Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2015 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тиминской О.А., судей Токаревой М.В. и Сентюриной И.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Роговой А.В., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 05.02.2015 (судья Яковенкова В.В.) по делу N А62-6486/2014,
установил:
следующее.
Открытое акционерное общество "Славянка" в лице филиала "Калужский" (далее - истец, ОАО "Славянка") обратилось в арбитражный суд с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью "Смоленская региональная теплоэнергетическая компания "Смоленскрегионтеплоэнерго" (далее - ответчик, ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго") о признании недействительным (ничтожным) с 01.01.2013 приложения N 3 к договору на подачу (отпуск) тепловой энергии от 01.01.2015 N 410170 - акта по разграничению эксплуатационной ответственности теплотехнических устройств и сооружений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Гагарин, ул. Молодежная, д. 11.
Определением суда от 18.11.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования г. Гагарин Смоленской области (далее - третье лицо, Администрация).
Решением арбитражного суда от 05.02.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ОАО "Славянка" подало апелляционную жалобу.
Оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом установлено, что ОАО "Славянка" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Смоленская область, г. Гагарин, ул. Молодежная, д. 11, на основании договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации от 02.08.2010 N 1-УЖФ, заключенным в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение условий названного договора управления в целях предоставления коммунальных услуг жителям вышеуказанного дома 01.01.2013 ОАО "Славянка" заключило с ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" договор на подачу (отпуск) тепловой энергии N 410170, по условиям которого ресурсоснабжающая организация (ответчик) осуществляет подачу в многоквартирный дом, находящийся в управлении исполнителя услуг (истца), тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения в количестве, определенном настоящим договором через присоединенные сети, а исполнитель услуг принимает и оплачивает данные объемы тепловой энергии в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Границы эксплуатационной ответственности сторон по данному дому, находящемуся в управлении истца, определены в приложении N 3 - акте по разграничению эксплуатационной ответственности теплотехнических устройств и сооружений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Гагарин, ул. Молодежная, 11, - ответные фланцы в присоединении N 6, направленные в сторону потребителя (далее - акт по разграничению эксплуатационной ответственности от 01.01.2013).
По мнению истца, указанный акт по разграничению эксплуатационной ответственности от 01.01.2013 противоречит пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, пунктам 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в соответствии с которыми в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях; внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.7 договора на подачу (отпуск) тепловой энергии N 410170 граница балансового разграничения и эксплуатационной ответственности тепловых сетей - линия раздела элементов тепловых сетей между владельцами по признаку собственности, аренды, полного хозяйственного ведения, оперативного управления. ОАО "Славянка" не владеет спорным участком сетей (от ответных фланцев в присоединении N 6 до стены многоквартирного дома) ни на праве собственности, ни на каком-либо ином праве. Следовательно, оспариваемый акт также не соответствует пункту 2.7 договора от 01.01.2013 N 410170.
В связи с этим истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о признании сделки недействительной (ничтожной).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций устанавливает Федеральный закон "О теплоснабжении".
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон "О теплоснабжении") потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети (пункт 5 статьи 15 названного Федерального закона).
Согласно пункту 10 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении" теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее - Правила N 808).
В пункте 2 названных Правил даны следующие понятия:
- - "акт разграничения балансовой принадлежности" - документ, определяющий границы владения тепловыми сетями, источниками тепловой энергии и теплопотребляющими установками различными лицами на праве собственности или ином законном основании;
- - "акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон" - документ, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок;
- - "граница балансовой принадлежности" - линия раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании;
- - "граница эксплуатационной ответственности" - линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности.
Аналогичные понятия "граница балансовой принадлежности" и "граница эксплуатационной ответственности" даны в Организационно-методических рекомендациях по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации (МДС 41-3.2000), утвержденных приказом Госстроя России от 21.04.2000 N 92.
Пунктом 21 Правил N 808 определены существенные условия договора теплоснабжения. В названном пункте указано, что к договору теплоснабжения прилагаются акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Условия договора теплоснабжения не должны противоречить документам на подключение теплопотребляющих установок потребителя.
