Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.06.2015 N 18АП-6047/2015 ПО ДЕЛУ N А76-25950/2014

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2015 г. N 18АП-6047/2015

Дело N А76-25950/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2015 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.04.2015 по делу N А76-25950/2014 (судья Зайцев С.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого Заказчика Калининского района" - Гиниятуллина В.Х. (доверенность N 59 от 14.11.2014);
- Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Логинов Д.В. (доверенность N 4 от 26.02.2015);
- Прокуратуры Челябинской области - Макарова С.А. (служебное удостоверение).

Общество с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района" (далее - ООО "ДЕЗ Калининского района", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - управление, административный орган, ГУ "ГЖИ Челябинской области") о признании незаконным и отмене постановления N 257 от 26.09.2014 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Романова Оксана Львовна (далее - Романова О.Л.) и прокуратура города Челябинска.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.04.2015 (резолютивная часть решения объявлена 23.04.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ДЕЗ Калининского района" просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обосновании апелляционной жалобы общество ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и неверное применение судом норм материального и процессуального права. Указывает на отсутствие в его действиях объективной стороны состава вмененного ему административного правонарушения. Обращает внимание на следующие обстоятельства: возлагая на заявителя ответственность за установку общедомового прибора учета электрической энергии, суд не учел, что в плату на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома эти мероприятия не включены, по договору управления заявитель не принимал на себя обязанность по установке такого прибора и собственниками помещений многоквартирного дома решение об оплате расходов на установку этого прибора не принималось; законом установка таких приборов учета отнесена к видам работ по капитальному ремонту; в случае не решения вопроса по установке прибора учета собственниками помещений правом на установку прибора учета наделена ресурсоснабжающая организация, которая в последующем вправе требовать возмещения понесенных расходов; в силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) требование об организации учета ресурса на этот дом не распространяются, поскольку составленными заявителем актами осмотров от 2012 и 2013 годов установлено, что система электроснабжения дома требует капитального ремонта, о чем собственники помещений этого дома были уведомлены.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители заинтересованного лица и Прокуратуры Челябинской области в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалованного судебного акта.
Романова О.Л. о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет. В судебное заседание представители этого лица не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей указанного третьего лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "ДЕЗ Калининского района" зарегистрировано в качестве юридического лица 03.11.2005 за основным государственным регистрационным номером 10574215908941 и осуществляет управление общим имуществом многоквартирного жилого дома N 68 по ул. Молодогвардейцев в г. Челябинске (протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 03.07.2006 N 1/68, договоры управления от 23.07.2007).
В связи с поступлением в прокуратуру города Челябинска 01.08.2014 обращения собственника помещения указанного многоквартирного дома Романовой О.Л., содержащего сведения о необоснованном начислении платы за общедомовое потребление электроэнергии, прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что в нарушение ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и пп."к" п. 11 Правил содержания общедомового имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), по состоянию на 20.08.2014 в указанном доме не обеспечена установка и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии.
По указанному факту нарушения прокуратурой 01.09.2014 в присутствии представителя ООО "ДЕЗ Калининского района" вынесено постановление о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ). Материалы административного производства направлены прокуратурой для рассмотрения по подведомственности в ГУ "ГЖИ Челябинской области".
Определением управления от 23.09.2014 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 26.09.2014. Копия определения направлена в адрес заявителя по факсу и получена адресатом 24.09.2014.
26.09.2014 управлением в присутствии представителя общества в отношении заявителя вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 руб.
Не согласившись с этим постановлением, ООО "ДЕЗ Калининского района" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции соответствующим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений ч.ч. 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ, несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "ДЕЗ Калининского района" избрана в качестве управляющей организации в многоквартирном доме N 68 по ул. Молодогвардейцев в г. Челябинске.
В соответствии с договором управления многоквартирным домом от 23.04.2007, заявитель обязался выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту (в том числе капитальному ремонту) общего имущества в указанном многоквартирном доме по вышеуказанному адресу, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления, деятельность.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 этого Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 этого Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Подпунктом "к" пункта 11 Правил N 491 установлено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя в том числе обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона N 261-ФЗ, в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
