Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Муниципальное образование (собственник помещений) не оплатило оказанные ассоциацией ТСЖ услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилых домов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Хайбулова А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.11.2014 (судья Медникова М.Е.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 (председательствующий судья Лыткина О.В., судьи Камерилова В.А., Телегина Т.Н.)
по делу N А57-14594/2014
по исковому заявлению ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, г. Саратов (ИНН 6453074026, ОГРН 1036405320456) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", (ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246) о взыскании задолженности, с участием третьих лиц: муниципального образования "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов",
установил:
ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова (далее - АТСЖ Ленинского района, истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с иском к муниципальному образованию (далее - МО) "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам, ответчик) о взыскании 339 276 руб. 48 коп. задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги.
Делу по данному иску был присвоен номер А57-14594/14.
Арбитражный суд Саратовской области определением от 26.11.2014 выделил в отдельное производство исковые требования о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги за жилое помещение N 44 по ул. Тархова, д. 4Б в размере 19 894 руб. 55 коп.; за жилое помещение N 2 комната 2 по ул. Тархова, д. 15 в размере 5036 руб. 52 коп.; за жилое помещение N 146 по ул. Батавина, д. 10 в размере 47 671 руб. 89 коп., итого на общую сумму 72 602 руб. 96 коп.
С учетом выделения части исковых требований в данном деле рассмотрены исковые требования о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги за жилое помещение N 85 по ул. Перспективная, д. 4 за период с 01.06.2011 по 30.06.2014 в размере 23 463 руб. 98 коп.; за жилое помещение N 27 комната 1 по ул. Перспективная, д. 7А за период с 01.06.2013 по 31.07.2014 в размере 6921 руб. 59 коп.; за жилое помещение N 7 по ул. Перспективная, д. 8Б за период с 01.06.2013 по 30.11.2013 в размере 3627 руб. 53 коп.; за жилое помещение N 9 комната 1 по ул. Ломоносова, д. 17 за период с 01.01.2014 по 31.07.2014 в размере 7048 руб. 44 коп.; за жилое помещение N 66 по ул. Днепропетровская, д. 8 за период с 01.06.2013 по 31.05.2014 в размере 17 673 руб. 08 коп.; за жилое помещение N 430 по ул. Уфимцева, д. 2 за период с 01.06.2013 по 30.11.2013 в размере 6570 руб. 38 коп.; за жилое помещение N 60 по ул. Уфимцева, д. 6 корпус 3 за период с 01.06.2011 по 31.07.2014 в размере 39 919 руб. 69 коп., в общей сумме 105 224 руб. 69 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.11.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация МО "Город Саратов" обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на то, что единственным способом перечисления денежных средств является выделение субсидий на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов. В соответствии с бюджетным законодательством перечисление денежных средств иным способом не допускается.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, в обслуживании истца находятся многоквартирные жилые дома: N 4 по ул. Перспективная, N 7А по ул. Перспективная, N 8Б по ул. Перспективная, N 17 по ул. Ломоносова, N 8 по ул. Днепропетровская, N 2 по ул. Уфимцева, N 6 корпус 3 по ул. Уфимцева по договорам, заключенным с ТСЖ "Днепр 2004", ТСЖ "Техстекло", ТСЖ "Антоновское", ТСЖ "Сатурн-1", ТСЖ "Уфимский" и на основании решений общих собраний членов ТСЖ с 2006 года.
Жилое помещение N 85 по ул. Перспективная, д. 4, жилое помещение N 27 комната 1 по ул. Перспективная, д. 7А, жилое помещение N 7 по ул. Перспективная, д. 8Б, жилое помещение N 9 комната 1 по ул. Ломоносова, д. 17, жилое помещение N 66 по ул. Днепропетровская, д. 8, жилое помещение N 430 по ул. Уфимцева, д. 2, жилое помещение N 60 по ул. Уфимцева, д. 6 корпус 3 принадлежали в спорном периоде на праве собственности МО "Город Саратов", в подтверждение чего истцом предоставлены справки жилищного отдела N 1, 2, 4, 7, копии лицевых счетов, а также поквартирные карточки по каждому жилому помещению.
Согласно представленным Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области выпискам из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правообладателях по указанным выше объектам недвижимости отсутствуют.
Данные жилые помещения согласно документам, представленным КУИ города Саратова, значатся в реестре муниципальной собственности МО "Город Саратов".