Таким образом, из содержания нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения следует, что установление в договоре теплоснабжения границы эксплуатационной ответственности между потребителем и тепснабжающей организацией необходимо, в том числе для разграничения зоны ответственности данных лиц по содержанию и техническому обслуживанию объектов тепловой сети по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании.
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные тепловые сети в течение 30 дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с данными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят такие тепловые сети и которая осуществляет их содержание и обслуживание. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тариф соответствующей организации на следующий период регулирования.
По смыслу указанной нормы обязанность по определению участника правоотношений по теплоснабжению с учетом принадлежности тепловых сетей возложена на орган местного самоуправления, в данном случае - Администрацию муниципального образования г. Гагарин Смоленской области, которая при выявлении бесхозяйных тепловых сетей, а равно тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации, становится участником правоотношений по теплоснабжению и несет обязанность по определению теплосетевой или единой теплоснабжающей организации.
Как следует из материалов дела, ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" не является собственником либо владельцем спорного участка тепловых сетей от "ответных фланцев в присоединении N 6, направленных в сторону потребителя" до "внешней границы стены многоквартирного дома" (места соединения коллективного (общедомового) прибора учета с сетью теплоснабжения МКД), расположенного по адресу: Смоленская область, г. Гагарин, ул. Молодежная, д. 11. Администрацией для обслуживания указанного участка тепловых сетей теплосетевая организация не определялась. При этом соглашением сторон границы эксплуатационной ответственности сторон по данному дому, находящемуся в управлении истца, определены в приложении N 3 к договору теплоснабжения от 01.01.2013 - акте по разграничению эксплуатационной ответственности.
Поскольку поставка тепловой энергии осуществляется в многоквартирный жилой дом, в правоотношениях сторон следует руководствоваться также нормами жилищного законодательства.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Исходя из смысла статьи 162 ЖК РФ, управляющие организации должны приобретать все коммунальные ресурсы, которые могут быть предоставлены в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома. При этом заключение договоров гражданами с ресурсоснабжающими организациями при данном способе управления (управляющей организацией) противоречит нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
В пункте 17 названных Правил определены существенные условия договора ресурсоснабжения.
Согласно пункту 18 названных Правил в договоре ресурсоснабжения также предусматриваются следующие условия:
- условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем). Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон, копии которых прилагаются к договору ресурсоснабжения.
- условие о разграничении обязательств сторон по обеспечению обслуживания внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем).
Согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Из пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), следует, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Судом установлено, что ОАО "Славянка" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Смоленская область, г. Гагарин, ул. Молодежная, д. 11, на основании договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации от 02.08.2010 N 1-УЖФ.
При этом истцом не представлено доказательств, что названным договором управления граница по разграничению эксплуатационной ответственности сторон между исполнителем коммунальных услуг (ОАО "Славянка") и потребителями коммунальных услуг (жильцами МКД, расположенного по адресу: г. Гагарин, ул. Молодежная, д. 11) определена в ином, отличном от приложения N 3 к договору теплоснабжения от 01.01.2013 - акта по разграничению эксплуатационной ответственности, месте.
Согласно статье 168 ГК РФ (в редакции, действовавшей в период заключения спорного договора) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Судом установлено, что оспариваемое истцом приложение N 3 к договору теплоснабжения от 01.01.2013 N 410170 - акт по разграничению эксплуатационной ответственности, не нарушает требования Федерального закона "О теплоснабжении", Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации N 808, Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями N 124, которые допускают устанавливать границы по разграничению эксплуатационной ответственности между потребителем и теплоснабжающей организацией по соглашению сторон.
На основании вышеизложенного суд области правомерно сделал вывод, что требования истца не подлежат удовлетворению.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорные тепловые сети являются бесхозяйными, и поэтому изменение границ эксплуатационной ответственности возможно только на основании пункта 8 Правил N 491, являющегося императивной нормой, отклоняется.
Названная норма является диспозитивной, поскольку допускает различные варианты решения вопроса изменения границ, в частности, по соглашению сторон, к которому и относится приложение N 3 к договору.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как того требует статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены верно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта в любом случае, не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 05.02.2015 по делу N А62-6486/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.А.ТИМИНСКАЯ
Судьи
М.В.ТОКАРЕВА
И.Г.СЕНТЮРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.04.2015 N 20АП-1711/2015 ПО ДЕЛУ N А62-6486/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2015 г. по делу N А62-6486/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2015 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тиминской О.А., судей Токаревой М.В. и Сентюриной И.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Роговой А.В., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 05.02.2015 (судья Яковенкова В.В.) по делу N А62-6486/2014,
установил:
следующее.
