Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.07.2014 ПО ДЕЛУ N А55-22988/2013

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2014 г. по делу N А55-22988/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Закрытого акционерного общества "Ассоциация содействия социальным программам общества" - Ларионова Н.А., доверенность от 14.01.2014 г. N 1;
- от ИФНС России по Кировскому району г. Самары - Козьменко Н.А., доверенность от 02.09.2013 г. N 04-32/03354;
- от Управления ФНС России по Самарской области - Исаев И.М., доверенность от 11.11.2013 г. N 12-22/0071@ после перерыва Быков В.С., доверенность от 26.08.2013 г. N 12-22/0054;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Закрытого акционерного общества "Ассоциация содействия социальным программам общества", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 января 2014 года по делу N А55-22988/2013 (судья Лихоманенко О.А.)
по заявлению Закрытого акционерного общества "Ассоциация содействия социальным программам общества", (ОГРН 1026300766744), г. Самара,
к ИФНС России по Кировскому району г. Самары, г. Самара,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления ФНС России по Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным решения N 09-13/613 от 10.06.2013,

установил:

Закрытое акционерное общество "Ассоциация содействия социальным программам общества" (далее - ЗАО "АССПО", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Кировскому району г. Самары N 09-13/613 от 10.06.2013.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.01.2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Закрытое акционерное общество "Ассоциация содействия социальным программам общества" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять новое решение о признании недействительным решения ИФНС по Кировскому району г. Самара N 09-13/613 от 10.06.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В апелляционной жалобе указывает, что свидетельство, о государственной регистрации прав как правоподтверждающий документ имеет большую юридическую силу, нежели информация, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости.
Податель жалобы ссылается на то, что из представленных свидетельств о государственной регистрации права собственности ЗАО "АССПО" на земельные участки (серии 63-АЖ NN 245730, 245731, 260332, 245835) следует, что видом разрешенного использования является "фактически занимаемый земельный участок парком 60-летия Советской власти".
По мнению подателя жалобы, сведения государственного кадастра, входящие в противоречие с имеющимися сведениями единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не могут служить достаточным основанием для вывода о виде разрешенного использования спорных земельных участков.
Податель жалобы считает, что учитывая наличие противоречий в сведениях, имевшихся в государственном кадастре, со сведениями о виде разрешенного использования, указанными в свидетельствах о государственной регистрации прав, ЗАО "АССПО" правомерно применил при расчете земельного налога кадастровую стоимость, рассчитанную с учетом вида разрешенного использования "фактически занимаемый земельный участок парком 60-летия Советской власти".
Также податель жалобы ссылается на то, что на основании поданных ЗАО "АСППО" 02.08.2011 г. заявлений per. N 63-01-118/11-6740, 63-01-118/11-6753, 63-01-118/11-6758, 63-01-118/11-6759 ФГБУ "ФПКП Росреестра" по Самарской области внесло изменения в государственный кадастр недвижимости об изменении вида разрешенного использования земельных участков на "многоквартирные дома свыше 3-х этажей".
Изменение вида разрешенного использования участков повлекло изменение их кадастровой стоимости.
Поэтому, по мнению подателя жалобы, с момента изменения разрешенного использования спорных участков на "многоквартирные дома свыше 3-х этажей" налоговый орган не имел оснований производить доначисление налога, соответствующих штрафов и пени исходя из кадастровой стоимости, рассчитанной с учетом прежнего вида разрешенного использования - "под спортплощадки".
В связи с нахождением судьи Кузнецова В.В. в длительном отпуске определением председателя третьего судебного состава от 30 июня 2014 года произведена замена судьи Кузнецова В.В. на судью Кузнецова С.А.
В судебном заседании представитель Закрытого акционерного общества "Ассоциация содействия социальным программам общества" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители ИФНС России по Кировскому району г. Самары и Управления ФНС России по Самарской области считают решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании был объявлен перерыв с 30 июня 2014 года по 07 июля 2014 года.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные обществом требования удовлетворить частично по следующим основаниям.
05.12.2012 ЗАО "АССПО" в ИФНС России по Кировскому району г. Самары представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу, в которой налогоплательщиком самостоятельно отражены земельные участки (ранее не отраженные в первичной налоговой декларации), начислен земельный налог за 2011 год.
В соответствии с объяснениями представителей ЗАО "АССПО", расчет земельного налога в отношении земельных участков под кадастровыми номерами: 63:01:219002:523, 63:01:219001:525, 63:01:219002:522, 63:01:219001:520 был осуществлен обществом исходя из показателей кадастровой стоимости, которая соответствует виду разрешенного использования "фактически занимаемый земельный участок парком 60-летия Советской власти", указанному в свидетельствах о государственной регистрации права на названные земельные участки.