Частью 1 статьи 13 этого же Закона установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Пунктом 4 статьи 7 Закона N 261-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности отнесено в том числе установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Приказом Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области от 14.12.2010 N 178 утвержден Перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах Челябинской области, пунктом 8 которого на управляющие организации возложена обязанность по установке общедомовых (коллективных) приборов учета потребления электрической энергии.
С учетом указанных нормативных положений суд первой инстанции правомерно указал на то, что в рассматриваемой ситуации заявитель, как управляющая организация, осуществляющая управление общим имуществом многоквартирного жилого дома, несет нормативно установленную обязанность по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета потребляемой электрической энергии.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что договором управления указанная обязанность общества не предусмотрена, и собственники помещений многоквартирного дома не приняли решение о финансировании исполнения этой обязанности, подлежат отклонению.
Как отмечено выше, обязанность по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета потребляемой электрической энергии возложена на управляющую организацию в силу закона и отсутствие надлежащего урегулирования с собственниками помещений многоквартирного дома вопроса о финансировании соответствующих мероприятий не устраняет указанную обязанность.
Также не может быть признано обстоятельством, освобождающим общество от исполнения этой обязанности наличие у ресурсоснабжающей организации права на самостоятельную установку прибора учета (на что также ссылается податель апелляционной жалобы).
Заявитель в апелляционной жалобе ссылается на положения ч. 1 ст. 13 Закона N 261-ФЗ, которыми в числе прочего предусмотрено, что требования этой статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года. Заявитель полагает, что поскольку проведенными им в 2012 и 2013 годах осмотрами жилого дома установлена необходимость капитального ремонта системы электроснабжения дома, требование Закона N 261-ФЗ в части организации учета используемых энергетических ресурсов на этот дом не распространяются.
Между тем, в силу указанной нормы основанием для освобождения от исполнения обязанности в части организации учета используемых энергетических ресурсов является отнесение жилых домов к домам, подлежащим в том числе капитальному ремонту до 01.01.2013. При этом, как обоснованно указано судом первой инстанции, доказательств принятия собственниками помещений многоквартирного дома до 01.01.2013 решения о проведении капитального ремонта этого дома в материалах дела не имеется. В соответствии с выпиской из Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области, утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 21.05.2014 N 195-П, капитальный ремонт дома N 68 по ул. Молодогвардейцев в г. Челябинске запланирован на 2020 год. В этой связи доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению.
Проведенной прокуратурой проверкой установлено и заявителем по существу не оспаривается факт необеспечения установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета потребляемой электрической энергии в рассматриваемом жилом доме.
Таким образом, установленная законом обязанность по организации учета используемых энергетических ресурсов путем установки прибора учета электрической энергии обществом не исполнена, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку доказательств наличия объективных препятствий для надлежащего исполнения требований законодательства об энергосбережении заявителем не представлено, суд полагает доказанной вину заявителя в совершении вмененного ему правонарушения.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ.
Привлечение к ответственности состоялось в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при проведении проверки и привлечении к ответственности, влекущих признание незаконным и отмену постановления по делу об административном правонарушении, административным органом не допущено.
Размер примененной административным органом меры ответственности соответствует минимальному размеру санкции, предусмотренной ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о законности оспоренного постановления.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отмены решения суда (п. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при вынесении обжалованного решения не допущено.
В этой связи оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с п. 5 ст. 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается. В этой связи государственная пошлина, излишне уплаченная обществом при подаче апелляционной жалобы в сумме 3000 руб. по платежному поручению от 07.05.2015 N 1874, подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.04.2015 по делу N 76-25950/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района" (основной государственный регистрационный номер 10574215908941) из федерального бюджета госпошлину в сумме 3000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 07.05.2015 N 1874.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
А.А.АРЯМОВ

Судьи
М.Б.МАЛЫШЕВ
Н.Г.ПЛАКСИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)