Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В ходе проверки выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации многоквартирного дома, имеется значительный износ строительных конструкций, который может привести к их обрушению, решение по вопросу о пригодности или непригодности жилых помещений в доме не принято.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Троцко Д.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Толстиковой М.А.,
судей Никитиной Т.А., Кириенко Е.В.
При секретаре Ш.
Рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 01 июля 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа "Город Губаха" на решение Губахинского городского суда Пермского края от 27 апреля 2015 года, которым постановлено: "Иск прокурора г. Губахи удовлетворить полностью. Возложить на Администрацию городского округа "Город Губаха" Пермского края в срок до 01 сентября 2015 года организовать проведение обследования специализированной строительной организацией строительных конструкций многоквартирного дома N <...> по пер. <...> г. Губаха, с предоставлением заключения, выданного специализированной организацией по данному многоквартирному дому, в межведомственную комиссию".
Заслушав доклад судьи Никитиной Т.А., пояснения представителя истца - прокурора прокуратуры Пермского края Кузнецовой С.Н., судебная коллегия,
установила:
Прокурор г. Губаха обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа "Город Губаха" Пермского края с требованием об обязании организовать в срок до 01.09.2015 года проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций многоквартирного дома N <...> по пер.<...> г. Губаха с предоставлением заключения, выданного специализированной организацией по данному многоквартирному дому, в межведомственную комиссию, свои требования истец мотивировал тем, что в ходе проведенной Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края проверки установлены признаки аварийности отдельных конструктивных элементов, ухудшения их эксплуатационных свойств и несущей способности указанного многоквартирного дома, что может привести к обрушению здания, в связи с чем, необходимо признать его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель администрации городского округа "Город Губаха". Считает данное решение незаконным и необоснованным, кроме этого судом дана неверная оценка обстоятельствам имеющим значение для правильного разрешения дела.
В своих возражениях прокурор г. Губахи решение суда просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц надлежащим образом извещенных о дате и времени судебного заседания.
Судебная коллегия, изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), заслушав пояснения представителя истца - прокурора прокуратуры Пермского края Кузнецовой С.Н., приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела проведенным 06.08.2014 года Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края осмотром многоквартирного дома N <...> по пер. <...> в г. Губаха были выявлены признаки аварийности отдельных конструктивных элементов здания, ухудшения их эксплуатационных свойств и несущей способности, а именно просадка по фундаменту всего дома, разрушение в цокольной части, трещины, сколы, разрушение отмостки, наружные стены брусчатые, наблюдается нарушение связи между брусом, выпучивание стен, участки гниения древесины, продольные трещины в брусе, воздухопроницаемость, общее старение древесины; деформация, выгиб перегородок по вертикали, трещины по стенам и в примыкании к перекрытиям; перекрытия имеют многочисленные разнонаправленные трещины по потолкам, провисание, следы протечек с кровли и в местах проходов коммуникаций и дымоходов, отслоения штукатурки; прогибы, просадка полов, значительные перекосы, зыбкость при ходьбе, нарушение стыков между досками, гниение отдельных досок, деревянные окна подвержены гниению, имеют трещины в переплетах, перекос и деформация рам, перекос и гниение дверных полотен и коробок, кровля шиферная, наблюдается очаги гниения деревянных конструкций, значительный износ кровельного покрытия, трещины и сколы в листах шифера, трубы канализации, водоснабжения, отопления имеют значительный износ.
На основании осмотра 06.08.2014 года Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края было составлено заключение N 343 - те о техническом состоянии дома, которое было направлено в администрацию городского округа "Город Губаха" для решения вопроса о признании данного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в целях обеспечения условий безопасного проживания граждан.
В сентябре 2014 года межведомственная комиссия не приняла решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку ответчиком - собственником муниципального жилищного фонда, которому принадлежит 4 из 8 квартир в этом доме (или 50%), не было предоставлено заключение специализированной организации о техническом состоянии строительных конструкций дома.
Таким образом, несмотря на то, что в доме N <...> по пер. <...> в городе Губаха выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации, имеется значительный износ строительных конструкций, который может привести к их обрушению, решение по вопросу о пригодности или непригодности жилых помещений в доме, а также дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не принято.
Установив вышеизложенные обстоятельства суд первой инстанции, разрешая спор, руководствовался положениями ст. 1, 14, 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, утвердившего Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и пришел к выводу об обоснованности предъявленного иска.
Вывод суда следует признать правильным, основанным на обстоятельствах дела и нормах материального права.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно части 2 статьи 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из ЖК РФ, принятых в соответствии с ЖК РФ других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Пунктом 42 вышеуказанного Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлено, что межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Вышеназванным Положением к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Таким образом, заключение межведомственной комиссии о признании всех жилых помещений в доме непригодными для проживания, является по своей природе юридическим фактом влекущим прекращение жилищных правоотношений по пользованию жилыми помещениями и, как следствие, у органа местного самоуправления возникает обязанность по принятию решения о дальнейшей судьбе жилого помещения.