При этом кадастровая стоимость земельного участка 63:01:219002:523 по данным общества составила 1359639 руб.; кадастровая стоимость земельного участка 63:01:219001:525 по данным общества составила 600863 руб.; кадастровая стоимость земельного участка 63:01:219002:522 по данным общества составила 123991383 руб.; кадастровая стоимость земельного участка 63:01:219001:520 по данным общества составила 30738635 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной декларации по земельному налогу за 2011 год, ИФНС России по Кировскому району г. Самары вынесено оспариваемое решение N 09-13/613 от 10.06.2013, которым ЗАО "АССПО" привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1883375 руб. 20 коп. Этим же решением обществу доначислен земельный налог в размере 21668066 руб., а также начислены пени в размере 3216487 руб. 14 коп. (т. 1, л.д. 15-23).
Не согласившись с вынесенным решением, ЗАО "АССПО" обжаловало его в УФНС России по Самарской области, которое своим решением от 23.08.2013 N 03-15/20693с апелляционную жалобу оставило без удовлетворения, и решение налоговой инспекции утвердило (т. 1, л.д. 24-26), что послужило основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного решения налогового органа незаконным суд первой инстанции исходил из того, что ЗАО "АССПО" за предоставлением сведений о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2011 в уполномоченный орган не обращалось, а самостоятельно исчислило земельный налог, исходя из вида разрешенного использования "фактически занимаемый земельный участок парком 60-летия Советской власти".
Суд указал, что ЗАО "АССПО" достоверно знало о том, что с июня 2010 года изменилось разрешенное использование названных земельных участков с "фактически занимаемый земельный участок парком 60-летия Советской власти" на "под спортплощадки".
При этом судом первой инстанции правильно указано на то, что определение налоговой базы по земельному налогу должно осуществляться юридическим лицом на основании документов, содержащих сведения о земельном участке, внесенные в ГКН, и выданных уполномоченным органом кадастрового учета.
Судом также верно отмечено в решении, что неправильное отражение в свидетельствах о государственной регистрации права на земельные участки вида разрешенного использования само по себе не изменяет кадастровой стоимости земельного участка с учетом действительного разрешенного вида использования, а также не ограничивает права общества по использованию принадлежащих ему на праве собственности земельных участков в соответствии с действительным разрешенным видом использования земельного участка.
Суд исходил из того, что налоговым органом обоснованно исчислен земельный налог, исходя из кадастровой стоимости земельных участков установленной с 18.06.2010 и 25.06.2010 при изменении вида разрешенного использования земельного участка, на основании сведений уполномоченного государственного органа в области кадастра недвижимости.
Доводы ЗАО "АССПО" о неправильном определении периода исчисления земельного налога в связи с продажей земельных участков правильно отклонены судом, поскольку ЗАО "АССПО" не представлены какие-либо доказательства того, что с момента заключения договора купли-продажи 23.08.2011 в реестр были внесены записи о праве ООО "МегаЛенд-ХХ1" на указанные земельные участки, в соответствии с представленными свидетельствами о государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве ООО "МегаЛенд-ХХ1" на указанные земельные участки внесена только 11.03.2013 (т. 2, л.д. 38-31), кроме того, ЗАО "АССПО" не представлены какие-либо доказательства того, что ООО "МегаЛенд-ХХ1" уплачивало земельный налог на указанные земельные участки в период с 23.08.2011.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221 -ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221 -ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как следует из разъяснений, изложенных в письме Министерства финансов РФ от 13.03.2013 г. N 03-05-04-02/7507, исчисление земельного налога в отношении земельного участка, у которого в течение налогового периода менялась кадастровая стоимость, в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, целесообразно осуществлять с применение коэффициента, аналогичного коэффициенту, установленному в пункте 7 статьи 396 Налогового кодекса РФ.
Согласно пункту 7 статьи 396 Налогового кодекса РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
Право собственности Общества на спорные участки зарегистрировано в установленном порядке 25.05.2011 г.
10.08.2011 года на основании постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 года N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самаркой области" изменились показатели кадастровой стоимости участков под кадастровыми номерами 63:01:0219001:525, 63:01:0219001:520, 63:01:02190020:523, 63:01:0219002:522 в связи с изменением вида разрешенного использования с "под спортплощадки" на "многоквартирные дома свыше 3 этажей".
Это обстоятельство было известно ИФНС России по Кировскому району г. Самары, о чем свидетельствует указание на это в обжалуемом решении N 09-13/613 от 10.06.2013 года (лист 5-6 решения), л.д. 19-20, том 1, а также было известно Управлению ФНС России по Самарской области, о чем свидетельствует указание на это обстоятельство в решении по апелляционной жалобе общества (решение от 23.08.2013 года N 03-15/20693с), (лист 3-4 решения, л.д. 25, том 1)
Эти сведения были представлены ИФНС России по Кировскому району г. Самары Федеральной кадастровой палатой по Самарской области письмом от 26.12.2012 г. N 36363 (л.д. 98, том 1).
Следовательно, налоговый орган должен был учесть при вынесении обжалуемого решения и начислении земельного налога это обстоятельство.
