Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29.04.2014.
Полный текст постановления изготовлен 06.05.2014.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Власовой М.Г. и Дмитриева В.В., при участии от Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области Макаровой Л.Г. (доверенность от 04.09.2013), рассмотрев 29.04.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 16.10.2013 (судья Чепрасов А.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014 (судьи Виноградов О.Н., Козлова С.В. и Писарева О.Г.) по делу N А44-1715/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вече-1", место нахождения: 173526, Новгородская область, поселок городского типа Панковка, Октябрьская улица, дом 1, ОГРН 1105321005470, ИНН 5310016602 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к областному автономному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Дорожно-транспортный техникум", место нахождения: 173526, Новгородская область, поселок городского типа Панковка, Промышленная улица, дом 7, ОГРН 1025301387099, ИНН 5310006322 (далее - Техникум), и к Новгородской области в лице Департамента имущественных отношений и государственных закупок, место нахождения: 173005, Великий Новгород, площадь Победы - Софийская, дом 1, ОГРН 1025300805254, ИНН 5321026264 (далее - Департамент), и с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) просило взыскать 63 213,24 руб. задолженности по оплате работ по содержанию и ремонту общего имущества дома за период с 01.12.2012 по 31.03.2013.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области, место нахождения: 173001, Великий Новгород, Новолучанская улица, дом 27, ОГРН 1025300788116, ИНН 5321029970 (далее - Комитет), и Департамент финансов Новгородской области, место нахождения: 173005, Великий Новгород, площадь Победы - Софийская, дом 1, ОГРН 1025300788094, ИНН 5321028776 (далее - Департамент финансов).
Решением от 16.10.2013, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014, иск Общества к Департаменту удовлетворен, в удовлетворении требований к Техникуму отказано.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение от 16.10.2013 и постановление от 29.01.2014 отменить, в иске к Департаменту отказать. По мнению подателя жалобы, обязанность по содержанию принадлежащих Техникуму на праве оперативного управления помещений не может быть возложена на Департамент. Кроме того, Обществом не представлены доказательства несения расходов по содержанию дома.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы жалобы.
Остальные участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о месте и времени судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 20.12.2010 на внеочередном собрании собственников помещений многоквартирного дома 7А по Промышленной улице в поселке Панковка последними избрано в качестве способа управления непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, и принято решение о заключении с Обществом договора на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Собственники многоквартирного дома (заказчик) и Общество (исполнитель) 01.01.2011 заключили договор N 028-01/ТО (далее - Договор), по условиям которого исполнитель обязался оказать услуги и выполнить работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, обеспечивающие надлежащее санитарное и техническое состояние имущества согласно перечню, данному в приложении N 2 к Договору.
Комитет по управлению государственным имуществом Новгородской области от 24.06.2004 (в настоящее время Департамент) принял решение от 24.06.2004 о закреплении за Техникумом на праве оперативного управления имущества, находящегося в государственной собственности Новгородской области, в том числе, жилое здание по адресу: поселок Панковка, Промышленная улица, дом 7А, и принято о заключении договора на содержание и ремонт имущества многоквартирного дома с управляющей компанией.
С 01.01.2011 в пользовании Техникума находятся специализированные помещения площадью 441,7 кв. м (3 служебные квартиры и 20 комнат для проживания учащихся), а также вспомогательные помещения площадью 387 кв. м. Таким образом, общая площадь являющихся государственной собственностью Новгородской области и находящихся в пользовании Техникума помещений в многоквартирном доме составляет 828,7 кв. м.
Общество, ссылаясь на неисполнение и собственником, и Техникумом за период с 01.12.2012 по 31.03.2013 обязанности по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из положений пункта 1 статьи 290 ГК РФ и пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Статьей 249 ГК РФ закреплено правило, по которому каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Обязанность собственника помещения в многоквартирном доме по несению расходов на содержание принадлежащего ему помещения, а также по участию в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество предусмотрена и пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ.