Открытое акционерное общество "Славянка" в лице филиала "Калужский" (далее - истец, ОАО "Славянка") обратилось в арбитражный суд с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью "Смоленская региональная теплоэнергетическая компания "Смоленскрегионтеплоэнерго" (далее - ответчик, ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго") о признании недействительным (ничтожным) с 01.01.2013 приложения N 3 к договору на подачу (отпуск) тепловой энергии от 01.01.2015 N 410170 - акта по разграничению эксплуатационной ответственности теплотехнических устройств и сооружений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Гагарин, ул. Молодежная, д. 11.
Определением суда от 18.11.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования г. Гагарин Смоленской области (далее - третье лицо, Администрация).
Решением арбитражного суда от 05.02.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ОАО "Славянка" подало апелляционную жалобу.
Оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом установлено, что ОАО "Славянка" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Смоленская область, г. Гагарин, ул. Молодежная, д. 11, на основании договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации от 02.08.2010 N 1-УЖФ, заключенным в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение условий названного договора управления в целях предоставления коммунальных услуг жителям вышеуказанного дома 01.01.2013 ОАО "Славянка" заключило с ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" договор на подачу (отпуск) тепловой энергии N 410170, по условиям которого ресурсоснабжающая организация (ответчик) осуществляет подачу в многоквартирный дом, находящийся в управлении исполнителя услуг (истца), тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения в количестве, определенном настоящим договором через присоединенные сети, а исполнитель услуг принимает и оплачивает данные объемы тепловой энергии в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Границы эксплуатационной ответственности сторон по данному дому, находящемуся в управлении истца, определены в приложении N 3 - акте по разграничению эксплуатационной ответственности теплотехнических устройств и сооружений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Гагарин, ул. Молодежная, 11, - ответные фланцы в присоединении N 6, направленные в сторону потребителя (далее - акт по разграничению эксплуатационной ответственности от 01.01.2013).
По мнению истца, указанный акт по разграничению эксплуатационной ответственности от 01.01.2013 противоречит пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, пунктам 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в соответствии с которыми в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях; внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.7 договора на подачу (отпуск) тепловой энергии N 410170 граница балансового разграничения и эксплуатационной ответственности тепловых сетей - линия раздела элементов тепловых сетей между владельцами по признаку собственности, аренды, полного хозяйственного ведения, оперативного управления. ОАО "Славянка" не владеет спорным участком сетей (от ответных фланцев в присоединении N 6 до стены многоквартирного дома) ни на праве собственности, ни на каком-либо ином праве. Следовательно, оспариваемый акт также не соответствует пункту 2.7 договора от 01.01.2013 N 410170.
В связи с этим истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о признании сделки недействительной (ничтожной).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций устанавливает Федеральный закон "О теплоснабжении".
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон "О теплоснабжении") потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети (пункт 5 статьи 15 названного Федерального закона).
Согласно пункту 10 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении" теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее - Правила N 808).
В пункте 2 названных Правил даны следующие понятия:
- - "акт разграничения балансовой принадлежности" - документ, определяющий границы владения тепловыми сетями, источниками тепловой энергии и теплопотребляющими установками различными лицами на праве собственности или ином законном основании;
- - "акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон" - документ, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок;
- - "граница балансовой принадлежности" - линия раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании;
- - "граница эксплуатационной ответственности" - линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности.
Аналогичные понятия "граница балансовой принадлежности" и "граница эксплуатационной ответственности" даны в Организационно-методических рекомендациях по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации (МДС 41-3.2000), утвержденных приказом Госстроя России от 21.04.2000 N 92.
Пунктом 21 Правил N 808 определены существенные условия договора теплоснабжения. В названном пункте указано, что к договору теплоснабжения прилагаются акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Условия договора теплоснабжения не должны противоречить документам на подключение теплопотребляющих установок потребителя.
