Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.04.2015 ПО ДЕЛУ N А35-4449/2013

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2015 г. по делу N А35-4449/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2015 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маховой Е.В.,
судей Сурненкова А.А.,
Колянчиковой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Труновой Т.В.,
при участии:
от ООО "Курская ТСК": Дякин Е.Л., представитель по доверенности от 25.12.2014 г.,
от ООО "УК ДОМКОМ": Чупиков А.В., представитель по доверенности от 02.06.2014 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК ДОМКОМ" на решение Арбитражного суда Курской области от 26.12.2014 г. по делу N А35-4449/2013 (судья Цепкова Н.О.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" (ОГРН 1124632011756, ИНН 4632168044) к обществу с ограниченной ответственностью "УК ДОМКОМ" (ОГРН 1094632009713, ИНН 463211244) о взыскании 8 313 483 руб. 14 коп.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" (далее - ООО "Курская ТСК", истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "УК ДОМКОМ" (далее - ООО "УК ДОМКОМ", ответчик) о взыскании долга по договору на снабжение тепловой энергией в горячей воде N 2321076 от 31.07.2013 г. за январь - апрель 2013 года (жилые помещения) в сумме 7 711 270 руб. 95 коп., в том числе 7 599 472 руб. 07 коп. долга и 111 798 руб. 88 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами (дело N А35-4449/2013).
Также ООО "Курская ТСК" обратилось с иском к ООО "УК ДОМКОМ" о взыскании долга по договору на снабжение тепловой энергии в горячей воде N 2321076 от 31.07.2013 г. за январь - апрель 2013 года (нежилые помещения) в сумме 37 496 руб. 73 коп., в том числе 37 259 руб. 42 коп. долга и 237 руб. 31 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами (дело N А35-4804/2013).
Определением суда первой инстанции от 15.10.2013 г. дела N А35-4449/2013 и N А35-4804/2013 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер А35-4449/2013.
Впоследствии истец на основании ст. 49 АПК РФ неоднократно уточнял заявленные исковые требования, в ходе последнего уточнения просил суд взыскать с ответчика долг в сумме 8 313 483 руб. 14 коп.
Решением Арбитражного суда Курской области от 26.12.2014 г. уточненные исковые требования ООО "Курская ТСК" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "УК ДОМКОМ" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленного иска.
В ходе судебного заседания апелляционной инстанции представитель ООО "УК ДОМКОМ" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "Курская ТСК" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Протокольным определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 г. отказано в удовлетворении ходатайств ООО "УК ДОМКОМ" о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации г. Курска и собственников многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика, ввиду отсутствия правовых оснований для привлечения третьих лиц на стадии апелляционного судопроизводства.
Также указанным протокольным определением отказано в удовлетворении ходатайств ответчика об истребовании из Администрации г. Курска дополнительных документов, а именно: сведений о владении ООО "Курская ТСК" городскими тепловыми сетями, устройствами, предназначенными для производства тепловой энергии; устройствами, предназначенными для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии; совокупностью устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок, находящихся в муниципальной собственности, и документов, подтверждающих соответствующее владение, а также об истребовании сведений о зарегистрированных гражданах в д. 24 по ул. Дружбы г. Курска, поскольку указанные сведения и документы имеются в материалах дела (т. 1, л.д. 193-210; т. 2, л.д. 1-93; т. 4, л.д. 62-68, 82, 226-227). Оснований полагать, что указанные сведения являются недостоверными, у суда не имеется, обратного ответчиком не доказано.
В соответствии с ч. 1 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителей сторон, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 31.07.2013 г. между ООО "Курская ТСК" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "УК ДОМКОМ" (исполнитель) заключен договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде N 2321076, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась подавать исполнителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, а исполнитель обязался принимать и оплачивать принятую тепловую энергию в определенном договором порядке, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Согласно п. 6.1 договора договор вступает в силу с 01.01.2013 г. и действует до 31.12.2013 г.
Поданная ресурсоснабжающей организацией тепловая энергия принимается исполнителем для последующего оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных и жилых домах, перечень которых с указанием максимальных тепловых нагрузок приведен в приложении N 2, являющемся неотъемлемой частью договора (п. 1.1 договора).
В силу п. 2.3.2 договора исполнитель обязался оплачивать потребленную тепловую энергию в порядке, сроки и размере, предусмотренные разделом настоящего договора, по тарифам, утвержденным в соответствии с решениями Комитета по тарифам и ценам Курской области.
Согласно п. 4.1 договора расчетным периодом по настоящему договору является один календарный месяц.
Оплата потребленной энергии осуществляется исполнителем путем перечисления денежных средств на расчетный счет ресурсоснабжающей организации до 10 числа месяца, следующего за отчетным (п. 4.2 договора).