Из материалов дела следует, что право оперативного управления Техникума на используемые им помещения в многоквартирном доме не зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), что факт оказания Обществом услуг подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, а расходы по содержанию принадлежащих Новгородской области нежилых помещений истцом понесены и их размер также доказан. Доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения управляющей компанией своих обязательств, а также контррасчета подлежащей взысканию суммы Департаментом не представлено.
Довод подателя жалобы о том, что у Техникума возникло право оперативного управления в отношении названного объекта недвижимого имущества до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), подлежит отклонению ввиду следующего.
В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону могут быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Право оперативного управления на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации в соответствии с положениями статей 2, 4, 7, 12 и 14 Закона N 122-ФЗ.
Надлежащим доказательством наличия права оперативного управления Техникума на упомянутые помещения могли служить либо выписка из ЕГРП, либо документ, свидетельствующий о фактической передаче имущества в оперативное управление (на баланс) последнего до принятия Закона N 122-ФЗ.
Документы о передаче спорного имущества в оперативное управление Техникума до вступления в силу Закона N 122-ФЗ в материалах дела отсутствуют. Имеющиеся в материалах дела документы, в том числе решение о закреплении имущества за Техникумом на праве оперативного управления и передаточный акт, составлены после вступления в силу Закона N 122-ФЗ. При этом лица, участвующие в деле, не отрицают, что регистрация данного права после вступления в силу указанного Закона не производилась. Требование к Техникуму о регистрации права представитель собственника предъявил только в 2012 году.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что обязанность по содержанию имущества в многоквартирном доме лежит на Департаменте, как представителе собственника имущества.
Поскольку нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального законодательства, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допущено, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 16.10.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014 по делу N А44-1715/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.В.БОГОЛЮБОВА
Судьи
М.Г.ВЛАСОВА
В.В.ДМИТРИЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 06.05.2014 ПО ДЕЛУ N А44-1715/2013
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2014 г. по делу N А44-1715/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 29.04.2014.
Полный текст постановления изготовлен 06.05.2014.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Власовой М.Г. и Дмитриева В.В., при участии от Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области Макаровой Л.Г. (доверенность от 04.09.2013), рассмотрев 29.04.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 16.10.2013 (судья Чепрасов А.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014 (судьи Виноградов О.Н., Козлова С.В. и Писарева О.Г.) по делу N А44-1715/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вече-1", место нахождения: 173526, Новгородская область, поселок городского типа Панковка, Октябрьская улица, дом 1, ОГРН 1105321005470, ИНН 5310016602 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к областному автономному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Дорожно-транспортный техникум", место нахождения: 173526, Новгородская область, поселок городского типа Панковка, Промышленная улица, дом 7, ОГРН 1025301387099, ИНН 5310006322 (далее - Техникум), и к Новгородской области в лице Департамента имущественных отношений и государственных закупок, место нахождения: 173005, Великий Новгород, площадь Победы - Софийская, дом 1, ОГРН 1025300805254, ИНН 5321026264 (далее - Департамент), и с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) просило взыскать 63 213,24 руб. задолженности по оплате работ по содержанию и ремонту общего имущества дома за период с 01.12.2012 по 31.03.2013.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области, место нахождения: 173001, Великий Новгород, Новолучанская улица, дом 27, ОГРН 1025300788116, ИНН 5321029970 (далее - Комитет), и Департамент финансов Новгородской области, место нахождения: 173005, Великий Новгород, площадь Победы - Софийская, дом 1, ОГРН 1025300788094, ИНН 5321028776 (далее - Департамент финансов).
Решением от 16.10.2013, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014, иск Общества к Департаменту удовлетворен, в удовлетворении требований к Техникуму отказано.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение от 16.10.2013 и постановление от 29.01.2014 отменить, в иске к Департаменту отказать. По мнению подателя жалобы, обязанность по содержанию принадлежащих Техникуму на праве оперативного управления помещений не может быть возложена на Департамент. Кроме того, Обществом не представлены доказательства несения расходов по содержанию дома.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы жалобы.
