Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 05.03.2014 N 33-397/14

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 марта 2014 г. N 33-397/14


Судья: Воробьева С.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Селезневой Е.Н.
судей Чуфистова И.В., Стаховой Т.М.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 марта 2014 года апелляционную жалобу П. на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 сентября 2013 года по делу N 2-1740/13 по заявлению П. о признании недействительным предписания районной администрации.
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н., объяснения заявителя и ее представителя, представителя администрации Колпинского района, судебная коллегия

установила:

П. обратилась в Колпинский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением о признании недействительным предписания администрации Колпинского района Санкт-Петербурга N 01-33/13-641 от 27.05.2013.
Заявление обосновано тем, что данным предписанием П. предписано привести жилое помещение в первоначальное состояние с последующим предъявлением межведомственной комиссии результатов выполненных работ. П. считает предписание незаконным и необоснованным, указывает, что совместно с <...> занимает комнату площадью <...> кв. м в <...> квартире по адресу: <адрес>, по договору социального найма от <дата>. Квартира расположена на <...>-м этаже жилого дома, год ввода в эксплуатацию жилого дома - <...>. П. совместно с жильцами дома в коллективном порядке неоднократно обращалась в администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга и жилищное агентство Колпинского района с заявлениями о наличии в жилых помещениях повышенной влажности и образования черной плесени на стенах жилых помещений, сырости, низкой температуры в зимний период и невозможности дальнейшего проживания в них. На основании этих жалоб межведомственной комиссией при администрации Колпинского района произведено обследование жилого помещения с целью оценки помещений квартиры на пригодность для проживания.
Согласно акту N 1 обследования жилого помещения межведомственной комиссии от 26.02.2013 в комнате сделан косметический ремонт с оклейкой обоями и настилом покрытия. На стенах имеются следы влаги, плесень, комнату разделяет на две части самовольно возведенная перегородка с проемом, вентиляционные продухи в полу защищены ламинатной плиткой, самовольно установлены металлопластиковые оконные заполнения взамен деревянных. Согласно выводам, изложенным в заключении межведомственной комиссии от 22.03.2013, по факту обследования дальнейшая процедура оценки возможности проживания в жилом помещении межведомственной комиссией будет произведена после устранения выявленных нарушений. По результатам обследования межведомственной комиссией было вынесено обжалуемое предписание.
П. полагает, что изложенное в предписании мнение администрации о том, что П. возвела перегородки в комнате, не соответствует действительности, а мнение о том, что произведенные улучшения комнаты, а именно замена рассыпавшихся деревянных окон на новые пластиковые и настил на пол покрытия, привели к ухудшению качественного состояния жилого помещения, является необоснованным.
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 сентября 2013 года постановлено заявление П. о признании недействительным предписания районной администрации оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда как необоснованное и удовлетворить ее заявление.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание выдано заместителем главы администрации Колпинского района как председателем межведомственной комиссии, предписание вынесено на основании заключения межведомственной комиссии, решение межведомственной комиссии принято в рамках полномочий, предусмотренных п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в связи с чем пришел к выводу о том, что предписание от 27.05.2013 соответствует требованиям закона.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из материалов дела следует, что 27.05.2013 П. за подписью заместителя главы администрации Колпинского района Ж. выдано предписание о приведении жилого помещения в первоначальное состояние с последующим предъявлением межведомственной комиссии при администрации Колпинского района Санкт-Петербурга результатов выполненных работ. Из текста предписания видно, что в связи с выявленными межведомственной комиссией при администрации Колпинского района фактами самовольного переустройства и самовольной перепланировки занимаемого помещения комнаты N <...> жилой площадью <...> кв. м <...> квартиры по адресу: <адрес>, а именно возведение перегородки, заделка вентиляционных продухов, замена оконных заполнений, жилое помещение надлежит привести в первоначальное состояние в срок до 01.07.2013.
Согласно заключению межведомственной комиссии при администрации Колпинского района Санкт-Петербурга от 22.03.2013 в результате рассмотрения документов комиссия установила, что в указанной комнате, занимаемой по договору социального найма П., сделан косметический ремонт с оклейкой обоями, настилом покрытия из ламинатной плитки. На стенах комнаты имеются следы влаги, плесень. Комнату разделяет на 2 части самовольно возведенная перегородка с проемом, вентиляционные продухи в полу зашиты ламинатной плиткой. Радиаторы системы отопления работоспособные, температура в норме, влажность воздуха повышенная. Самовольно установлены металлопластиковые оконные заполнения взамен деревянных. В соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, межведомственная комиссия приняла заключение о необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения и после их завершения о продолжении процедуры оценки помещений квартиры на пригодность для проживания. В связи с обращением П. на основании акта обследования помещения межведомственной комиссии от 26.02.2013 и заключения межведомственной комиссии от 22.03.2013 по результатам рассмотрения предоставленных документов принято решение о проведении ремонтно-восстановительных работ с целью восстановления утраченных в процессе эксплуатации жилого помещения характеристик.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Часть 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с пунктом 7 Положения признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно п. 46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