Пунктом 4.3 договора предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация ежемесячно не позднее 5-го числа месяца следующего за отчетным направляет исполнителю акт об оказании услуг, счет-фактуру, счет за потребленную в расчетном периоде тепловую энергию и теплоноситель, акт сверки взаимных расчетов.
При этом исполнитель в срок не позднее 3-х дней обязан вернуть в адрес ресурсоснабжающей организации подписанные со своей стороны и заверенные печатью акты об оказании услуг и акты сверки взаимных расчетов.
В соответствии с п. п. 4.5, 4.6 договора при наличии у исполнителя коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии оплата тепловой энергии производится по данным учета этих приборов. При отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии оплата тепловой энергии производится в следующем порядке:
- - за отопление - за объем коммунальной услуги (отопление) рассчитанный исходя из площади отапливаемых жилых и нежилых помещений и нормативов потребления коммунальной услуги (отопление), а также за объем коммунальной услуги (отопление), рассчитанный на отопление на общедомовые нужды;
- - за горячее водоснабжение - за объем коммунальной услуги (горячее водоснабжение), определенный по показаниям индивидуальных приборов учета или по нормативам потребления горячей воды, а также за объем коммунальной услуги (горячее водоснабжение), определенный по нормативам потребления горячей воды на общедомовые нужды.
ООО "Курская ТСК" во исполнение принятых на себя обязательств по договору N 2321076 от 31.07.2013 г. в период с января по апрель 2013 года отпустило тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, расположенные в городе Курске по ул. Орловская, 26, пр. Дружбы, 24, ул. 50 лет Октября, 13, ул. 50 лет Октября, 11, ул. Чернышевского, 70, ул. Чернышевского, 72, ул. Чехова, 6, пр. Ленинского Комсомола, 75. Стоимость поставленного коммунального ресурса по расчету истца составила 8 396 017 руб. 38 коп., из которых 8 358 757 руб. 96 коп. - по жилым помещениям, 37 259 руб. 42 коп. - по нежилым помещениям.
На основании п. 4.3 договора N 2321076 от 31.07.2013 г. истец направил в адрес ООО "УК ДОМКОМ" акты приема-передачи услуг, счета и счета-фактуры на оплату потребленной тепловой энергии за период с января по апрель 2013 года (копии имеются в материалах дела).
Однако ответчик оплату поставленного коммунального ресурса в спорный период в полном объеме не произвел, акты приема-передачи не подписал.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по договору N 2321076 от 31.07.2013 г., ООО "Курская ТСК" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
В силу ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Заключенный сторонами 31.07.2013 г. договор на снабжение тепловой энергии в горячей воде N 2321076 по своей правовой природе относится к договорам энергоснабжения, правоотношения по которому регулируются нормами параграфа 6 главы 30 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные ст. ст. 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (ст. 539 ГК РФ).
В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что ООО "УК ДОМКОМ" является управляющей компанией и предоставляет коммунальные услуги жителям многоквартирных жилых домов. Для предоставления этих услуг ответчик приобретал у истца как ресурсоснабжающей организации коммунальный ресурс.
Таким образом, принимая во внимание, что тепловая энергия поставлялась ответчику для предоставления гражданам - потребителям коммунальных услуг, отношения сторон в спорный период регламентировались, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно п. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Исходя из положений п. п. 2, 9 ст. 161, п. 2 ст. 162 ЖК РФ, на управляющую организацию по договору управления многоквартирным домом возлагаются обязанности по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлению иной направленной на достижение целей управления деятельности.
В соответствии с п. 2 Правил N 354 исполнитель - это юридическое лицо независимо организационно - правовой формы, или индивидуальный предприниматель предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
ООО "УК ДОМКОМ" является исполнителем коммунальных услуг, действует при этом в интересах жителей домов - физических лиц, обслуживанием, которого он занимается и в отношении которых он является управляющей компанией.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующие в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
Факт поставки истцом ответчику тепловой энергии и горячей воды в период с января по апрель 2013 года подтверждается материалами дела, не оспорен и не опровергнут ответчиком.
По условиям договора N 2321076 от 31.07.2013 г. (п. 2.3.2) оплата потребленной тепловой энергии производится по тарифам, утвержденным в соответствии с решениями Комитета по тарифам и ценам Курской области.
При этом в объем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению входит не только количество тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, определяемое по показаниям индивидуальных приборов учета или по нормативам потребления горячей воды в случае отсутствия индивидуальных приборов учета, но и количество тепловой энергии, определяемое по нормативам потребления на общедомовые нужды (п. 4.6 договора).
Согласно уточненному расчету истца задолженность за поставленный в спорный период коммунальный ресурс составила 8 313 483 руб. 14 коп. (8 358 757 руб. 96 коп. (сумма задолженности по жилым помещениям) - 82 534 руб. 24 коп. (частичная оплата) + 37 259 руб. 42 коп. (сумма задолженности по нежилым помещениям), л.д. 145-148 т. 6).
