Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 03.10.2014 ПО ДЕЛУ N А53-1543/2014

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2014 г. по делу N А53-1543/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2014 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Рыжкова Ю.В. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от ответчика - открытого акционерного общества Теплоэнергетического предприятия тепловых сетей "Теплоэнерго" (ИНН 6154023190, ОГРН 1026102578446) - Пруцева С.В. (доверенность от 28.12.2013), в отсутствие истца - товарищества собственников жилья N 26 (ИНН 6154114376, ОГРН 1086154001691), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников жилья N 26 на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.04.2014 (судья Новик В.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2014 (судьи Величко М.Г., Ванин В.В., Пономарева И.В.) по делу N А53-1543/2014, установил следующее.
ТСЖ N 26 (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к ОАО Теплоэнергетическому предприятию тепловых сетей "Теплоэнерго" (далее - предприятие) о возложении обязанности определять потери теплоты в наружных сетях теплоснабжения, находящихся в ведении товарищества, по расчетам в проектной документации, согласованным предприятием и утвержденным ГАО Ростовской области "Государственная экспертиза проектов", и соблюдать пункт 2.1.2 договора теплоснабжения от 01.06.2005 N 90, а также взыскании 57 852 рублей излишне уплаченных платежей.
Решением от 15.04.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.06.2014, в иске отказано. Судебные акты мотивированы следующим. Товарищество не представило доказательств того, что расчет количества объемов тепловой энергии (с учетом потерь) производился ответчиком с учетом потерь, возникающих за пределами границ эксплуатационной ответственности истца, следовательно, требования истца о необходимости определения теплопотерь на основании расчетов, указанных в проектной документации, несостоятельны. Предприятие предоставляло товариществу коммунальные услуги надлежащего качества в соответствии с действующим законодательством. Требования истца в части возложения обязанности на ответчика отпускать количество тепловой энергии для нужд отопления в зависимости от температуры наружного воздуха не соответствуют нормам действующего законодательства.
В кассационной жалобе товарищество просит отменить судебные акты и удовлетворить иск в полном объеме. По мнению заявителя, суды неправильно определили обстоятельства дела, не применили закон, подлежащий применению, вышли за рамки исковых требований, признав ничтожными условия договора теплоснабжения от 01.06.2005 N 90.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 01.06.2005 предприятие (поставщик) и товарищество (потребитель) заключили договор теплоснабжения N 90, по условиям которого поставщик (истец) снабжает потребителя (ответчик) тепловой энергией с максимальным часовым отпуском в зависимости от технических возможностей котельных, пропускной способности трубопроводов и технической возможности сооружений и теплопотребляющего оборудования потребителя, а последний обязуется принимать и оплачивать поставленную тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии. Договор считается ежегодно продленным на следующий год, если за месяц до окончания его срока не последует заявления об отказе или пересмотре договора (пункт 10.1).
В пункте 1.2 договора стороны установили, что максимальные часовые тепловые нагрузки потребителя, годовая потребность в тепловой энергии, потери теплоты в наружных и внутренних сетях теплоснабжения, находящихся в ведении потребителя, согласно актам разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (приложение N 1) определяются из проектных данных по каждому объекту либо по расчетам, выполненным специализированными организациями.
Согласно пункту 2.1.2 договора поставщик обязан отпускать потребителю количество тепловой энергии для нужд отопления в зависимости от температуры наружного воздуха, а для нужд горячего водоснабжения - в соответствии с графиком отпуска тепловой энергии (приложение N 2 к договору). При этом в пункте 2.3.6 договора предусмотрена обязанность потребителя установить приборы учета расхода тепловой энергии на границе балансовой принадлежности, нести ответственность за сохранность и исправную работу приборов учета.
В соответствии с пунктом 4.5 договора до 15-го числа текущего месяца потребитель платежным поручением оплачивает фактически потребленную тепловую энергию по показаниям узла учета тепловой энергии за данный период, а при отсутствии узла учета - 50% расчетного объема поставки тепловой энергии (приложение N 2). При этом окончательный расчет за фактически потребленную тепловую энергию производится платежным поручением потребителя до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, на основании платежного требования поставщика.
В 2009 году в системе отопления домов, находящихся в управлении товарищества и расположенных по адресам: г. Таганрог, ул. Щорса, 8 и 8/1, установлены узлы учета тепловой энергии (далее - УУТЭ) в соответствии с проектной документацией, выпущенной АПМ ЗАО "ПСЦ" с расчетом тепловых потерь в трубопроводах от границы раздела тепловых сетей до расчетных приборов (УУТЭ) каждого дома (приложение N 2), согласованной с ответчиком, утвержденной ГАО Ростовской области "Государственная экспертиза проектов" и соответствующей пункту 1.2 договора.
Согласно данной документации тепловые потери трубопроводов потребителя за один отопительный период равны: дом N 8-11,363 Гкал; дом N 8/1-3,609 Гкал; всего - 14,972 Гкал. До 2006 года включительно для домов товарищества (ранее - ЖСК N 26) выданы Графики отпуска тепла для производства платежей, которые с 2007 года переименованы в Графики планируемого отпуска тепловой энергии.