Истец в обоснование своих требований предоставил суду копии протоколов ТСЖ "Днепр 2004" от 10.01.2006, ТСЖ "Техстекло" от 10.01.2006, ТСЖ "Антоновское" от 17.01.2006, ТСЖ "Сатурн-1" от 13.01.2006, ТСЖ "Уфимский" от 13.01.2006, подтверждающих размер платы за содержание жилья, текущий ремонт многоквартирных домов.
Одновременно истцом суду предоставлен расчет суммы задолженности по каждому жилому помещению с указанием тарифов, согласно которому у ответчика за спорный период имеется задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги в размере 105 224 руб. 69 коп.
Неоплата МО "Город Саратов" жилищно-коммунальных услуг послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что МО "Город Саратов", являясь собственником помещений в многоквартирном доме, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, входящего в состав товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием членов товарищества.
Вышеуказанные взносы являются расходными обязательствами МО "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
В силу части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товарищество собственников жилья вправе: определять смету доходов и расходов, в том числе затраты на капитальный ремонт многоквартирного дома (пункта 2) и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (пункта 3).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.
Согласно Жилищному законодательству Российской Федерации МО "Город Саратов" обязано участвовать в расходах, связанных с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, соразмерно занимаемой площади в этом доме.
Однако МО "Город Саратов" не производило соответствующую оплату.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 ЖК РФ), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также частью 1 статьи 158 ЖК РФ на собственника помещения в многоквартирном доме, наряду с положением части 1 статьи 39 ЖК РФ, возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Из содержания вышеприведенных положений статей ЖК РФ и ГК РФ следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
Статьи 152, 153 ЖК РФ обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (статья 16 Правил N 491).
Из приведенных норм права следует, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственником помещения.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 12 вышеуказанных Правил и статьей 161 ЖК РФ при выборе иного способа управления многоквартирным домом, нежели непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, у собственника обязанность по содержанию имущества путем непосредственного содержания имущества, трансформируется в денежное обязательство перед организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
МО "Город Саратов" обязано нести соразмерно его доле расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном жилом доме, так как владеет нежилым помещением в этом доме на праве собственности. Отсутствие заключенного договора на возмещение соответствующих затрат не является основанием для освобождения ответчика от участия в таких расходах.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в части 1 статьи 37 ЖК РФ, т.е. пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Истец неоднократно информировал ответчика об образовавшейся задолженности за жилищно-коммунальные услуги и предлагал погасить ее в досудебном порядке. Однако ответчиком задолженность перед истцом не была погашена. Расчет задолженности не оспорен.
Возможность предоставления денежных средств на жилищно-коммунальные услуги способом, указанным в статье 78 БК РФ, в порядке субсидирования, не может применяться в рассматриваемом случае, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 ЖК РФ.
Согласно данной норме эта финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов.
Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома.
В данном случае речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на жилищно-коммунальные услуги доли МО "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, входящего в состав товарищества, в порядке и размере установленном общим собранием членов товарищества и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 ЖК РФ, на основании статей 39, 154, 158 ЖК РФ и статей 210, 249, 309 ГК РФ.
Статьей 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 Устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести МО "Город Саратов" в лице администрации.
Таким образом, МО "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, обязано ежемесячно производить оплату за жилищно-коммунальные услуги общего имущества в многоквартирном доме, входящем в состав данного товарищества.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обоснованно сделав вывод о том, что МО "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на жилищно-коммунальные услуги доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, входящего в состав товарищества, в порядке и размере, установленными общим собранием членов товарищества.
Согласно части 3.1 Решения Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-246 "О муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов" муниципальную казну составляет имущество города, находящееся в собственности МО "Город Саратов", в том числе средства бюджета города.
В силу статьи 55 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями Городской Думы.
В соответствии с Положением о Комитете по финансам, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет по финансам - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями Городской Думы.
Согласно пункту 1.2 Положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим Положением, Комитет по финансам координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса.
В соответствии с частью 3.22 Положения Комитет по финансам выступает в суде от имени МО "Город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно пункту 3.23 Комитет по финансам исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
Таким образом, исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится Комитетом по финансам в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в части взыскания с МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу АТСЖ Ленинского района задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги за спорные жилые помещения в общей сумме 105 224 руб. 69 коп.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.11.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по делу N А57-14594/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
Г.Н.МАХМУТОВА
А.А.ХАЙБУЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 27.05.2015 N Ф06-24108/2015 ПО ДЕЛУ N А57-14594/2014
Требование: О взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги.Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Муниципальное образование (собственник помещений) не оплатило оказанные ассоциацией ТСЖ услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилых домов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2015 г. N Ф06-24108/2015
Дело N А57-14594/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Хайбулова А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.11.2014 (судья Медникова М.Е.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 (председательствующий судья Лыткина О.В., судьи Камерилова В.А., Телегина Т.Н.)