Расчет объема отпущенной тепловой энергии, поставленной ответчику в многоквартирные дома в целом, как в жилые (нежилые) помещения, так и места общего пользования, основан истцом на Постановлении Правительства Российской Федерации N 306 от 23.05.2006 г. "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила N 306), которым нормативы потребления коммунальных услуг определены как нормативы объема коммунального ресурса при отсутствии приборов учета (с учетом величин, характеризующих потребление тепловой энергии в местах общего пользования) (п. 2 Правил N 306).
В частности, объем отпущенной тепловой энергии в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета тепловой энергии, и в дома, по которым не представлялись показания общедомовых приборов учета, произведен истцом на основании норматива потребления по горячему водоснабжению (на одного человека в месяц) и норматива потребления по отоплению (с учетом площади помещений). Количество тепловой энергии отпущенной в многоквартирные дома, оборудованные общедомовыми приборами учета тепловой энергии, определено истцом по показаниям прибора учета на основании отчетов о суточных параметрах теплоснабжения за период с января по апрель 2013 года.
Используемые истцом нормативы потребления горячей воды установлены Постановлением Администрации города Курска от 17.11.2009 г. N 3017, Постановлением Администрации г. Курска от 31.01.2005 г. N 171.
Применяемый истцом тариф по отоплению установлен для ООО "Курская ТСК" постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 23.11.2012 г. N 138.
Между сторонами в данном случае возникли разногласия по количеству тепловой энергии, отпущенной в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета.
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В связи с вступлением в силу Правил N 354 с 01.09.2012 г. был изменен порядок начисления гражданам платы за жилищно-коммунальные услуги.
Так, согласно п. 40 указанных Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Пунктом 42 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Согласно п. 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам.
В соответствии с п. 3 Правил N 306 нормативы потребления утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Губернатора Курской области от 27.03.2012 г. N 158-пг "Об уполномоченном органе по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг" Комитет жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области признан уполномоченным органом по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг.
Приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области N 64 от 20.08.2012 г. утверждены нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, подлежащие применению с 01.09.2012 г. на территории Курской области.
Однако в целях недопущения на территории ряда муниципальных образований Курской области роста совокупного конечного платежа граждан за жилищно-коммунальные услуги срок применения нормативов потребления был введен с 01.01.2013 г.
Впоследствии Распоряжением Губернатора Курской области N 115-рг от 25.02.2013 г. "О коммунальных платежах" действие Приказа Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области N 64 от 20.08.2012 г. приостановлено до 01.07.2013 г.
В соответствии с Распоряжением Губернатора Курской области N 445-рг от 26.06.2013 г. "О внесении изменений в распоряжение Губернатора Курской области N 115-рг от 25.02.2013 "О коммунальных платежах" утвержденные нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды действуют с 01.01.2014 г.
Таким образом, в спорный период норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, утвержденный Приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области от 20.08.2012 г. N 64, не действовал.
Вместе с тем, как правильно указал арбитражный суд области, применение до 01.01.2014 г. при расчете объема отпущенной тепловой энергии только показаний индивидуальных приборов учета фактически означает освобождение ответчика от обязанности оплачивать коммунальные ресурсы на общедомовые нужды, что, в свою очередь, противоречит как нормам Гражданского кодекса РФ, так и нормам жилищного законодательства.
Кроме того, судом области обоснованно указано, что использование при расчете количества потребленной тепловой энергии показаний индивидуальных приборов не учитывает неизбежные потери во внутридомовых сетях, оплата которых в данном случае лежит на собственниках помещений домов опосредованно через управляющую компанию. Использование только показаний индивидуальных приборов учета к отношениям между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг означало бы по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на истца ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении исполнителя коммунальных услуг, а также коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества многоквартирного дома.
В силу п. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Между тем, ответчик, указывая на необходимость оплачивать тепловую энергию исходя из показателей индивидуальных приборов учета, не представил сведений о том, какими действовавшими в спорном периоде нормативными правовыми актами собственники помещений многоквартирных жилых домов были освобождены от обязанности по оплате энергии, потребленной в помещениях общего пользования, а равно потерь этой энергии во внутридомовых сетях, являющихся общим имуществом названных собственников.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 9 АПК РФ, а также положений ст. 65 АПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
Учитывая изложенное, суд области обоснованно согласился с расчетом истца, выполненным с использованием нормативов потребления по горячему водоснабжению (на одного человека в месяц) и нормативов потребления по отоплению (с учетом площади помещений), установленных Постановлениями Администрации города Курска от 17.11.2009 г. N 3017 и от 31.01.2005 г. N 171, расчетного способа в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.2006 г., Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г.
Представленный истцом расчет задолженности проверен судом и признан арифметически верным.