Остальные участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о месте и времени судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 20.12.2010 на внеочередном собрании собственников помещений многоквартирного дома 7А по Промышленной улице в поселке Панковка последними избрано в качестве способа управления непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, и принято решение о заключении с Обществом договора на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Собственники многоквартирного дома (заказчик) и Общество (исполнитель) 01.01.2011 заключили договор N 028-01/ТО (далее - Договор), по условиям которого исполнитель обязался оказать услуги и выполнить работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, обеспечивающие надлежащее санитарное и техническое состояние имущества согласно перечню, данному в приложении N 2 к Договору.
Комитет по управлению государственным имуществом Новгородской области от 24.06.2004 (в настоящее время Департамент) принял решение от 24.06.2004 о закреплении за Техникумом на праве оперативного управления имущества, находящегося в государственной собственности Новгородской области, в том числе, жилое здание по адресу: поселок Панковка, Промышленная улица, дом 7А, и принято о заключении договора на содержание и ремонт имущества многоквартирного дома с управляющей компанией.
С 01.01.2011 в пользовании Техникума находятся специализированные помещения площадью 441,7 кв. м (3 служебные квартиры и 20 комнат для проживания учащихся), а также вспомогательные помещения площадью 387 кв. м. Таким образом, общая площадь являющихся государственной собственностью Новгородской области и находящихся в пользовании Техникума помещений в многоквартирном доме составляет 828,7 кв. м.
Общество, ссылаясь на неисполнение и собственником, и Техникумом за период с 01.12.2012 по 31.03.2013 обязанности по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из положений пункта 1 статьи 290 ГК РФ и пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Статьей 249 ГК РФ закреплено правило, по которому каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Обязанность собственника помещения в многоквартирном доме по несению расходов на содержание принадлежащего ему помещения, а также по участию в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество предусмотрена и пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ.
Из материалов дела следует, что право оперативного управления Техникума на используемые им помещения в многоквартирном доме не зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), что факт оказания Обществом услуг подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, а расходы по содержанию принадлежащих Новгородской области нежилых помещений истцом понесены и их размер также доказан. Доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения управляющей компанией своих обязательств, а также контррасчета подлежащей взысканию суммы Департаментом не представлено.
Довод подателя жалобы о том, что у Техникума возникло право оперативного управления в отношении названного объекта недвижимого имущества до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), подлежит отклонению ввиду следующего.
В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону могут быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Право оперативного управления на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации в соответствии с положениями статей 2, 4, 7, 12 и 14 Закона N 122-ФЗ.
Надлежащим доказательством наличия права оперативного управления Техникума на упомянутые помещения могли служить либо выписка из ЕГРП, либо документ, свидетельствующий о фактической передаче имущества в оперативное управление (на баланс) последнего до принятия Закона N 122-ФЗ.
Документы о передаче спорного имущества в оперативное управление Техникума до вступления в силу Закона N 122-ФЗ в материалах дела отсутствуют. Имеющиеся в материалах дела документы, в том числе решение о закреплении имущества за Техникумом на праве оперативного управления и передаточный акт, составлены после вступления в силу Закона N 122-ФЗ. При этом лица, участвующие в деле, не отрицают, что регистрация данного права после вступления в силу указанного Закона не производилась. Требование к Техникуму о регистрации права представитель собственника предъявил только в 2012 году.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что обязанность по содержанию имущества в многоквартирном доме лежит на Департаменте, как представителе собственника имущества.
Поскольку нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального законодательства, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допущено, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 16.10.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014 по делу N А44-1715/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.В.БОГОЛЮБОВА
Судьи
М.Г.ВЛАСОВА
В.В.ДМИТРИЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)