В соответствии с п. 47 указанного Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Как видно из материалов дела, оспариваемое предписание администрации Колпинского района N 01-33/13-641 от 27.05.2013 основано на заключении районной межведомственной комиссии от 22.03.2013.
Согласно пункту 43 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям (пункт 44 Положения).
В нарушение указанной процедуры проведения комиссионного обследования жилого помещения, в материалы дела не представлены специальные замеры, которые должны были проводиться комиссией, не указано на наличие оборудования или технических средств и их показания, а также, в нарушение требований п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, не приведено технико-экономическое обоснование необходимости устранения самовольной перепланировки, которые бы однозначно свидетельствовали о наличии причинно-следственной связи между произведенной перепланировкой и образованием плесени и повышением влажности в помещении.
Таким образом, оспариваемое предписание, основанное на заключении межведомственной комиссии, не соответствует вышеприведенным требованиям Положения, в частности пунктам 43, 44 Положения.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с чч. 2, 3 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации лицо, самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение, несет предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Согласно ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 25, в качестве пользователя жилым помещением, наниматель обязан поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, не допуская его разрушения, использовать его по назначению.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство, представляющее собой согласно ч. 1 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующего внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, и (или) перепланировка, представляющая собой в силу ч. 2 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение его конфигурации, требующее внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В соответствии с действующими строительными нормами и правилами, а также методическими документами в строительстве термины переоборудование (переустройство) и перепланировка согласно Методическому пособию по содержанию и ремонту жилищного фонда, п. 1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, приложению 10 к распоряжению Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга от 12.10.2004 N 19 могут включать в себя следующие виды работ: переоборудование квартир включает в себя установку бытовых электроплит взамен газовых плит или плит на твердом топливе; перенос электрических сетей, нагревательных, сантехнических и газовых приборов; устройство новых и переоснащение существующих туалетов и ванных комнат; устройство новых вентиляционных каналов; прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов и устройств для установки душевых кабин, гидромассажных ванн, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения. Перепланировка квартир включает в себя перенос и разборку перегородок; перенос и устройство дверных проемов; разукрупнение многокомнатных квартир; расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений и наоборот; объединение малокомнатных квартир; устройство или ликвидацию дополнительных кухонь и санузлов; ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения; устройство новых или изменение планировки существующих тамбуров. При этом перепланировка и переоборудование не должны нарушать прочность и целостность несущих конструкций и ухудшение внешнего вида здания.
Положениями постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" определены условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений.
Так п. 1.7.1 Правил устанавливает, что переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
В соответствии с п. 1.7.2 Правил переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Согласно п. 1.7.3 Правил перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.
В силу п. 1.7.4 Правил наниматель, допустивший самовольное переустройство жилого и подсобного помещений, переоборудование балконов и лоджий, перестановку либо установку дополнительного санитарно-технического и иного оборудования, обязан привести это помещение в прежнее состояние.
Таким образом, вопросы перепланировки помещений регулируются специальными пунктами Правил и норм технической эксплуатации.
Оценивая на основании указанных правовых положений изложенные выше обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что перепланировка выполнена в пределах жилого помещения, занимаемого П., не затрагивая места общего пользования жилого дома. При этом площадь квартиры, мест общего пользования и жилых комнат сохраняется. Перепланировка квартиры произведена лишь с целью улучшения потребительских свойств жилого помещения без нарушений законных прав третьих лиц и соседей, технически обоснована и соответствует требованиям нормативных актов. Утверждения администрации Колпинского района Санкт-Петербурга о том, что самовольной перепланировкой нарушены требования жилищного законодательства, нарушены санитарно-гигиенические, экологические и иные требования законодательства, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и реально не подтверждены, доказательства наличия оснований для применения пп. 1.7.2 и 1.7.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда не представлены.
В соответствии со статьей 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При изложенных обстоятельствах, давая оценку предписанию администрации района, коллегия приходит к выводу, что данное предписание, основанное на заключении межведомственной комиссии, не соответствует приведенным выше требованиям Положения и фактическому состоянию жилого помещения заявителя, а потому является незаконным.
На основании изложенного судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции и признать незаконным оспариваемый отказ администрации района.
То обстоятельство, что заявитель не обжаловала заключение межведомственной комиссии, не лишает заявителя права обжаловать предписание администрации, поскольку данное право прямо предусмотрено п. 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, согласно которому решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 сентября 2013 года отменить.
Признать незаконным предписание администрации Колпинского района Санкт-Петербурга N 01-33/13-641 от 27 мая 2013 года, вынесенное в адрес П.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)