по делу N А57-14594/2014
по исковому заявлению ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, г. Саратов (ИНН 6453074026, ОГРН 1036405320456) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", (ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246) о взыскании задолженности, с участием третьих лиц: муниципального образования "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов",
установил:
ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова (далее - АТСЖ Ленинского района, истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с иском к муниципальному образованию (далее - МО) "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам, ответчик) о взыскании 339 276 руб. 48 коп. задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги.
Делу по данному иску был присвоен номер А57-14594/14.
Арбитражный суд Саратовской области определением от 26.11.2014 выделил в отдельное производство исковые требования о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги за жилое помещение N 44 по ул. Тархова, д. 4Б в размере 19 894 руб. 55 коп.; за жилое помещение N 2 комната 2 по ул. Тархова, д. 15 в размере 5036 руб. 52 коп.; за жилое помещение N 146 по ул. Батавина, д. 10 в размере 47 671 руб. 89 коп., итого на общую сумму 72 602 руб. 96 коп.
С учетом выделения части исковых требований в данном деле рассмотрены исковые требования о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги за жилое помещение N 85 по ул. Перспективная, д. 4 за период с 01.06.2011 по 30.06.2014 в размере 23 463 руб. 98 коп.; за жилое помещение N 27 комната 1 по ул. Перспективная, д. 7А за период с 01.06.2013 по 31.07.2014 в размере 6921 руб. 59 коп.; за жилое помещение N 7 по ул. Перспективная, д. 8Б за период с 01.06.2013 по 30.11.2013 в размере 3627 руб. 53 коп.; за жилое помещение N 9 комната 1 по ул. Ломоносова, д. 17 за период с 01.01.2014 по 31.07.2014 в размере 7048 руб. 44 коп.; за жилое помещение N 66 по ул. Днепропетровская, д. 8 за период с 01.06.2013 по 31.05.2014 в размере 17 673 руб. 08 коп.; за жилое помещение N 430 по ул. Уфимцева, д. 2 за период с 01.06.2013 по 30.11.2013 в размере 6570 руб. 38 коп.; за жилое помещение N 60 по ул. Уфимцева, д. 6 корпус 3 за период с 01.06.2011 по 31.07.2014 в размере 39 919 руб. 69 коп., в общей сумме 105 224 руб. 69 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.11.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация МО "Город Саратов" обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на то, что единственным способом перечисления денежных средств является выделение субсидий на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов. В соответствии с бюджетным законодательством перечисление денежных средств иным способом не допускается.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, в обслуживании истца находятся многоквартирные жилые дома: N 4 по ул. Перспективная, N 7А по ул. Перспективная, N 8Б по ул. Перспективная, N 17 по ул. Ломоносова, N 8 по ул. Днепропетровская, N 2 по ул. Уфимцева, N 6 корпус 3 по ул. Уфимцева по договорам, заключенным с ТСЖ "Днепр 2004", ТСЖ "Техстекло", ТСЖ "Антоновское", ТСЖ "Сатурн-1", ТСЖ "Уфимский" и на основании решений общих собраний членов ТСЖ с 2006 года.
Жилое помещение N 85 по ул. Перспективная, д. 4, жилое помещение N 27 комната 1 по ул. Перспективная, д. 7А, жилое помещение N 7 по ул. Перспективная, д. 8Б, жилое помещение N 9 комната 1 по ул. Ломоносова, д. 17, жилое помещение N 66 по ул. Днепропетровская, д. 8, жилое помещение N 430 по ул. Уфимцева, д. 2, жилое помещение N 60 по ул. Уфимцева, д. 6 корпус 3 принадлежали в спорном периоде на праве собственности МО "Город Саратов", в подтверждение чего истцом предоставлены справки жилищного отдела N 1, 2, 4, 7, копии лицевых счетов, а также поквартирные карточки по каждому жилому помещению.
Согласно представленным Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области выпискам из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правообладателях по указанным выше объектам недвижимости отсутствуют.
Данные жилые помещения согласно документам, представленным КУИ города Саратова, значатся в реестре муниципальной собственности МО "Город Саратов".
