись основания для рассмотрения дела по правилам административного судопроизводства.
Из анализа состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, следует, что объективная сторона выражается в бездействии и назначение строительной экспертизы для установления причин разрушения балконной плиты не требуется.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции у судебной коллегии отсутствуют.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 20.10.2014 по делу N А23-4374/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.В.МОРДАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)