Между тем при установлении обстоятельств, объективно указывающих на признаки аварийности многоквартирного дома, органом местного самоуправления не приняты меры для решения вопроса об обследовании жилого дома специализированной организацией, на основании заключения которой может быть дано, в свою очередь, заключение межведомственной комиссией по вопросу об аварийности дома и, как следствие, решен вопрос о сносе дома или об отсутствии к этому оснований. Изложенное указывает на невыполнение органом местного самоуправления требований жилищного законодательства, обязывающих органы местного самоуправления обеспечить условия реализации гражданами права на безопасность жилища.
Кроме того, 4 из 8 жилых помещений в вышеуказанном доме находятся в муниципальной собственности, что обусловливает обязанность органа местного самоуправления совершать все необходимые и предусмотренные законом меры к обеспечению реализации гражданами, занимающими жилые помещения в доме на условиях социального найма, права на жилое помещение отвечающее требованиям жилищного законодательства. Однако органом местного самоуправления, как собственником жилья, при наличии объективных обстоятельств, указывающих на то, что дом и жилые помещения в нем не отвечают требованиям безопасности и иным критериям, предъявляемым законом к жилым помещениям, не приняты действенные меры по решению вопроса о признанию жилого дома в целом аварийным и подлежащим сносу, что, как правильно указано прокурором, не только обусловливает угрозу жизни и здоровью проживающих в ветхом доме граждан, но и создает необоснованные препятствия к реализации жилищных прав, предусмотренных ст. 32, 57 и 89 ЖК РФ, гражданами, проживающими в многоквартирном доме N <...> по пер. <...> в г. Губаха.
Более того, правовые акты, регулирующие деятельность межведомственной комиссии при администрации городского округа "Город Губаха", не содержат положений о механизме, посредством которого обеспечивается исполнение органом местного самоуправления обязанности принимать решения о судьбе дома в случае обнаружения обстоятельств, указывающих на аварийное состояние дома в отсутствие заключения межведомственной комиссии об аварийности дома.
Тем самым указанное обстоятельство предполагает совершение органом местного самоуправления действий по обеспечению проведения обследования дома специализированной организацией для дачи заключения об аварийности (или отсутствии) дома.
Правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения суда, не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Губахинского городского суда Пермского края от 27 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа "Город Губаха" без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 01.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-6307/2015
Требование: Об обязании организовать проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций многоквартирного дома с предоставлением заключения в межведомственную комиссию.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В ходе проверки выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации многоквартирного дома, имеется значительный износ строительных конструкций, который может привести к их обрушению, решение по вопросу о пригодности или непригодности жилых помещений в доме не принято.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июля 2015 г. по делу N 33-6307
Судья Троцко Д.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Толстиковой М.А.,
судей Никитиной Т.А., Кириенко Е.В.
При секретаре Ш.
Рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 01 июля 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа "Город Губаха" на решение Губахинского городского суда Пермского края от 27 апреля 2015 года, которым постановлено: "Иск прокурора г. Губахи удовлетворить полностью. Возложить на Администрацию городского округа "Город Губаха" Пермского края в срок до 01 сентября 2015 года организовать проведение обследования специализированной строительной организацией строительных конструкций многоквартирного дома N <...> по пер. <...> г. Губаха, с предоставлением заключения, выданного специализированной организацией по данному многоквартирному дому, в межведомственную комиссию".
Заслушав доклад судьи Никитиной Т.А., пояснения представителя истца - прокурора прокуратуры Пермского края Кузнецовой С.Н., судебная коллегия,
установила:
Прокурор г. Губаха обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа "Город Губаха" Пермского края с требованием об обязании организовать в срок до 01.09.2015 года проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций многоквартирного дома N <...> по пер.<...> г. Губаха с предоставлением заключения, выданного специализированной организацией по данному многоквартирному дому, в межведомственную комиссию, свои требования истец мотивировал тем, что в ходе проведенной Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края проверки установлены признаки аварийности отдельных конструктивных элементов, ухудшения их эксплуатационных свойств и несущей способности указанного многоквартирного дома, что может привести к обрушению здания, в связи с чем, необходимо признать его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель администрации городского округа "Город Губаха". Считает данное решение незаконным и необоснованным, кроме этого судом дана неверная оценка обстоятельствам имеющим значение для правильного разрешения дела.
В своих возражениях прокурор г. Губахи решение суда просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц надлежащим образом извещенных о дате и времени судебного заседания.