Таким образом, из содержания нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения следует, что установление в договоре теплоснабжения границы эксплуатационной ответственности между потребителем и тепснабжающей организацией необходимо, в том числе для разграничения зоны ответственности данных лиц по содержанию и техническому обслуживанию объектов тепловой сети по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании.
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные тепловые сети в течение 30 дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с данными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят такие тепловые сети и которая осуществляет их содержание и обслуживание. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тариф соответствующей организации на следующий период регулирования.
По смыслу указанной нормы обязанность по определению участника правоотношений по теплоснабжению с учетом принадлежности тепловых сетей возложена на орган местного самоуправления, в данном случае - Администрацию муниципального образования г. Гагарин Смоленской области, которая при выявлении бесхозяйных тепловых сетей, а равно тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации, становится участником правоотношений по теплоснабжению и несет обязанность по определению теплосетевой или единой теплоснабжающей организации.
Как следует из материалов дела, ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" не является собственником либо владельцем спорного участка тепловых сетей от "ответных фланцев в присоединении N 6, направленных в сторону потребителя" до "внешней границы стены многоквартирного дома" (места соединения коллективного (общедомового) прибора учета с сетью теплоснабжения МКД), расположенного по адресу: Смоленская область, г. Гагарин, ул. Молодежная, д. 11. Администрацией для обслуживания указанного участка тепловых сетей теплосетевая организация не определялась. При этом соглашением сторон границы эксплуатационной ответственности сторон по данному дому, находящемуся в управлении истца, определены в приложении N 3 к договору теплоснабжения от 01.01.2013 - акте по разграничению эксплуатационной ответственности.
Поскольку поставка тепловой энергии осуществляется в многоквартирный жилой дом, в правоотношениях сторон следует руководствоваться также нормами жилищного законодательства.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Исходя из смысла статьи 162 ЖК РФ, управляющие организации должны приобретать все коммунальные ресурсы, которые могут быть предоставлены в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома. При этом заключение договоров гражданами с ресурсоснабжающими организациями при данном способе управления (управляющей организацией) противоречит нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
В пункте 17 названных Правил определены существенные условия договора ресурсоснабжения.
Согласно пункту 18 названных Правил в договоре ресурсоснабжения также предусматриваются следующие условия:
- условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем). Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон, копии которых прилагаются к договору ресурсоснабжения.
- условие о разграничении обязательств сторон по обеспечению обслуживания внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем).
Согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Из пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), следует, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Судом установлено, что ОАО "Славянка" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Смоленская область, г. Гагарин, ул. Молодежная, д. 11, на основании договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации от 02.08.2010 N 1-УЖФ.
При этом истцом не представлено доказательств, что названным договором управления граница по разграничению эксплуатационной ответственности сторон между исполнителем коммунальных услуг (ОАО "Славянка") и потребителями коммунальных услуг (жильцами МКД, расположенного по адресу: г. Гагарин, ул. Молодежная, д. 11) определена в ином, отличном от приложения N 3 к договору теплоснабжения от 01.01.2013 - акта по разграничению эксплуатационной ответственности, месте.
Согласно статье 168 ГК РФ (в редакции, действовавшей в период заключения спорного договора) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Судом установлено, что оспариваемое истцом приложение N 3 к договору теплоснабжения от 01.01.2013 N 410170 - акт по разграничению эксплуатационной ответственности, не нарушает требования Федерального закона "О теплоснабжении", Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации N 808, Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями N 124, которые допускают устанавливать границы по разграничению эксплуатационной ответственности между потребителем и теплоснабжающей организацией по соглашению сторон.
На основании вышеизложенного суд области правомерно сделал вывод, что требования истца не подлежат удовлетворению.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорные тепловые сети являются бесхозяйными, и поэтому изменение границ эксплуатационной ответственности возможно только на основании пункта 8 Правил N 491, являющегося императивной нормой, отклоняется.
Названная норма является диспозитивной, поскольку допускает различные варианты решения вопроса изменения границ, в частности, по соглашению сторон, к которому и относится приложение N 3 к договору.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как того требует статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены верно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта в любом случае, не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 05.02.2015 по делу N А62-6486/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.А.ТИМИНСКАЯ
Судьи
М.В.ТОКАРЕВА
И.Г.СЕНТЮРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)