В силу пункта 1 статьи 52, пункта 1 статьи 53 Кодекса налогоплательщик исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, представляющей собой стоимостную характеристику объекта налогообложения.
Кадастровая стоимость земельного участка исчисляется путем умножения его площади на средний удельный показатель кадастровой стоимости в кадастровом квартале применительно к соответствующему виду разрешенного использования.
Отсутствие в главе 31 Кодекса нормы, регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельных участков, не препятствует налогоплательщику исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06 ноября 2012 года N 7701/12, в котором также указано, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
Вывод о необходимости исчисления суммы земельного налога с момента внесения данных о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Таким образом, расчет подлежащего уплате обществом земельного налога должен быть произведен следующим образом.
Для целей исчисления земельного налога, с учетом положений пункта 7 статьи 396 НК РФ, количество полных месяцев, в течение которых земельные участки имели вид разрешенного использования "под спортплощадки", составило 2 (с июня по июль 2011 г.). Август 2011 г. в расчет не принимается, поскольку изменение вида разрешенного использования на "многоквартирные дома свыше 3-х этажей" произошло 10.08.2011 г., то есть до 15 числа соответствующего месяца. Размер коэффициента для исчисления налога-2:12=0,1666. Налоговая ставка - 1,5%.
Изменение с 10.08.2011 вида разрешенного использования участков с "под спортплощадки" на "многоквартирные дома свыше трех этажей" повлекло изменение их кадастровой стоимости. С 10.08.2011 кадастровая стоимость участков составила:
- - земельного участка с кадастровым номером 63:01:0219001:523-11 182 018,45 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 63:01:0219001:525-4 941 650,20 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 63:01:0219001:522-1 013 731 721,66 рублей.
- земельного участка с кадастровым номером 63:01:0219001:520-243 897 109,70 рублей.
Изменения с 10.08.2011 вида разрешенного использования земельных участков и их кадастровой стоимости подтверждено имеющимися в материалах дела кадастровыми паспортами от 10.08.2011.
В оспариваемом решении, как следует из его содержания, расчет подлежащего уплате Обществом земельного налога за весь 2011 год произведен исходя из кадастровой стоимости участков по состоянию на 01.01.2011, изменение кадастровой стоимости участков с 10.08.2011 налоговым органом при расчете не учтено.
Согласно расчету, в соответствии с которым сумма налога исчислена с учетом изменения вида разрешенного использования земельного участка в течение налогового периода (с 10.08.2011) сумма налога, которую налоговый орган доначислять не имел оснований, составила 14 336 125,76 руб.
Таким образом, поскольку налоговым органом оспариваемым решением доначислено обществу земельного налога в сумме 21 668 066 руб. следует признать недействительным решение ИФНС России по Кировскому району г. Самары N 09-13/613 от 10 июня 2013 года в части доначисления земельного налога в части, превышающей сумму 7331941 руб., соответствующих сумм штрафов и пени (21 668 066 руб. - 14 336 125 руб.), а также соответствующих сумм штрафов и пени.
Ссылка налогового органа на то обстоятельство, что в суде первой инстанции общество не ссылалось на изменение кадастровой стоимости земельных участков с 10.08.2014 года, не может быть принята во внимание, поскольку согласно ч. 1 ст. 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в судебном заседании коллегиальным составом судей по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными Главой 34 АПК РФ и обязан проверить все доводы, свидетельствующие о незаконности обжалуемого акта.
Кроме того, об изменении кадастровой стоимости участков с 10.08.2014 года указано в самом обжалуемом решении налогового органа.
С учетом изложенного, в связи с неправильным применением норм материального права и неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение, для дела согласно п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ решение суда следует отменить и принять новый судебный акт, которым требования общества удовлетворить частично, признать недействительным решение ИФНС России по Кировскому району г. Самары N 09-13/613 от 10 июня 2013 года в части доначисления земельного налога в части, превышающей сумму 7331941 руб., соответствующих сумм штрафов и пени, в остальной части в удовлетворении заявления Закрытого акционерного общества "Ассоциация содействия социальным программам общества" отказать.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 января 2014 года по делу N А55-22988/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования Закрытого акционерного общества "Ассоциация содействия социальным программам общества" удовлетворить частично.
Признать недействительным решение ИФНС России по Кировскому району г. Самары N 09-13/613 от 10 июня 2013 года в части доначисления земельного налога в части, превышающей сумму 7331941 руб., соответствующих сумм штрафов и пени.
В остальной части в удовлетворении заявления Закрытого акционерного общества "Ассоциация содействия социальным программам общества" отказать.
Взыскать с ИФНС России по Кировскому району г. Самары в пользу Закрытого акционерного общества "Ассоциация содействия социальным программам общества" 3000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить Закрытому акционерному обществу "Ассоциация содействия социальным программам общества", (ОГРН 1026300766744), г. Самара, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
П.В.БАЖАН
С.А.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)