Истец в обоснование своих требований предоставил суду копии протоколов ТСЖ "Днепр 2004" от 10.01.2006, ТСЖ "Техстекло" от 10.01.2006, ТСЖ "Антоновское" от 17.01.2006, ТСЖ "Сатурн-1" от 13.01.2006, ТСЖ "Уфимский" от 13.01.2006, подтверждающих размер платы за содержание жилья, текущий ремонт многоквартирных домов.
Одновременно истцом суду предоставлен расчет суммы задолженности по каждому жилому помещению с указанием тарифов, согласно которому у ответчика за спорный период имеется задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги в размере 105 224 руб. 69 коп.
Неоплата МО "Город Саратов" жилищно-коммунальных услуг послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что МО "Город Саратов", являясь собственником помещений в многоквартирном доме, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, входящего в состав товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием членов товарищества.
Вышеуказанные взносы являются расходными обязательствами МО "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
В силу части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товарищество собственников жилья вправе: определять смету доходов и расходов, в том числе затраты на капитальный ремонт многоквартирного дома (пункта 2) и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (пункта 3).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.
Согласно Жилищному законодательству Российской Федерации МО "Город Саратов" обязано участвовать в расходах, связанных с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, соразмерно занимаемой площади в этом доме.
Однако МО "Город Саратов" не производило соответствующую оплату.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 ЖК РФ), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также частью 1 статьи 158 ЖК РФ на собственника помещения в многоквартирном доме, наряду с положением части 1 статьи 39 ЖК РФ, возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Из содержания вышеприведенных положений статей ЖК РФ и ГК РФ следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
Статьи 152, 153 ЖК РФ обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (статья 16 Правил N 491).
Из приведенных норм права следует, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственником помещения.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 12 вышеуказанных Правил и статьей 161 ЖК РФ при выборе иного способа управления многоквартирным домом, нежели непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, у собственника обязанность по содержанию имущества путем непосредственного содержания имущества, трансформируется в денежное обязательство перед организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
МО "Город Саратов" обязано нести соразмерно его доле расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном жилом доме, так как владеет нежилым помещением в этом доме на праве собственности. Отсутствие заключенного договора на возмещение соответствующих затрат не является основанием для освобождения ответчика от участия в таких расходах.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется по правилам, установленным в части 1 статьи 37 ЖК РФ, т.е. пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Истец неоднократно информировал ответчика об образовавшейся задолженности за жилищно-коммунальные услуги и предлагал погасить ее в досудебном порядке. Однако ответчиком задолженность перед истцом не была погашена. Расчет задолженности не оспорен.
Возможность предоставления денежных средств на жилищно-коммунальные услуги способом, указанным в статье 78 БК РФ, в порядке субсидирования, не может применяться в рассматриваемом случае, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 ЖК РФ.
Согласно данной норме эта финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов.
Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома.
В данном случае речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на жилищно-коммунальные услуги доли МО "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, входящего в состав товарищества, в порядке и размере установленном общим собранием членов товарищества и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 ЖК РФ, на основании статей 39, 154, 158 ЖК РФ и статей 210, 249, 309 ГК РФ.
Статьей 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 Устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести МО "Город Саратов" в лице администрации.
Таким образом, МО "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, обязано ежемесячно производить оплату за жилищно-коммунальные услуги общего имущества в многоквартирном доме, входящем в состав данного товарищества.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обоснованно сделав вывод о том, что МО "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на жилищно-коммунальные услуги доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, входящего в состав товарищества, в порядке и размере, установленными общим собранием членов товарищества.
Согласно части 3.1 Решения Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-246 "О муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов" муниципальную казну составляет имущество города, находящееся в собственности МО "Город Саратов", в том числе средства бюджета города.
В силу статьи 55 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями Городской Думы.
В соответствии с Положением о Комитете по финансам, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет по финансам - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями Городской Думы.
Согласно пункту 1.2 Положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим Положением, Комитет по финансам координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса.
В соответствии с частью 3.22 Положения Комитет по финансам выступает в суде от имени МО "Город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно пункту 3.23 Комитет по финансам исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
Таким образом, исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится Комитетом по финансам в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в части взыскания с МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу АТСЖ Ленинского района задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги за спорные жилые помещения в общей сумме 105 224 руб. 69 коп.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.11.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по делу N А57-14594/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
Г.Н.МАХМУТОВА
А.А.ХАЙБУЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)