Частью 1 ст. 71 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, оценив представленные в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ и учитывая, что ответчик не исполнил в спорный период обязательство по оплате тепловой энергии и горячего водоснабжения в полном объеме, арбитражный суд области правильно удовлетворил исковые требования ООО "Курская ТСК" в заявленном размере.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд области не привлек к участию в деле всех собственников помещений в многоквартирных жилых домах, в которые истцом поставлялся коммунальный ресурс, а также Администрацию г. Курска в качестве третьих лиц, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Вопрос о привлечении третьих лиц решается судом в порядке, установленном ст. ст. 50, 51 АПК РФ с учетом обстоятельств дела, исходя из того, могут ли быть затронуты вынесенным решением права и обязанности не привлеченных к участию в деле лиц.
В данном случае спор между сторонами возник из ненадлежащего исполнения ответчиком условий договора N 2321076 от 31.07.2013 г., в котором его сторонами являются только ООО "Курская ТСК" и ООО "УК ДОМКОМ". Собственники помещений в многоквартирных жилых домах и Администрация г. Курска не являются стороной данного договора.
В силу п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
При этом по общему правилу, закрепленному в п. п. 6.2, 7 ст. 155 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. В свою очередь, управляющая организация, получающая плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с ресурсоснабжающими организациями, с которыми заключены договоры поставки соответствующих ресурсов, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Таким образом, учитывая предмет спора и основание иска, суд первой инстанции обоснованно не привлек к участию в деле в качестве третьих лиц собственников многоквартирных жилых домов и Администрацию г. Курска.
Довод ответчика относительно того, что судом первой инстанции не исследовался вопрос о том, действительно ли истец является теплоснабжающей организацией, также отклоняется судебной коллегией.
В соответствии с нормами ст. ст. 426, 548 ГК РФ договор теплоснабжения отнесен к категории публичных договоров и поэтому к нему подлежат применению правила о порядке и сроках заключения договора в обязательном порядке (ст. 445 ГК РФ).
При заключении договора N 2321076 от 31.07.2013 г. у ответчика не возникло сомнений в статусе ООО "Курская ТСК" как ресурсоснабжающей организации. Договор подписан сторонами без разногласий.
Довод ответчика о том, что суд не учел то обстоятельство, что договором N 2321076 от 31.07.2013 г. предусмотрена оплата за горячее водоснабжение именно исходя из показаний индивидуальных приборов учета, основан на неправильном толковании условий договора.
Как следует из положений п. 4.6 договора N 2321076 от 31.07.2013 г., при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии оплата тепловой энергии производится в следующем порядке: за отопление - за объем коммунальной услуги (отопление) рассчитанный исходя из площади отапливаемых жилых и нежилых помещений и нормативов потребления коммунальной услуги (отопление), а также за объем коммунальной услуги (отопление), рассчитанный на отопление на общедомовые нужды; за горячее водоснабжение - за объем коммунальной услуги (горячее водоснабжение), определенный по показаниям индивидуальных приборов учета или по нормативам потребления горячей воды, а также за объем коммунальной услуги (горячее водоснабжение), определенный по нормативам потребления горячей воды на общедомовые нужды.
Исходя из буквального толкования положений указанного пункта договора (ст. 431 ГК РФ), следует, что оплата за объем коммунальной услуги (горячее водоснабжение) производиться на основании показаний индивидуальных приборов учета или по нормативам потребления горячей воды.
Довод заявителя апелляционной жалобы о необоснованности применения Правил N 306 при определении объема отпущенного коммунального ресурса несостоятелен и подлежит отклонению.
В соответствии с подп. "д" п. 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 124 от 14.02.2012 г., в договоре снабжения коммунальными ресурсами должны быть предусмотрены обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, сроки и - порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ресурсоснабжающей организацией показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Если иное не установлено соглашением сторон 1-го числа месяца следующего за расчетным.
В нарушение положений вышеуказанного Постановления Правительства РФ ответчик при заключении договора не представил сведений о наличии установленных индивидуальных приборов учета, а также не представлял сведения о показаниях ИПУ в течение спорного периода.
В этой связи начисление платы за тепловую энергию и горячее водоснабжение по жилым многоквартирным домам, находящимся в управлении ответчика, в которых не установлены общедомовые приборы учета, производилось истцом исходя из соответствующих нормативов потребления, установленных Постановлением Администрации города Курска от 17.11.2009 г. N 3017, Постановлением Администрации г. Курска от 31.01.2005 г. N 171, расчетным способом в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.2006 г., Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относятся на ее заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 102 - 112, 266 - 269, 271 АПК РФ, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 26.12.2014 г. по делу N А35-4449/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.

Председательствующий
Е.В.МАХОВАЯ

Судьи
А.А.СУРНЕНКОВ
Л.А.КОЛЯНЧИКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)