Судебная коллегия, изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), заслушав пояснения представителя истца - прокурора прокуратуры Пермского края Кузнецовой С.Н., приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела проведенным 06.08.2014 года Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края осмотром многоквартирного дома N <...> по пер. <...> в г. Губаха были выявлены признаки аварийности отдельных конструктивных элементов здания, ухудшения их эксплуатационных свойств и несущей способности, а именно просадка по фундаменту всего дома, разрушение в цокольной части, трещины, сколы, разрушение отмостки, наружные стены брусчатые, наблюдается нарушение связи между брусом, выпучивание стен, участки гниения древесины, продольные трещины в брусе, воздухопроницаемость, общее старение древесины; деформация, выгиб перегородок по вертикали, трещины по стенам и в примыкании к перекрытиям; перекрытия имеют многочисленные разнонаправленные трещины по потолкам, провисание, следы протечек с кровли и в местах проходов коммуникаций и дымоходов, отслоения штукатурки; прогибы, просадка полов, значительные перекосы, зыбкость при ходьбе, нарушение стыков между досками, гниение отдельных досок, деревянные окна подвержены гниению, имеют трещины в переплетах, перекос и деформация рам, перекос и гниение дверных полотен и коробок, кровля шиферная, наблюдается очаги гниения деревянных конструкций, значительный износ кровельного покрытия, трещины и сколы в листах шифера, трубы канализации, водоснабжения, отопления имеют значительный износ.
На основании осмотра 06.08.2014 года Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края было составлено заключение N 343 - те о техническом состоянии дома, которое было направлено в администрацию городского округа "Город Губаха" для решения вопроса о признании данного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в целях обеспечения условий безопасного проживания граждан.
В сентябре 2014 года межведомственная комиссия не приняла решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку ответчиком - собственником муниципального жилищного фонда, которому принадлежит 4 из 8 квартир в этом доме (или 50%), не было предоставлено заключение специализированной организации о техническом состоянии строительных конструкций дома.
Таким образом, несмотря на то, что в доме N <...> по пер. <...> в городе Губаха выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации, имеется значительный износ строительных конструкций, который может привести к их обрушению, решение по вопросу о пригодности или непригодности жилых помещений в доме, а также дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не принято.
Установив вышеизложенные обстоятельства суд первой инстанции, разрешая спор, руководствовался положениями ст. 1, 14, 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, утвердившего Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и пришел к выводу об обоснованности предъявленного иска.
Вывод суда следует признать правильным, основанным на обстоятельствах дела и нормах материального права.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно части 2 статьи 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из ЖК РФ, принятых в соответствии с ЖК РФ других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Пунктом 42 вышеуказанного Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлено, что межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Вышеназванным Положением к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Таким образом, заключение межведомственной комиссии о признании всех жилых помещений в доме непригодными для проживания, является по своей природе юридическим фактом влекущим прекращение жилищных правоотношений по пользованию жилыми помещениями и, как следствие, у органа местного самоуправления возникает обязанность по принятию решения о дальнейшей судьбе жилого помещения.
Между тем при установлении обстоятельств, объективно указывающих на признаки аварийности многоквартирного дома, органом местного самоуправления не приняты меры для решения вопроса об обследовании жилого дома специализированной организацией, на основании заключения которой может быть дано, в свою очередь, заключение межведомственной комиссией по вопросу об аварийности дома и, как следствие, решен вопрос о сносе дома или об отсутствии к этому оснований. Изложенное указывает на невыполнение органом местного самоуправления требований жилищного законодательства, обязывающих органы местного самоуправления обеспечить условия реализации гражданами права на безопасность жилища.
Кроме того, 4 из 8 жилых помещений в вышеуказанном доме находятся в муниципальной собственности, что обусловливает обязанность органа местного самоуправления совершать все необходимые и предусмотренные законом меры к обеспечению реализации гражданами, занимающими жилые помещения в доме на условиях социального найма, права на жилое помещение отвечающее требованиям жилищного законодательства. Однако органом местного самоуправления, как собственником жилья, при наличии объективных обстоятельств, указывающих на то, что дом и жилые помещения в нем не отвечают требованиям безопасности и иным критериям, предъявляемым законом к жилым помещениям, не приняты действенные меры по решению вопроса о признанию жилого дома в целом аварийным и подлежащим сносу, что, как правильно указано прокурором, не только обусловливает угрозу жизни и здоровью проживающих в ветхом доме граждан, но и создает необоснованные препятствия к реализации жилищных прав, предусмотренных ст. 32, 57 и 89 ЖК РФ, гражданами, проживающими в многоквартирном доме N <...> по пер. <...> в г. Губаха.
Более того, правовые акты, регулирующие деятельность межведомственной комиссии при администрации городского округа "Город Губаха", не содержат положений о механизме, посредством которого обеспечивается исполнение органом местного самоуправления обязанности принимать решения о судьбе дома в случае обнаружения обстоятельств, указывающих на аварийное состояние дома в отсутствие заключения межведомственной комиссии об аварийности дома.
Тем самым указанное обстоятельство предполагает совершение органом местного самоуправления действий по обеспечению проведения обследования дома специализированной организацией для дачи заключения об аварийности (или отсутствии) дома.
Правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения суда, не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Губахинского городского суда Пермского края от 27 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа "Город Губаха" без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)