Из графиков следует, что расчетные данные непосредственного отопления с учетом температур наружного воздуха в них одинаковые, за исключением високосных годов, а расчетные компенсационные тепловые потери в тех же трубопроводах после установки УУТЭ возросли более чем на 300%, что противоречит расчетам специализированной организации.
25 сентября 2012 года товарищество направило в адрес предприятия письмо, в котором указало на готовность к работе в отопительном периоде 2012-2013 годы жилых домов N 8 и 8/1 по ул. Щорса и гарантировало оплату за отопление.
28 августа 2013 года товарищество получило претензию предприятия о наличии 9900 рублей задолженности.
В письме от 08.09.2013 товарищество привело свой расчет потребленной в отопительный сезон 2012-2013 годов теплоэнергии и указало на отсутствие задолженности.
Товарищество считает, что находящиеся в его управлении жилые дома потребляют теплоноситель по двум трубопроводам только для нужд отопления и тепловая энергия при этом должна подаваться в зависимости от температуры наружного воздуха. Поскольку предприятие подает теплоноситель с температурой, необходимой для горячего водоснабжения, в результате чего образуются "перетопы", которые учитываются УУТЭ, то за отопительный период 2012-2013 годов товарищество переплатило 57 852 рубля за предоставляемый коммунальный ресурс.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения товарищества в арбитражный суд с иском.
В соответствии пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктами 5 и 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), установлено, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутри квартирной разводки от стояков. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды выяснили, что дома, находящиеся под управлением товарищества, подключены к закрытой системе теплоснабжения, УУТЭ установлены на границе эксплуатационной ответственности за пределами внешней стены домов, находящихся в управлении истца. В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации товарищество не представило доказательств того, что расчет количества объемов тепловой энергии (с учетом потерь) производился предприятием с учетом потерь, возникающих за пределами границ эксплуатационной ответственности истца.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что требования товарищества о необходимости определять теплопотери на основании расчетов, указанных в проектной документации, противоречат названным нормам права.
В силу пункта 1 статьи 541 Кодекса энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяются в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (в редакции, относящейся к спорному периоду; далее - Правила N 307), установлено, что исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Таким образом, на товарищество возложена обязанность по предоставлению жителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества.
В силу пункта 3 Правил N 307 коммунальные услуги надлежащего качества - это коммунальные услуги, отвечающие требованиям названных Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 5 приложения N 1 Правил N 307 температура воды в точках водоразбора у потребителей во внутридомовой системе горячего водоснабжения должна быть не менее 60°C для открытых систем централизованного теплоснабжения и не менее 50°C для закрытых систем централизованного теплоснабжения. Допустимым является отклонение температуры горячей воды в точке разбора в ночное время (с 23 часов 00 минут до 6 часов 00 минут) не более чем на 5 градусов, в дневное время (с 6 часов 00 минут до 23 часов 00 минут) - не более чем на 3°C. За каждые 3°C снижения температуры свыше допустимых отклонений размер платы потребителей снижается на 0,1% за каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности нарушения.
В соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 при эксплуатации системы горячего водоснабжения необходимо поддерживать температуру горячей воды в местах водоразбора для систем централизованного горячего водоснабжения: не ниже 60°C - в открытых системах теплоснабжения, не ниже 50°C - в закрытых системах теплоснабжения и не выше 75°C - для обеих систем (пункт 9.5.8).
Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20, предусмотрено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C. При этом основанием для определения такой температуры являются указанные в пункте 2.3 названных санитарных правил причины, в числе которых предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60°C.
Указанными нормативными актами предписаны требования к температурному режиму горячей воды в точке водоразбора. Доказательства того, что предприятие предоставляло коммунальную услугу (до точки водозабора) ненадлежащего качества, в материалы дела не представлены.
Кроме того, в абзаце 3 пункта 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, указано, что температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании излишне уплаченных 57 852 рублей и возложении обязанности на предприятие отпускать количество тепловой энергии для нужд отопления в зависимости от температуры наружного воздуха, суды правомерно исходили из следующего.
Статьей 544 Кодекса предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Как указано в пункте 19 Правил N 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам.
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению допускает учет фактического потребления тепловой энергии одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления.
В обоснование заявленных требований товарищество представило расчет стоимости теплоснабжения за спорный период, основанный на условиях пункта 1.2 договора с применением тарифов, установленных Региональной службой по тарифам Ростовской области.
При разрешении спора суды правомерно указали, что содержащееся в пункте 1.2 договора условие, предусматривающее иной порядок определения количества тепловой энергии - по методическим указаниям на выработку тепловой энергии в соответствии с температурой наружного воздуха, является ничтожным, как противоречащее статье 544 и пункту 4 статьи 426 Кодекса, а также утвержденным Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Выводы судов относительно подлежащего применению метода определения количества тепловой энергии исходя из установленного органом местного самоуправления норматива потребления коммунальных услуг соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09 и от 15.07.2010 N 2380/10.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении иска.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном понимании норм материального и процессуального права, сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.04.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2014 по делу N А53-1543/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.В.БАБАЕВА
Судьи
Ю.В.РЫЖКОВ
Н.В.ЧЕСНЯК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)